Зарождение теории менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2015 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в следующем: любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
– всегда интересно и нужно;

Файлы: 1 файл

1. Зарождение теории менеджмента. Подход к теории управления с позиции классических школ..docx

— 183.77 Кб (Скачать файл)

Поэтому организация труда рассматривается как составная часть экономики труда. В рамках любой организации АПК организацию труда следует рассматривать в трехуровневом аспекте: на каждом рабочем месте; на уровне структурного подразделения; на уровне предприятия в целом.

Все эти три уровня взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому основным фактором повышения производительности труда на любом из этих уровней является совершенствование организации труда на научной основе6.

Одновременно на каждом уровне научная организация труда должна решать три основные задачи: экономическую – способствовать эффективному использованию ресурсного потенциала, обеспечивая при этом высокий уровень производительности труда, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и достижение в целом финансовой устойчивости организации АПК; психофизиологическую – создать оптимальные условия труда, способствующие нормативному расходу затрат психофизиологической энергии, гармонизации

 психофизиологических нагрузок на человека, снижению тяжести и нервно-психической напряженности труда, оздоровлению производственной среды, тем самым обеспечивая высокую и устойчивую работоспособность работника и сохранения его здоровья; социальную – способствовать повышению разнообразия труда, его содержательности, престижности, обеспечение полноценной оплаты труда. Если производство чутко реагирует на все новое, что появляется в области организации труда и систематически внедряет его в свою практику, то обычно говорят о научной организации труда (НОТ).

Научный подход к организации труда позволяет наилучшим образом соединить в процессе производства технику и людей, обеспечивает наиболее эффективнее ресурсный потенциал, что приводит к снижению себестоимости производимой продукции и повышение производительности труда. Иногда встречается мнение, что слово «научная» излишне в понятии «научная организация труда». Некоторые авторы считают, что ненаучной организации труда вообще быть не может, а поэтому понятие организация труда предполагает ее научность. С этим можно согласиться, поскольку здесь принципиальных различий нет. Понятие «научная» предусматривает качественную характеристику организации труда, но ведь сама организация труда – это и есть эффективная система осуществления трудового процесса.

Совершенствование организации труда и реализации в комплексе ее задач во многом зависит от соблюдения требований экономических и производственно-технологических законов, регулирующие организационно-производственные процессы через систему научных принципов. Принципы научной организации труда – это общие требования, правила, установки и положений законов которыми следует руководствоваться как в процессе проведения научных исследований, так и в практической деятельности7.

Встречаются различные точки зрения среди экономистов по составу и содержанию принципов НОТ, как методологической основной совершенствования организации. В связи с этим на основе научных исследований и опыта практической деятельности применительно к отраслям АПК рассмотрим некоторые, наиболее важные из них.

Принцип научности – означает, что практическая реализация разных аспектов любого направления организации труда, одновременно с их совершенствованием должно осуществляться с учетом результатов соответствующих имеющихся научных исследований на данном периоде времени. Для этого специалистам-практикам необходимо: владеть в достаточной степени информацией о проведении научных исследований в данной области организации труда и о полученных результатах; уметь выявлять необходимые результаты научных исследований или обобщенного передового практического опыта, апробировать и адаптировать их применительно к конкретным организационно-технологическим условиям.

Принцип оптимальности – обуславливает потребность выбора из имеющихся вариантов организации трудовых процессов наиболее оптимальный.

Принцип технологичности – предусматривает установление тесной взаимосвязи организации труда с технологией производства.

Принцип экономической эффективности – означает, что любая новация в области организации труда вначале должна быть всесторонне обоснована экономическими расчетами, доказана ее экономическая эффективность в случае внедрения, применительно к конкретным условиям и только тогда принята к внедрению.

Принцип комплексности – исходит из того, что по содержанию все основные направления организации труда тесно взаимоувязаны, в результате этого следует учесть, что любая новация в любом направлении организации труда соответственно влечет за собой изменения в других или во всех ее направлениях.

Изменения в структуре персонала первичного трудового коллектива одновременно влияет на разделение и кооперацию труда и организацию рабочих мест в данном подразделении, в процесс нормирования и оплаты труда и других аспектах.

Принцип гуманности – он должен учитываться всегда, поскольку все изменения в организации труда должны одновременно соизмеряться со степенью влияния на условиях труда работника, его работоспособность и системы вознаграждения за труд. Теория гуманизации труда признает необходимым повышение привлекательности любой работы для работника, формирование у него чувство удовлетворенности своим трудом, что рассматривается в комплексе как важнейшее условие повышение эффективности труда.

    1. СУТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО А. ФАЙОЛЮ

Исходной точкой зрения Файоля на менеджмент было то, что он считал его обязательным в любой сфере деятельности человека: в производстве, бизнесе, политике, правительстве, религии, в семье.

То, что менеджменту не учили в школах и университетах, как это имело место с преподаванием технических наук, было, согласно Фаиолю, результатом отсутствия теории менеджмента.

 Файоль попытался дать определение теории менеджмента, которую он рассматривал как соединение принципов, правил и методов управления, выработанных и проверенных всеобщим опытом работы.

Это и было причиной затруднений, возникающих в дальнейших теоретических обобщениях менеджмента и его последующем преподавании.

Файоль разделяет операции, которые имеют место на предприятиях, на шесть групп:

1. Операции технические (производство, изготовление продукта, его переработка).

2. Операции коммерческие (покупка, продажа, обмен).

3. Операции финансовые (привлечение капиталов и управление ими).

 

4. Операции страховые (защита имущества и личностей).

 5. Операции учетные (инвентарь, расходы, доходы, статистика). 

 6. Операции административные (планирование, организация, мотивация, контроль и координация).

 Интерес представляет и оценка Файолем качеств, которые необходимы менеджеру. Он расположил их в таком порядке8:

 – физические качества (здоровье, сила, речь);

 – умственные качества (способность понимать и изучать, умение оценивать, приспособление);

– моральные качества (энергичность, инициативность, ответственность, лояльность, тактичность, достоинство);

– общее образование (знание вопросов, относящихся не только к выполняемым функциям);

 – специальные знания (технические, коммерческие, финансовые, управленческие и прочие знания, непосредственно относящиеся к занимаемой должности);

– опыт работы (знания, полученные на базе предшествующей деятельности).

1.5 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ А. ФАЙОЛЕМ.

Анри Файлоль разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал некоторые, строго обязательные принципы управления.

Принципы менеджмента.

Файоль и «файолизм» как административная школа в управлении исходили из того, что существуют универсальные управленческие принципы. Лишь с использованием этих принципов связан успех организации.

Принципы управления, по Файолю,— это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. Как видно из определения, принципы не являются четко зафиксированными или абсолютными9.

Применительно к деятельности высшего звена управления Файоль сформулировал следующие принципы:

1. Разделение труда. Эта идея заимствована у классиков экономической теории и заключается в том, что для эффективного использования рабочей силы необходима специализация труда. Как и Тейлор, Файоль считал, что она применима для всех видов труда — исполнительного и управленческого. 

2. Власть и ответственность. По мнению Файоля, власть бывает официальной, которой менеджер обладает в силу занимаемой им должности, и личностной, которая является результатом его качеств как личности. Хороший менеджер соединяет официальную и личностную власть. Что же касается ответственности, то она представляет собой обратную сторону власти, ее следствие. Этот принцип, сформулированный Файолем, остается неизменным по сегодняшний день.

3. Дисциплина. Файоль понимал ее как повиновение, основанное не на страхе, а на уважении, доверии к руководителям на всех уровнях. При этом Файоль одним из самых действенных факторов воздействия на подчиненных считал личный пример начальника. Хороший пример начальника заставляет подчиненных ему подражать, плохой — имеет для всех самые отрицательные последствия.

4. Единоначалие. Этот принцип Файоля привел к возникновению его разногласий с Тейлором. Не коллегиальность, считал он, а приказ от вышестоящего сотрудника обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства. Выполнение указаний от двух, трех и более руководителей — угроза власти, дисциплине и стабильности.

5. Единство руководства. Согласно этому принципу деятельность, преследующая одну и ту же цель, должна организовываться одним руководителем в соответствии с единым планом. Лишь при таких условиях, возможно, обеспечить координацию и концентрацию усилий.

6. Подчинение частных интересов общим. Этот принцип был доводом против невежества, честолюбия, эгоизма, лени и других человеческих пороков, которые приводили к возникновению конфликтов, пренебрежению индивидами или группами индивидов общими интересами в угоду частным.

7. Вознаграждение. Оплата, должностной оклад, премия, разделение прибыли, все другие методы стимулирования труда должны быть справедливыми. Файоль пришел к выводу, что стимулирование труда зависит от многих факторов, но цель одна — обеспечить максимально возможное удовлетворение интересов сотрудников и работодателей.

8. Централизация. Любой организации свойственна централизация. Она не устанавливается либо отменяется менеджером. Вопрос централизации или децентрализации — это вопрос их соотношения, т.е. определения оптимального уровня концентрации или рассредоточения власти. Файоль категорично и однозначно определил соотношение централизации и децентрализации. По его мнению, «все, что направлено на повышение значения и роли подчиненных — децентрализация, а что направлено на их снижение — централизация».

9.Скалярная цепь. Она представляла собой «цепь начальников» от самого высокого до самого низкого ранга. Иначе ее можно охарактеризовать как должностную структуру, которая представляет собой путь достижения власти и каналы передачи информации.

10. Порядок. В сравнении с изложенным в первоначальных принципах 1908 г. этот принцип значительно расширился за счет отнесения его и к сырью, материалам, оборудованию. Что касается персонала, то порядок для его представителя — это цель, а цель четко устанавливается в структуре деятельности.

11. Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным.

12. Стабильность персонала. Излишняя текучесть кадров негативно влияет на издержки производства и его эффективность. Она является одновременно и причиной, и следствием плохого управления.

13. Инициатива. Этот принцип предполагал проявление каждым работником усердия и энергии во всех начинаниях.

14. Корпоративный дух. Гармония всех занятых на предприятиях и их единство в достижении цели — такова сущность этого принципа. В единстве не только сила, но и успех достижения целей бизнеса.

1.6 СУТЬ БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Школа бюрократического менеджмента была основана в Германии М. Вебером, который был историком, изучавшим социальные проблемы. М. Вебер одним из первых обратил внимание на необходимость рационализации управления в крупных хозяйствующих субъектах, специализирующихся на выпуске отдельных видов товаров и обладающих высокой степенью концентрации производственных процессов. Он предложил создать бюрократическую систему управления, которая основана не на личных субъективных оценках качества труда управленцев и его производительности, а на количественных формализованных оценках в соответствии с определенными правилами и процедурами. Наличие должностных обязанностей и прав, которые предписывают способы и методы выполнения работы и показатели ее оценки для каждого работника (должности), поддерживают стабильность управленческих организационных структур независимо от конкретных сотрудников, позволяют контролировать процессы управления.

Выдающийся немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920), ощутил потребность организационной бюрократии, ввел понятие «формальной рациональности» как свойство бюрократии. Вебер видел решение проблемы в том, чтобы освободить личность, насколько это возможно, от эмоций в суждениях, то есть все должно быть подчинено, рациональности и здравому смыслу. В «идеальной бюрократии» отбор и пребывание в должности основаны не на классовом сознании и кастовости, а на компетентности. Правила, процедуры и инструкции, апробированные однажды и оправдавшие себя, служат основой для принятия решений, а власть распределяется в соответствии с занимаемым положением и чином, а не по праву или традиции. Работники озабочены только выполнением своих задач и не участвуют в делах других, – полная беспристрастность в социальных отношениях. Администратор на вершине иерархической пирамиды не должен знать все о происходящем в низовых структурах. Предполагается, что находящиеся на нижних уровнях квалифицированные специалисты передают ему самую нужную «отфильтрованную» информацию и не заинтересованы в ее сокрытии. Рационально действующий менеджер – это полностью информированный руководитель.

Информация о работе Зарождение теории менеджмента