Защита информации в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:52, научная работа

Описание работы

Защита информации - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение важнейших аспектов информационной безопасности: целостности, доступности и, если нужно, конфиденциальности информации и ресурсов, используемых для ввода, хранения, обработки и передачи данных. Информационная безопасность - довольно емкая и многогранная проблема, охватывающая не только определенные необходимости защиты информации, но и то, как ее защищать, от чего защищать, когда защищать, чем защищать и какой должна быть эта защита. Для предотвращения искажения и потери информации используются и разрабатываются различные механизмы ее защиты: законодательные, организационные, технические, математические, программные и др.

Содержание работы

Введение 2
Понятие и цели защиты информации 3
Угрозы информационной безопасности 4
Защита информации в менеджменте 6
Внедрение системы безопасности информации на предприятии 8
Методы и средства защиты информации в менеджменте 9
Заключение 12
Список используемой литературы 14

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 34.95 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт – Петербургский  государственный

инженерно-экономический  университет»

 

Кафедра мировой экономики

 

Научно-исследовательская  работа

на тему: Защита информации в менеджменте

 

 

Выполнили:                                                                                                                  Студенты 2 курса группы Э1311

Антоникова Елена

Румянцева Лерина

 

 

 

Руководитель:

Мгебришвили М. М.

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2012

Оглавление

Введение 2

Понятие и  цели защиты информации 3

Угрозы информационной безопасности 4

Защита информации в менеджменте 6

Внедрение системы безопасности информации на предприятии 8

Методы и  средства защиты информации в менеджменте 9

Заключение 12

Список используемой литературы 14

Введение

Важным фактором рыночной экономики выступает конкуренция. И в этих условиях основным выступает  правило: кто владеет информацией, тот владеет миром. Информационный ресурс стал одним из наиболее мощных рычагов экономического развития. Появление новых различных информационных технологий, развитие мощных компьютерных систем хранения и обработки информации привели к необходимости повышения эффективности ее защиты. В связи с увеличением объемов данных, к которым обращается все большее число пользователей, увеличивается и уязвимость информации, то есть ее несанкционированное использование, искажение или уничтожение, в результате доступа к ней пользователей, не имеющих определенных полномочий.

Защита информации - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение  важнейших аспектов информационной безопасности: целостности, доступности  и, если нужно, конфиденциальности информации и ресурсов, используемых для ввода, хранения, обработки и передачи данных. Информационная безопасность - довольно емкая и многогранная проблема, охватывающая не только определенные необходимости защиты информации, но и то, как ее защищать, от чего защищать, когда защищать, чем защищать и какой должна быть эта защита. Для предотвращения искажения и потери информации используются и разрабатываются различные механизмы ее защиты: законодательные, организационные, технические, математические, программные и др.

Для чего нужна защита информации в менеджменте и в экономике  в целом? Раскрытие коммерческой информации может привести к серьезным прямым убыткам на рынке. Известие о краже большого объема информации обычно серьезно влияет на репутацию фирмы, приводя косвенно к потерям в объемах торговых операций. Фирмы-конкуренты могут воспользоваться кражей информации, если та осталась незамеченной, для того чтобы полностью разорить фирму, навязывая ей фиктивные либо заведомо убыточные сделки.

Подмена информации как на этапе передачи, так и на этапе  хранения в фирме может привести к огромным убыткам. Многократные успешные атаки на фирму, предоставляющую какой-либо вид информационных услуг, снижают доверие к фирме у клиентов, что сказывается на объеме доходов. То есть защита информации играет очень важную роль, поэтому проблема защиты информации является одной из наиболее важных.

Понятие и цели защиты информации

Защита информации представляет собой комплекс регулярно используемых средств и методов, принимаемых мер и осуществляемых мероприятий с целью систематического обеспечения требуемой надежности информации, генерируемой, хранящейся и обрабатываемой на каком-либо объекте какой-либо информационной системы, а также передаваемой по каким-либо каналам.

Защита должна носить системный  характер, то есть для получения  наилучших результатов все разрозненные виды защиты информации должны быть объединены в одно целое и функционировать  в составе единой системы, представляющей собой слаженный механизм взаимодействующих  элементов, предназначенных для  выполнения определенных задач по обеспечению  информационной безопасности. Иначе  говоря, при организации обеспечения  информационной безопасности закономерно  возникает необходимость в создании комплексной системы защиты информации, включающей в себя:

  • организационную защиту информации;
  • правовую защиту информацию;
  • программно-аппаратную защиту информации;
  • инженерно-техническую защиту информации.

Целями защиты информации на предприятии являются:

- предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, под­делки  информации;

- предотвращение угроз  безопасности личности, предприятия,  общества, государства;

- предотвращение несанкционированных  действий по унич­тожению, модификации,  искажению, копированию, блоки­рованию  информации;

предотвращение других форм незаконного вмешательства в  информационные ресурсы и системы, обеспечение правово­го режима документированной  информации как объекта собственности;

- защита конституционных  прав граждан на сохранение  лич­ной тайны и конфиденциальности  персональных данных, имеющихся  в информационных системах;

- сохранение, конфиденциальности  документированной информации в  соответствии с законо­дательством.

Угрозы информационной безопасности

Действия, которые могут  нанести ущерб информационной безопасности организации, можно разделить на несколько категорий.

1. Действия, осуществляемые  авторизованными пользователями

В эту категорию попадают:

целенаправленная кража  или уничтожение данных на рабочей  станции или сервере;

повреждение данных пользователем  в результате неосторожных действий.

2. "Электронные"  методы воздействия, осуществляемые  хакерами

Под хакерами понимаются люди, занимающиеся компьютерными преступлениями как профессионально (в том числе  в рамках конкурентной борьбы), так  и просто из любопытства. К таким  методам относятся:

несанкционированное проникновение  в компьютерные сети;

DOS-атаки.

Целью несанкционированного проникновения извне в сеть предприятия  может быть нанесение вреда (уничтожения  данных), кража конфиденциальной информации и использование ее в незаконных целях, использование сетевой инфраструктуры для организации атак на узлы третьих  фирм, кража средств со счетов и  т. п.

Атака типа DOS (сокр. от Denial of Service - "отказ в обслуживании") - это внешняя атака на узлы сети предприятия, отвечающие за ее безопасную и эффективную работу (файловые, почтовые сервера). Злоумышленники организуют массированную отправку пакетов  данных на эти узлы, чтобы вызвать  их перегрузку и, в итоге, на какое-то время вывести их из строя. Это, как  правило, влечет за собой нарушения  в бизнес-процессах компании-жертвы, потерю клиентов, ущерб репутации  и т. п.

3. Компьютерные  вирусы

Отдельная категория электронных  методов воздействия - компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Они представляют собой реальную опасность для современного бизнеса, широко использующего компьютерные сети, интернет и электронную почту. Проникновение вируса на узлы корпоративной  сети может привести к нарушению  их функционирования, потерям рабочего времени, утрате данных, краже конфиденциальной информации и даже прямым хищениям финансовых средств. Вирусная программа, проникшая в корпоративную сеть, может предоставить злоумышленникам  частичный или полный контроль над  деятельностью компании.

4. Спам

Всего за несколько лет  спам из незначительного раздражающего  фактора превратился в одну из серьезнейших угроз безопасности:

электронная почта в последнее  время стала главным каналом  распространения вредоносных программ;

 

спам отнимает массу времени  на просмотр и последующее удаление сообщений, вызывает у сотрудников  чувство психологического дискомфорта;

как частные лица, так  и организации становятся жертвами мошеннических схем, реализуемых  спамерами (зачастую подобного рода события потерпевшие стараются  не разглашать);

вместе со спамом нередко  удаляется важная корреспонденция, что может привести к потере клиентов, срыву контрактов и другим неприятным последствиям; опасность потери корреспонденции  особенно возрастает при использовании  черных списков RBL и других "грубых" методов фильтрации спама.

5. "Естественные" угрозы

На информационную безопасность компании могут влиять разнообразные  внешние факторы: причиной потери данных может стать неправильное хранение, кража компьютеров и носителей, форс-мажорные обстоятельства и т. д.

Защита информации в менеджменте

Управление предприятием не может эффективно проводиться  без достаточной оперативной, надежной, своевременной и достоверной  информации. Информация является основой  управленческого процесса, и от того, насколько она совершенна, во многом зависит качество управления предприятием. Информационная деятельность менеджера  требует от него четкой организации  процесса сбора, анализа и обработки  информации, причем он должен уметь  определять важность или второстепенность поступающей информации. Опытный  менеджер также должен уметь упорядочивать  коммуникации и обмен информацией  в рамках предприятия и фирмы.

Управляющая система получает от управляемой системы информацию о состоянии заданных ею технико-экономических  параметров в процессе производственной и финансово-хозяйственной деятельности. На основе полученной информации управляющая система (менеджмент) вырабатывает команды управления и передает их в управляемую систему для исполнения.                                                                                                                                  Информация, которая функционирует на предприятии в процессе управления, может быть классифицирована следующим образом:

1) по форме отображения (визуальная, аудиовизуальная и смешанная);

2) по форме представления (цифровая, буквенная, кодированная);

3) по роли в процессе управления (аналитическая, прогнозная, отчетная, научная, нормативная);

4) по качеству (достоверная, вероятностно достоверная, недостоверная, ложная);

5) по возможности использования (необходимая, достаточная, избыточная);

6) по степени обновляемое™ (постоянная, переменная);

7) по степени деятельности предприятия (экономическая, управленческая, социальная, технологическая);

8) по источнику возникновения (внутриорганизационная, внешняя);

9) по степени преобразования (первичная, производная, обобщенная);

10) по виду носителя (печатный текст, микрофильм, кинофильм, видеофильм, машинный носитель);

11) по времени поступления (периодическая, постоянная, эпизодическая, случайная)

Можно выделить и еще один вид информации, который существует в памяти каждого человека, включающий знание наук, накопленный опыт, схожие управленческие (ситуации, которые  уже были использованы в управлении, а также данные, опубликованные в  печати о работе других предприятий, факторы, влияющие на производственную и финансово-хозяйственную деятельность и управление и др.

Внедрение системы безопасности информации на предприятии

После проведения полного  тестирования спроектированной системы  ИБ, можно приступать к ее внедрению. Работы по внедрению системы включают выполнение следующих задач:

1) поставку программных и технических средств защиты информации;

2) инсталляцию программных компонентов;

3) настройку всех компонентов и подсистем;

4) проведение приемо-сдаточных испытаний;

5) внедрение системы управления ИБ;

6) обучение пользователей;

7) ввод системы ИБ в промышленную эксплуатацию.

Для эффективной дальнейшей эксплуатации системы необходимо обеспечить ее поддержку и сопровождение (собственными силами компании или силами привлекаемых специалистов).

При проведении работ по созданию или модернизации системы  информационной безопасности компания часто обращается за помощью к  внешним консультантам. Как выбрать  надежного партнера, которому можно  было бы доверить одну из самых критичных  областей бизнеса?

В первую очередь, компания-консультант  должна иметь хорошую репутацию  на рынке. Во-вторых, необходимо убедиться  в обширном опыте работы в сфере  ИБ как самой компании-консультанта, так и конкретных сотрудников, задействованных  в проекте. В-третьих, необходимо наличие  у исполнителя программно-аппаратных средств для построения тестовых стендов, проведения работ по проектированию и моделированию системы ИБ.

Информация о работе Защита информации в менеджменте