Жизненный цикл организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определение технологии управления процессом развития предприятий в современных условиях хозяйствования на основе анализа жизненных циклов. Выявить закономерности в развитии организаций.
Задача работы: Обосновать целесообразность применения модели жизненных циклов как инструмента управления изменениями на предприятиях. Провести анализ различных видов жизненных циклов и исследовать их взаимосвязи на соответствующих уровнях управления экономикой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Жизненный цикл организации………………………………………………..4
Понятие жизненного цикла организации………………………………...4
Модели жизненного цикла………………………………………………..5
Методика анализа жизненного цикла организации……………………..7
Анализ моделей жизненного цикла………………………………………9
Основа жизненного цикла организации…………………………………….11
Графическая модель жизненного цикла организации…………………11
Основные этапы жизненного цикла организации……………………...12
Применение теории жизненного цикла И.Адизеса непосредственно для Российской Федерации…………………………………………………..18
Развитие жизненного цикла организации………………………………….19
Социальный компонент жизненного цикла организации……………..19
Перспективные модели теории эволюции организации………............20
Механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла и направления его совершенствования ……………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованных источников…………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Жизненый цикл организации курсовая.docx

— 268.69 Кб (Скачать файл)

На стадии зрелости корпоративная культура широко разделяема и непротиворечива. Сотрудниками накоплено достаточно опыта, представления  организации сформированы. Зрелость организации означает, что ей удается  сохранять устойчивое положение  во внешней среде, а сам факт нахождения организации на этом этапе позволяет  думать, что провозглашенные ценности стали реальными и успешно  реализуются сотрудниками компании.

Стадию  старости организации автор определяет как противоречие между ней и  окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов, вытесняющих организацию с занятого рынка, или в исчезновении рынка. Для стадии старости характерна широкая  разделяемость организационной  культуры, доставшаяся компании в  наследство. В то же время догматичный  характер организационной культуры приводит к увеличению в ней противоречий главным образом между реальными  и провозглашенными ценностями. Следовательно, организационная культура на этом этапе  может быть описана в терминах «противоречивая» и «широко распространенная».

Таким образом, исследователь объясняет, что организационная  культура развивается вместе с организацией и определенной стадии жизненного цикла  организации соответствует определенный тип организационной культуры. Для  характеристики стадий жизненного цикла  автором выделяются «непротиворечивость» и «разделяемость» организационной  культуры. Также рассматривается  роль лидеров в формировании организационных  ценностей и установок. Таким  образом, говоря об управлении организацией как социальной системой, необходимо, по мнению автора, рассматривать модель организации, включающую в себя организационную  культуру как отдельную подсистему, находящуюся в тесной связи с  остальными подсистемами организации.

 

3.2 Перспективные модели теории  эволюции организации

 

Авторы  статьи «О жизненном цикле внутренней среды организации» Н.В.Хмелькова  и Е.В.Попов предлагают принципиально  новую теорию эволюции организации. Они утверждают, что сегодня классическая теория нуждается в серьезном  пересмотре и применении системно-интеграционного  подхода в изучении развития компаний, т.к. организация в целом предстает  как первичный элемент анализа, в то время как динамика ее внутренней структуры практически не изучена. Принципиально отлична  теория, предложенная авторами статьи. Признавая сложность и неоднородность внутренней среды организации, исследователи предполагают, что различные подсистемы в структуре организации отличаются не только самобытным содержанием, но и собственной скоростью эволюции, которая может отличаться от скорости развития организации в целом.

Такая постановка проблемы позволит заменить понимание  развития организации как смены  стадий жизненного цикла интерпретацией взаимодействия отдельных элементов  внутренней среды организации, находящихся  на разных стадиях собственных жизненных циклов.

Для комплексного изучения явления организационной  эволюции исследователи используют введенный Р.Нельсоном и С.Уинтером термин  «организационная рутина»  для описания привычных, предсказуемых, повторяющихся образцов деятельности. Организационные рутины привносят  в организацию стабильность, но в  то же время выступают основной причиной происходящих в организации изменений  при формировании новых внешних  условий функционирования. Исходя из этого определения авторы утверждают, что именно организационные рутины выступают в качестве наиболее приемлемой основы для описания эволюции организации.

Подобный  подход позволяет представить организацию  в виде иерархии рутин, представленной на рисунке 2. Причем организационные  рутины расположены  с учетом особенностей воспроизводства, сохранения и эволюции рутин соответственно.

 

                                            


 

 

 

опыт  рыночного

функционирования

 


поведенческие паттерны


организационно-управленческие и

технологические особенности предприятия


когнитивные механизм

социально-экономический  генотип


                       институциональные особенности  предприятия


 

             культурные особенности внутрифирменной среды


 

         ментальные особенности участников деятельности предприятия

                               


  Рис.3 Пирамидальная структура внутренней среды организации

В основании  пирамиды располагается фундаментальная  группа уровней, изменения в которых  проходят медленно, вследствие глубокого  укоренения данных организационных  рутин во внутренней среде организации. К ним относят ментальные особенности  участников деятельности предприятия, культурные особенности внутрифирменной  среды, институциональные особенности  предприятия, когнитивные механизмы. В совокупности они формируют  социально-экономический генотип, т.е. признаки, наследуемые организацией. В верхней  части пирамиды расположены  функциональные уровни, изменения в  которых происходят в более короткие сроки. К подобным подвижным слоям  относят организационно-управленческие и технологические признаки предприятия, поведенческие паттерны, опыт рыночного  функционирования. Находясь в постоянном взаимодействии друг с другом, данные организационные рутины представляют предпосылки для эволюционного  развития организации.

Каждая  из представленных организационных  рутин развивается по собственному жизненному циклу, включающему несколько  стадий. Первый этап получил названия «прорутинность», в течение этого  этапа происходит формирование новой  рутины, определяется вероятная отдача от нее (сокращение издержек, рост прибыли  и т.п.). Следующая стадия – «рутинность», во время которой оправдавшаяся  как источник конкурентоспособности  организационная рутина приносит устойчивую пользу компании. Последняя стадия – «пострутинность», или «жесткость». На этой стадии находятся те организационные  рутины, которые отработали свой ресурс и являются теми «окостенелостями», от которых организации необходимо избавляться. Такими рутинами могут  стать знания, умения и навыки работников, ценности организации и т.д.

В целом  с точки зрения системно-интеграционного  подхода эволюция организации представляет собой трансформацию всей пирамиды внутренней среды организации в  целом, причем каждый слой имеет собственную  скорость развития. При этом фундаментальные  уровни имеют более длительный цикл жизнедеятельности, в то время как  функциональные уровни существуют более  короткий промежуток времени, находясь в зависимости от рыночного поведения  организации и обеспечивая адаптацию  предприятия к изменениям  внешней  среды. Наиболее вероятный, по мнению авторов, сценарий развития организации происходит в том случае, когда за время  жизненного цикла фундаментального уровня происходит смена нескольких функциональных.

Таким образом, видим, что предложенный системно-интеграционный подход отличается от традиционных моделей  жизненного цикла организации и  представляется перспективным объектом изучения исследователей. Основное его  преимущество в том, что он позволяет  более точно диагностировать  предприятие и способствует принятию наиболее верных управленческих решений  в зависимости от стадии жизненного цикла не только всей организации  в целом, но и стадии развития отдельных  подсистем ее внутренней среды.     

4. Механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла и направления его совершенствования

 

Жизненный цикл организации (материальная основа, фазы цикла, средний срок жизни экономической  организации, переход организации  в новое качествоМассовое обновление основного капитала - материальная основа экономического цикла и жизненного цикла организации. Возникновение, становление, развитие, отмирание или переход в новое качество как фазы жизненного цикла.

              

 

  Рис. 4.Типичный жизненный цикл организации

 

Фазы  жизненного цикла фирмы можно  описывать и при помощи динамики объемов производства. Достижение равновесия фирмы - того объема производства, когда  прибыль становится максимальной, - прямой путь к переходу в новое  качество. Нерешение данной проблемы - движение в направлении умирания экономической организации, коей является фирма.

Даже  самые успешные фирмы, “живущие”  долго, не могут похвастаться, что  после каждого жизненного цикла  они становились крупнее, а их бизнес рос. Большие компании наиболее устойчивы по сравнению с мелкими, имеющими меньше ресурсов. Периоды, связанные  с получением убытков, не являются исключениями в их “жизни”. Главное для них  – получение прибыли в конечном итоге, т. е. за весь период жизненного цикла (сегодняшние убытки могут  быть покрыты предыдущими прибылями  и накопленным в предыдущих циклах капиталом).

Необходимо  сказать, что в жизненном цикле  фирмы очень важное место принадлежит  четвертой (последней) фазе. Появляющаяся “вилка” или дает фирме возможность  развиваться в будущем, или приводит к умиранию экономической организации.

Возможности развития в организационном плане  предоставляются самые разнообразные. Это – слияния и поглощения компаний, создание финансово-монополистических  и финансово-промышленных групп  В результате появляется новая внутрифирменная структура, отличная от предыдущей. Она может быть как более высокой иерархией (увеличивается количество “этажей” управления и, соответственно, затрат на координацию), так и более плоской (создание финансово-промышленных групп, переход к сетевым структурам и проч.).

Главным ориентиром при обосновании выбора направления развития производства по-прежнему являются технические возможности  предприятия, а не изменения рыночной конъюнктуры. В данных условиях возникает  необходимость разработки инструментов менеджмента, позволяющих обеспечить своевременную и адекватную реакцию  предприятия  на изменения внешней  среды. 

Одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой  экономической системы, является модель жизненных циклов. Управление развитием  предприятия на основе модели жизненных  циклов  дает возможность вырабатывать направление необходимых преобразований и последовательно и целенаправленно  проводить изменения. В настоящее  время в экономических науках описание жизненных циклов носит  преимущественно качественный характер, в практической деятельности применение модели довольно ограничено из-за  недостаточной  проработки отдельных методологических моментов.

Рассмотрены основные ситуации взаимовлияния жизненных  циклов спроса, технологии и товара:

- Ситуация  гармоничного рынка (рис.5);

- Ситуация  нарушения гармоничности рынка  в сфере сбыта (рис.6);

- Ситуация  нарушения гармоничности рынка  в сфере производства (рис.7);

- Ситуация  нарушения гармоничности рынка в сфере производства и в    сфере сбыта (рис.8);

- Ситуация  нарушения гармоничности рынка в сфере сбыта при  

отсутствии  спроса (рис.9);

- Ситуация  нарушения гармоничности рынка  в сфере производства 

 и сбыта  при отсутствии спроса (рис.10).

Разработан  механизм управления развитием предприятия  на основе    модели жизненных  циклов. Реализация механизма предполагает применение  метода QFD (развертывание функции качества) и  метода экспертных оценок в качестве инструмента управления внутриорганизационными изменениями. Использование механизма позволяет обеспечить обоснованный выбор управленческих решений по развитию   промышленного   предприятия в соответствии с изменениями требований окружающей среды.   

Модель  жизненных циклов является одним  из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой  экономической системы.   На основе  модели жизненных циклов можно проанализировать отдельные факторы, влияющие на организационную эффективность. Разнообразие видов жизненных циклов позволяет анализировать изменения, происходящие на различных уровнях управления промышленным предприятием.

 

Таблица 2.

Возможности и ограничения модели жизненных  циклов


Возможности

Ограничения

1.  Позволяет прогнозировать  сбыт, 

     планировать   производственную  

     программу.

2.  Позволяет определять   базисные    

     стратегии  на разных этапах 

     развития.

3.  Позволяет качественно  

     охарактеризовать  каждый этап

     развития . 
4. Позволяет определить

     последовательность  этапов 

     развития предприятия

1. Проблематичность определения    длительности 

    различных   стадий жизненного   цикла и   всего 

    жизненного цикла      в   целом.

2. Невозможность однозначной   идентификации 

    отдельных    стадий     жизненного     цикла.

3. Трудности   определения  момента  наступления 

     конкретного     этапа жизненного     цикла

4.  Сложность определения  границ между 

     стадиями      жизненного      цикла.

5. Невозможность точного  определения начала  и 

    конца     каждого     вида жизненного  цикла.

Информация о работе Жизненный цикл организации