Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:25, курсовая работа
Цель работы: определение технологии управления процессом развития предприятий в современных условиях хозяйствования на основе анализа жизненных циклов. Выявить закономерности в развитии организаций.
Задача работы: Обосновать целесообразность применения модели жизненных циклов как инструмента управления изменениями на предприятиях. Провести анализ различных видов жизненных циклов и исследовать их взаимосвязи на соответствующих уровнях управления экономикой.
Введение…………………………………………………………………………...3
Жизненный цикл организации………………………………………………..4
Понятие жизненного цикла организации………………………………...4
Модели жизненного цикла………………………………………………..5
Методика анализа жизненного цикла организации……………………..7
Анализ моделей жизненного цикла………………………………………9
Основа жизненного цикла организации…………………………………….11
Графическая модель жизненного цикла организации…………………11
Основные этапы жизненного цикла организации……………………...12
Применение теории жизненного цикла И.Адизеса непосредственно для Российской Федерации…………………………………………………..18
Развитие жизненного цикла организации………………………………….19
Социальный компонент жизненного цикла организации……………..19
Перспективные модели теории эволюции организации………............20
Механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла и направления его совершенствования ……………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованных источников…………………………………………..32
Уровни управления предприятием |
Виды жизненных циклов |
Факторы, влияющие на различных уровнях управления предприятием |
Степень управляемости факторов |
Макроуровень |
Жизненный цикл спроса |
Факторы внешней среды косвенного воздействия |
Неуправляемые факторы |
Мезоуровень |
Жизненный цикл технологии |
Факторы внешней среды прямого воздействия |
Частично управляемые факторы |
Микроуровень |
Жизненный цикл товара |
Факторы внутренней среды |
Управляемые факторы |
По аналогии с известной классификацией, выделено три иерархических уровня управления промышленным предприятием. На каждом уровне на предприятие оказывают влияние определенные группы факторов:
1. Макроуровень
– факторы внешней среды
2. Мезоуровень
– факторы внешней среды
3. Микроуровень – факторы внутренней среды.
Определена
степень управляемости факторов
для различных видов жизненных
циклов. Разработанная классификации
отражает необходимость учета
4. Сформулированы
условия развития предприятия
с учетом взаимосвязи
Сочетания
жизненных циклов спроса, технологии
и товара наиболее объективно отражают
изменения на различных уровнях
управления промышленным предприятием.
Для обеспечения
1. Кривая
жизненного цикла товара
2. Кривая
жизненного цикла технологии
отражает возможность
3. Кривая спроса отражает потенциальный объем продаж конкретного товара.
4. Спрос на протяжении всего жизненного цикла удовлетворен одним видом товара, который в свою очередь, реализован в рамках конкретной технологии.
5. Длительности
жизненных циклов спроса, технологии
и товара равны, т.е. являются
элементами единого цикла
6. Кривая
жизненного цикла товара не
может быть выше кривой
7. Длительности
стадий различных видов
Рассмотрены основные ситуации взаимовлияния жизненных циклов спроса, технологии и товара:
Ситуация
1. Производится и продается необходимое
и достаточное количество товара,
которое может потребить
Рис. 5. - Гармоничный рынок
При данной
ситуации на рынке эффективное развитие
организации возможно на протяжении
всего цикла, если она является участником
этого цикла с самого начала. Однако
входные барьеры в данный цикл
высоки в силу жесткой конкуренции,
так как с момента
Ситуация 2. Производится необходимое и достаточное количество товара, которое по какой-либо причине не может быть реализовано в полном объеме. В этом случае кривые жизненных циклов спроса и технологии совпадают и расположены над кривой жизненного цикла товара.
Рис.6 – Нарушение гармоничности рынка в сфере сбыта
В данной ситуации существуют проблемы в процессе реализации товара: произведенный в необходимом количестве товар не доходит до конечного потребителя. У предприятий могут возникать трудности с оплатой за отгруженный товар. Эффективность развития обеспечивается совершенствованием процесса сбыта. Ситуация 3. Состояние дефицита: произведено недостаточное количество товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка. В этом случае кривые жизненных циклов технологии и товара совпадают и расположены под кривой жизненного цикла спроса.
Рис. 7 - Нарушение гармоничности рынка в сфере производства
Ситуация дает возможность эффективного развития как торговым, так и производственным организациям на протяжении всего цикла. Однако, основная проблема заключается в увеличении масштабов производства.
Ситуация
4. Состояние дефицита, вызванное
невозможностью произвести достаточное
количество товара для удовлетворения
потребностей конкретного рынка
и неэффективностью процесса реализации.
Кривые жизненных циклов спроса, технологии
и товара не совпадают и расположены
в следующей
Рис. 8 - Нарушение гармоничности рынка в сфере производства и в сфере сбыта
Возможность
увеличения объемов производства гарантирует
предприятию эффективное
Ситуация
5. Состояние рынка можно
В этом случае кривые жизненных циклов спроса и товара совпадают и расположены под кривой жизненного цикла технологии.
Рис. 9 - Нарушение гармоничности рынка в сфере производства при отсутствии спроса
В данной ситуации существует проблема перепроизводства. Источником проблемы может быть с одной стороны, неразвитый спрос, с другой – неэффективная работа плановых органов предприятия.
Ситуация
6. Состояние рынка можно
Рис. 6 - Нарушение гармоничности рынка в сфере сбыта и в сфере производства при отсутствии спроса
В данной ситуации с одной стороны, наблюдается перепроизводство товара, т.е. произведено больше, чем может потребить рынок. С другой стороны - продано товара меньше, чем мог бы потребить рынок. Источником проблемы может быть с одной стороны, неразвитый спрос на данный товар, с другой - неэффективная работа сбытовых служб предприятия.
В течение длительности жизненного цикла может иметь место одна из выявленных ситуаций, либо ситуации могут менять друг друга.
Разработан метод определения этапов жизненного цикла «элементарной товарной единицы» на основе критерия прибыльности товара. Обосновано введение понятия «жизненный цикл элементарной товарной единицы».
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования было определено понятие жизненного цикла организации. Закономерность, выраженная в том, что все компании проходят в своем развитии несколько этапов, нашла свое отражение в модели жизненного цикла организации. Эту закономерность необходимо учитывать при разработке стратегических и тактических планов развития организации, совершенствовании ее структуры и системы управления. Периоды, в которые предприятие принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации отражает ее эволюцию от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности.
Модель жизненного цикла была создана для прогнозирования изменений, ожидаемых в организации, находящейся в той или иной стадии развития. Получив информацию о пребывании организации на определенном этапе, руководитель может с большей долей уверенности оценить правильность принятого в фирме стиля руководства.
В работе были
рассмотрены созданные в
Отсутствие единой объективной модели обусловлено тем, что авторами не были произведены полноценные длительные исследования, объектом которых стали бы организации, прошедшие полный жизненный цикл. Сложность подобных экспериментов помимо прочего состоит в том, что некоторые стадии могут занимать до нескольких лет и изучение подобных процессов в разных организациях может дать отличающиеся результаты. Однако в работе обозначены основные критерии, по которым возможно диагностирование организации на предмет пребывания ее на том или ином этапе эволюции.
На основе
модели, предложенной И.Адизесом, были
подробно рассмотрены такие стадии
развития, как выхаживание, младенчество,
стадия быстрого роста, юность, расцвет,
стабильность, аристократизм, ранняя бюрократизация,
бюрократизация и смерть. Была представлена
графическая модель эволюции организации;
даны описания проблем, характерных
для определенных этапов развития,
и рекомендации руководителю компании
о принятии управленческих решений,
способных предотвратить
Вследствие особой специфики российских предприятий (большая доля государственных и приватизированных предприятий) теория И.Адизеса применима лишь к части предприятий нашей страны, созданных в период рыночных преобразований. Но для руководства адаптированных к рынку предприятий данная теория может служить источником теоретических основ управления и способствовать принятию решений, не противоречащих естественному процессу развития компании.
В современных условиях исследуются новые аспекты теории жизненного цикла организации. Так, автор одной из новых теорий предложила соотнести развитие компании с развитием организационной культуры, господствующей на предприятии. Однако, соотнеся определенные типы организационных культур со стадиями эволюции организации, исследователь не внесла принципиальных изменений в саму парадигму жизненного цикла.
Но существуют
и принципиально иные точки зрения
на эволюцию организации. Так, системно-интеграционный
подход предполагает, что развитие
происходит не в целом в организации,
а в отдельных ее подсистемах,
названных «организационными
Таким образом,
очевидно, что теория жизненного цикла
успешно применяется на практике
руководителями, позволяя им принимать
рациональные управленческие решения.
И в будущем можно ожидать
появление новых моделей
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ