Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:40, курсовая работа
В процессе роста любая компания сталкивается с определенными трудностями и проблемами. Эти трудности и проблемы можно на каждом этапе развития организации условно разделить на две большие категории. К первой относятся так называемые болезни роста, т.е. проблемы, которые обусловлены незрелостью компании и которых, подобно детским инфекционным болезням, очень трудно избежать. В то же время болезни роста могут быть преодолены силами самой организации. Вторая категория проблем называется организационными патологиями. Формально к организационным патологиям могут относиться и трудности, которые на определенных этапах развития компании рассматриваются как болезни роста.
Введение………………………………………………………………………2
Глава 1.Теоретические основы понятий «жизненный цикл организации»
1.1 Сущность и этапы жизненного цикла организации…………………...4
1.2 Модели жизненного цикла организации ………………………………8
1.3. Возможности и ограничения модели жизненных циклов…………… …13
Вывод к 1 главе……………………………………………………….............
Глава 2.Пониятия стратегии в конкуренциях руководителя на разных стадиях жизненного цикла организации
2.1. Социальный компонент жизненного цикла организации…………...14
2.2Стратегии руководителя на разных стадиях жизненного цикла организации…………………………………………………………………..23
2.3. Механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла и направления его совершенствования…………………………………….……………………..25
Вывод к 2 главе……………………………………………………………….
Глава 3. Анализ жизненного цикла организации
3.1.Методика аназила жизненного цикла организации ……………….…26
3.2 Анализ моделей развития организации……………………27
Вывод к 3 главе …..…………………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………...34
Литература……………………………………………………………………35
Таблица 1
Возможность |
Ограничение |
1.Позволяет прогнозировать сбыт, планировать производственную программу. |
1.Проблематичность
определения длительности |
2. Позволяет определять базисные стратегии на разных этапах развития. |
2.Невозможность
однозначной идентификации |
3.Позволяет качественно охарактеризовать каждый этап развития . |
3.Трудности определения момента наступления конкретного этапа жизненного цикла. |
4.Позволяет определить
последовательность этапов |
4.Сложность определения
границ между стадиями |
|
5.Невозможность точного определения начала и конца каждого вида жизненного цикла. |
Таблица 2
Классификация видов жизненных циклов по уровням управления.
Уровни |
Виды жизненных циклов |
Факторы, влияющие на различных уровнях управления предприятием |
Степень управляемости факторов |
Макроуровень |
Жизненный цикл спроса |
Факторы внешней среды косвенного воздействия |
Неуправляемые факторы |
Мезоуровень |
Жизненный цикл технологии |
Факторы внешней среды прямого воздействия |
Частично управляемые факторы |
Микроуровень |
Жизненный цикл товара |
Факторы внутренней среды |
Управляемые факторы |
По аналогии с известной классификацией, выделено три иерархических уровня управления промышленным предприятием. На каждом уровне на предприятие оказывают влияние определенные группы факторов:
1. Макроуровень — факторы внешней среды косвенного воздействия;
2. Мезоуровень — факторы внешней среды прямого воздействия;
3. Микроуровень — факторы внутренней среды.
Определена степень
жизненных циклов. Разработанная классификации отражает необходимость
учета взаимосвязи различных видов жизненных циклов и факторов внешней
среды при разработке и реализации менеджментом предприятия
стратегических решений
Выводы к 1 главе
Этап предпринимательства:
1.Нечеткие цели;
2.Высокие творческие возможности
Этап коллективности:
1.Неформальное общение и структура;
2.Высокие обязательства
Этап формализации и управления:
1.Формализация правил;
2.Стабильная структура;
3.Упор на эффективность
Этап выработки структуры:
1.Усложнение структуры;
2.Децентрализация;
3.Диверсифицированные рынки
Этап упадка:
1.Высокая текучесть кадров;
2.Возрастающие конфликты
Другой вариант деления
1.Создание;
2.Реформирование;
3.Реорганизация;
4.Реструктуризация;
5.Санация;
6.Банкротство;
7.Ликвидация.
Создание – становление предприятия, его регистрация.
Выделяют следующие основные этапы создания
предприятия:
1.Разработка стратегии деятельности;
2.Поиск и выбор партнеров;
3.Разработка технико-экономического обоснования;
4.Подготовка учредительных документов (учредительного договора и устава);
5.Регистрация.
Реформирование – это совершенствование экономических
отношений внутри предприятия без изменения
организационной структуры. Предприятие,
закрепившееся в своей рыночной нише,
в процессе развития постоянно реорганизуется:
создаются новые производственные и функциональные
подразделения, происходит слияние или
ликвидация снизивших свою эффективность
цехов.
Реорганизация как изменение организационной
структуры управления может происходить
в рамках действующего субъекта хозяйствования
или с ликвидацией старого и последующей
регистрацией нового предприятия. Особой
формой реорганизации является реструктуризация
с выделением самостоятельных субъектов
хозяйствования, таких как дочерние предприятия,
филиалы, центры финансовой ответственности.
Существуют несколько точек зрения на
реструктуризацию. Наиболее распространенной
в рыночной экономике является следующая:
Реструктуризация – это выделение
структурных подразделений предприятия
с самостоятельным балансом и расчетным
счетом, но без образования юридического
лица. Цель подобной управленческой процедуры
– повышение эффективности производства
путем перевода подразделения на коммерческий
расчет с наделением имуществом и учетом
прибыли и убытков.
Санация – это финансовое оздоровление
предприятия, необходимость которого
возникает при угрозе экономической несостоятельности.
Санация проводится по инициативе собственника
или кредиторов.
Если санация не принесла ожидаемых результатов,
проводится процедура банкротства.
Банкротство – это удостоверенная
судом полная неспособность субъекта
хозяйствования оплатить свои финансовые
обязательства. Банкротство рассматривается
как экономическая и юридическая процедура
ликвидации должника, продажи его имущества
и расчета с кредиторами. Последовательность
погашения долгов устанавливается национальным
законодательством.
Таблица 1 Характеристики стадий обобщенной модели ЖЦО
Характеристики |
Стадия становления |
Стадия накопления |
Стадия зрелости |
Стадия диверсификации |
Стадия разрушения |
Возраст |
Молодой….. |
….. |
….. |
Старше |
Любой возраст |
Размер |
Небольшая….. |
….. |
Крупная….. |
Самые крупные….. |
Уменьшение размера |
Рост |
Несоответствующий |
Быстрый, положительный |
Медленный рост |
Быстрый, положительный |
Снижение роста |
Структурная форма |
Простая, недифференцированная |
Департаменализированная, функциональная |
Департаменализированная, функциональная |
Дивизиональная |
В основном функциональная |
Формализация |
Очень неформальная, персональная, гибкая, несколько политик |
Формальная структура начинает появляться, но усиления еще слабы |
Формальная, бюрократичная, появляются системы планирования и контроля |
Формальная, бюрократичная |
Чрезвычайно бюрократизированная |
Централизация |
Высоко централизованна на основателе |
Централизация, ограниченное делегирование |
Умеренно централизованная |
Децентрализованная |
Умеренно централизованная |
Бизнес-задачи |
Выявление ниши, приобретение ресурсов, построение прототипов, установление структуры задач |
Объем производства и дистрибьюции, возможность расширения, установление операционных систем |
Сделать бизнес прибыльным, контроль издержек, установление системы менеджмента |
Диверсификация, расширение границ товарного рынка |
Возрождение, переопределение миссии и стратегии |
Таблица 2
Стадии развития организации
Стадия Факто-ры |
Рожде-ние |
Детство |
Отрочество |
Ранняя зрелость |
Расцвет сил |
Поздняя зрелость |
Старе-ние |
Обно-вление |
Первичные цели |
Выжива-ние |
Краткосрочная прибыль |
Ускоренный рост |
Систематический рост |
Сбалансированный рост |
Уникальность, образ |
Обслуживание |
Обновление |
Тип лидера |
Новатор |
Оппортунист |
Консультант |
Участник |
Корпоративный деятель |
Государственный деятель |
Администратор |
Реорганизатор |
Организационный характер |
Борьба |
Достижение |
Измене-ние |
Расширение, диверсификация |
Системная ориентация |
Зрелость, самоудовлетворен-ность |
Ориентация на сложившиеся структуры |
Ориентация на перемены |
Организационный образ |
В центре внимания — организация |
Местный |
Секционный |
Национальный |
Многонациональный |
Международный |
Самодовольный |
Самокритичный |
Концентрация энергии |
На новом |
На конкуренции |
На завоеваниях |
На координации |
На интеграции, управлении |
На приспособлении |
На продолжении существования |
На обновлении, развитии |
Центральная проблема |
Выход на рынок |
Существование |
Удержание доли рынка |
Многосторонний рост |
Централизация и автономность |
Равновесие интересов |
Стабильность |
Омоложение |
Тип планирования |
С предвидением |
Текущий |
Планирование продаж, бюджета |
Планирование заказов, специализация |
Сложный, комплексный |
Социально-политический |
Экстраполяция |
Созидательный |
Метод управления |
Единоличный |
Управление, осуществляемое малой группой едино-мышленников |
Делегирование полномочий |
Децентрализованный |
Централизованный |
Коллегиальный |
Основанный на традиции-ях |
Состязательный, поощряющий |
Организационная модель |
Максимизация прибыли |
Оптимизация прибыли |
Плановая прибыль |
Хорошее положение |
Социальная ответственность |
Социальный институт |
Бюрократия |
Подражание Фениксу |
Таблица 3. Сравнительное описание моделей жизненных циклов организации
Модель/Природа стадий |
Контекстуальные и структурные переменные |
Стадии модели |
Адизес, [9, с. 12]: |
Возраст, размер, нормальные
проблемы и проблемы перехода |
Ухаживание |
Черчилл и Льюис, [15, с. 31]: «Структура… описывает пять стадий развития. Каждая стадия характеризуется показателями размера, разнообразия и сложности и описывается пятью факторами менеджмента: стилем управления, организационной структурой, развитостью формальных систем, главными стратегическими целями и вовлеченностью владельцев в бизнес» |
Возраст, размер, темп роста,
главные стратегии |
Существование |
Фламхольтц, [19, с.18]: «Структура организационного развития… включает шесть зон или задач организационного развития, являющихся критичными в определении того, будет ли организация успешной на каждой определенной стадии роста... Чем больше несоответствие между размером организации и развитием ее операционных систем, тем больше вероятность того, что фирма столкнется с жестокими приступами болезни роста» |
Возраст, размер, темп роста,
критичные задачи развития |
Новое предприятие, Расширение |
Гелбрэйт, [20, p. 71]: «Стадия развития и бизнес-идея определяют основную задачу, подлежащую выполнению. Для различных задач требуются различные структуры, процессы принятия решений, системы вознаграждения и люди... Все эти параметры являются взаимосвязанными» |
Возраст, размер, темп роста,
задачи |
Испытание прототипа
Производственная модель Подъем/ |
Грейнер, [21, p.
37]: |
Возраст, размер, темп роста
отрасли, этапы эволюции, этапы революции |
Креативность |
Казаньян, [25, p. 14]: «Менеджеры этих основанных на технологиях предприятий сталкивались со стратегическими операционными проблемами начиная со времени концептуализации продукта и до самой организационной зрелости. Далее некоторые из этих проблем становились более доминирующими, чем другие, можно сделать вывод, что существует некая последовательная модель доминирования» |
Возраст, размер, темп роста,
доминирующие проблемы менеджмента |
Концептуализация и
развитие |
Миллер и Фризен, [34, с. 1161]: |
Возраст, число сотрудников,
рост продаж, размер, концентрация собственности,
влияние стейкхолдеров, динамика окружающей
среды, стратегия |
Рождение Рост Зрелость Возрождение Разрушение |
Куинн и Камерон, [35, с. 33]: «Изменения, происходящие в организациях, следуют предсказуемой модели, которую можно представить в виде стадий развития. Эти стадии характеризуются: 1) — природной последовательностью, 2) — проявлением иерархического прогресса, являющегося трудно обратимым и 3) — охватывающие широкий спектр организационной деятельности и структуры» |
Возраст, размер, критерии
организационной эффективности |
Предпринимательство |
Скотт и Брюс,
[37, с. 45]: |
Возраст, размер, темп роста,
стадия развития отрасли, ключевые проблемы |
Начало |
Смит, Митчелл
и Саммер, [38, с. 801]: |
Возраст, размер (продажи),
размер (сотрудники), темпы роста, приоритеты
топ-менеджмента |
Начало |
Торберт [40, с.
6]: повышения личной и межличностной эффективности» |
Возраст, размер (сотрудники),
структура |
Стадия фантазий |
Липитт, Шмидт
[30, с.105]: |
Возраст, фокус управления,
приоритетыразных групп интересов, кризисы
и наличие конфронтации |
Рождение |
Шейн [39, с.25]: |
Функции культуры, поколение управления, сложность, размер Стиль управления, состав топ-менеджмента, |
Рождение или ранний
рост Середина жизни организации |
Липитт, Шмидт [30, с.105]: |
Возраст, фокус управления,
приоритетыразных групп интересов, кризисы
и наличие конфронтации |
Рождение |
Шейн [39, с.25]: |
Функции культуры, поколение управления, сложность, размер Стиль управления, состав топ-менеджмента, |
Рождение или ранний
рост Середина жизни организации |
.
Глава 2.Пониятия стратегии в конкуренциях руководителя на разных стадиях жизненного цикла организации
2.1 Социальный компонент жизненного цикла организации
В настоящее время теория жизненного цикла не только применяется на практике, но и претерпевает некоторые изменения и дополнения, т.к. до сих пор является объектом изучения исследователей. Однако меняются лишь ракурсы исследования жизненного цикла, вносятся новые, ранее не учитываемые аспекты жизнедеятельности организаций.
Так, в своей статье «Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации» исследователь О.В. Лавизина пытается осмыслить социальную природу организации и рассмотреть возможности управления ее жизненным циклом, управляя социальной компонентой организации . При этом отмечается несовершенство ранее предложенных моделей жизненного цикла вследствие недооценивания в них социального аспекта.
В качестве основных критериев типизации стадий жизненного цикла автор предложила рассматривать уровень освоения компанией своей рыночной ниши (аналогично экологической нише).
Далее, рассматривая людей в качестве носителей информации и субъектов организационной культуры, автор исследует модель организации, включающую в себя организационную культуру как отдельную подсистему, коррелирующую с остальными организационными подсистемами.
Главный вывод, который следует из анализа динамики социальной компоненты компании: вместе с организацией развивается и организационная культура. Более того, определенной стадии жизненного цикла организации соответствует определенный тип организационной культуры.