Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:27, курсовая работа
Целью работы является изучение услуг коммерческих банков на современном этапе развития.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия "коммерческий банк";
- определить функции и роль активных операций коммерческих банков;
- изучить основные виды активных операций банков в России
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ АКТИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
1.1. Понятие и классификация операций, проводимых коммерческими банками 4
1.2. Понятие и виды активных операций коммерческих банков 5
2. АНАЛИЗ АКТИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ ОАО КБ «СБЕРБАНК»
2.1. Краткая характеристика ОАО КБ "Сбербанк" 10
2.2. Основные показатели активных операций ОАО КБ "Сбербанк" 13
3 МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОАО КБ «СБЕРБАНК» 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ АКТИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
1.1. Понятие и классификация операций, проводимых коммерческими банками 4
1.2. Понятие и виды активных
операций коммерческих банков
2. АНАЛИЗ АКТИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ ОАО КБ «СБЕРБАНК»
2.1. Краткая характеристика
ОАО КБ "Сбербанк"
2.2. Основные показатели активных операций ОАО КБ "Сбербанк" 13
3 МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОАО КБ «СБЕРБАНК» 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы реферата обусловлена тем, что банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Рост рынка и возросшие покупательские возможности у российских потребителей создали ясное понимание перспектив развития российского рынка розничных банковских продуктов. Очевидно, что данные перспективы видят не только российские банки, но в том числе и международные, которые проявляют растущий интерес к инвестициям в Россию на протяжении 10 последних лет. Иностранные банки, вышедшие на российский рынок самостоятельно, так и путем слияний и поглощений, создали необходимость для российских банков перейти на новый уровень конкуренции на рынке. В целом, иностранные банки привнесли в Россию элементы лучшей международной банковской практики, внедрили стандартные процессы, привлекли опытных риск-менеджеров, использовали мировые бренды и маркетинговую тактику, и многое другое для осуществления своей успешной работы в России. Но зарубежным банкам не хватает подробного знания российского рынка и четкого понимания желаний и потребностей россиян. Так в большинстве случаев они не достигают того уровня распространения своей розничной сети, которыми обладают российские банки.
Российские банки, ощущая конкурентное давление со стороны иностранных банков, за последние 5-7 лет много работали над предлагаемыми финансовыми продуктами, уровнем обслуживания, каналами распространения, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке. Во многих случаях, данная работа позволяла быть довольно успешным в быстром внедрении, но из-за поверхностного понимания передовой зарубежной практики, привнесенной на рынок иностранными банками, существовало и множество недочетов.
За последние 5-7 лет растущая конкуренция вызвала большой интерес у потребителей из-за увеличившегося количества предложений на рынке розничных банковских услуг. А также из-за ценовых войн, неизбежно сопровождающих использование новых подходов на банковском розничном рынке. Приведенный рисунок показывает рост доступности розничных финансовых услуг для российского потребителя за последнее десятилетие.
Целью работы является изучение услуг коммерческих банков на современном этапе развития.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия "коммерческий банк";
- определить функции и
роль активных операций
- изучить основные виды активных операций банков в России;
- проанализировать проблемы
и наметить перспективы
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Как известно, содержание банковской деятельности в части, направленной на клиента, раскрывается через следующие фундаментальные понятия.
Банковский продукт – конкретный способ, каким банк оказывает или готов оказывать ту или иную услугу нуждающемуся в ней клиенту, т.е. упорядоченный, внутренне согласованный и, как правило, документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных действий (процедур), составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка (конкретных его подразделений) с обслуживаемым клиентом, единую и завершенную технологию обслуживания клиента.
Банковская операция – сами практические действия (упорядоченная, внутренне согласованная совокупность действий) работников банка в процессе обслуживания клиента (оказания ему заказанной конкретной услуги), форма воплощения в действительность банковского продукта. Банковский продукт – это не что иное, как банковская технология, т.е. определенное умение сотрудников банка, которое может применяться, если это нужно клиентам, но может и не использоваться, оставаясь в "резерве" [5].
Банковская услуга – результат банковской операции, т.е. итог или полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности сотрудников банка), состоящий в удовлетворении заявленной клиентом потребности (в кредите, расчетно-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке/продаже ценных бумаг и т.п.).
1.2 Понятие и виды активных операций коммерческих банков
Структура банковских активов. Активными называются операции по размещению банковских ресурсов. Банковские активы, как и пассивы, состоят из капитальных и текущих статей. Капитальные статьи активов — земля, здания, принадлежащие банку; текущие — денежная наличность банков, учетные векселя и другие краткосрочные обязательства, ссуды и ценные бумаги.
До 80% банковских
активов приходится на учетно-ссудные операции
и вложения в ценные бумага. Для банков
промышленно развитых стран характерно
разнонаправленное движение этих двух
видов операций. В условиях благоприятной экономической
В зависимости от цели приобретения вложения
в ценные бумаги можно разделить на три вида.
Во-первых, вложения в ценные бумаги, приобретенные по
операциям типа РЕПО. При покупке этих бумаг
у банка возникает
В 80-е гг. наблюдается так называемая секъюритизация1
активов, т.е. превращение банковских требований
к своим заемщикам в ценные бумага, обычно
облигации. Наиболее распространенной
формой является выпуск банком облигаций
на основе обязательств заемщиков по ипотечному
кредиту (ипотек, или закладных). Продавая облигации на
Управление активами банков. Доходы от
учетно-ссудных операций, проценты и дивиденды от
вложений в ценные бумаги служат главными
источниками банковской прибыли. Однако
при формировании банковских активов (управлении
активами) ни один банк не может исходить
только из их доходности. Двуединая задача
управления банковскими активами — обеспечение достаточной
С точки зрения ликвидности и прибыльности можно выделить четыре группы банковских активов.
Первая группа банковских
Вторая группа активов — вторичные резервы.
Это приносящие небольшой доход, но высоколиквидные
активы, которые с минимальной задержкой и незначительным
риском потерь можно превратить в наличные.
К ним относятся векселя и другие краткосрочные ценные бумаги,
Третья — самая важная часть банковских активов — портфель банковских ссуд. Банковские ссуды — наиболее доходные, но и самые рискованные активы. Данная группа активов — главный источник прибыли банка.
Четвертую группу банковских активов образует портфель ценных бумаг, или портфель банковских инвестиций. Формирование портфеля инвестиций преследует две цели: приносить банку доход и быть дополнением вторичных резервов по мере приближения сроков погашения долгосрочных ценных бумаг и превращения их в краткосрочные.
В мировой практике сложилось
В основе метода «общего фонда средств» лежит идея распределения совокупной суммы банковских ресурсов (общего фонда средств) между различными видами активов независимо от источника образования ресурсов. Для осуществления конкретной активной операции в соответствии с данной моделью не имеет значения, из какого источника поступили средства: от вкладов до востребования или от срочных вкладов. При таком подходе не учитываются различные требования ликвидности по отношению к различным вкладам.
При другом методе управления активами — «банки внутри банка» — формирование активов осуществляется в зависимости не только от общей суммы, но и от структуры привлеченных ресурсов. В соответствии с этим методом определяется несколько «центров ликвидности-прибыльности», используемых для размещения средств, привлеченных из разных источников. Такие центры получили название «банков внутри банка». В банке как бы существует «банк вкладов до востребования», «банк срочных вкладов», «банк основного капитала»
Установив принадлежность средств к различным «банкам» с точки зрения их ликвидности и прибыльности, руководство банка определяет порядок их размещения из каждого «банка». Размещение средств из каждого «банка» осуществляется независимо от других «банков».
Поскольку вклады до востребования требуют самого высокого покрытия ликвидными активами, значительная часть средств из «банка вкладов до востребования» будет направлена в первичные резервы (например, на 1% больше, чем установлено нормой обязательных резервов, подлежащих хранению в центральном банке). Оставшаяся часть вкладов до востребования пойдет главным образом во вторичные резервы, и только небольшая часть — в ссуды, причем краткосрочные [6].
Иначе будут распределяться средства «банка срочных вкладов». Более значительная их доля пойдет на формирование вторичного резерва, предоставление средне- и долгосрочных ссуд, в долгосрочные ценные бумаги. Регулирование банковских инвестиций является самостоятельным направлением управления активами
Учетно-ссудные операции состоят из учета векселей и ссудных. Учет векселя — это своеобразная покупка векселя банком. Покупая вексель у векселедержателя, банк покупает право получения денег по векселю по истечении срока. За то что банк авансирует векселедержателя, давая ему деньги немедленно, хотя срок погашения векселя наступает, например, через месяц, банк взимает с векселедержателя, предъявившего вексель к учету, учетный процент, или дисконт. Дисконт равен разнице между суммой, обозначенной на векселе, и суммой, выплачиваемой банком при учете векселя. По истечении срока векселя банк предъявляет его должнику к погашению. Смысл этой операции для банка состоит в получении учетного процента, а для держателя, предъявившего вексель к учету, — в получении денег по векселю до наступления срока его погашения.
Ссудные операции банков можно классифицировать по следующим критериям: по экономическому содержанию и назначению, по категории заемщиков, по обеспеченности, по срокам, методам и источникам погашения, по форме выдачи кредита.
Информация о работе Анализ активных операций ОАО КБ "Сбербанк"