Анализ кредитной политики коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование всех аспектов кредитной политики коммерческого банка и анализ эффективности кредитного процесса коммерческого банка. Задачи курсовой являются:
-раскрыть сущность кредитной политики коммерческого банка;
-исследовать методологию формирования кредитной политики ;
-изложить особенности кредитной политики ОАО « ВУЗ-Банк»
-проанализировать качество кредитного портфеля и финансовых показателей баланса ОАО « ВУЗ-Банк»

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы политики коммерческого банка 4
1.1 Сущность кредитной политики коммерческого банка 4-5
1.2 Банковская политика и ее составляющие элементы 6-7
1.3 Общие и специфические принципы кредитной политики 7-12
1.4 Факторы, определяющие формирование кредитной политики коммерческого банка 12-18
2. Особенности кредитной политики в ОАО "ВУЗ-Банк" 19-26
2.1 Анализ кредитного портфеля ОАО "ВУЗ-Банк" 27
2.2 Потребительское кредитование. 28
2.3Пластиковые кары 29-33
3 Совершенствование кредитной деятельности Астраханского филиала ОАО «ВУЗ-Банк» 34-39
Заключение 40-41
Список использованных источников 42

Файлы: 1 файл

Анализ кредитной политики коммерческого банка.docx

— 78.97 Кб (Скачать файл)

Персонал, отвечающий за выдачу кредитов, должен обладать рядом личных и профессиональных качеств для успешной работы. Они  являются своего рода “ситом”, которое  позволяет отсеять рискованные  и нерентабельные проекты и отобрать наиболее перспективные сделки. Работники  кредитных отделов банков должны обладать следующими характеристиками:

    • умение общаться с людьми;
    • быть решительными и дипломатичными;
    • быть внимательными к деталям;
    • уметь рисковать, но помнить об ответственности за сохранность капитала банка и доверенных ему средств вкладчиков;
    • делать свою работу честно, банковское дело основано на доверии, и нечестный работник может нанести большой вред и банку, и его клиентам;
    • быть работоспособными, эффективно использовать время.

Если банк обнаружил неблагополучный  кредит, чреватый неплатежом, он должен действовать незамедлительно.

При необходимости банк может ужесточить режим кредитования. Здесь возможно:

    • увеличение процентной ставки (такую возможность необходимо включить в кредитный договор);
    • прекращение выдачи кредита, если она выдана не полностью;
    • требование досрочного погашения кредита.

Однако наилучшим выходом является обсуждение дел с заемщиком и  разработка программы преодоления  кризисной ситуации. Такой вариант  более предпочтителен, чем объявление заемщика банкротом. Если удастся убедить  клиента, что положение можно  исправить, банк может предложить продать  активы, сократить персонал, снизить  накладные расходы, изменить маркетинговую стратегию, сменить руководство компании и т.д.

Проблемные кредиты являются результатом  финансового или денежного кризиса  заемщика. Однако существуют и злостные неплательщики, которые могут, но не желают погашать кредит. Кризис не может  наступить внезапно. Он развивается  постепенно, и по мере его развития появляются различные признаки его  наступления. Работники кредитного отдела должны уметь распознать и  проанализировать первые признаки наступающего кризиса. Система раннего оповещения очень сложно разрабатывается. Человеческий фактор является одной из самых сложных  помех (например, сотрудники кредитного отдела могут не оповещать о таких  признаках, боясь критики начальства по поводу выдачи кредита). Поэтому  необходимо периодически осуществлять независимые объективные обзоры кредитных отделов, кредитов системами  внутреннего и внешнего аудита. Иногда система внутреннего контроля является первичной системой выявления проблемных кредитов.

       Эффективное управление кредитным риском во многом зависит от качественной оценки кредитоспособности клиентов банка. Поэтому в качестве такой методики может быть предложена уникальная система рейтинговой оценки кредитоспособности заемщика. Кредитный рейтинг заемщика используется в качестве индикатора вероятности невыполнения им своих обязательств по кредитному соглашению.

При оценке рейтинга используются параметры, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность заемщика. Исходные данные определяются на основе данных экспертного заключения Управления кредитования банка, бухгалтерской отчетности заемщика, сведений об оборотах на его счетах и сведений о наличии обеспечения. Каждому исходному данному присваивается соответствующий балл, устанавливаемый экспертным или расчетным путем.

По каждой группе и каждому показателю внутри группы устанавливаются веса значимости, которые в дальнейшем используются при расчете рейтинга. Рейтинг рассчитывается как сумма  произведений баллов и соответствующих  весов, как внутри каждой группы, так  и по группам. Полученное значение находится  в интервале между нулем и  единицей, то есть не требует нормировки и используется для определения  рейтинга заемщика по девятибалльной системе, для определения   класса кредитоспособности заемщика.

Данная рейтинговая система  позволяет осуществлять управление кредитным портфелем.

Существует ряд вопросов, постановка которых в целом по стране сможет помочь решению проблемы кредитных  рисков.

Ведь если бы существовала такая  система, многих проблем можно было бы избежать. Например, не нужно было бы собирать массу кредитной документации (справки, заявления, копии договоров  и т.д.) только для того, чтобы выяснить кредитную историю и кредитоспособность заемщика. Достаточно было бы просто найти  информацию по данному клиенту в  базе данных. Не надо было бы ломать голову о предоставлении кредита тому или  иному клиенту. Можно было бы просто обратиться к базе данных и проанализировать состояние кредитоспособности заемщика на данный момент. Один и тот же человек  мог бы взять кредиты сразу  у нескольких кредиторов и не погасить их, поскольку базы данных о таких  «невозвращенцах» у банков не было.

 

                        

 

                                       

 

 

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью написания моей работы было исследование всех аспектов кредитной  политики коммерческого банка и  анализ эффективности кредитного процесса коммерческого банка.

В соответствии с поставленной целью мной в работе было сделано  следующее: в 1 главе я рассмотрела  теоретические аспекты кредитной  политики коммерческого банка. 2 глава  моей работы посвящена анализу кредитной  политики коммерческого банка на примере

ОАО « ВУЗ-Банк».

На основании изложенного  материала можно сделать следующие  выводы:                         

Кредитные операции - наиболее рисковые операции банка. Поэтому кредитная  политика ориентируется на надежность заранее проверенных заемщиков, с которыми банк в течение длительного времени работает и знает их финансовое состояния. Главной целью банка в 2011году являлось обеспечение высокого качества активов и надежности Банка в условиях спада экономики, а также укрепление его рыночных позиций. Выявлено увеличение доходности кредитных операций банка. При этом рост доходности потребительских кредитов опережает рост доходности кредитного портфеля. Наряду с ростом доходности, возрастает риск кредитных операций банка. Удельный вес просроченной задолженности возрастает с 0.0% до 0.1%. Коэффициент убытков ( отношение списанной безнадежной задолженности) к величине кредитного портфеля возрастает с 0.0% до 0.15%.

 

Проведенный анализ позволил выявить следующие негативные тенденции  в работе банка:

      • Общее увеличение риска активных операций в целом и кредитного риска в частности;
      • Снижение эффективности использования банковских ресурсов;
      • Повышение темпов роста расходов над темпами роста доходов, что приводит к снижению рентабельности;

Доя решения указанных  проблем банку рекомендовано  проводить дополнительные мероприятия  для снижения кредитного риска, в  частности: активно использовать информацию кредитной истории; совершенствовать систему оценки кредитоспособности заемщика; совершенствовать работу с  проблемными кредитами. Определенно, что это позволит снизить объем  просроченной и безнадежной задолженности  на 30%.

Для улучшения качества кредитного портфеля банку рекомендуется вывести  на рынок такой банковский продукт, как кредитование физических лиц  на приобретение средств автотранспорта. При этом произойдет увеличение ссудной  задолженности  в целом и потребительского кредитования в частности. И как  следствие снижение доли неработающих активов.

 

                            

 

 

 

              СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Федеральный Закон от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

2. Инструкция ЦБРФ от 16 января 2004 г. N 110-И «Об обязательных нормативах банков».

3. Аккредитивы, документарное инкассо, банковские гарантии. Изд-во “ Финк дивелопмент”,2008г.

4. Балабанов.Т.А.  Риск-менеджемент.-М.: Финансы и статистика, 2008.-497с

5. Банковское дело. Справочное пособие под редакцией Ю.А.Бабичевой, 2008 г.;

6. Банковское право, Л.Г. Ефимова, издательство “Бек”, Москва, 2009 г.;

7.Банковские учреждения в развивающихся странах. Институт экономического развития Всемирного Банка.Том 1

8.Банковские учреждения в развивающихся странах. Институт экономического развития Всемирного Банка,Том2.

9.Банковская система России”Настольная книга банкира,М. 2009г

10.Бор М.З. Менеджемент банков: организация, стратегия, планирование. – М., 2009.-395с.

11.Велисава Т.Севрук. Банковские риски. – М.: Дело ЛТД, 2009.-95с.

12.Деньги,кредит,банки, Москва, Финансы и статистика,2010г.

13.Ильясов С.М. Управление активами и пассивами.- Деньги и кредит,2010.-№5.-с15.

14.Лазорина,Е.В .Алексеев.А А Процентные деривативы и страхование рисков. – Рынок ценных бумаг, 2010. – №1.-с41-50.

15.Осипенко Ж.В О системе рисков банковской деятельности.-Деньги и кредит.-2010.-№4.-с 45-50.

16.Питер Роуз. Банковский менеджемент. – М.: Дело ЛТД, 2011. -504с.

17.Панова. Г.С Анализ финансового состояния коммерческого банка.-М.: Финансы и статистика, 2011.-367с.

18.Рогов. М.А. Риск-менеджемент-М.:Финансы и статистика,2011.-125с.

19.Севрук. В.И “Банковские риски”,2011г.

20.Современный коммерческий банк. В.М.Усоскин, Москва, ИПЦ “Вазар-Ферро” 2011 г.;

21.Супрунович.Е.П. Основы управления рисками.- Банковское дело,2012.-№12.-с25-32.

22.Селезнев И.В.,Селезнева О месте хеджирования в системе методов снижения банковских рисков и его механизме.- .-Аналитический банковский журнал,2012.-№2(81).-с25-45.

23.Тони Райс, Брайн Койли «Финансовые инвестиции и риск.»; 2012 г.

24.Учетная политика и кредитный анализ предприятия. Ю.С.Масленченков, В.А.Команов, Банковский журнал, № 4-2012 г.;

25.Финансово-кредитный словарь, Москва, “Финансы и статистика”, 2012г., термины: кредит и кредитные риски.

26.Финансово кредитный словарь, т.3, Москва,2012г.

27.Финансы и кредит ,под ред. Казака А.Ю. Екатеринбург,2012 г.

 

 


Информация о работе Анализ кредитной политики коммерческого банка