Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 12:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ кредитования физических лиц. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Изучение теоретических аспектов процесса кредитования физических лиц коммерческим банком.
2. Проведение анализа организации работы по кредитованию физических лиц на примере конкретного банка – ОАО «Сбербанк России».
3. Совершенствование кредитования физических лиц.
Таким образом, знание экономики ссудополучателя является фундаментальным фактором, обеспечивающим соблюдение принципов кредитования. Между тем, как отмечалось, некоторые банки не очень утруждают себя анализом деятельности заемщика, что и приводит на практике, особенно в период предкризисных обострений, к финансовым затруднениям и неплатежам.
При проведении отраслевого анализа заемщика важно избегать неоправданных оптимистических оценок. Известно, что для таких отраслей экономики, как торговля, сфера услуг, сельское хозяйство, судостроение, строительство характерны значительные циклические колебания.
Если, к примеру, на стадиях «оживления» и «подъема» при расчете кредитоспособности руководствоваться исключительно предположением о возрастании доходов и активов и не учитывать эффекты бизнес - цикла заемщика, то это неизбежно может привести к искажению его возможностей своевременно и в полной мере погашать полученные кредиты. К сожалению, так собственно и случается в реальной практике. Влияние на оценку кредитоспособности заемщика могут оказывать не только неравномерность его бизнес - циклов, но и другие факторы. Известно, что на рынке могут измениться цены, обостриться конкуренция, поменяться политика государства. Под воздействием этих факторов стоимость активов может существенно снизиться, прогнозы окажутся несостоятельными, риски усилятся, а вероятность убытков кредитных учреждений возрастет. Отсутствие анализа сценариев развития событий в экономике клиента, разнообразных моделей поведения банка при возникновении неблагоприятных событий не позволяет правильно рассчитать последствия кредитования, снижает его эффективность.
По мнению российских экономистов практика оценки кредитоспособности клиентов банка нуждается в значительном улучшении. Это касается как качества анализа кредитных заявок, сбора и обработки информации, дающей возможность более точно определить кредитный риск, так и улучшения методического обеспечения при расчете финансовых коэффициентов кредитоспособности, а также повышения квалификации банковского персонала, организующего кредитный процесс.
3.2. Пути развития кредитования физических лиц
До появления кризиса в нашей стране, да и по всему миру, процесс кредитования физических лиц в быстром темпе развивался и набирал обороты и признание среди граждан. В нашей стране стали предоставляться такие виды кредитов как:
- авто в кредит;
- ипотечное кредитование;
- товары в кредит;
- наличные в кредит и т.д.
Данная ситуация свидетельствовала
о стабилизации экономики, развитии
кредитных отношений между
Многие банки стали активно предлагать услугу потребительского кредитования, однако более 60% всех выдаваемых кредитов населению все-таки приходится на Сбербанк России. Конечно, все больше усилий в последнее время требуется для удержания завоеванных позиций в связи с нарастающей конкуренцией, но Сбербанк является опытным "игроком" на рынке потребительского кредитования, имеет наиболее разветвленную филиальную сеть и самый широкий спектр кредитных продуктов для населения, предлагает достаточно низкие процентные ставки, длинные сроки кредитования, поэтому в целом условия Сбербанка России являются одними из самых выгодных для клиента. Все это дает возможность быть уверенным в своих силах и не бояться конкуренции.
В соответствии с подписанными договорами Сбербанк России получает доступ к информации о более чем 40 млн. кредитных историй, что позволит оптимизировать процедуры принятия решений по кредитным продуктам, сделает потребительские кредиты более доступными для клиентов Сбербанка, повысит качество кредитного портфеля банка.
Но экономический кризис 2008 года стал преградой дальнейшего развития данной услуги. Резкий подъем цен, снижение заработной платы и частичное сокращение рабочих, привели банки к ситуации, в которой они не смогли так же предоставлять кредитные средства, т.к. проценты по кредитам повысились, а платежи по ним сократились. Постановлением НБ было запрещено выдавать кредиты населению.
Что касается совершенствования кредитования физических лиц, то я считаю, что недостатком является не правильный подход к клиентам. Многим клиента отказывают по той или иной причине в предоставлении кредита, хотя данный заемщик мог бы погашать кредит в соответствии с договором. Также отрицательным моментом является высокие процентные ставки по кредиту, которые являются преградой для заемщиков.
Вернувшись к проблеме кризиса, можно выделить еще один негативный момент кредитования физических лиц. В то время когда НБ было поручено запретить выдавать кредиты, по уже ранее выданным кредитам, банки повысили процентную ставку, что негативно отразилось на заемщиках и в будущем может негативно отразиться на отношении граждан к банкам и кредитам. Чтобы избежать такой проблемы, банкам необходимо в кредитном договоре сделать пометку о не повышении процентных ставок по кредиту в любой ситуации.
Банки не в состоянии решить все существующие проблемы с кредитованием. По мнению банкиров, для развития этого направления необходимо внести изменения в законодательство о залоге, чтобы банк, с одной стороны, имел возможность без проблем реализовать заложенное имущество, а с другой стороны, в случае банкротства заемщика имел гарантии обращения взыскания на заложенное имущество. Необходима и государственная поддержка, в том числе государственные гарантии по кредитам, выдаваемым малому бизнесу.
Современная банковская
система России в вопросах ипотечного
кредитования дошла до оптимального
уровня, который обеспечивает малый
процент невозвращения
Также в сфере деятельности
коммерческого банка по кредитованию
физических лиц важными факторами,
обеспечивающими
Заключение
Банковское дело все еще находится в процессе перемен. Стремясь повысить экономическую эффективность и улучшить механизм распределения ресурсов, правительство предпринимает шаги в направлении создания в экономике атмосферы открытости, конкуренции и рыночной дисциплины. Для того чтобы выжить и добиться процветания, банкиры должны отбросить свои бюрократические традиции и превратиться в предпринимателей, реагирующих и приспосабливающихся к рыночной экономике.
На конкурентном рынке
банки нуждаются в автономии
для определения совей роли и
стратегии и независимости в
своей кредитной и
Управление часто определяют как искусство, не поддающееся определению и воплощенному в практике. Банковские аналитики часто принимают блестящие характеристики руководящего состава за признаки хорошего управления. Это важно, но вовсе не является надежным критерием лидерства и видения перспективы, качества управления, способности контролировать риск, качества персонала или финансовых перспектив.
Хотя очень трудно
дать точное определение хорошего управления,
можно выделить несколько моментов,
которые позволяют оценить
Список литературы:
1. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2010.
2. Головин Ю.В. Банки и банковские услуги в России: Учебное пособие –М.: Финансы и статистика, 2008.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1,2. Официальный текст.- М.: Норма, 2009.
4. Шевченко И.К., Литовских
А.М. Финансы, денежное
5.Градов И. "Кредит - учебе не вредит" // "Московский комсомолец" от 28.03.08.
6. Желобанов Д. "Валютный подарок заёмщику" //Приложение к газете "Коммерсантъ" №231 (3070)/2010
7. Кёлер Ю. "Торговать в кредит" // "Бератор - Пресс" № 4/2008.
8. Самоторова А. "Банки - обманщики"// "Новые известия" от 16.03.11.
9. http://www.ssuda.ru/
10. http://www.credits.ru/
11. http://rusipoteka.ru/
12. http://www.rbc.ru/
13.Закон РФ от 29 мая 1992 г. № 2872-1 «О залоге».
14. Положение Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (с изменениями и дополнениями)
15.«Порядок расчета, установления и контроля за соблюдение лимита риска на субъект Российской Федерации» о 28.09.2001 года №618-3-р.
16. «Методика расчета
процентов и неустоек и
17.А.Н. Азрилиян «Большой экономический словарь», Москва, Фонд «Правовая культура», 2009 г.
18. Концепция развития
Сбербанка России до 2012 года. Проект
утвержден Комитетом
19.С.Е. Егоров «Проблемы
деятельности коммерческих
20.Тавасиев А.М. Банковское
дело: управление кредитной
21.И.О. Председателя ЦБ РФ Т.В. Парамонова «Основные цели денежно-кредитной политики Банка России и принципы регулирования банковской сферы», Деньги и кредит ,2008 г. №6.
22.М.М. Ямпольский «
Приложение А
Рисунок - Организационная структура Сбербанка РФ (центральный аппарат)
Приложение Б
Анализ основных экономических показателей «Сбербанк России» за 2009 – 2011 гг., тыс. руб.
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
Абсолютное изменение |
Темп роста, % |
Доходы |
1 863 591 333 |
4 291 185 894 |
7 527 480 365 |
5663889032 |
403,92 |
Расходы |
1 703 371 147 |
4 147 725 253 |
7 491 275 681 |
5787904534 |
439,79 |
Прибыль (убыток) за отчётный период |
160220186 |
143460641 |
36204684 |
-124015502 |
22,60 |
Чистая прибыль |
212 120 597 |
365 122 907 |
264 507 847 |
52387250 |
124,70 |
Активы |
5 307 845 141 |
6 719 019 447 |
7 096 995 293 |
1789150152 |
133,71 |
Обязательства |
5 100 345 289 |
5 943 502 422 |
6 248 742 183 |
1148396894 |
122,52 |
Собственные средства |
666 094 471 |
775 517 025 |
848 253 110 |
182158639 |
127,35 |
Вклады физических лиц |
2 656 189 970 |
3 047 259 175 |
3 687 133 202 |
1030943232 |
138,81 |
Средства кредитных организаций |
183 703 088 |
202 287 659 |
143 388 747 |
-40314341 |
78,05 |
Процентные доходы |
212 120 597 |
623 901 911 |
811 316 235 |
599195638 |
382,48 |