Анализ основных операций сберегательного банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение роли Сбербанка в предоставлении услуг населению.
Задачи:
- изложить теоретические предпосылки организации банковской системы
-сделать анализ основных операций сберегательного банка.
- рассмотреть перспективы развития обслуживания населения сберегательным банком.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические и экономические предпосылки организации
обслуживания населения банковской системы.
1.1 История организации сберегательного банка.
1.2 Нормативно правовое регулирование деятельности СБ РФ.
1.3 Зарубежный и российский опыт банковского обслуживания населения.
2 Анализ основных операций сберегательного банка.
2.1 Анализ пассивных операций за 2012 -2014 года.
2.2 Анализ Активных операций сберегательного банка за исследуемый период.
2.3 Перспективы развития обслуживания населения, сберегательных банков Российской Федерации.
Вывод

Файлы: 1 файл

курсовая сб рф.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение

1 Теоретические и экономические предпосылки организации   

обслуживания населения банковской системы.

1.1 История организации сберегательного  банка.

1.2 Нормативно правовое регулирование  деятельности СБ РФ.

1.3 Зарубежный и российский опыт банковского обслуживания населения.

2 Анализ основных операций сберегательного  банка.

2.1 Анализ пассивных операций  за 2012 -2014 года.

2.2 Анализ Активных операций  сберегательного банка за исследуемый период.

2.3 Перспективы развития обслуживания  населения, сберегательных банков Российской Федерации.

Вывод

Приложение А

Приложение В

Список использовано литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Уральский государственный колледж имени И.И. Ползунова

 

 

 

КР.080110.25.ПЗ

 

 

 

 

РОЛЬ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА В ОБСЛУЖИВАНИ НАСЕЛЕНИЯ

Пояснительная записка

 

 

 

 

Руководитель      Разработал

 

______________/С.А. Бочек./   __________/Н.В. Фролкова/

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2015

Введение.

 

В современном мире банки не только организуют денежный оборот и кредитные отношения, но и выполняют огромное число разнообразных банковских операций, необходимых для дальнейшего развития общества.

Функционирование современной экономики любой страны невозможно представить без эффективной банковской системы. Банки разных уровней глубоко проникают в сферу производства и активно влияют на экономические и социальные процессы, поэтому с ними постоянно сталкиваются все члены общества.

Банковское дело является одной из тех сфер общественной жизни, о которой мало кто может позволить себе полную неосведомленность. Ведь, образ и уровень жизни населения каждой страны существенно зависят от деятельности банков, их надежности, способности увеличивать объемы кредитов, депозитов и других видов услуг, предлагаемых как физическим лицам, так и предприятиям. Постоянное внимание и интерес к проблемам развития банковского дела обусловлены значительной ролью, которую играют банки в процессах формирования международных финансовых рынков - валютного, фондового, рынка деривативов, а также в системе мирового хозяйства в целом.

Одним из крупнейших банков России является Сбербанк России — полное наименование Открытое акционерное общество «Сбербанк России». Сбербанк России — это универсальный банк, который предоставляет широкий спектр услуг. Доля Сбербанка России на рынке частных вкладов на 1 июня 2009 года составляла 50,5 %, а его кредитный портфель соответствовал более 30 % всех выданных в стране займов. Но так было не всегда. У этого банка длинная история. На протяжении уже нескольких лет международные финансовые институты не раз заявляли о необходимости пересмотреть роль Сбербанка на рынке частных вкладов и демонополизировать эту структуру. В отличие от остальных банков, вклады в Сбербанке гарантируются государством. Подобная практика создает ситуацию, когда фактически невозможна равноправная конкурентная борьба между кредитными организациями. Однако, данный банк не единственный, который существует с поддержкой государства, но самый крупный.

Целью данной курсовой работы является определение роли Сбербанка в предоставлении услуг населению.

Задачи:

- изложить теоретические предпосылки  организации банковской системы

-сделать анализ основных операций сберегательного банка.

- рассмотреть перспективы развития обслуживания населения сберегательным банком.

Курсовая работа состоит: из введения, двух глав, приложений, заключения и списка использованных источников.

В первой главе предоставлены теоретические аспекты организации обслуживания населения банковской системой. Рассмотрен зарубежный и российский опыт банковского обслуживания населения.

Вторая глава посвящена анализу основных операций сберегательного банка и перспективам развития обслуживания населения сберегательным банком Российской Федреации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические и экономические предпосылки организации обслуживания населения банковской системы.

 

1.1 История организации  сберегательного банка.

 

Сберегательный банк России создан с целью привлечения временно свободных денежных средств клиентов и предприятий и их эффективного размещения на условиях возвратности , платности , срочности в интересах вкладчиков банка и развития хозяйства.

К моменту появления первых сберегательных касс в России в европейских странах они пережили уже длительную эволюцию.

На Западе сберегательные кассы возникли сначала по инициативе общественных организаций и частных лиц и лишь со временем удостоились законодательного регулирования. В России именно правительство стало инициатором появления сберегательных учреждений. Первый проект относится еще ко времени правления императрицы Екатерины II. Таким образом она проявляла заботу о благе своих подданных. Однако этому начинанию не суждено было осуществиться и стать истоком сберегательного дела в России.

Вопрос о банках вновь был поставлен на правительственном уровне при внуке Екатерины II — императоре Николае I. Под его нажимом Государственный совет Российской империи признал, что «учреждение таковых касс послужило бы способом бедному классу людей к лучшему себя обеспечению».

Министр финансов (1824—1844) Е.Ф. Канкрин был одним из ближайших сподвижников Николая I, но он только теоретически признавал полезность сберегательных учреждений для накопления «самомалейших сбережений низших классов» и организацию сберегательных касс в России считал нерациональной из-за слишком больших расходов на обустройство. Сберегательные учреждения, полагал Е. Ф. Канкрин, могут принести существенный вред правительству, взявшему на себя гарантию вкладов частных лиц. Он писал: «Если кто хочет беречь, разве не может и сам делать это без посредства сберегательных банков?» И все же именно Е. Ф. Канкрину суждено было стать родоначальником сберегательного дела России. Воля государя для него значила больше, чем собственное мнение.

30 октября 1841 г. император Николай I издал высочайший указ. Этот акт открыл в истории сберегательного дела России первую страницу. «По уважении пользы, какую могут приносить Сберегательные кассы как в хозяйственном, так и в нравственном отношении, — говорилось в указе, — повелеваем: учредить Сберегательные кассы»

Первыми были открыты Сберегательные кассы при Петербургской и Московской сохранных казнах. Создавались они «для приема небольших сумм на сохранение с приращением процентов, для доставления чрез то недостаточным всякого звания людям средств к сбережению верным и выгодным образом, малых остатков от расходов, в запас на будущие надобности».

Двадцать лет спустя наряду с двумя столичными насчитывалось уже 146 губернских касс. В 1862 г., когда сберегательные кассы были переданы в ведение учрежденного в 1860 г. Госбанка России, общая сумма вкладов на 140 тыс. сберегательных книжек составляла 11,5 млн. руб. Важнейшей предпосылкой для ускорения развития сберегательного дела в стране явилась денежная реформа 1895—1897 гг., проведенная выдающимся государственным деятелем, министром финансов России С.Ю.Витте.

Главным результатом реформы стал перевод рубля на золотой стандарт. Введение твердой свободно конвертируемой валюты способствовало росту сбережений населения и расширению сети сберегательных касс. В рамках денежной реформы была перестроена вся кредитно-финансовая система России, в том числе сберегательные учреждения. Согласно принятому в 1895 г. Уставу сберегательных касс, они стали именоваться государственными, что подчеркивало их значение для государства и его ответственность за помещаемые в них средства.

Изменилось не только название, но и отношение к сберегательным кассам. Для министра финансов они представляли исключительный интерес прежде всего в связи с проблемой государственного долга. Кассы рассматривались С. Ю. Витте в качестве «подспорья правительству в финансовых и экономических начинаниях

В начале XX в. в России, как и в других странах Европы, общей тенденцией развития сберегательного дела стало превращение сберегательных касс в универсальные кредитные учреждения. С 1906 г. сберегательные кассы совершают не только вкладные операции, но и занимаются страхованием капиталов, доходов и жизни вкладчиков.

История российских сберкасс знала как взлеты, так и падения. В годы Русско-японской и Первой мировой войн государство использовало вклады населения на покрытие военных расходов. Военные расходы, кроме того, финансировались за счет эмиссии денег, в результате чего гиперинфляция полностью обесценила сбережения населения.

Стабилизация денежной системы страны и возрождение сберкасс стали возможными только после окончания гражданской войны. 26 декабря 1922 г. было принято постановление Совета Народных Комиссаров об учреждении государственных сберегательных касс, которые уже на следующий день получили название трудовых.

Реформа осуществлялась на следующих условиях:

1) старые деньги в течение  одной недели обменивались на  новые, «полноценные» деньги из расчета 10:1;

2) денежные вклады в сберегательных  кассах переоценивались на льготных условиях. Вклады до 3 тыс. руб. обменивались в соотношении 1:1, вклады до 10 тыс. — в соотношении 3:2 и свыше 10 тыс. — 2:1.

Чем меньше была сумма вклада, тем больше была премия государства за доверие к нему (а мелкие вклады составляли около 80 %). Однако реформа все же ударила по интересам широких слоев населения — большая часть крестьянства предпочитала держать деньги на дому. Крестьянство не всегда имело возможность воспользоваться услугами сберегательных касс из-за недостаточной разветвленности этой системы. Таким образом, в результате реформы пропали не только нетрудовые, но и трудовые доходы населения.

Победоносное завершение Великой Отечественной войны и переход к мирному строительству отозвались резким усилением приливов вкладов в сберегательные кассы. В 1948 г. был принят новый устав сберегательных касс, который внес существенные изменения в их деятельность. Расширились функции сберегательных касс, и круг операций, выполняемых ими, значительно изменился в условиях мирного времени. Сберегательные кассы стали осуществлять безналичные расчеты, перечислять заработную плату работников на их счета по вкладам.

Введение хозяйственного расчета в 1970-х гг. стало важным событием для развития сберегательного дела в России. Прежде доходы сберкасс формировались за счет:


 

 


 

Прибыль направлялась в бюджет и частично — в запасной фонд. Ранее существующая система лишала сберкассы заинтересованности в увеличении прибыли и не позволяла системе Гострудсберкасс СССР иметь средства для развития. С принятием постановления Совмина СССР от 4 мая 1972 г. были определены постоянные источники доходов сберегательных касс и установлены фонды развития сберегательного дела, жилищного строительства и материального поощрения работников, куда направлялось 50 % прибыли, а другие 50 % — в бюджет. Теперь доходы сберкасс формировались за счет:

1) процентов, которые выплачивал  Госбанк СССР по средствам, хранящимся  у него на счетах сберкасс;

2) комиссионного вознаграждения  от предприятий и учреждений  за прием в их пользу платежей  и оказание других услуг;

3) возмещения затрат из госбюджета  по займам и лотереям;

Перемены новейшей истории России коснулись и сберегательного дела. В 1988 г. Гострудсберкассы СССР были преобразованы в Сбербанк СССР, который рассматривался как государственный специализированный банк по обслуживанию населения, а 20 июня 1991 г. в Центральном банке Российской Федерации был зарегистрирован Устав Сбербанка России. Наступила новая эпоха для Сберегательного банк— «банк, который может почти все»


 Сегодня одна из самых серьезных проблем, особенно для Сберегательного банка, вернуть доверие людей. Это задача, которая стоит и перед государством, так как деньги Сберегательного банка работают на решение государственных проблем.

1.2 Нормативно — правовое  регулирование деятельности СБ  РФ.

 

В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков, ном Законе "О банках и банковской деятельности", принятом 03.02.96 года, Федеральном Законе "О центральном банке Российской Федерации" от 26.04.95 года, Конституции РФ и других Федеральных Законах, нормативных актах Банка России.

Коммерческие банки действуют на основании Устава, который принимается его участниками. В Уставе содержатся следующие сведения:

· наименование банка и его местонахождение (почтовый и юридический адрес);

· перечень выполняемых им банковских операций;

· размер уставного капитала, резервного и иных фондов, образуемых банком;

· указание на то, что банк является юридическим лицом и действует на коммерческой основе;

· данные об органах управления банка, порядке образования и функциях.

 

Надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляют учреждения ЦБ РФ, которые контролируют соблюдение обязательных экономических нормативов с целью поддержания надежности и ликвидности банковской системы (Инструкция N 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций” от 30.01.96 г.) и проверяют правильность исполнения банковского законодательства и нормативных актов ЦБ РФ.

 

 

1.3 Зарубежный и российский  опыт банковского обслуживания 

населения.

Исторически сложилось так, что основным источником средств сберегательных институтов зарубежных стран были и сохраняются депозиты частных лиц. Сберегательные счета, хотя и предлагают сравнительно скромный доход, но обладают чертами ликвидности и безопасности, столь важными для владельцев относительно ограниченных средств, т.е. массовой категории клиентов.

Сберегательные счета клиентов не являются стабильными. Объем и структура таких вкладов часто меняются под воздействием экономической активности и кредитной политики государства. Поэтому сберегательные институты США. Германии и некоторых других стран предлагают депозитные вклады денежного рынка, доходы по которым более чувствительны к изменению краткосрочных процентных ставок денежного рынка, имеют номинации и другие характеристики, отражающие условия местного рынка.

Вторым по значимости источником финансовых средств сберегательных учреждений является собственный капитал, состоящий из нераспределенной прибыли и номинальной стоимости выпушенных Сбербанком акций. Но к середине 1980-х гг., по ряду объективных и субъективных причин собственный капитал сберегательных институтов стал быстро сокращаться, тогда правительства некоторых стран стали принимать социальные законы (Закон Гарна-Сент-Жермсна). Разрешающие сберегательным банкам в случае необходимости выпускать сертификаты собственного капитала обеспеченных Федеральной корпорацией страхования ссудно-сберегательных ассоциаций (ESLIC). Кроме того, этот закон, отменив старые ограничения, разрешил пролонгирование ссуд под жилищное строительство путем замены старых закладных с низкими процентными ставками на новые с более высокими процентами.

Информация о работе Анализ основных операций сберегательного банка