Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:14, курсовая работа
Цель исследования – провести анализ бюджетной системы РФ.
Задачи исследования:
Рассмотреть общую характеристику бюджетной системы РФ.
Обосновать принципы построения бюджетной системы РФ.
Определить понятие системы межбюджетных отношений.
Проанализировать взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней.
Введение……………………………………………………………….…..….3стр.
1. Бюджетная система РФ…………………………………………………....7стр.
1.1 Сущность, структура и функции бюджетной системы РФ…………....7стр.
1.2 Принципы построения бюджетной системы………………………….12стр.
1.3 Система межбюджетных отношений……………………………….....18стр.
2.Анализ параметров федерального бюджета, характеристики, приоритеты и основные социальные параметры проекта федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов…………………………………………………………………………21стр.
2.1 Основные отличительные особенности и приоритеты проекта федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов……………………………………………………………………..….21стр. 2.2. Основные социальные параметры проекта федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов…………………..….24стр.
3.Заключительная часть
Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения………………………………………………………………...….…26стр.
Заключение…………………………………………………………….….....32стр.
Список использованных источников………………………………..
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Бюджетная система РФ…………………………
1.1 Сущность, структура и функции
бюджетной системы РФ…………....
1.2 Принципы построения бюджетной системы………………………….12стр.
1.3 Система межбюджетных отношений……………………………….....
2.Анализ параметров федерального бюджета,
характеристики, приоритеты и основные
социальные параметры проекта федерального
бюджета на 2008 год и на плановый период
2009 и 2010 годов…………………………………………………………………
2.1 Основные отличительные
особенности и приоритеты проекта федерального
бюджета на 2008 год и на плановый период
2009 и 2010 годов…………………………………………………………………
3.Заключительная часть
Межбюджетные отношения:
современная ситуация, проблемы и
пути их решения……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………...….…
Приложение 1……………………………………………
Приложение 2…………………………………………………….………….
Введение
Актуальность. Реформирование финансовой системы России и ее основного звена – бюджетной системы обусловлено переходом от административно-командных методов управления к рыночным. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах всех членов общества. Бюджет и денежное обращение остаются барометром экономического и социального состояния и политического положения государства. Бюджетная система России находится в стадии становления, вырабатывается законодательный механизм перераспределения компетенций между федеральными и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления.
Бюджетный процесс в России регулируется нормативными актами многие положения, которых неадекватно отражают характер реальных процессов, происходящих в экономике России и отдельных ее регионах, что создает определенные трудности в процессе формирования и исполнения бюджетов различных уровней.
На протяжении последнего десятилетия бюджетная система Российской Федерации постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и экономических процессов, происходящих в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям. Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет. С одной стороны, это объясняется тем, что в условиях рыночных отношений сужаются возможности государства оказывать влияние на экономические процессы. С другой стороны, заметно возрастание роли и значения бюджетов как важнейших инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований. Бюджетная система государства, являясь частью инфраструктуры экономического базиса, подвержена его влиянию. Колебания и изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и к корректировке ее функций. В настоящее время главными проблемами в бюджетной сфере являются:
сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
совершенствование бюджетного федерализма, системы регулирования бюджетными ресурсами и бюджетного процесса;
укрепление системы финансового контроля за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы;
разработка методологических подходов, методов и методик формирования бюджетов и распределения бюджетных средств.
Реформирование бюджетной системы требует осмысления накопленного опыта, выявления и изучения эволюционных процессов, обобщения разработанных принципов, методов и методик и их реализации в практику бюджетной системы и бюджетного процесса.
Цель исследования – провести анализ бюджетной системы РФ.
Задачи исследования:
Рассмотреть общую характеристику бюджетной системы РФ.
Обосновать принципы построения бюджетной системы РФ.
Определить понятие системы межбюджетных отношений.
Проанализировать
Объект исследования – основополагающие характеристики бюджетной системы. Предмет исследования - определение особенностей структуры и принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Федосов В.А., Дементьев Д.В., Годин А.М., Подпорина И.В. и других.
В учебном пособии В.А. Федосова, построенном по схеме "вопрос-ответ", учтены изменения, которые происходят в реформировании общественных финансов России, методов и принципов в организации бюджетного процесса, рассмотрены такие вопросы, как доходы и расходы бюджетов, федеральные налоги, регулирование бюджетов и организация бюджетного процесса. Также рассматриваются тенденции развития бюджетных систем стран СНГ. В базовом курсе под редакцией Д.В, Дементьева изложены вопросы экономики, описан порядок построения бюджетной системы Российской Федерации, рассмотрены основы и принципы разграничения доходов и расходов между бюджетами, концепции формирования федерального, регионального и местных бюджетов, а также разбирается содержание, классификация и функциональное назначение бюджетных расходов и доходов, описаны процесс формирования бюджета и особенности управления бюджетами разных уровней. Материал иллюстрируется конкретными примерами с использованием данных статистической отчетности. Учебное пособие соответствует Государственным образовательным стандартам.
Учебник, изданный коллективом авторов под редакцией А.М. Година раскрывает основные положения бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации, показывает бюджетный процесс и его стадии, дает характеристику бюджетной системы Российской Федерации, основы правового регулирования бюджетных отношений, вскрывает современные проблемы бюджетного регулирования. Особое внимание авторы уделяют социальной направленности бюджетной политики Российской Федерации, исследованию вопросов бюджетного планирования и бюджетного федерализма.
В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов. С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение экономических задач, т. е. на выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти.
Бюджет — есть категория экономическая. Бюджет по своей природе является экономическим базисом государства.
Любые колебания или изменения этого базиса приводят к нарушению экономической, хозяйственной и социальной жизни общества. По экономической сущности бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие между государством и обществом по поводу перераспределения части национального дохода (частично национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного ресурса, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны и государственного управления.
Бюджет не только категория
историческая, экономическая, но и политическая.
Его возникновение и развитие
связано с зарождением, формированием
и развитием политического
Проблема понимания природы бюджета обусловлена не только тем, что бюджет понятие экономическое, историческое, социальное, политическое или правовое, но главное, что бюджет есть понятие финансовой науки, жестко связанное с категорией "государство".
Федеральный бюджет является основным планом государства, позволяющим органам власти осуществлять свои властные полномочия в экономической, социальной, политической и иных областях и сферах деятельности. Государственный бюджет отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и определяющих возможности государства по выполнению возложенных на него функций. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования денежных средств, распределение части национального дохода и внутреннего валового продукта (ВВП), что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
По своей структуре, с одной стороны, бюджет - это форма образования и расходования ресурса денежных средств, а с другой - это смета (роспись) доходов и расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией. С точки зрения формирования бюджетов (федерального, региональных и местных), бюджет есть необходимая экономическая составляющая финансовой политики государства.
Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства. Основными функциями бюджетов являются:
распределительная функция бюджета;
перераспределительная функция ВВП;
регулирующая функция;
стимулирующая функция;
социальная функция;
функция планирования;
функция организации;
контрольная функция.
Распределительная функция
бюджета проявляется
Перераспределительная
функция национального дохода и
ВВП проявляется
Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.
Доходы бюджетов всех
уровней бюджетной системы суще
Через бюджетные расходы
финансируются
Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.
Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
Функция планирования бюджетов предполагает:
определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;
разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;
определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;