Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:14, курсовая работа
Цель исследования – провести анализ бюджетной системы РФ.
Задачи исследования:
Рассмотреть общую характеристику бюджетной системы РФ.
Обосновать принципы построения бюджетной системы РФ.
Определить понятие системы межбюджетных отношений.
Проанализировать взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней.
Введение……………………………………………………………….…..….3стр.
1. Бюджетная система РФ…………………………………………………....7стр.
1.1 Сущность, структура и функции бюджетной системы РФ…………....7стр.
1.2 Принципы построения бюджетной системы………………………….12стр.
1.3 Система межбюджетных отношений……………………………….....18стр.
2.Анализ параметров федерального бюджета, характеристики, приоритеты и основные социальные параметры проекта федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов…………………………………………………………………………21стр.
2.1 Основные отличительные особенности и приоритеты проекта федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов……………………………………………………………………..….21стр. 2.2. Основные социальные параметры проекта федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов…………………..….24стр.
3.Заключительная часть
Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения………………………………………………………………...….…26стр.
Заключение…………………………………………………………….….....32стр.
Список использованных источников………………………………..
Следует также отметить, что принятие нового Бюджетного кодекса Российской Федерации названо данной Программой в числе условий для преодоления финансового кризиса (БК РФ входит в состав предложенного Правительством антикризисного пакета нормативных актов) и, несомненно, имеет огромное значение для нормализации бюджетных отношений в Российской Федерации.
10 октября т.г. в Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему«О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года и параметрах проекта федерального бюджета 2012 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
Исходя из этого идеология проекта бюджета на 2008-2010гг. заключается в обеспечении темпов экономического роста, которые заложены в прогнозе, снижения темпов инфляции, решении задач, который поставлены Президентом РФ и Правительством РФ в части поддержания социально-экономического развития страны, обеспечения ее оборонной безопасности и реализации выработанных руководством государства институциональных реформ.На 2010 год проект федерального бюджета рассчитан исходя из цены на нефть марки Uralsв 100 дол. За баррель, темп роста ВВП- 3.7% , объема ВВП- 58,683трлн. руб., на 2013г. эти показатели закладываются в 97дол. За баррель, 4% и 64,803 трлн. руб., в 2010 – соответственно, 101дол., 4.6%, 72,493 трлн. руб. Инфляция прогнозируется на уровне 6% в 2012г., 5.5%- в 2009г. и 5% в 2010г. Исполняющий обязанности Министерства финансов РФ напомнил, что изменение цены на нефть на 1 дол. дает российскому бюджету дополнительный доход примерно в 55 млрд. руб. Зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов существенна, но она постепенно снижается. В прогнозе задолжен рост нефтегазовых доходов- от 53% от общего объема доходов 2010г. до 56.5%-2014г. Такой рост обусловлен ожидаемым увеличением поступления доходов от налога на добавленную стоимость и от акцизов.
Общий объем доходов федерального бюджета в 2010г. ожидается в объеме 11 трлн.779,9 млрд. руб., расходов- 12трлн. 656,4 млрд. руб., дефицит- 876,5млрд. руб. При этом объем нефтегазовых доходов федерального бюджета составит 5 трлн. 574,9 млрд. руб., или 9.5% ВВП, что меньше, чем в 2010г., когда этот показатель равен 10.3% ВВП. Это связано с ожиданием постепенного снижения цены на нефть и нефтепродукты.При этом правительство подчеркнуло, что проект федерального бюджета планируется с уменьшением дефицита с 1.5% ВВП в 2012г. до 0,7% ВВП в 2010г. Поставлена задача- выйти на бездефицитный бюджет в 2010г. В связи с этим необходимо очень осторожно подходить к политике расходов.
3
Возникновение бюджета
связано с зарождением и
Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений. Одно из них выражает совокупность финансовых отношений, обусловленных существованием основного централизованного денежного фонда страны. Другое - связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа.
Рассматривать бюджет в
качестве финансовой, а соответственно,
и экономической категории
Совокупность денежных
отношений государства с
В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определен как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
По экономической сущности государственный бюджет это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-вещественному воплощению - это фонд денежных средств, по плановой форме – финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.
Функционирование
Бюджет играет важную
экономическую, социальную и политическую
роль в воспроизводственном
Структура социальных расходов проекта федерального бюджета в 2008-2010 годах
2007 (закон) |
Проект бюджета | |||
2008 |
2009 |
2010 | ||
Расходы, всего | ||||
Млрд. рублей |
5463,5 |
6570,3 |
7451,2 |
8089,9 |
% к расходам, всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
% к 2007 году (бюджет) |
100,0 |
120.3 |
136,4 |
148,1 |
Расходы всего, без условно утвержденных | ||||
Млрд. рублей |
5463.5 |
6570.3 |
7264,9 |
7685,4 |
% к расходам |
100,0 |
100,0 |
97.5 |
95,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | ||||
Млрд. рублей |
53,0 |
56,9 |
79,2 |
71,0 |
% к расходам, всего |
1,0 |
0,9 |
1,1 |
0,9 |
% к 2007 году |
100,0 |
107,4 |
149,4 |
133,9 |
Образование | ||||
Млрд. рублей |
277,9 |
309,0 |
315,5 |
341,1 |
% к расходам, всего |
5,1 |
4,7 |
4,3 |
4,4 |
% к 2007 году |
100,0 |
111,2 |
113,5 |
122,7 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | ||||
Млрд. рублей |
67,8 |
82,7 |
70,2 |
67,5 |
% к расходам, всего |
1,2 |
1,3 |
1,0 |
0,9 |
% к 2007 году |
100,0 |
122,0 |
103,5 |
99,6 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | ||||
Млрд. рублей |
206,4 |
218,3 |
234,2 |
274,6 |
% к расходам, всего |
3,8 |
3,3 |
3,2 |
3,6 |
% к 2007 году |
100,0 |
105,8 |
113,5 |
133,1 |
Социальная политика | ||||
Млрд. рублей |
215,6 |
273,0 |
362,4 |
427,5 |
% к расходам, всего |
3,9 |
4,1 |
5,0 |
5,6 |
% к 2007 году |
100,0 |
126,6 |
168,1 |
198,3 |
Межбюджетные трансферты | ||||
Млрд. рублей |
1844,3 |
2272,4 |
2421,0 |
2715,6 |
% к расходам, всего |
33,8 |
34,6 |
33,3 |
35,3 |
% к 2007 году |
100,0 |
123,2 |
131,3 |
147,2 |
Условно утвержденные расходы | ||||
Млрд. рублей |
186,3 |
404,5 | ||
% к расходам, всего |
2,5 |
5,0 |
Совокупные расходы «расширенных правительств» России и ряда зарубежных стран (в % к ВВП)
Страна |
Год |
Общего-сударственная деятель-ность |
Жилищно-комму-нальное обслужи-вание |
Социаль-ные затраты, всего |
в том числе | |||
здраво-охране-ние |
отдых, культу-ра, религия |
образо-вание |
социаль-ная защита | |||||
Россия |
2008 |
13,6 |
2,0 |
16,8 |
2,8 |
0,7 |
3,8 |
10,1 |
Австралия |
2008 |
4,5 |
1,0 |
22,4 |
6,1 |
0,9 |
5,2 |
10,2 |
Австрия |
2008 |
7,7 |
0,8 |
34,7 |
6,6 |
1,0 |
5,6 |
21,5 |
Германия |
2008 |
6,2 |
1,1 |
33,7 |
6,4 |
0,7 |
4,2 |
22,4 |
Нидерланды |
2008 |
8,0 |
1,4 |
28,4 |
4,4 |
1,1 |
5,0 |
17,9 |
Дания |
2008 |
8,7 |
1,0 |
41,2 |
5,8 |
1,9 |
8,8 |
24,7 |
Швеция |
2007 |
8,5 |
1,1 |
40,4 |
7,7 |
7,7 |
23,9 | |
Италия |
2007 |
9,6 |
0,8 |
29,4 |
5,9 |
0,9 |
4,9 |
17,7 |
Бельгия |
2008 |
2,3 |
0,5 |
38,1 |
6,6 |
1,0 |
8,1 |
22,4 |
Болгария |
2008 |
5,1 |
1,6 |
23,0 |
4,6 |
0,7 |
4,2 |
13,5 |
Чехия |
2008 |
5,4 |
2,1 |
25,7 |
6,5 |
1,0 |
4,4 |
13,8 |
Венгрия |
2008 |
8,8 |
1,3 |
27,8 |
4,8 |
1,5 |
6,1 |
15,4 |
Казахстан |
2008 |
2,7 |
0,7 |
13,4 |
2,0 |
0,6 |
3,3 |
5,5 |
Латвия |
2008 |
5,1 |
1,8 |
24,0 |
3,5 |
1,4 |
6,7 |
12,4 |
Литва |
2008 |
3,9 |
0,7 |
21,3 |
4,0 |
0,9 |
6,3 |
10,1 |
Словения |
2008 |
4,8 |
0,7 |
31,7 |
6,2 |
1,2 |
6,1 |
18,2 |