Анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Предмет исследования - прибыль и рентабельность организации, сущность, значение и пути повышения.
Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «БелЗАН».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
- определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;

Файлы: 1 файл

Эконом.анализ.docx

— 82.94 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Главная цель производственного предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

   Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом.

   ОАО «БелЗАН» на сегодняшний день можно отнести к стабильным предприятиям города. Предприятие успешно конкурирует с другими производителями цветной металлургии. Основными факторами конкурентоспособности является высокое качество продукции, приемлемые цены, выполнение договорных обязательств и высокая квалификация менеджмента и работников предприятия.

   В первой части курсовой работы рассмотрены теоретические и методологические основы анализа прибыли и рентабельности.

   Во второй части работы дана организационно - экономическая характеристика предприятия и проведен анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия за последние три года.

   За 2011 год предприятие по результатам хозяйственно-финансовой деятельности получило убыток. На финансовый результат Общества существенно повлиял кризис, приведший к значительному падению объемов производства.

   В 2012г. по сравнению с 2011г. выручка выросла на 90%. Объемы продаж так же выросли, предприятие получило чистую прибыль.

  Финансовое состояния предприятия можно считать недостаточно устойчивым. Коэффициент независимости не достигает нормативного значения (0,5). В 2012 году доля собственных средств в общей величине средств предприятия снижается. Коэффициент абсолютной ликвидности в 2010 году не достигает нормативной величины, что свидетельствует о дефиците денежных средств. Коэффициент текущей ликвидности с 2011 по 2012 годы имеет тенденцию к снижению, в связи с ростом краткосрочных обязательств.

   В третьей части курсовой работы проведен анализ динамики и структуры прибыли, анализ факторов влияющих на прибыль, рассчитаны основные показатели рентабельности. В 2011 году по сравнению с 2010 прибыль от реализации снизилась на 78,8%. Наибольшее влияние на снижение прибыли от реализации оказало снижение выручки, что составило 88,83% от общего влияния. В 2012 году наблюдается положительная динамика. Прибыль от реализации растет быстрее, чем выручка, что свидетельствует о снижении затрат на производство продукции.

    Так же в ходе анализа проведенного в третьей части работы были выявлены резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции и за счет снижения себестоимости продукции. За счет увеличения объема реализации на 5% и снижения себестоимости на 5%, общее увеличение прибыли составит 520 264 тыс. руб. Уровень рентабельности при таких изменениях может увеличиться на 0,05417%.

   Из вышеперечисленного можно сделать следующие предложения:

   Во-первых, для получения максимальной прибыли предприятие должно наиболее полно использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы, и в первую очередь оно должно использовать выявленный резерв по производству на имеющемся у него оборудовании дополнительной продукции. Увеличение выпуска снижает издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее изготовление в расчете на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается себестоимость, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли от реализации продукции.

   Во вторых снижение себестоимости также значительно может увеличить получаемую предприятием прибыль. Основные факторы снижения себестоимости: улучшение уровня организации производства, имеющее своей целью свести к минимуму или вообще ликвидировать нерациональные издержки; слаженная работа всех составляющих производственного процесса (основного, вспомогательного, обслуживающего производства).

   Следуя предложенным мероприятиям ОАО «БелЗАН» может значительно улучшить экономические показатели своей деятельности и увеличить прибыль, что положительно скажется на развитии предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной  деятельности предприятия АПК: Учебное  пособие. / Г.В. Савицкая. - Мн.: Новое  знание, 2007. - 680 с.

2. Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Под ред.Л.Л. Ермолович. - Минск.: Современная Школа, 2006 - 736 с.

3. Палешева Н.В., Роженцова И.А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие./2007- 76с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Таблица 1 - Основные покупатели продукции ОАО «БелЗАН».

 

Основные покупатели продукции:

 

ООО"Оренбургский радиатор"

 

ОАО"Шадринский автоагрегатный завод"

 

ЗАО "Маркетинг-Бюро"

 

ЗАО "НПФ Металл Комплект"

 
   

 

Таблица 2 - Основные конкуренты среди российских предприятий и их доли рынка.

 

Название

Страна регистрации

                          Доля рынка, %

     

2005

2007

2008

2009

2010

2011

2012

1 кв. 2013

 

1

БелЗАН

Россия

20,9

29,3

26,1

26,1

26,9

28,8

35,5

н.д.

 

2

К. Уральский ОЦМ

Россия

11,7

19,2

25,1

24,1

25,6

25,1

14,6

20,5

 

3

Ревдинский ОЦМ

Россия

17,7

18,1

18

20,3

12,1

12,9

19,3

н.д.

 

4

Кольчугинский ОЦМ

Россия

11,2

15

18,6

19,3

18,6

18,6

18,6

16,6

 

5

Гайский ОЦМ

Россия

9,4

14,9

11,3

9,1

15,4

14,1

12,3

н.д.

 

6

Красный Выборжец

Россия

28

2,6

н.д.

н.д.

н.д.

н.д.

1,7

н.д.

 

7

Туимский ОЦМ

Россия

1,1

0,9

0,9

1,2

1,4

0,5

0,1

н.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

Таблица 3 - Алгоритм расчета показателей финансово-хозяйственной деятельности.

 

Наименование показателя

2010

2011

2012

Темп прироста, % к предыдущему году

 

1. Показатели объема производства  и продаж

         

1.1 Выручка от продажи, тыс. руб.

9 086 864

2 887 852

5 481 078

-68

90

 

Форма № 2 Отчет о прибылях и убытках

           

2. Показатели объема используемых  ресурсов, капитала и затрат

           

2.1. Материальные затраты  на производство и продажу, тыс. руб.

4 542 159

2 338 986

4 801 976

-49

105

 

Форма № 5 Расходы по элементам либо Главная книга Дебет Счет затрат/10

           

2.2. Годовой фонд оплаты  труда персонала, тыс. руб.

358 180

190 509

217 123

-47

14

 

Форма № 5 Расходы по элементам либо Главная книга Оборот по кредиту счета 70

           

2.3. Среднесписочная численность  персонала, чел.

1 397

871

1 056

-38

21

 

Формы статистики, 4-ФСС См. также *

           

2.4. Средняя величина основного  капитала (внеоборотных активов), тыс. руб.

1 208 363

1 381 140

1 529 254

14

11

 

Форма № 1 (Внеобор. активы начало + Внеобор. активы конец)/2

           

2.5. Средняя величина основных  средств (по первоначальной стоимости), тыс. руб

1 419 803

1 752 039

2 024 141

23

16

 

Форма № 5 (Первонач. ст-ть ОС начало + Первонач. ст-ть ОС конец)/2

           

2.6. Средняя величина оборотного  капитала (оборотных активов), тыс. руб.

2 624 570

2 372 701

2 333 981

-10

-2

 

Форма № 1 (Обор. активы начало + Обор. активы конец)/2

           

2.7. Сумма чистых активов (на конец периода), тыс. руб.

1 661 778

1 617 808

1 752 633

-3

8

 

Форма № 1 Раздел Капитал и резервы + Доходы будущих периодов

           

2.8. Полная себестоимость  проданных товаров, тыс. руб.

8 784 513

2 817 701

5 284 112

-68

88

 

Форма № 2 Себестоимость продаж + Коммерческие расходы + Управленческие расходы

           

3. Показатели, характеризующие  финансовый результат

           

3.1. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

302351

70151

196966

-77

181

 

Форма № 2

           

3.2. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

145610

-47149

172697

-132

-466

 

Форма № 2

           

3.3. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

105411

-48753

137745

-146

-383

 

Форма № 2

           

4. Показатели эффективности  использования ресурсов, капитала  и затрат

           

4.1. Среднемесячная зарплата  одного работника, тыс. руб.

21,366

18,227

17,134

-15

-6

 

п. 2.2 / (п. 2.3 * 12)

           

4.2. Производительность труда (годовая выработка), тыс. руб.

6 504,56

3 315,56

5 190,41

-49

57

 

п. 1.1 / п. 2.3 Хотя лучше считать не по выручке, а по выработке 43/20 либо 90/20

           

4.3. Фондоотдача (по первоначальной  стоимости)

6,40

1,65

2,71

-74

64

 

п.1.1 / п. 2.5 Хотя лучше считать не по выручке, а по выработке 43/20 либо 90/20

           

4.4. Материалоемкость продукции

0,50

0,81

0,88

62

8

 

п.2.1 / п. 1.1 Хотя лучше считать не по выручке, а по выработке 43/20 либо 90/20

           

4.5. Коэффициент оборачиваемости  оборотного капитала

3,46

1,22

2,35

-65

93

 

п. 1.1 / п. 2.6

           

4.6. Затратоемкость проданных товаров

0,97

0,98

0,96

1

-1

 

п. 2.8 / п. 1.1

           

4.7. Рентабельность продаж, %

3,33

2,43

3,59

-27

48

 

п. 3.1 / п. 1.1

           

4.8. Рентабельность активов  по чистой прибыли, %

2,75

-1,30

3,57

-147

-375

 

п. 3.3 / (п. 2.4 + п. 2.6)

           

5. Показатели финансовой  устойчивости и ликвидности (на  конец периода)

           

5.1. Коэффициент автономии

0,43

0,43

0,43

0

0

 

Раздел Капитал и резервы / Валюта баланса В Собственный капитал можно ввести Доходы будущих периодов

           

5.2. Коэффициент абсолютной  ликвидности

0,13

0,54

0,33

311

-39

 

Денежные средства + Краткосрочн. фин. вложения / Краткосрочные обязательства

           

5.3. Коэффициент текущей  ликвидности (покрытия)

1,55

1,36

1,18

-12

-13

 

Оборотные активы / Краткосрочные обязательства

           

5.4. Коэффициент обеспеченности  собственными оборотными средствами

0,14

0,06

0,07

-53

2

 

(Капитал и резервы - Внеоборотные активы)/Оборотные активы

           
             

 

 

 

 

 


Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики