Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:05, творческая работа
Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ инфляции и антиинфляционной политики государства.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть стратегию и тактику инфляционного регулирования.
3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.
Введение3
1. Инфляция: ее сущность, причины возникновения, виды, последствия5
2. Антиинфляционная политика. Цели и задачи, инструменты борьбы с инфляцией, эффективность российской антиинфляционной политики.11
3. Уровень инфляции и антиинфляционная политика в России с 2000- до 2013гг.17
4. Заключение33
Список использованной литературы
2. Антиинфляционная политика.
2.1 Цели и задачи антиинфляционной политики.
Негативные социальные и экономические
последствия инфляции вынуждают
правительства разных стран проводить
определенную экономическую политику.
Антиинфляционная политика насчитывает
богатый ассортимент самых
Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:
Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.
Если инфляция растет в результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку правительства развитых стран не могут пользоваться жесткими методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать к таким методам, как увеличение налоговых ставок.
Как показывает мировая практика,
сократить инфляцию в короткие сроки
помогает программа стабилизации, которая
включает набор взаимосвязанных
мероприятий в области
* сокращение правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий;
* повышение налогов;
* снижение объемов кредитования коммерческих банков;
* увеличение выпуска
* повышение социальных
расходов на нужды
* фиксация обменного курса национальной валюты.
В осуществлении стабилизационных
мер наряду с экономической логикой
требуется и политическая дальновидность.
Известно, что повышение налогов
является крайне непопулярным шагом
любого правительства. И проведение
этой меры не находит поддержки у
населения. Поэтому она должна быть
скомпенсирована увеличением
Подготовить программу стабилизации
и начать ее выполнять - дело довольно
трудное. Основная задача, чтобы она
начала работать. Поэтому, многие страны
пытаются одновременно с сокращением
государственных расходов вносить
изменения в экономическое
Как свидетельствует опыт,
остановить инфляцию с помощью одних
организационных мер весьма трудно.
Для этого необходима структурная
реформа, направленная на преодоление
возникших в экономике
Конкретные методы сдерживания инфляции необходимо разрабатывать после определения характера инфляции, выделения основных и связанных с ними факторов, подстегивающих раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение комплекса таких мер, которые соответствуют этой специфике.
Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты или неоправданным снятием, ограничений на регулируемые цены, так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей.
Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.
2.2. Инструменты борьбы с инфляцией.
Когда в стране инфляция достигает
таких размеров, что грозит перерасти
в гиперинфляцию, выбор правительства
имеется только в отношении того
как сокращать темп роста денежной
массы: резко («шоковая терапия») или
постепенно (градуировано). Эта дилемма
решается по-разному в зависимости
от социально-экономической
Одним из вариантов шоковой
терапии является проведение предваряющей
либерализацию цен (или совмещение
с ней) денежной реформы конфискационного
типа с последующим проведением
жесткой монетарной политики. Реформы
такого типа предполагают проведение
обмена старых денег на новые, в определенном
соотношении без изменения
Реформы конфискационного типа
могут оказаться полезными при
переходе от подавленной инфляции к
открытой инфляции. В этом случае конфискационная
денежная реформа выравнивает
При проведении политики постепенного снижения темпов роста денежной массы – градуирования – инфляционные ожидания порождают инфляционную инерцию - прошлая инфляция рождает будущую. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле провоцирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следовать этим путем приводили лишь к увеличению инфляции. В середине 80-х годов в большинстве стран индексация как средство приспособиться к инфляции или игнорировать ее была либо существенно модифицирована, либо прекращению Политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в годовом исчислении.
Необходимой составляющей антиинфляционной
политики, направленной на предотвращение
гиперинфляции, является снижение темпа
прироста денежной массы, приводящее к
спаду производства и сокращению
занятости. Выбор между шоковой
терапией и градуированием осуществляется
в зависимости от конкретной
социально-экономической
2.3. Эффективность российской антиинфляционной политики.
Серьезные исследования в области организации денежных отношений позволили развитым странам выработать достаточно эффективный механизм воздействия денежно-кредитной политики над процессами в реальной экономике.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям, инфляция бывает, весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства. Рост цен оказывается не просто следствием «злой воли» и непродуманных акций государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средствами производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции (в различных его проявлениях) носит не случайный, а весьма устойчивый и практически неизбежный характер.
В развивающихся странах
наблюдается более активное участие
государства в регулировании
денежных отношений. Несмотря на признание
России страной с рыночной экономикой,
по сути, она продолжает оставаться
типичным примером экономической системы
с развивающимися рынками. Характерными
особенностями таких систем являются
незавершенность структурных
История регулирования российской инфляции обнаруживает несамостоятельность денежно-кредитного регулирования. Несмотря на освоение Центральным банком РФ всех инструментов воздействия на масштабы денежного обращения и стоимость денег, инфляция не находится в полной мере под контролем центрального эмиссионного органа страны. И причина не только в немонетарных причинах инфляции. Кредитно-денежная политика жестко связана с другими видами экономической политики, в частности валютной и фискальной, и конкретным состоянием экономики.
В настоящее время доминируют два варианта антиинфляционной политики.
1-ый вариант предполагает максимальное использование рыночных регуляторов:
2-ой вариант состоит в более активном вмешательстве государства в экономические процессы:
Опыт борьбы с инфляцией показывает, что:
Долгосрочные меры (поддержка малого бизнеса и предпринимательства, ослабление таможенных и иных барьеров, контроль и борьба с монополизмом и др.) неэффективны, если они не подкреплены работой по гашению инфляционных ожиданий. Решение проблемы погашения инфляционных ожиданий лежит в достижении доверия народа государственной политике. Для этого правительство: разрабатывает комплекс мер по антиинфляционному регулированию, постоянно информирует об их выполнении и результатах, добивается реализации поставленных задач по борьбе с инфляцией. Все меры антиинфляционной стратегии должны быть подкреплены процессом стабилизации и развития производства. С этой целью государство обязательно должно разработать политику стимулирования передовых научно-технических разработок, четко определить основные направления структурной политики, проводить политику поддержания инвестиционных вложений.
Информация о работе Антиинфляционная политика государства в 2000-е годы