Антиинфляционная политика и ее основные методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Тема данной курсовой работы в настоящее время приобрела наибольшую актуальность. Инфляция – одно из самых тяжелых заболеваний экономики. Ее симптомы зафиксированы как в рыночных, так и в нерыночных хозяйствах, где механизм рынка разрушен административно-командной системой. В мире почти нет стран, где когда-либо не существовала инфляция. В большинстве стран мира уровень инфляции – один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.
Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, о степени развития механизмов саморегуляции, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.
Проблема инфляции представляется наиболее актуальной для стран с переходной экономикой, где можно обнаружить одновременно все типы инфляции: инфляцию спроса, издержек, структурную инфляцию, а также их подвиды. Для данного типа экономики инфляция проявляется не только в постоянном росте цен, но и в увеличении товарного дефицита, снижении качества товаров и услуг.
Цель и задачи работы. Целью данной работы является рассмотрение такого важного экономического явления как инфляция, ее причины и последствия, анализ антиинфляционной политики Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
— ознакомиться с теоретическими аспектами инфляции и антиинфляционной политики;
— изучить методы и инструменты антиинфляционной политики;
— отметить особенности проведения антиинфляционной политики в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................................3
1 понятие и сущность антиинфляционной политики……….7
2 МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ..............14
3 ОСОБЕННОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…….. ……………………………………. ………………………...29
Заключение …………………………………………………………………...38
Список использованных источников …………………………….. 42

Файлы: 1 файл

курсовая ДКБ.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Инфляционное таргетирование, как показывает опыт, может применяться в условиях развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой, в том числе реализующих режим управляемого плавания. Однако следует иметь в виду их специфику.

Существуют масштабные различия между развитыми странами с их институтами и высоким доверием к политике денежных властей и развивающимися странами. Для последних характерны слабые государственные институты, низкое качество статистических данных и аналитического инструментария. Происходящие структурные сдвиги осложняют многие процессы. В них затруднен контроль над инфляцией в силу сохраняющейся ее значительной волатильности, что ставит под сомнение эффективность и последовательность мер антиинфляционной политики. В целом они подвержены резким и неожиданным изменениям в интенсивности и направленности капитальных потоков. К тому же их экономика, как было отмечено, характеризуется высокой степенью зависимости инфляции от динамики обменного курса, высоким уровнем ее долларизации, недостаточным развитием финансового рынка (что, среди прочего, снижает эффективность денежно-кредитной политики) и, главное, низким доверием к политике правительства.

Доверие населения к денежным властям и проводимой ими политике является важнейшим фактором успеха. Это эквивалентно формированию и сохранению низких инфляционных ожиданий. Для завоевания такого доверия в развивающихся странах и странах с переходной экономикой необходимо создание определенных условий, среди которых назовем основные:

— официально установленный в экономической политике безусловный приоритет задачи снижения инфляции по сравнению с другими;

— поддержку антиинфляционной политики на всех уровнях власти;

— последовательность в проведении антиинфляционной политики (то есть полное соответствие принимаемых мер и решений официально провозглашенной политике);

— максимальную информационную открытость (в том числе в признании допущенных ошибок) и постоянное взаимодействие с участниками рынка.

В условиях дефицита доверия и низкой эффективности процентной политики (а также иных характерных особенностей развивающейся экономики) реализация режима ИТ потребует принятия денежными властями более жестких и быстрых мер (по сравнению с развитыми странами) в ответ на любые шоки и риски ускорения инфляции.

Для развивающихся стран и стран с переходной экономикой инфляционное таргетирование не является ни панацеей, ни единственно возможной стратегией. Достижение низкой и стабильной инфляции в рамках режима ИТ требует не меньшей работы (по крайней мере, на первом этапе, который может продолжаться 5 и более лет), чем в рамках любого другого режима. Последовательное снижение инфляции возможно и в рамках сохранения определенного контроля над динамикой обменного курса.

В целом отметим, что инфляция подпитывается множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчивого долгосрочного эффекта должен быть выработан комплексный подход с акцентом на среднесрочных мерах по снижению инфляционных ожиданий и повышению доверия к политике правительства, к национальной валюте. Важно также развитие финансового рынка и усиление контроля Центрального банка над динамикой денежных агрегатов. Проведенный анализ показал необходимость комплексного подхода к снижению инфляции при высоком и даже умеренном ее уровне (7–10%), поскольку инфляция является одним из базовых факторов торможения структурных изменений в экономике и создания конкурентной среды, сдерживания модернизации производства, замедления темпов роста доходов населения, особенно наименее обеспеченных его групп.

Таким образом, можно  сделать следующие выводы:

— во всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика);

— методы борьбы с инфляцией могут быть прямыми и косвенными. Прямые методы регулирования получили название политики доходов. К косвенным методам воздействия на цены относятся «дефляционные» мероприятия монетарной и фискальной политики;

— для замедления роста цен могут применяться и инструменты валютной политики: ограничение притока коротких денег из-за границы, повышение курса национальной валюты;

— стабилизация доходов и расходов бюджета, снижение его дефицита, контроль за денежным обращением и валютным курсом остаются основными инструментами в борьбе с инфляцией;

— при обсуждении антиинфляционных мер принято выделять антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. В широком смысле – это экономическая политика правительств и центральных банков, опирающаяся на классические меры денежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого целевого уровня инфляции. К антиинфляционной политике в узком смысле слова можно отнести реагирование денежных властей на высокий уровень инфляции, то есть на допущенные неэффективные действия, принимаются антиинфляционные планы;

— режим денежно-кредитной политики инфляционного таргетирования принято считать наиболее эффективным в борьбе с инфляцией.

В каждый отдельный период правительство любой страны при  намерении проводить антиинфляционную политику связано определенными  ограничениями объективного характера. Оно не свободно в выборе антиинфляционных мер. Более доступны те из них, которые относятся к применению различных инструментов денежной, кредитной, бюджетной, налоговой, таможенной политики и ограничивают расширение конечного спроса. Труднее активизировать факторы, способные привести к расширению производства и поставок на внутренний рынок товаров и услуг – увеличить инвестиции и поднять их эффективность, осуществить структурную перестройку производства, активизировать инновационную деятельность и др. Для этого требуется большее время и достижение некоторого минимального уровня макроэкономической сбалансированности пропорций воспроизводства.

Сегодня антиинфляционная политика смещена в плоскость  ограничения инфляции путем усиления государственного контроля за ростом цен, денежно-кредитного регулирования и ограничительной бюджетной политики.

 

 

 

  1. ОСОБЕННОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

Стратегической  целью антиинфляционной политики в  переходных экономиках вообще и в  Республике Беларусь, в частности, является достижение и поддержание таких значений инфляции, которые позволят осуществлять структурные преобразования, не приводя к нежелательному снижению темпов экономического развития. Целью антиинфляционной политики государства должно стать не подавление инфляции любой ценой,  а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности страны и народа. Небольшая инфляция увеличивает  платежеспособный спрос и  тем самым стимулирует экономический рост.

Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

Первый комплекс включает меры:

— по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;

— поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;

— снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;

— реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;

— сокращению трансакционных издержек и др.

Второй комплекс охватывает меры:

— по регулированию объема и структуры денежной массы;

— проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;

— сокращению скорости оборота денег;

— регулированию резервных требований;

— ограничению бюджетного дефицита;

— регулированию доходов населения;

— сокращению бартерных операций, неплатежей;

— стабилизации белорусского рубля и др.

Третий комплекс предусматривает меры:

— по государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;

— государственному регулированию цен на товары монополистов;

— регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;

— регулированию уровня рентабельности;

— стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;

— ограничению инфляционных ожиданий;

— ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.

Указанные меры реализуются в правительственных программах и прогнозах. С учетом допускаемой инфляции, других макроэкономических характеристик и далее будет проводиться соответствующая политика обменного курса белорусского рубля по отношению к валютам других стран. Руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании. Эти меры предусматривают системное решение проблем снижения уровня инфляции, достижение целевых параметров по динамике индекса потребительских цен

Основными причинами  инфляции в Республике Беларусь являются: 
— дефицит государственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию денег в наличной и безналичной формах, расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства, чрезмерные расходы на социальные программы, содержание огромного бюрократического аппарата. Высокая степень бюджетизации экономики и неэффективное ведение хозяйствования.

— ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки. В Беларуси очень много монополистических предприятий, как в добывающей отрасли (например: «Беларуськалий»), так и в остальных производствах (ОАО «Атлант», РУПП «Витязь», ОАО «Белтрансгаз», ОАО «Амкодор» и т.д.).

— долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения.  
— мировой кризис. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности по- разному. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны.

Вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие повышения цен на импортируемые товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами впрок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, тем самым желая себя обезопасить. Да и внешние долги не снижают инфляции. Так, внешний государственный долг Беларуси в 2011 году вырос в 3,9 раза, достигнув на 1 января 2012 года 111,9 трлн. BYR, внутренний долг вырос в 3,5 раза – до 32,3 трлн. BYR. Наиболее высокими темпами рос внешний долг, гарантированный центральным правительством, увеличившийся в 2011 году в 8,1 раза. Столь значительный рост внешнего долга в 2011 году был обусловлен, в основном, девальвацией белорусского рубля и соответствующим падением величины ВВП. В долларовом эквиваленте он увеличился «всего» в 1,38 раза и достиг на 1 января 2012 года USD13,4 млрд [22].

Таким образом, совокупность всех эти экономических  факторов в большей или меньшей степени влияют на рост инфляции в Беларуси.

Так, инфляцию в 2009 году удалось удержать в рамках прогноза, который подразумевал, что индекс потребительских цен в стране вырастет не более чем на 9-11 %. Инфляция в Беларуси в 2010 году составила 9,9%, индекс потребительских цен на товары и услуги был запланирован в пределах 8-10%. В 2011 году инфляция прогнозировалась на уровне 7,5-8,5% [22].

В Беларуси в 2011 году зафиксирована  самая высокая инфляция за последние десять лет, она составила 108,7 %, базовая инфляция (без учёта цен на товары и услуги, регулируемые государством и сезонно изменяющиеся) за январь-октябрь — 118,1 %. Это самый высокий показатель в Европе и СНГ. За 2011 год потребительские цены увеличились на 108,7%, в том числе за декабрь — на 2,3%. Это примерно на 100% больше, чем было предусмотрено прогнозом социально-экономического развития, согласно которому инфляция не должна была превысить 7,5-8,5% [22].

Максимальный показатель инфляции за последние десять лет пришелся на 2000 год, когда цены выросли на 107,5%, минимальный рост цен был  достигнут в 2006 году — 6,6%. В 2011 году цены на продовольственные товары в Беларуси выросли на 125%. Рост цен на непродовольственные товары в 2011 году составил 112%. Цены и тарифы на платные услуги в декабре выросли на 3,1%, за год — на 64,9%. Больше всего подорожали международные железнодорожные перевозки (на 195,1%), авиаперевозки (на 162,1%) и туристические услуги (на 160,8%), услуги дошкольных учреждений (на 188,8%), городского пассажирского транспорта (на 83,9%), медицинские услуги (на 90,5%), высшего образования (на 68,4%). Жилищно-коммунальные услуги за прошлый год выросли на 42,5% (в том числе газоснабжение — на 88,1%, водоснабжение — на 35,9%, электроснабжение — на 37,9%, отопление — на 24,4%, техобслуживание — на 18,2%. В 2012 году правительство республики планирует снизить уровень инфляции до 19-22% [22].

Беларусь является лидером среди стран СНГ и Европы по темпам инфляции. Крупнейшие аудиторские компании мира признали экономику страны гиперинфляционной. Основными причинами кризиса чаще всего называют следующие факторы:

— растущий дефицит бюджета, а также торгового и платёжного баланса;

— непрекращающаяся эмиссия белорусского рубля Национальным банком;

— недостаточный уровень валютных резервов для удержания курса доллара;

— определенная экономическая модель;

— повышение цен на энергоресурсы.

В целях реализации антиинфляционной политики в настоящее время правительством и Национальным банком реализуется комплекс мер, предусматривающий в том числе существенное ужесточение денежно-кредитной политики. В этой связи с 1 июня 2011 года прекращена кредитная эмиссия Национального банка, установлены предельные эмиссионные объемы кредитования экономики за счет средств правительства и Национального банка, осуществляется поэтапный рост ставок денежного рынка, активизируется реализация программ по импортозамещению и сокращению импорто-, матeриало- и энергоемкости белорусской продукции. Одновременно утверждены дополнительные перечни социально значимых товаров, на которые распространяется государственное регулирование цен, и на данные товары установлены максимальные торговые надбавки. Кроме того, правительством и Национальным банком реализуется план мероприятий по выходу на единый курс белорусского рубля во всех сегментах валютного рынка. С учетом ужесточения денежно-кредитной политики это позволит достичь макроэкономической сбалансированности, улучшит сальдо внешнеторгового баланса и позволит ослабить инфляционное давление на экономику.

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее основные методы