Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:49, курсовая работа
Актуальность темы. Тема данной курсовой работы в настоящее время приобрела наибольшую актуальность. Инфляция – одно из самых тяжелых заболеваний экономики. Ее симптомы зафиксированы как в рыночных, так и в нерыночных хозяйствах, где механизм рынка разрушен административно-командной системой. В мире почти нет стран, где когда-либо не существовала инфляция. В большинстве стран мира уровень инфляции – один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.
Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, о степени развития механизмов саморегуляции, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.
Проблема инфляции представляется наиболее актуальной для стран с переходной экономикой, где можно обнаружить одновременно все типы инфляции: инфляцию спроса, издержек, структурную инфляцию, а также их подвиды. Для данного типа экономики инфляция проявляется не только в постоянном росте цен, но и в увеличении товарного дефицита, снижении качества товаров и услуг.
Цель и задачи работы. Целью данной работы является рассмотрение такого важного экономического явления как инфляция, ее причины и последствия, анализ антиинфляционной политики Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
— ознакомиться с теоретическими аспектами инфляции и антиинфляционной политики;
— изучить методы и инструменты антиинфляционной политики;
— отметить особенности проведения антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................................3
1 понятие и сущность антиинфляционной политики……….7
2 МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ..............14
3 ОСОБЕННОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…….. ……………………………………. ………………………...29
Заключение …………………………………………………………………...38
Список использованных источников …………………………….. 42
Анализ инфляционных процессов в Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности применения антиинфляционных мер, принимаемых в странах с рыночной экономикой на нашу действительность, т.к. в белорусской экономике еще полностью не сформировались рыночные отношения и инфраструктура.
Можно сформулировать следующие требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси:
— демонополизация экономики, предполагающая поощрения развития предпринимательства, разгосударствления и приватизации собственности;
— развитие малого и среднего бизнеса;
— обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля;
— ограничение прироста денежной массы в обращении;
— развитие конкуренции;
— создание денежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность;
— скоординированность бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики, имеющих общей целью обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции;
— денежно-кредитная политика должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства;
— в целях регулирования инфляции спроса могут применяться такие меры, как стимулирование сбережений населения путем процентов по вкладам;
— эффективной краткосрочной антиинфляционной мерой может быть снижение налогов и процентных ставок на кредит.
— расширение интеграционных связей по поставке энергоресурсов, сырья, материалов и комплектующих для базовых отраслей экономики;
— либеральное законодательство, стимулирующее деловую активность;
— создание рыночного механизма ценообразования. Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования.
Ценовая политика Республики Беларусь, согласно Программе ориентирована на гибкое сочетание свободных и регулируемых цен, расширение сферы рыночного ценообразования. Приоритетным направлением государственного регулирования цен является устранение имеющихся диспропорций в ценах, ликвидация перекрестного субсидирования и сокращение бюджетного датирования. В социально ориентированной переходной экономике одной из важнейших задач выступает достижение важнейших социальных результатов, в частности, обеспечение достойного прожиточного минимума, предоставление гражданам возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости. В условиях переходного периода частью системы регулирования внешнеэкономической деятельности государства выступает регулирование цен на экспортируемую и импортируемую продукцию.
Взаимодействие денежно-
Таким образом, реализация мер по снижению уровня инфляции в Беларуси предполагает активное участие государства в регулировании экономики, согласованное действие различных государственных структур, как в рамках Правительства, так и в сфере его взаимодействия с Национальным банком.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что:
— совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования;
— основными причинами инфляции
в Республике Беларусь являются:
дефицит государственного бюджета, ограничение
конкуренции, долларизация экономики,
мировой кризис;
— в Беларуси в 2011 году зафиксирована самая высокая инфляция за последние десять лет, она составила 108,7 %, базовая инфляция (без учёта цен на товары и услуги, регулируемые государством и сезонно изменяющиеся) за январь-октябрь — 118,1 %. Это самый высокий показатель в Европе и СНГ;
— в 2012 году правительство республики планирует снизить уровень инфляции до 19-22%;
— анализ инфляционных процессов в Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности применения антиинфляционных мер, принимаемых в странах с рыночной экономикой на нашу действительность, т.к. в белорусской экономике еще полностью не сформировались рыночные отношения и инфраструктура.
— взаимодействие денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией.
Предпосылками снижения темпов инфляции в Республике Беларусь могут стать координация мер денежно-кредитной политики, государственной политики по стимулированию экономического роста, структурной, антимонопольной и социальной политики, развитие финансовых институтов и стимулирование сбережений граждан.
Антиинфляционная политика должна быть направлена на регулирование трех компонентов: совокупного спроса, издержек производителей и инфляционных ожиданий. Важнейшим фактором снижения инфляции будет являться инновационное развитие. С целью снижения темпов инфляции также должна проводиться более жесткая денежно-кредитная политика путем ограничения денежной эмиссии для финансирования государственных программ, сокращение объемов льготного кредитования, повышения процентных ставок, увеличения резервных требований и других мер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.
Истоки инфляционных явлений коренятся в сложившихся и постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения.
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования.
Инфляция – это обесценение бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота, что сопровождается ростом цен на товары и падением реальной заработной платы.
Причины инфляции лежат не только на стороне проблем денежного обращения, но и на стороне структурных проблем экономического развития. Инфляция нарушает распределение национального дохода между трудом и капиталом в пользу капитала. Чем выше темпы инфляции, тем ниже реальная заработная плата. Инфляция спроса в краткосрочном периоде способна временно повысить реальный объем производства, стимулируя предложение труда. Инфляция издержек, наоборот, ведет к падению реального производства и уменьшению спроса на труд.
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).
В экономиках с формирующимися рынками необходимым является наличие со стороны государства действий компенсационного типа, поддерживающих макроэкономическую сбалансированность и минимизирующих инфляцию.
Стратегической целью антиинфляционной политики в переходных экономиках вообще и в Республике Беларусь, в частности, является достижение и поддержание таких значений инфляции, которые позволят осуществлять структурные преобразования, не приводя к нежелательному снижению темпов экономического развития.
Целью антиинфляционной политики государства должно стать не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности страны и народа. Небольшая инфляция увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.
Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.
Стратегической целью антиинфляционной политики в переходных экономиках вообще и в Республике Беларусь, в частности, является достижение и поддержание таких значений инфляции, которые позволят осуществлять структурные преобразования, не приводя к нежелательному снижению темпов экономического развития.
Правительство и Национальный банк Республики Беларусь будут тесно координировать свою деятельность по достижению целей и реализации приоритетов, предусмотренных Программой социально-экономического развития страны на 2011-2015 годы. Антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.
В заключение необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.
Цель курсовой работы достигнута — рассмотрены понятие и сущность антиинфляционной политики. В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы решены следующие задачи:
— ознакомлены с теоретическими аспектами
инфляции и антиинфляционной политики;
— изучены методы и инструменты антиинфляционной
политики;
— отмечены особенности проведения антиинфляционной
политики в Республике Беларусь.
В главе 1 раскрыты понятие и сущность инфляции и антиинфляционной политики. Во 2 главе изучены методы регулирования антиинфляционных процессов.В 3 главе раскрыты особенности антиинфляционной политики, проводимой в Республике Беларусь.
Список использованных источников
|
Информация о работе Антиинфляционная политика и ее основные методы