Банк России, его компетенция и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении структуры, задач и функций Банка России, особенностей его деятельности на современном этапе.
Поставленная цель достигается с помощью решения следующих задач:
1. Рассмотреть значение деятельности Центрального банка России для экономики страны
2. Исследовать Функции Центрального банка России
3. Раскрыть организационную структуру Банка России

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Центральный банк, его задачи и функции 5
1.1. Задачи и функции Центрального Банка 5
1.2. Организационная структура Банка России 8
1.3. Значение деятельности Центрального Банка России для экономики страны 11
Глава 2 Особенности организации и проведения денежно-кредитной политики Банком России в 2010-2012 гг. 15
2.1. Основные направления денежно-кредитной политики в 2010-2012 гг. 15
2.2. Динамика денежно-кредитных показателей и использование инструментов денежно-кредитной политики 17
Глава 3 Проблемы и перспективы развития деятельности Банка России в современных условиях 27
Заключение 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

курсовая работа Банк России, его компетенция и структура.docx

— 574.36 Кб (Скачать файл)

    В 2010 году Банк России продолжил  курс на сокращение использования  данного инструмента. В апреле 2010 года было приостановлено проведение  аукционов по предоставлению  кредитов без обеспечения на  сроки от 6 месяцев и более.  В июне 2010 года Советом директоров  Банка России было принято  решение о приостановлении с  1 октября 2010 года проведения аукционов  по предоставлению кредитным  организациям кредитов Банка  России без обеспечения на  срок более 5 недель, а с 1 января 2011 года – на все сроки. Фактически  использование инструмента было  прекращено до начала 2011 года: в  ноябре – декабре 2010 года спрос  на аукционах по предоставлению  кредитов без обеспечения отсутствовал. (Приложение 6)

  •     Использование операций прямого РЕПО в 2010 году

  В 2010 году в условиях сохранения высокого уровня ликвидности банковского  сектора спрос на операции прямого  РЕПО Банка России на протяжении большей  части периода практически отсутствовал. В результате средний уровень  задолженности кредитных организаций  перед Банком России по операциям  прямого РЕПО в указанном периоде  снизился до 21,3 млрд. руб. против 220,2 млрд. руб. в 2009 году.

  При этом наиболее востребованными со стороны  кредитных организаций на протяжении последних лет являются операции прямого РЕПО на аукционной основе на срок 1 день. На данные операции в  среднем приходится около 80% от общего объема средств, предоставляемых по операциям прямого РЕПО. (Приложение 7)

  • Использование операций "валютный своп"

    В 2010 году – начале 2011 года  операции "валютный своп" Банка  России ввиду формирования в  этот период устойчивого избытка  банковской ликвидности спрос  на операции "валютный своп" Банка России со стороны банков  отсутствовал.

    С начала использования операций "валютный своп" Банка России  объем предоставления средств  по ним оставался меньше, чем  по операциям предоставления  ликвидности под обеспечение  ценных бумаг Ломбардного списка  Банка России. Наибольшая активность  спроса на операции "валютный  своп" наблюдалась в 2007–2009 гг., при этом объемы их использования  были достигнуты максимального  уровня в период плавной девальвации  рубля в сентябре 2008 – январе 2009 года. (Приложение 8)

  • Использование операций с ОБР в 2010 году

   В 2010 году состоялось 34 аукциона по продаже  ОБР. На протяжении первых трех кварталов  объем ОБР в обращении увеличивался и возрос с 0,29 трлн. Руб. (по номинальной  стоимости) на начало года до 1,0 трлн. Руб. в середине сентября. На конец года объем ОБР в обращении составил 0,59 трлн. Руб. Средневзвешенная доходность по результатам аукционов в течение  всего года снижалась (с 7,0% в январе до 3,3% в декабре) на фоне снижения Банком России ставок по своим операциям. Среднедневной  оборот на вторичном рынке был  максимальным в летние месяцы – 713 млн. руб. в день по сравнению с 458 млн. руб. в среднем за весь год. В целом  в 2010 году среднедневной оборот ОБР  на вторичном рынке значительно  увеличился по сравнению с предыдущими  годами, что свидетельствует о  развитии ОБР как самостоятельного финансового инструмента. (Приложение 9) 
 

Глава 3 Проблемы и перспективы  развития деятельности Банка России в  современных условиях

    В 2010—2012 годах деятельность Банка России в соответствии с Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” будет направлена на поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации, защиту интересов вкладчиков и кредиторов.

      Основным инструментом выполнения  задач в сфере банковского  регулирования и банковского  надзора будет развитие риск-ориентированного  надзора, включая вопросы системных  рисков. Соответствующая работа  в сфере банковского регулирования  и банковского надзора будет  проводиться в русле выполнения  принятых Российской Федерацией  на высшем уровне обязательств  по реализации решений “Группы 20”.

    В рамках развития риск-ориентированного надзора предстоит обеспечить:

    — дальнейшее развитие содержательных подходов к организации надзора, в том числе на консолидированной основе, направленных на повышение качества надзорной оценки экономического положения банков, выявление проблем в их деятельности на ранних стадиях их возникновения, своевременное и адекватное применение корректирующих мер;

    — развитие подходов к надзору за кредитным риском, включая совершенствование оценок активов;

    — совершенствование подходов к надзору за риском ликвидности, ориентированных прежде всего на оценку состояния систем управления риском ликвидности в кредитных организациях, уровня и характера риска ликвидности в российском банковском секторе;

    — совершенствование подходов к регулированию и управлению рисками, связанными с использованием кредитными организациями современных информационных систем, в том числе систем дистанционного банковского обслуживания, для предотвращения случаев нанесения ущерба интересам клиентов этих организаций и вовлечения таких организаций в противоправную деятельность;

    — дальнейшее совершенствование отчетности, составляемой и представляемой кредитными организациями, в том числе на консолидированной основе, в целях получения полной информации о характере и размерах принимаемых рисков и процедурах управления ими, позволяющей осуществлять постоянный мониторинг основных рисков (кредитного, ликвидности, странового, операционного и др.);

    — уточнение полномочий Банка России по осуществлению консолидированного надзора за деятельностью кредитных организаций, а также требований по раскрытию кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности с учетом международно признанных подходов.

  На  основе изучения международной практики предполагается рассмотреть подходы  к контрциклическому регулированию  на предмет возможного внедрения  его отдельных элементов. В качестве одного из элементов контрциклического регулирования будет рассмотрена возможность формирования кредитными организациями динамических резервов.4

  Создание  данных резервов будет осуществляться банками в период фазы экономического роста, что позволит в благоприятный  период их деятельности обеспечить определенный “запас прочности” банковской системы  и снизить волатильность финансовых результатов деятельности кредитных  организаций на различных стадиях  экономического цикла и, соответственно, смягчить их негативное влияние на величину собственных средств (капитала) кредитных организаций.

    В целях поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов  вкладчиков и кредиторов предполагается продолжить разработку и законодательное  закрепление норм, предусматривающих:

    — создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций, расширение надзорных полномочий Банка России по сбору информации и ведению баз данных о лицах, деятельность которых привела к нарушениям законодательства Российской Федерации и нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации;

    — закрепление за Банком России права на обработку персональных данных, полученных Банком России в рамках выполнения возложенных на него функций;

    — совершенствование процессов слияния и присоединения, предусматривающих возможность участия в реорганизации юридических лиц (в том числе кредитных организаций) различных организационно-правовых форм;

    — обязанность номинальных держателей предоставлять кредитной организации сведения о владельцах акций кредитной организации и о владельцах акций акционерных обществ, оказывающих косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, включая третьих лиц, посредством которых осуществляется косвенно существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, что позволит своевременно как Банку России, так и кредитным организациям — эмитентам акций получать информацию о лицах, участвующих в уставных капиталах последних;

    — упрощение эмиссии ценных бумаг в части итогов их выпусков (отмена обязательности регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг), отмену ограничения объема выпуска облигаций уставным капиталом, а также рационализацию контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, в частности, путем установления дополнительных мер воздействия в отношении приобретателей, нарушивших требования законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

    — привлечение организаций федеральной почтовой связи для осуществления отдельных технологических операций, связанных с осуществлением банковских операций.

  Также будет проведена работа по определению  на законодательном уровне полномочий Банка России по установлению требований к системам управления рисками в  кредитных организациях, включая  определение перечня вопросов, относимых  с учетом особенностей банковской деятельности к компетенции наблюдательного  совета (совета директоров) кредитных  организаций, требований к составу  совета директоров (наблюдательного  совета) в кредитных организациях и процедурам принятия решений советом  директоров (наблюдательным советом).

    Продолжится работа по созданию правовых условий  для взаимодействия Банка России и аудиторских организаций по вопросам деятельности кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, а также законодательного закрепления  полномочий Банка России по регулированию  деятельности кредитных организаций  по доверительному управлению средствами общих фондов банковского управления.

    Будет продолжена работа по совершенствованию  макропруденциального анализа на основе расчета и публикации совместно  с МВФ показателей финансовой устойчивости, а также оценки системных  рисков методами стресс-тестирования.

    В целях дальнейшего повышения  степени защиты интересов кредиторов и вкладчиков банков и эффективности  функционирования системы страхования  вкладов при условии сохранения на адекватном уровне средств фонда  обязательного страхования вкладов  предполагается рассмотреть вопрос о расширении круга лиц, на которых  распространяется действие Федерального закона “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” (за счет физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица).

    Инспекционная деятельность в 2010—2012 годах будет сосредоточена прежде всего на выявлении в деятельности кредитных организаций признаков неустойчивого финансового положения и ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций.

    Также предполагается развитие взаимодействия Банка России с другими государственными контролирующими органами по вопросам подтверждения достоверности отчетности заемщиков и учредителей (участников) кредитных организаций.

    В 2010 году и в период 2011 и 2012 годов будет продолжена работа по совершенствованию процедуры ликвидации кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в части принятия норм, позволяющих при ликвидации кредитных организаций применять неденежные формы расчетов с кредиторами в ходе конкурсного производства, а именно — передачу имущественного комплекса несостоятельного должника вместе с его обязательствами и применение для расчетов с кредиторами иных форм прекращения обязательств, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.

    Банк  России продолжит работу по исполнению законодательства в сфере противодействия  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, уделяя особое внимание поддержанию  на необходимом качественном уровне условий, обеспечивающих эффективную  реализацию кредитными организациями  норм соответствующего законодательства. 
 

Заключение

    Центральный банк - результат эволюционного развития банковского дела. Банки подобного вида проделали заметный путь развития от обычных денежно-кредитных учреждений до банков государств, получив широкие полномочия по регулированию денежного обращения в стране. Задачами банка являются монопольная эмиссия наличных денег, централизованное плановое управление денежно-кредитной системой, проведение единой политики в области валютных операций, координация и надзор за деятельностью коммерческих банков. Эффективность деятельности центрального банка напрямую зависит от степени его независимости от исполнительной власти.

Информация о работе Банк России, его компетенция и структура