Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 01:35, курсовая работа
Описание работы
Цель написания данной курсовой работы состоит в изучении структуры банковской системы в национальной экономике на примере белорусской банковской системы, рассмотреть ее состояние и перспективы развития. Исходя из цели исследования были, поставлены следующие задачи: 1. Определить понятие банковской системы 2. Изучить центральный банк и его функции 3. Рассмотреть понятие «коммерческого банка» и его взаимодействие с центральным банком 4. Определить структуру банковской системы Республики Беларусь. 5. Провести анализ современного состояния банковской системы Беларуси и перспектив её развития в будущем. В процессе подготовки работы использовался Банковский Кодекс Республики Беларусь, нормативно-правовые акты Республики Беларусь, учебные пособия, периодические издания.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 4 1 СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА. 6 1.1 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 6 1.2 РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8 2 КОМММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 11 2.1 ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 11 2.2 ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 15 2.3 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 3 ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 18 3.1 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 3.2 Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011-2015 годы 24 3.4. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь 26 4 ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ В СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Увеличение инвестиционной
привлекательности банковского сектора
станет основой повышения капитализации
и роста финансовых возможностей
банков за счет расширения
доступа на международный рынок
капитала и к ресурсам материнских компаний.
Усиление кадрового,
информационного и научного
обеспечения банковской деятельности
позволит ускорить внедрение
в банковскую практику передового
международного опыта и собственных
инновационных разработок, а
также значительно повысить
уровень менеджмента в банках.
Развитие конкурентной среды,
обеспечение доступности банковских услуг
и повышение их качества
при снижении стоимости, внедрение
новых, отвечающих мировым стандартам
банковских продуктов станут
адекватным ответом банковского
сообщества на растущие потребности
клиентов банков.
К концу 2015 года банковский
сектор, аккумулируя новейшие достижения
и технологии банковского дела, должен
представлять собой наиболее прогрессивную
и жизнеспособную часть экономики Республики
Беларусь, которая эффективно,
качественно и в полном объеме
удовлетворяет спрос на инвестиционные
ресурсы. Наряду с нарастающим привлечением
иностранного капитала в форме
прямых иностранных инвестиций это
создаст необходимые условия для поддержания
в стране
устойчивых темпов экономического
роста.
Прогнозируется, что
за 2011 – 2015 годы на фоне роста
прямых иностранных инвестиций
в экономику Республики Беларусь
требования банков к экономике возрастут
в 2,7 раза. По отношению к ВВП к концу
2015 года требования банков к экономике
составят 70 процентов.
Отношение активов к
ВВП может достичь 85 процентов
при их абсолютном росте в 2,3 раза,
при этом объем банковских услуг возрастет
в 3,5 раза.
Вместе с тем интенсификация
процессов качественных структурных изменений
в экономике, внедрение масштабных
инноваций и новых технологических
решений, развитие эффективного
финансового рынка, способного обеспечить
иной уровень привлечения финансового
капитала в страну, значительный приток
иностранного капитала, в первую очередь
за счет прямых иностранных
инвестиций, создание полноценного
регионального, а затем и международного
финансового центра позволят увеличить
отношение активов банков к
ВВП до 105 процентов, кредитов к
ВВП – до 90 процентов, капитала
банков к ВВП – до уровня не
менее 12 процентов и приблизиться
к соответствующим показателям ряда
стран Восточной и Центральной Европы
(приложение В).
3.4. Денежно-кредитная
политика Республики Беларусь
В текущем году в экономике
страны наблюдается быстрая стабилизация.
Улучшились показатели внешнеэкономической
деятельности, предложение иностранной
валюты устойчиво превышает спрос на нее.
Инфляция снизилась с гиперинфляционного
уровня до умеренных размеров.
В основе стабилизационных
процессов лежат в том числе изменения
стратегии и принципов денежно-кредитной
политики, сформированные во второй половине
2011 г. Данные изменения были направлены
на исправление сложившихся макроэкономических
дисбалансов и создание условий для стабильного,
сбалансированного экономического роста.
Среди наиболее значимых мер
можно отметить:
Отказ от эмиссионного кредитования
государственных программ. Национальный
банк с 1 июня 2011 г. полностью прекратил
кредитование госпрограмм за счет эмиссионных
ресурсов. Соответствующее обязательство
закреплено в соглашении с Антикризисным
фондом ЕврАзЭС.
Рефинансирование банков осуществляется
исключительно на рыночных условиях, на
короткие сроки и только в рамках стандартных
инструментов регулирования ликвидности.
При необходимости Национальный банк
может осуществлять изъятие ликвидности
для недопущения избыточного роста денег
в экономике;
Поддержание положительного
уровня реальных процентных ставок. В частности, это потребовало
резкого повышения номинальных процентных
ставок во второй половине 2011 г.
Ставка рефинансирования Национального
банка была повышена с 10,5% годовых на 1
января 2011 г. до 45% годовых на 1 января 2012
г. Средние процентные ставки межбанковского
рынка были повышены с 10,6% годовых в декабре
2010 г. до 62,3% годовых в декабре 2011 г.;
Использование гибкого механизма
курсообразования. Система курсообразования,
при которой на каждый год устанавливались
жесткие границы колебаний обменного
курса, сегодня, в условиях высокой мировой
нестабильности, не позволяет адекватно
реагировать на изменения внешних условий
и сохранять сбалансированность экономики. В то же время гибкий
режим курсообразования позволяет обменному курсу
реагировать на изменение внешнеэкономической
конъюнктуры, осуществляя автоматическую
корректировку внешнеэкономических дисбалансов.Поэтому
Национальный банк стремится постепенно повышать
гибкость обменного курса. В 2011 г. был осуществлен переход к режиму “управляемого
плавания”.
В рамках данного режима обменный
курс белорусского рубля формируется
при минимальном непосредственном участии
Национального банка исходя из спроса
и предложения иностранной валюты под
воздействием фундаментальных макроэкономических
факторов. Валютные интервенции проводятся
Национальным банком в ограниченном объеме
и исключительно в целях сдерживания резких
колебаний курса.
При этом устойчивость обменного
курса поддерживается не напрямую — за
счет валютных интервенций Национального
банка, а косвенно — за счет мер эмиссионной
и процентной политики.
В 2012 г. при проведении курсовой
и денежно-кредитной политики Национальный
банк сохраняет приверженность отмеченным
принципам.
Низкий уровень инфляции и устойчивость
курса национальной валюты являются важнейшими
условиями стабильного экономического
развития страны в средне и долгосрочном
периоде. Именно поэтому Национальный
банк совместно с Правительством сосредоточил
свои усилия на решении данной задачи.
Основной целью денежно-кредитной
политики Национального банка совместно
с экономическими мерами Правительства
в 2012 г. определено снижение инфляции до
19—22%.
При этом Национальный банк
продолжает проводить курсовую политику
в режиме “управляемого плавания” и не
принимает никаких жестких ориентиров
по величине обменного курса. Вместе с
тем поддержание внутренней стабильности
национальной валюты — низкой инфляции
— создаст фундаментальные предпосылки
для обеспечения ее внешней устойчивости
— стабильности обменного курса.
Важнейшей задачей является
также увеличение международных резервных
активов. Это способствует повышению доверия
к проводимой курсовой политике и расширяет
возможности Национального банка для
проведения валютных интервенций и сглаживания
колебаний обменного курса.
Поэтому наряду со снижением
инфляции Национальный банк и Правительство
реализуют меры, направленные на постепенное
доведение резервов до уровня, обеспечивающего
экономическую безопасность страны. С
учетом предстоящих выплат по погашению
внешнего долга задача-минимум — не допустить
снижения резервов по сравнению с уровнем
на начало года.
Основными источниками увеличения
международных резервных активов в 2012
г. являются:
1) сбалансированная внешняя
торговля. Согласно Прогнозу социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2012 г.
сальдо внешней торговли товарами и услугами
должно составить (+2,3) — (+2,7)% к ВВП;
2) прямые иностранные
инвестиции в экономику страны. В 2012 г.
предполагается привлечение прямых иностранных
инвестиций на чистой основе в объеме
3,7 млрд. долл. США.
Достижение заявленных целей
во многом обеспечивается за счет сбалансированности
бюджетно-налоговой и денежно-кредитной
политики.
Инструменты денежно-кредитной
политики направлены на замедление инфляционных
процессов с учетом складывающихся внешних
и внутренних макроэкономических условий.
С конца февраля 2012 г. Национальный
банк осуществляет изъятие у банков ликвидности
для недопущения избыточного роста денежной
массы. На 1 июля 2012 г. объем рублевых средств
банков, размещенных в депозиты и краткосрочные
облигации Национального банка, составил
2,7 трлн. руб.
Процентная политика Национального
банка направлена на поддержание монетарной
стабильности и обеспечение сбалансированного
развития экономики. Такая процентная
политика требует взвешенного подхода,
учитывающего интересы как заемщиков,
так и вкладчиков.
Национальный банк обеспечивает
поддержание положительного уровня реальных
процентных ставок в экономике. При этом
снижение инфляции, стабилизация макроэкономической
ситуации и состояния внешней торговли
позволили Национальному банку начать
понижение ставок. С начала 2012 г. ставка
рефинансирования снижалась сем раз. В
результате ставка была снижена на 15 процентных
пунктов, до 30% годовых. По оценкам Национального
банка, уровень ставки в реальном выражении
составляет 4—8% годовых (Приложение Б).
Дальнейшая динамика ставок
будет зависеть от развития инфляционных
процессов в экономике, изменения ситуации
в денежно-кредитной сфере и на валютном
рынке. Однако в любом случае уровень ставок
будет нацелен на защиту рублевых сбережений
от инфляции и превышение их доходности
по сравнению с иностранной валютой.
Основным итогом проводимой
денежно-кредитной политики стало повышение
сбалансированности экономики.
В частности, можно отметить
повышение внутренней сбалансированности.
Наблюдается снижение инфляции,
что является основной целью денежно-кредитной
политики. За полгода прирост цен на потребительские
товары составил 10,5%. Данный уровень инфляции
соответствует верхней границе целевого
коридора — 22% в годовом выражении.
Наряду с внутренней обеспечивается
внешняя сбалансированность экономики.
Сальдо внешней торговли скорректировалось
и достигло положительного уровня. По
итогам января — мая 2012 г. с учетом перечисления
в российский бюджет пошлин за экспорт
нефтепродуктов сальдо составило (+1,2)
млрд. долл. США, или (+5,2)% к ВВП.
Сальдо текущего счета также
сложилось положительным и за январь —
май 2012 г. Составило 798,0 млн. долл. США, или
3,5% к ВВП. При этом с точки зрения внешнего
финансирования и макроэкономического
развития устойчивым для Республики Беларусь
считается дефицит текущего счета не выше
5% к ВВП.
В условиях макроэкономической
стабилизации и улучшения внешней торговли
повышается сбалансированность внутреннего
валютного рынка. За первое полугодие
2012 г. предложение иностранной валюты
превысило спрос на нее и сформировалась
чистая продажа иностранной валюты в размере
1,2 млрд. долл. США.
В условиях избыточного предложения
иностранной валюты белорусский рубль
за первое полугодие 2012 г. укрепился ко
всем основным валютам: к доллару США —
на 0,4%, к евро — на 3,1%, к российскому рублю
— на 2,9%.
Для недопущения избыточного
укрепления белорусского рубля Национальный
банк был вынужден приобретать иностранную
валюту. В результате международные резервные
активы Республики Беларусь за первое
полугодие 2012 г. увеличились на 413,6 млн.
долл. США, до 8,3 млрд. долл. США, что соответствует
двум месяцам импорта товаров и услуг.
При этом Правительством и Национальным
банком своевременно погашались обязательства
перед внутренними и внешними кредиторами
в иностранной валюте. Более того, покупка
валюты дала возможность Национальному
банку исполнить часть обязательств досрочно
и улучшить структуру резервов с точки
зрения источников их формирования.
Обеспечивается постепенная
стабилизация и нормализация состояния
денежно-кредитной сферы.
Несмотря на снижение процентных
ставок в экономике, их уровень остается
положительным в реальном выражении. При
этом уровень рублевых ставок сохранялся
существенно выше уровня валютных ставок.
Это определило динамику и валютную структуру
депозитов и кредитов.
В первом полугодии 2012 г. усилился
приток средств населения в срочные банковские
вклады. При этом опережающими темпами
росли вклады в национальной валюте по
сравнению с инвалютными вкладами: 48,6%
и 22,9% соответственно.
Прирост кредитования в первой
половине 2012 г. Существенно замедлился
по сравнению с 2011 г.: 12,8% против 33,2%. Такой
рост кредитования в целом соответствует
темпам роста ВВП.
Реализуемые меры и итоги развития
экономики в начале 2012 г. были позитивно
восприняты международными экспертами,
участниками рынка и рейтинговыми агентствами.
В частности, экспертами Международного
валютного фонда по итогам мониторинга
ситуации в феврале 2012 г. было отмечено:
Эффективность принятых мер
была отмечена Советом Антикризисного
фонда ЕврАзЭС. На заседании Совета 8 июня
2012 г. Было одобрено выполнение Стабилизационной
программы Правительства и Национального
банка и выделен очередной (3-й) транш финансового
кредита.
Вместе с тем риски в экономике
и денежно-кредитной сфере сохраняются.
Поэтому Правительству и Национальному
банку важно продолжить проведение политики
макроэкономической стабилизации.
В ближайшие годы денежно-кредитная
политика должна сохранить стратегическую
направленность на поддержание ценовой
стабильности в экономике.
Общие усилия Правительства
и Национального банка должны быть направлены
на устойчивое замедление инфляции.
Для достижения обозначенной
цели Национальный банк намерен сохранить
те принципы денежно-кредитной политики,
которые позволили стабилизировать ситуацию
в прошлом году и действуют в настоящее
время: краткосрочное рефинансирование
банков, положительные реальные процентные
ставки, гибкий механизм курсообразования.
Другой стратегической задачей
остается формирование золотовалютных
резервов государства до уровня, обеспечивающего
экономическую безопасность страны, за
счет мер Национального банка и Правительства.
Важнейшее условие для этого — поддержание
положительного сальдо внешней торговли,
что предполагает ориентацию на внешние
рынки и особую роль экспорта как источника
устойчивого роста белорусской экономики.