Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:00, реферат
Банковская система в любой стране - это основа основ экономики. От развития нацио-нальной банковской системы зависят темпы экономического роста, а следовательно, эко-номическая безопасность страны и ее статус на международной арене.
Корни российских банков уводят нас вглубь отечественной истории, в эпоху Великого Новгорода (XII-XV вв.). Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог и т.д.
Первый в России акционерный коммерческий банк начал свои операции в 1864 г. в г. Санкт-Петербурге. Второй коммерческий банк - Московский Купеческий банк - открылся в 1866 г.
До 1861 г. банковская система России была представлена в основном дворянскими банками и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые - промышленность и торговлю. Процветало ростовщичество, функционировали фондовые биржи.
После отмены крепостного права банковская система получила бурное развитие: был создан Государственный банк, возникли общества взаимного кредита. В 1914-1917 гг. кредитная система России включала: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды.
Ведущая роль принадлежала
Государственному банку и акционерным
коммерческим банкам. Общества взаимного
кредита и городские
Развитие кредитной кооперации в России было тесно связано с появлением кулачества. Сберегательные кассы, будучи государственными учреждениями, использовали вклады для вложения в государственные ценные бумаги. Деятельность ломбардов, выдававших ссуды под залог вещей, носила ростовщический характер. В 1914 г. действовали 115 фондовых бирж. Самой крупной была Петербургская.
В 1917 г. в результате
национализации были конфискованы акционерные
капиталы частных банков, которые
стали государственной
В целом кредитная
кооперация не была национализирована,
однако, обслуживающий ее Московский
народный (кооперативный) банк был национализирован,
а его правление переизбрано
в кооперативный отдел
В результате национализации сложилась банковская система, основанная на следующих принципах: государственная монополия на банковское дело (все кредитные учреждения принадлежали государству); слияние всех кредитных учреждений в единый общегосударственный банк; сосредоточение в банках всего денежного оборота страны.
До Октябрьской
революции кредитная система
России включала в себя центральный
банк, систему коммерческих и земельных
банков, страховые компании и ряд
специализированных финансовых институтов.
В период нэпа вместе с развитием
товарных отношений и рынка произошло
частичное возрождение
В 1930-е гг. кредитная
система была реорганизована, следствием
чего стали ее чрезмерное укрупнение
и централизация. По существу, остался
лишь один уровень, включавший Госбанк,
Строительный банк, Банк для внешней
торговли. Такая структура кредитной
системы отражала не столько объективные
экономические потребности
Результатом подобной реорганизации банковской системы стало выхолащивание самого понятия кредитной системы и сущности кредита Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления, находилась в полном политическом и административном подчинении у правительства и, прежде всего, у министра финансов.
Вместо разветвленной кредитной системы остались три банка и система сберкасс. За рамки кредитной системы была вынесена система страхования. Такие преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений в широком смысле слова и переход на административную систему управления.
Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г., были:
- отсутствие вексельного обращения;
- выполнение банками, по существу, роли второго госбюджета; ,
- списание долгов
предприятий, особенно в
- операции перекредитования всех сфер хозяйства;
- потеря банковской специализации;
- монополизм, обусловленный
отсутствием у предприятий
- низкий уровень процентных ставок;
- слабый контроль
банков (на базе кредита) за
деятельностью в различных
- неконтролируемая эмиссия кредитных денег.
Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер. Монополию трех банков смениламонополия (точнее олигополия) нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.
Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов:
- банки продолжали
базироваться на прежней
- сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов;
- реформа проводилась
в отсутствие новых
- не существовало
выбора кредитного источника,
поскольку сохранялось
- продолжалось распределение
кредитных ресурсов между
- банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая их низкую ликвидность;
- не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами;
- увеличились издержки
на содержание банковского
- разгорелась "банковская война" за разделение текущих и ссудных счетов;
- реорганизация
не затронула деятельность
Проведенная таким
образом реорганизация 1987 г., сохранив
неэффективную одноуровневую
Объективно был
необходим второй этап банковской реформы,
направленный на комплексную реконструкцию
системы экономических
Банки должны были превратиться в опорные пункты развития и регулирования рыночных отношений в России.
В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в народном хозяйстве страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую экономическую независимость. После обретения Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России на основе концепции, принятой в государствах с развитой рыночной экономикой.
В результате в нашей
стране практически сформировалась
двухуровневая банковская система:
I уровень - Центральный банк России,
II уровень - коммерческие банки и
другие финансово-кредитные
За минувшие годы банковская система России прошла этапы активного развития и периоды кризисов (см. табл. 1.2).
Самая крупная группа
российских коммерческих банков - около
половины - это банки, организованные
по инициативе отдельных групп
Заметную роль в
банковской сфере России играет примерно
треть коммерческих банков - бывшие
специализированные и отраслевые банки
со значительным участием государства
в их капиталах. Эти банки располагают
достаточно большим собственным
капиталом, активами, необходимым количеством
филиалов, что позволяет им постоянно
пополнять собственную
Особую роль в
кредитной системе России играет
Сберегательный банк РФ. Широкая сеть
филиалов (более 30 тыс.), огромная финансовая
мощь дает Сбербанку возможность
предоставлять населению
Стремительно прогрессируют многие новые банки, возникшие "на ровном месте", т.е. без опоры на бывшие госбанки. Новые банки создаются и работают, как правило, в тесном контакте с какой-либо финансовой группой. В большинстве случаев это дочерние структуры таких групп - торговых домов, коммерческих компаний, бирж и т.п. В качестве примера можно назвать "МДМ", "Альфа-банк", "Росбанк" и др. Вышеназванные банки быстро вышли на общероссийский уровень, превратились в крупные универсальные банки.
На современном этапе рыночных преобразований в народном хозяйстве России роль банков резко возросла. С одной стороны, они активно способствуют движению экономики в сторону рынка, с другой - энергично помогают хозяйственному прогрессу важнейших ее секторов. Несмотря на инфляцию, коммерческие банки начинают финансировать промышленное и аграрное производство, торговлю, малый и средний бизнес.
Общие тенденции, свойственные развитой экономике, начинают проявляться и в России.
Крупные компании и крупные банки объединяют свои усилия в целях развития инвестиций. Так, например, Внешторгбанк (собственный капитал 54,768 млрд. руб.) и его постоянный клиент крупнейшая нефтяная компания России "ЛУКойл" подписали соглашение о стратегическом партнерстве. По условиям этого договора "ЛУКойл" переводит часть своих финансовых потоков на обслуживание во Внешторгбанк, а банк со своей стороны должен предоставлять средне- и долгосрочные кредиты "ЛУКойлу" на инвестиционные нужды под эффективность проектов. Такое соглашение с одним из самых крупных банков России позволяет компании перейти в категорию стратегических партнеров банка2.
Отдельно стоит отметить казначейскую систему которая начала развиваться в Российской Федерации. Она призвана обслуживать бюджетные средства государства. Правда, ее функционирование на текущем этапе недостаточно четко подкреплено законодательными актами. В результате этого возникают негативные тенденции, которые наблюдаются в финансовой сфере из-за непродуманности функционирования казначейства. Примером может служить "лихорадка" межбанковских ставок в моменты окончания сроков уплаты налогов юридическими лицами, так как происходит перетекание денег со счетов коммерческих банков в казначейство и временное уменьшение краткосрочной ликвидности всей системы коммерческих банков. Ситуация складывается подобным образом из-за того, что распределение средств казначейством ведется независимо от сроков уплаты налогов юридическими лицами.
Основные итоги
прошедших лет показывают, что
действия Банка России и Правительства
Российской Федерации, направленные на
реструктуризацию банковской системы
и улучшение состояния