Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:02, лекция
Первый этап реформирования (1987-88 гг.) был связан с увеличением числа государственных банков, а именно была создана система, состоящая из крупных отраслевых специализированных банков СССР (Госбанк, Промстройбанк, Агропромбанк Жилсоцбанк, Внешэкономбанк, Сберегательный банк), а также из новых коммерческих и кооперативных банков.
Этапы реформирования банковской системы России
Тенденции и проблемы развития банковской системы России
Структура современной банковской системы России
Тема 3. Банковская система России
Вопрос 1. Этапы реформирования банковской системы России
Современная банковская система РФ возникла в процессе поэтапного реформирования монобанковской системы периода существования СССР, состоящей из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) и системы трудовых сберегательных касс.
Первый этап реформирования (1987-88 гг.) был связан с увеличением числа государственных банков, а именно была создана система, состоящая из крупных отраслевых специализированных банков СССР (Госбанк, Промстройбанк, Агропромбанк Жилсоцбанк, Внешэкономбанк, Сберегательный банк), а также из новых коммерческих и кооперативных банков.
Второй этап реформирования (1988-1990) гг. ознаменован, прежде всего, тем, что с принятием 13 июля 1990 г. Верховным Советом России Постановления "О государственном банке РСФСР и банках на территории республики" и 2 декабря 1990 г. Законов "О Центральном банке России" и "О банках и банковской деятельности на территории России" была создана правовая основа для формирования двухуровневой банковской системы. В принятых законах "О государственном банке СССР" и "О банках и банковской деятельности" была определена структура банковской системы, состоящая из двух уровней: Госбанк СССР, центральные банки республик (независимых государств на территории бывшего СССР) и коммерческие банки. С принятием этого закона начался более интенсивно процесс организации коммерческих банков.
Третий этап реформирования (начало 90-х гг.) связан, прежде всего, с развалом СССР и возникновением отдельных государств. В результате этого появилась необходимость внесения изменений в ранее принятые законы, которые определили современную структуру банковской системы: Центральный банк РФ и коммерческие банки.
Либеральный и в значительной степени поощрительный подход Центрального банка РФ к образованию коммерческих банков в начале экономической реформы положил начало формированию сети коммерческих банков. Большинство коммерческих банков было создано путем преобразования филиалов и отделений бывших государственных специализированных банков (Промстройбанк, Жилсоцбанк, Агропромбанк, Внешторгбанк) в самостоятельные коммерческие банки. Исключение составил Сбербанк, который в основном сохранил свою филиальную сеть.
Немало новых банков возникло под эгидой министерств и ведомств (например, Промрадтехбанк, Морбанк, Авиабанк, Химбанк и др.). Создание таких банков позволяло контролировать движение внутриотраслевых финансовых потоков, обеспечивало контроль министерств и ведомств за предприятиями отрасли через расчетное обслуживание и кредитование, в том числе и за счет централизованных ресурсов.
Некоторые банки создавались предприятиями и организациями. Для предприятий–учредителей появилась возможность привлекать средства для собственных нужд. Как правило, значительная часть уставного капитала таких банков формировалось за счет средств самих предприятий.
В рамках третьего этапа реформирования банковской системы РФ можно выделить следующие периоды:
Первый период или "банковский бум" приходится на годы с высокими темпами инфляции (1992–1994 гг.). Для данного этапа свойственно резкое увеличение числа функционирующих банков. По данным Центрального банка России по состоянию на конец 1994 года число зарегистрированных банков превысило 2 600. Рост количества кредитных организаций и их филиалов продолжался до 1996 года, так как ему благоприятствовала высокая рентабельность банковских операций в условиях высокой инфляции и нестабильности на валютных рынках.
Второй период (1995-1997гг.) или квазистабилизация характеризуется:
На протяжении всего второго этапа сохранялись признаки банковского кризиса. По данным Центрального банка России за этот период количество банков в России сократилось до 1 700, при этом только с января 1996 г. по июль 1997 г. прекратили свое существование свыше 510 коммерческих банков.
Одной из причин, обуславливающих сокращение числа банков, является естественный процесс концентрации банковских ресурсов. По данным Центрального банка России тенденция увеличения числа более крупных банков, поглощающих мелкие и средние, становится все более явно выраженной на фоне сокращения их общего количества.
Другой причиной стало значительное снижение эффективности и прибыльности банковских операций, что привело к миграции банковских активов на фондовый и валютный рынки страны.
В развитии банков и их филиальной сети в данный период проявились две противоположные тенденции. Первая тенденция отражала стремление крупных по размеру собственного капитала банков открывать филиалы за пределами места регистрации. Вторая тенденция состояла в том, что отдельные банки вынуждены были закрывать свои филиалы.
Сформированные в этот период крупные системообразующие банки представили собой основу формирующейся российской банковской системы.
Третий период (вторая половина 1998 г.) развития банковской системы России явился системным банковским кризисом или кризисом системообразующих банков.
В результате, по данным Центрального банка России, произошло уменьшение количества крупных системообразующих банков, среди которых оказались неплатежеспособными СБС-Агро, Инкомбанк, Менатеп, Российский кредит, ОНЭКСИМ–банк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк России, Империал, Нефтехимбанк и другие.
Основной
причиной данного кризиса стал преимущественно
фиктивный характер банковских операций,
которые оказались оторванными
от процессов реальной экономики, что
привело к распространению
Кроме
этого, существенными кризисными факторами
стали низкое качество банковской системы,
распыленность банковского
С конца 1998–начала 1999 года можно говорить о новом периоде функционирования банковской системы России – периоде восстановления, для которого характерны следующие основные моменты:
Данный этап происходит на фоне повторяющихся «финансовых лихорадок» (например, один из последних - августа 2007 г.), связанных со сложностью привлечения внешнего финансирования в связи с проблемами с ликвидностью на международных рынках, в основе которых мировой финансовый кризис, углубленный ипотечным кризисом в США. В экономической литературе этот этап характеризуется и как этап относительной финансовой стабилизации.
Основная проблема данного периода – значительный разрыв между краткосрочными привлекаемыми ресурсами и долгосрочными потребностями экономики в финансовых ресурсах, которая может быть решена не только за счет собственных средств коммерческих банков, но и за счет усиления регулирующей роли Центрального банка России с целью соблюдения интересов национальной денежно–кредитной политики.
Вопрос 2. Тенденции и проблемы развития банковской системы России
Правовое регулирование банковской деятельности в России осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. В них закреплены основные принципы организации банковской системы России:
1) Принцип двухуровневой
2) Принцип универсальности
Для банковской системы России характерны высокие темпы развития. Мировая банковская история не знает аналогов тому, что произошло в России. За кратчайший срок в стране возникло более 2500 самостоятельных банков. Для сопоставления: США, чтобы создать 1000 банков, потребовалось около 80 лет с 1781-1860 гг. В дальнейшем (прежде всего в условиях банковского кризиса) произошло уменьшение количества банков почти в 2 раза. Но высокие темпы развития сохранились: прирост активов банковской системы в 2005 г. составил 36,6%, в 2006 г. – 44,1%, в 2007 г. – 44%. Но при этом по своим масштабам банковская система значительно уступает банковским систем развитых стран и необходимо ее дальнейшее развитие.
Основные тенденции развития банковской системы России определены «Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г.»
Основными целями были признаны следующие:
- укрепление устойчивости банковского сектора, исключающее возможность возникновения системных банковских кризисов;
- повышение качества
- укрепление доверия к
российскому банковскому
- усиление защиты интересов
вкладчиков и других
- предотвращение использования
кредитных организаций в
Выполнение данных целей должно позволить Правительству и Банку России в 2009-2015 г.г. эффективно проводить политику защиты интересов российских банков на международной арене.
В числе практических задач достижения намеченных целей:
Основная задача на сегодняшний день состоит в обеспечении долгосрочной устойчивости банковской системы.
В стабильной банковской системе заинтересован не только Центральный банк России, но и коммерческие банки, так как это создает предпосылки для их взаимодействия. Направления такого взаимодействия в современных условиях переходной экономики России были определены в документе Центрального банка России "Основные цели денежно-кредитной политики Банка России и принципы регулирования банковской сферы". В данном документе были отмечены следующие основные элементы системы регулирования:
Ключевыми недостатками современной банковской системы России, которые приводят к ее несоответствию масштабам и потребностям национальной экономики в целом и которые должны быть устранены в ходе ее реструктуризации, являются: