Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:02, лекция
Первый этап реформирования (1987-88 гг.) был связан с увеличением числа государственных банков, а именно была создана система, состоящая из крупных отраслевых специализированных банков СССР (Госбанк, Промстройбанк, Агропромбанк Жилсоцбанк, Внешэкономбанк, Сберегательный банк), а также из новых коммерческих и кооперативных банков.
Этапы реформирования банковской системы России
Тенденции и проблемы развития банковской системы России
Структура современной банковской системы России
Вопрос 3. Структура современной банковской системы России
Банковская
система России включает в себя (без
учета вспомогательных
Центральный банк России (ЦБР). Все основные полномочия, статус и особенности деятельности Центрального банка России определяются: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) Законом о Центральном банке России; 3) федеральными законами, действующими в стране и имеющими отношение к финансовой деятельности.
Функции и полномочия Центрального банка России (Банка России) регламентируются Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которым целями деятельности Банка России являются:
Особо отмечается, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
ЦБР
и его отделения не регистрируются
в налоговых органах, так как
ЦБР независим от исполнительных
органов власти и подотчетен только
Государственной Думе и Президенту
РФ. Это означает, что председатель
правления и совет директоров
ЦБР назначается
Высшим органом управления Центрального банка России является совет директоров (председатель+12 членов правления), срок избрания - 4 года, возможность повторного избрания - 3 года.
Основные функции совета директоров ЦБР:
Уставный капитал Центрального банка России - 3 млрд. руб. За счёт своей прибыли ЦБР формирует резервы и другие фонды различного назначения, порядок формирования определяет Совет директоров.
ЦБР выполняет функцию советника правительства по финансовым вопросам и вопросам денежного кредитного обращения. Государственная Дума и Президент РФ контролируют деятельность ЦБР и принимают участие с правом совещательного голоса в совете директоров.
ЦБР не отвечает по обязательствам правительства и наоборот, за исключением взятых на себя обязательств, в свою очередь ЦБР не несет ответственности за деятельность кредитных учреждений.
Структура управления ЦБР образована по вертикальному принципу. Во главе находится Центральный банк России г. Москвы. Территориальные управления ЦБР не являются юридическими лицами и поэтому не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии, поручительства и т.д. без разрешения совета директоров головного банка. Расчетно-кассовые центры - это отделения ЦБР на местах, занимающиеся обслуживанием корреспондентских счетов коммерческих банков.
Институциональные характеристики банковского сектора
Таблица 1.
Количественные характеристики кредитных организаций России (едuнuц)
Показатель |
1.01.06 |
1.01.07 |
1.01.08 |
1.07.08 |
1.08.08 |
Зарегистрировано кредитных организаций |
1409 |
1345 |
1296 |
1258 |
1253 |
Банком России и другими органами | |||||
Действующие кредитные организации |
|||||
(кредитные
организации, имеющие право на
осуществление банковских |
1253 |
1189 |
1136 |
1125 |
1124 |
Кредитные организации, у которых отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление банковских операций |
154 |
155 |
157 |
129 |
124 |
Кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление операций в иностранной валюте |
827 |
803 |
754 |
747 |
745 |
Кредитные организации, имеющие генеральные лицензии |
301 |
287 |
300 |
302 |
303 |
Таблица 2
Размещение действующих кредитных организаций (КО) по федеральным округам
1.01.06 |
1.01.07 |
1.01.08 |
1.07.08 |
1.08.08 | ||||||
кол-во |
в %к |
кол-во |
в %к |
Кол-во |
в %к |
кол-во |
в %к |
кол-во |
в %к | |
КО, |
итогу |
КО, |
итогу |
КО, |
итогу |
КО, |
итогу |
ко, |
итогу | |
единиц |
единиц |
единиц |
единиц |
единиц |
||||||
Центральный федеральный округ |
714 |
57,0 |
673 |
56,6 |
632 |
55,6 |
627 |
55,7 |
627 |
55,8 |
в том числе г. Москва и |
646 |
51,6 |
607 |
51,1 |
568 |
50,0 |
563 |
50,0 |
563 |
50,1 |
Московская область | ||||||||||
Северо-западный федеральный |
84 |
6,7 |
80 |
6,7 |
81 |
7,1 |
81 |
7,2 |
81 |
7,2 |
округ |
||||||||||
Южный федеральный округ |
128 |
10,2 |
124 |
10,4 |
118 |
10,4 |
117 |
10,4 |
116 |
10,3 |
Приволжский федеральный округ |
146 |
11,7 |
139 |
11,7 |
134 |
11,8 |
133 |
11,8 |
133 |
11,8 |
Уральский федеральный округ |
67 |
5,3 |
65 |
5,5 |
63 |
5,5 |
62 |
5,5 |
62 |
5,5 |
Сибирский федеральный округ |
71 |
5,7 |
68 |
5,7 |
68 |
6,0 |
67 |
6,0 |
67 |
6,0 |
Дальневосточный федеральный округ |
43 |
3,4 |
40 |
3,4 |
40 |
3,5 |
38 |
3,4 |
38 |
3,4 |
Российская Федерация |
1253 |
100,0 |
1189 |
100,0 |
1136 |
100 |
1125 |
100,0 |
1124 |
100,0 |
Т а б л и ц а 3
Динамика состояния
Показатели |
1 янввря |
1 января |
1 января |
1 января |
1 января |
1 января |
1 янввря | |||
1999 г. |
2000 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2007 г. |
2008 г. | ||||
Активы |
39,8 |
32,9 |
38,3 |
42,3 |
42,6 |
52,3 |
61,4 | |||
Кредиты и прочие разме- |
11,4 |
9,2 |
14,7 |
17,1 |
18,8 |
35,1 |
43,2 | |||
размещенные средства, предос- |
||||||||||
предоставленные нефНШIIIСОВЫМ |
||||||||||
предприятиям и органи- |
||||||||||
зациям |
||||||||||
В том числе в % к сово- |
28,5 |
28,0 |
38,4 |
40,5 |
44,1 |
67,2 |
70,5 | |||
купным активам банков- |
||||||||||
ской системы |
||||||||||
Пассивы |
39,8 |
32,9 |
38,3 |
42,3 |
42,6 |
52,3 |
61,4 | |||
Собственные средства |
2,9 |
3,5 |
5,4 |
6,2 |
5,7 |
6,3 |
8,1 | |||
Средства предприятий и |
10,7 |
9,7 |
10,1 |
10,5 |
11,9 |
17,0 |
20,5 | |||
организаций |
||||||||||
Депозиты населения |
7,6 |
6,2 |
9,5 |
11,5 |
11,8 |
14,1 |
15,6 | |||
ВВП, млрд. руб. |
4823 |
7306 |
13243 |
17048 |
21625 |
26883 |
32989 |