Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 19:12, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить методы регулирования банковской деятельности в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть уровни, задачи и функции банковской системы;
Изучить структуру банковской системы и факторы ее развития;
Рассмотреть понятие и сущность государственного регулирования банковской деятельности;
Проанализировать методы регулирования банковской деятельности;
Определить перспективы развития регулирования банковской деятельности Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ЕЕ РОЛЬ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1 Банковская система: уровни, задачи и функции 4
1.2 Структура банковской системы и факторы ее развития 9
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
2.1 Понятие и сущность государственного регулирования банковской деятельности 17
2.2 Методы регулирования банковской деятельности 19
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22
3.1 Анализ показателей развития банковской деятельности в Республике Беларусь 22
3.2 Проблемы и перспективы развития банковской деятельности в Республике Беларусь 26
3.3 Перспективы развития системы банковского надзора 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Система банковского надзора в Республике Беларусь также нуждается в реформировании. Прежде всего обратимся к основным целям деятельности Национального банка Республики Беларусь. В соответствии со статьей 25 Банковского кодекса Республики Беларусь главной целью Национального банка является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля. Надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций согласно статье 26 Банковского кодекса - это одна из множества функций, выполнение которых возложено на Национальный банк. Поэтому необходимо сосредоточить усилия Национального банка на выполнении основной задачи - обеспечении устойчивости национальной денежной единицы, что позволит бесперебойно функционировать банковской и финансовой системам. Другой аспект, требующий законодательного пересмотра, состоит в разделении власти на верхнем уровне банковской системы. Обратимся к статье 34 Банковского кодекса Республики Беларусь, которая гласит: "Для осуществления регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзора за нею Национальный банк устанавливает экономические нормативы и осуществляет надзор за их выполнением, проводит проверки деятельности этих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, направляет для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет предусмотренные законодательством Республики Беларусь санкции к нарушителям".
Очевидно, что Национальному банку Республики Беларусь принадлежат такие несовместимые функции, как нормотворческая, исполнительная и судебная (в части применения санкций к нарушителям). Представляется целесообразным, на наш взгляд, передать функции надзора за банковской системой отдельному органу, создав своего рода систему сдержек и противовесов в сфере воздействия на банковский сектор. В дальнейшем по мере расширения финансового сектора за нынешние пределы, с появлением иных операторов финансового рынка (компаний по финансовому консалтингу и т.д.) возможна передача этому органу функции надзора за финансовым сектором страны, как это сделано в Великобритании.
Верхний уровень банковской системы могла бы дополнить резервная корпорация гарантирования возврата вкладов в банках - некоммерческая организация, учреждаемая Советом Министров и Национальным банком Республики Беларусь для аккумулирования взносов банков и других средств и организации выплаты физическим лицам денежного возмещения по их вкладам. Участие в создаваемой системе гарантирования вкладов должно быть обязательным для всех банков, имеющих лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц, выданную Национальным банком. Порядок принятия банков в члены резервной корпорации и исключения из нее, а также порядок расчета и уплаты обязательных взносов банков, взаимоотношения банков и резервной корпорации, взаимодействие с Национальным банком - все это будет закреплено в Законе Республики Беларусь "О гарантировании возврата банковских вкладов физических лиц", принятие которого в скором времени ожидается в Беларуси.
Будучи независимыми, друг от друга по своему организационно правовому составу и положению, все эти самостоятельные органы должны быть неразрывно связаны между собой зависимостью вверенных им функций и общих целей, таких как защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности и курса к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение бесперебойного функционирования системы расчетов в интересах кредиторов и вкладчиков. Названные выше органы распространяли бы свое действие на банки и небанковские финансово-кредитные организации и таким образом сдерживали и уравновешивали друг друга. Вряд ли верно, что до сих пор вся полнота власти сконцентрирована в руках Национального банка Республики Беларусь.
Вместе с тем было бы не совсем верно акцентировать внимание исключительно на организационном аспекте реформы надзора. Зарубежный опыт, в том числе российский, говорит о необходимости гармоничного совмещения двух направлений: реорганизации структуры надзорного органа и недопущении преобладания формального подхода в надзоре над его содержанием.
В целом роль банковской системы республики в инвестиционном процессе значительна и разнообразна. Банки непосредственно участвуют в инвестиционной деятельности в плане поиска, отработки и кредитования проектов. В структуре их активов кредиты экономике составляют около 55%, из них более половины - долгосрочные. Банки развивают разнообразные формы инвестиционного кредитования, включая лизинговую. [8, с.46]
Дальнейшая реализация стратегии развития в отношении банков и небанковских кредитно-финансовых организаций будет осуществляться по многим направлениям, из которых базовыми являются: интегрирование денежной системы и банковского сектора экономики Республики Беларусь с Российской Федерацией, расширение и углубление взаимодействия с другими странами, международными финансовыми организациями; проведение денежно-кредитной политики, отвечающей динамичному социально-экономическому развитию страны; уменьшение участия государства в фондах банков; совершенствование налогообложения банков; совершенствование надзора и контроля над деятельностью банков; формирование нормативно-правовой базы, соответствующей новым условиям функционирования банков.
В результате проведенной работы можно сделать следующие основные выводы:
Банковская система – это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.
В настоящее время ведущие банки и банковские системы мира уже не являются просто финансовыми институтами, они принимают активное участие во внешней и внутренней политике, оказывают огромное влияние на формирование экономической мощи страны. Успехи банковских систем Запада объясняются правильной политикой руководителей, использованием прогрессивных банковских технологий, обильным привлечением иностранного капитала как в банковские структуры, так и в целом в экономику. Беларуси также следует проводить более активную политику по привлечению иностранных инвестиций в банковский сектор. Для их привлечения в экономику и банковскую систему в частности, необходимо улучшить законодательное обеспечение прав инвесторов, обеспечить более благоприятные налоговые условия для иностранного капитала, ускорить переход предприятий и организаций на международные стандарты бухгалтерского учета. Одним из шагов развития банковской системы РБ должно также стать усовершенствование банковского законодательства.
Проводимое Национальным банком денежно-кредитное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики государства. Действия Национального банка Республики Беларусь должны быть направлены на достижение стратегических и тактических целей денежно-кредитной политики, обеспечение социально-экономического развития страны, увязаны с бюджетно-налоговой политикой, прогнозом платежного баланса Республики Беларусь.
Механизм, исключающий преграды для финансирования государственного сектора, предполагает разработку и принятие Банковского кодекса, который должен определить: систему и статус распорядительных банковских органов, их полномочия в отношении коммерческих банков; статус и степень независимости Национального банка; порядок создания и прекращения деятельности кредитно-финансовых организаций, в том числе порядок формирования уставного фонда; права и обязанности кредитно-финансовых учреждений, их кредиторов, вкладчиков и клиентов; ответственность кредитно-финансовых учреждений; регламентацию процедуры их санации и банкротства; правовые нормы по страхованию вкладов и т. д.
Для достижения стратегических и тактических целей денежно-кредитной политики, количественных и качественных параметров целесообразно реализовать денежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики, который представляет собой концептуальные направления и подходы к достижению стратегических и тактических целей обеспечения темпов роста экономики страны, снижения темпов инфляции и безработицы, недопущения отрицательного сальдо торгового баланса на основе комплексного и гибкого применения инструментов денежно-кредитной политики (учетной ставки, порядка проведения операций на открытом рынке, норм обязательных резервов, политики в области валютного курса, обязательных экономических нормативов) и системы мер по повышению эффективности функционирования банковской системы.
Информация о работе Банковские операции в Республике Беларусь