Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:47, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении особенностей реализации банковских операций и услуг и выявлении путей их развития в условиях Республики Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
дать характеристику операций коммерческих банков;
рассмотреть особенности развития банковских операций и услуг в Республике Беларусь;
Введение………………………………………………………………………….. 4
1. Характеристика операций коммерческих банков
1.1. Эволюция банковских операций………………………………………… 6
1.2. Характеристика пассивных операций…………………………………… 12
1.3. Характеристика активных операций…………………………………….. 17
2. Особенности реализации банковских операций и услуг коммерческими банками Республики Беларусь………………………………………………... 21
3. Пути развития банковских операций и услуг в Республике Беларусь…….. 36
Заключение…………………………………………………………….…………. 44
Список использованных источников………………………………………........ 46
Реферат
Курсовая работа: 47 с., 9 рис., 17 источников.
Коммерческий банк, пассивные и активные операции, депозиты, кредиты, банковские услуги, состояние, развитие
Объектом исследования являются банковские операции коммерческих банков Республики Беларусь.
Цель работы заключается в изучении особенностей реализации банковских операций и услуг и выявлении путей их развития в условиях Республики Беларусь.
В процессе работы проведены следующие исследования:
Автор работы подтверждает,
что приведенный в ней расчетно
__________________
(подпись студента)
1. Характеристика операций коммерческих банков
1.1. Эволюция банковских операций………………………………………… 6
1.2. Характеристика пассивных операций…………………………………… 12
1.3. Характеристика активных операций…………………………………….. 17
2. Особенности реализации банковских операций
и услуг коммерческими
банками Республики Беларусь………………………………………………...
3. Пути развития банковских операций и услуг в Республике Беларусь…….. 36
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………….....
Уходят в прошлое дни, когда банки соревновались не только в сфере технологий, но и в скорости работы.
Сегодня практически все банки предлагают услуги, основанные на таких новых технологиях, как Клиент-банк, Интернет-банк, пластиковые карточки. Клиенты банков желают получить уже не только базовое банковское обслуживание, но и комплексное содействие их бизнесу.
Однако банкам пока присуща ориентированность персонала на процесс в целом, на работу с документами, а не на клиента.
В условиях все нарастающей конкуренции за клиента на первый план выходит качество обслуживания, необходимость знать своего клиента, а также его потребности и способность удовлетворять их.
Большинство банков испытывают ряд проблем и теряют значительные ресурсы именно на стадии взаимоотношений с реальными и потенциальными клиентами. Данная проблема проявляется в комплексе аспектов, в частности, таких, как низкое качество оказания услуг клиентам, отсутствие информации у потенциальных и действительных клиентов об услугах банка. Иногда сотрудники банка при работе с клиентом не имеют четких установок на приоритетность работы именно с этим клиентом. Существует также проблема информированности сотрудников одного подразделения об услугах других служб. Как правило, отсутствуют единые стандарты предоставления услуг клиентам. Вследствие этого одна и та же услуга, оказанная различными специалистами, может отличаться по времени, набору действий и документов.
Качество банковских услуг в условиях традиционного ведения бизнеса напрямую зависит от способностей отдельных сотрудников банков и является случайной величиной. Для перехода на следующий этап развития банковских услуг в нашей стране необходимо создать систему, в которой отлажен четкий производственный и управленческий контроль в соответствии с мировыми общепризнанными стандартами.
Анализ рынка банковских услуг в Республике Беларусь свидетельствует о его многообразии. Условно они подразделяются на депозитные, кредитные, операции по денежным переводам и расчетам, в том числе с использованием банковской пластиковой карточки, кассовые услуги, услуги по валютно-обменным операциям, по операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями, с ценными бумагами, консультационно-информационные услуги.
Предоставление розничных услуг — полного их спектра или определенного набора тех или иных видов услуг осуществляется разными структурными подразделениями банков, такими, как филиалы, отделения, расчетно-кассовые центры, центры банковских услуг, валютно-обменные пункты, передвижные кассы.
Несмотря на определенные сдвиги в продвижении на рынок банковских услуг, в нашей стране существует необходимость их совершенствования и увеличения спектра услуг.
Поэтому рассмотрение настоящей темы курсовой работы приобретает актуальную основу.
Цель работы заключается в изучении особенностей реализации банковских операций и услуг и выявлении путей их развития в условиях Республики Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
При написании настоящей работы автором были использованы материалы. Жукова Е., Леонович Т., Лукьяненко В., Полегошко Т., Коробовой Г. и др. Широко использовались материалы периодических изданий, в частности, «Банковский вестник».
1.1. Эволюция банковских операций
Большое влияние на расчетные и другие банковские операции оказывает научно-техническая революция. Крупные банки все в большем объеме внедряют новое высокотехничное и дорогостоящее оборудование. Устанавливая мощное электронно-вычислительное оборудование, крупные банки усиливают зависимость мелких банков-корреспондентов, выполняя для них расчетные и вычислительные операции, а также укрепляют связи с промышленным капиталом, расширяя его сферу обслуживания, включая расчеты налогов, заработной платы и т.д.
Большие изменения произошли и в характере привлеченных банками вкладов. Для большинства западных стран в послевоенный период характерны рост личных сбережений и аккумуляция этих сбережений в кредитной системе. Рост личных сбережений, во-первых, явился результатом увеличения доходов населения, во-вторых, отражает увеличение доли сбережений в доходах в связи с изменениями в структуре потребления. Все больший удельный вес в семейных бюджетах занимают предметы длительного пользования, что обусловливает необходимость в дополнительных сбережениях. В-третьих, в ряде стран с рыночной экономикой большую роль играет государственная политика стимулирования сбережений (повышение процентных ставок по вкладам, введение премий и налоговых льгот по вкладам и т.д.) с целью использования этих сбережений для финансирования капиталовложений.
В активных операциях
коммерческих банков и других звеньев
кредитной системы новым
Расширение долгосрочного
кредита связано главным образо
В послевоенный период особого внимания заслуживает быстрый рост потребительского кредита. Долгое время потребительский кредит не использовали банки и банковские монополии.
Важнейшими причинами быстрого
роста потребительского кредита
стали трудности реализации продукции,
изменения структуры
Быстрый рост потребительского кредита в активных операциях крупных коммерческих банков — свидетельство продолжающегося процесса универсализации их деятельности.
В этом же направлении развиваются и долгосрочные операции банков с промышленными и торговыми предприятиями. Сейчас стало обычным делом предоставление долгосрочных ссуд промышленности сроком до 10 лет.
Значительные изменения произошли с операциями по эмиссии ценных бумаг. Уже мировой экономический кризис 1929-1933 гг. привел к тому, что в ряде стран, и прежде всего в США, а затем во Франции и в Италии, коммерческие банки перестали сами заниматься эмиссией ценных бумаг (акций и облигаций). Эти функции сосредоточились в инвестиционных банках, что свидетельствовало о развитии процессов специализации в банковском деле, которые сочетались с процессами универсализации. Лишь «большая тройка» немецких банков по сей день сосредоточивает непосредственно у себя эмиссионную деятельность, привлекая другие банки лишь в организуемые и возглавляемые ими консорциумы по размещению ценных бумаг.
Широко используемая
система участий позволяет
Холдинги широко распространены в США, но используются также и в западноевропейских странах, где операции монополистических банков не носят универсального характера. В настоящее время под контролем только официально зарегистрированных холдингов в США находятся 560 банков с 1800 отделениями и депозитами на сумму 41 млрд долл. Контрольный пакет акций составляет в среднем не более 20%, а зачастую 5—10%. Однако новые явления в системе участия этим не ограничиваются. Не менее важным является тот факт, что сейчас монополистические банки все чаще используют чужие акции посредством трастовых операций [8, с. 20].
Трастовое дело представляет собой управление банками имуществом клиента по доверенности и его хранение. Речь идет главным образом о ценных бумагах. Трастовые операции появились в 20-х годах XX в., но наибольшего развития достигли после Второй мировой войны. Данные о трастовых операциях в балансах банков не отражают. Между тем активы трастового отдела, например, американского «Чейз Манхэттен бэнк» в четыре раза превышают его балансовую сумму. По оценкам специалистов трастовых отделов в настоящее время примерно 40—50% акций, находящихся под контролем банков по трастовым счетам, представляют вложения, по которым банки имеют ничем не ограниченные права (покупки и продажи, голосования на собраниях акционеров и т.п.).
Общая сумма депонирования в кредитной системе ФРГ ценных бумаг превышает половину всех обращающихся в стране ценных бумаг; 2/3 положенных на хранение и управление ценных бумаг приходится на коммерческие банки, причем подавляющая часть сосредоточена у «большой тройки» гроссбанков. Последняя аккумулирует более половины всех сданных на депо акций. Таким образом, крупнейшие банки зачастую формируют контрольные пакеты акций, не тратя на это собственные средства.
По-прежнему яркой формой
связи банковского и
Другим финансовым инструментом,
теснящим банковский кредит, является
соглашение репо — договор о получении краткоср
Указанные финансовые инструменты наряду с фьючерсными и опционными контрактами на фондовых биржах расширяют возможности корпораций для получения денежных средств, минуя контроль и диктат коммерческих банков на рынках капиталов. Естественно, эта тенденция сузила масштабы операций банков с разными компаниями, способствовала миграции капиталов из банковской сферы на рынки ценных бумаг.
Кроме того, этому также способствовали активная деятельность и конкуренция ряда специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, в частности инвестиционных компаний открытого типа (взаимных фондов) и компаний страхования жизни, которые широко аккумулируют средства физических и юридических лиц и формируют диверсифицированные портфели ценных бумаг. В результате действия этих факторов снизилась роль коммерческих банков в финансировании экономики. С 1979 по 1987 г. доля банковских кредитов в финансировании экономики в США упала с 62,4 до 43,3%, в ФРГ - с 81,1 до 54,6%, во Франции — с 78 до 59%, в Италии — с 64,5 до 42,1%. За десять лет с 1980 по 1990 г. доля банковских ссуд в общей сумме долговых обязательств компаний уменьшилась в США с 33 до 25,4%, в Японии — с 67,4 до 58,8%. При этом доля банковских депозитов в финансовых активах корпораций за тот же период упала в Японии с 78,9 до 46,5%, в ФРГ - с 57,7 до 43,8%.