Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:18, курсовая работа
Цель данной курсовой работы охарактеризовать состояние и перспективы развития банковского факторинга в России.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач, а именно:
- рассмотреть теоретические аспекты факторинга;
- провести анализ банковского факторинга в России на современном этапе;
- осветить перспективы развития банковского факторинга в России.
Объектом для исследования послужил рынок факторинга в России. Предметом исследования выступают факторинговые услуги банков.
Введение …………………………………………………………………………..3
1.Теоретические аспекты факторинга …………………………………………..4
1.1. Характеристика видов факторинговых услуг………………………………4
1.2. Факторинг как банковская услуга или самостоятельный вид бизнеса….10
2. Анализ факторинга в России на современном этапе ……………………...15
2.1. Анализ рынка российского факторинга…………………………………...15
2.2. Проблемы рынка факторинговых услуг в России………………………...22
3. Перспективы развития банковского факторинга в России………………...27
Заключение ………………………………………………………………………32
Список использованных источников…………………………………………...33
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Деньги. Кредит. Банки
Тема: «Банковский факторинг: реальность и перспективы развития»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
1.Теоретические аспекты факторинга …………………………………………..4
1.1. Характеристика видов факторинговых услуг………………………………4
1.2. Факторинг как банковская услуга или самостоятельный вид бизнеса….10
2. Анализ факторинга в России на современном этапе ……………………...15
2.1. Анализ рынка российского факторинга…………………………………...15
2.2. Проблемы рынка факторинговых услуг в России………………………...22
3. Перспективы
развития банковского
Заключение …………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Рынок факторинговых услуг стал весьма популярным на международном уровне. Предоставление отсрочки платежа является серьёзным конкурентным преимуществом на рынке, а порой и единственным аргументом для работы с покупателями. Зачастую у коммерческих структур нет собственных оборотных средств для вхождения и поддержания необходимого объёма поставляемого товара. Отсюда и появляется потребность в заёмных ресурсах. Наиболее приемлемая услуга для кредитования оборотного капитала - это факторинг. Потребность в факторинге испытывают практические все компании, постоянно работающие на условиях отсрочки платежа (субъекты пищевой, фармацевтической, лёгкой, нефтеперерабатывающей, автомобильной промышленности и т.д.). Отсутствие развитого рынка в России тормозит развитие отечественной промышленности. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.
Цель данной курсовой работы охарактеризовать состояние и перспективы развития банковского факторинга в России.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач, а именно:
- рассмотреть теоретические аспекты факторинга;
- провести анализ банковского факторинга в России на современном этапе;
- осветить перспективы
развития банковского
Объектом для исследования послужил рынок факторинга в России. Предметом исследования выступают факторинговые услуги банков.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФАКТОРИНГА
1.1. Характеристика видов факторинговых услуг
Факто́ринг - это комплекс услуг, который банк (или факторинговая компания), выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа.
Услуги факторинга включают не только предоставление поставщику и получение от покупателя денежных средств, но и контроль состояния задолженности покупателя по поставкам, осуществление напоминания дебиторам о наступлении сроков оплаты, проведение сверок с дебиторами, предоставление поставщику информации о текущем состоянии дебиторской задолженности, а также ведение аналитики по истории и текущим операциям.
Также - финансовая комиссионная операция по уступке дебиторской задолженности факторинговой компании с целью незамедлительного получения большей части платежа, гарантии полного погашения задолженности и снижения расходов по ведению счетов.
По мнению специалистов, сам факторинг является именно комбинацией четырех услуг.
Первая услуга заключается в финансировании поставщиков товаров и услуг. Для этого финансовая компания (фактор), с которой поставщик заключает договор о факторинговом обслуживании, берет на себя обязательство всякий раз, когда поставщик предоставляет товарный кредит покупателю, выплачивать ему большую часть стоимости поставки. Факторинговый договор заключается на неопределенный срок.
Вторая услуга - это предоставление фактором информационного обеспечения деятельности поставщика, ведения учета состояния его дебиторской задолженности.
Третий вид услуг - это хеджирование (страхование) рисков поставщика. Заключая договор факторинга, компании получают возможность исключить риски, связанные с поставкой товаров в кредит: риски несвоевременной или неполной оплаты поставок покупателями, обесценения стоимости отгруженных товаров за счет инфляции и девальвации рубля.
Наконец, четвертый вид услуг - это административное управление дебиторской задолженностью, включающее контроль своевременности оплаты поставок, работу с дебиторами, организацию для поставщика кредитного менеджмента, в том числе установление лимитов на каждого из его покупателей.
В мировой практике существуют несколько подходов к классификации факторинга. По территории действия различают: внутренний и внешний факторинг. Внутренний факторинг характеризуется тем, что поставщик, покупатель, а также факторинговая компания находятся в одной стране. Международный факторинг предполагает, что стороны находятся в разных государствах.
При этом международный факторинг можно разделить на три подвида:
При прямом факторинге обязанности перед клиентом исполняет только один фактор. При прямом импортном факторинге клиент уступает право требования фактору в стране импортера. Основная роль фактора в данном случае сводится к страхованию кредитного риска, учету продаж и инкассированию требований. К использованию данного вида факторинга прибегают фирмы не нуждающиеся в срочном финансировании по уступленным требованиям, что объясняется сложностью проведения кредитования клиента в иностранной для фактора валюте.
При прямом экспортном факторинге клиент уступает дебиторскую задолженность фактору, находящемуся в одной с ним стране. При этом факторы испытывают определенные затруднения в оценки кредитоспособности иностранных фирм и инкассировании требований. Поэтому прямой экспортный факторинг используется в случаях, когда экспортер (экспорт-фактор) географически близок к импортеру либо при сделках с проверенными покупателями, которые показали себя как аккуратные плательщики.
Классическая система косвенного факторинга включает в себя следующие этапы (см. рис. 1):
Рисунок 1. Схема косвенного факторинга
1. Экспортер заключает договор факторинга с экспорт-фактором.
2. Экспорт-фактор уведомляет импорт-фактора о поставке товара и заключение договора факторинга.
3. Экспортер заключает договор купли-продажи товара с импортером.
4.Поставка товара, одновременное образование дебиторской задолженности.
5.Предоставление отгрузочных документов экспорт-фактору для получения финансирования и дополнительных услуг.
6.Финансирование в объемах, предусмотренных договором.
7.Импорт-фактор производит оценку кредитоспособности иностранного дебитора.
8.Оплата за поставленный товар.
9.Если сроки платежа не соблюдаются, импорт фактор направляет уведомление импортеру. Если претензия остается непогашенным после двух-трех напоминаний, фактор по импорту предъявляет претензию в суд.
В этом случае риск платежеспособности импортера принимает на себя фактор по импорту, который проверяет платежеспособность импортера и гарантирует экспорт фактором, экспортируемые товары будут оплачены. Если импортер не произвести оплату, то это должно быть урегулирован только фактор по импорту.
Тем не менее, фактор по экспорту несет риски, связанные с доставкой товара экспортером и кредиты экспортера - не дожидаясь платежа от импортера или импорт фактор.
По форме
заключения договора различают открытый
(конвенционный) и закрытый (конфеденциальный)
факторинг. Первый из них связан с
переуступкой поставщиком
Данный вид
факторинга позволяет клиенту
При конфиденциальном факторинге должника не информируют о привлечении к востребованию долгов фактор-фирмы. Он подразумевает проведение только отдельных факторинговых операций:
- приобретение у клиента права на получение платежа по товарным операциям от определенного покупателя или группы покупателей;
- покупка у поставщиков дебиторской задолженности по отгруженным товарам и услугам;
- приобретение векселей.
Суть данной
операции заключается в гарантировании
банком оплаты выставляемых клиентом
на определенных плательщиков платежных
требований-поручений
Особым видом конфиденциального факторинга можно считать тихий факторинг. Он представляет собой договор между клиентом и фактором-банком, по которому клиент передает последнему копи счетов по заключенным сделкам с партнерами, а банк выплачивает клиенту часть суммы этих счетов немедленно. После получения от партнера всей суммы по сделке клиент рассчитывается с фактором-банком, возвращая ему полученный кредит и проценты. Если партнер клиента не оплачивает счет в установленный срок, клиент уступает свои требования на оплату фактор-банку, который принимает меры к взысканию денег.
Выделяют также факторинг с регрессом, схема которого представлена на рисунке 2.
Отношения между всеми сторонами факторинга с регрессом протекают в шесть этапов:
Рисунок 2. Схема факторинга с регрессом
Договор факторингового обслуживания без права регресса, как правило, заключается только в том случае, когда возможность неплатежа со стороны покупателя маловероятна. Данный договор полностью ограничивает поставщика от каких-либо рисков неплатежа или потери прибыли в отличие от факторинга с правом регресса, который лишь снижает риск поставщика в данной сделке.
Реверсивный факторинг представляет собой услугу, направленную на факторинговое обслуживание поставщиков крупных покупателей по единым стандартам, что выражается:
Реверсивный факторинг бывает двух разновидностей: с правом регресса и без права регресса. Первая из них представляет собой финансовый продукт, разработанный специально для поставщиков товаров и услуг, желающих иметь в своем арсенале такой продукт, как факторинг, но не желающих платить комиссию. При пользовании данным продуктом Поставщик несет кредитные риски. Второй же используется покупателями товаров и услуг, с целью получения или увеличения отсрочки платежа.
Информация о работе Банковский факторинг: реальность и перспективы развития