Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:18, курсовая работа
Цель данной курсовой работы охарактеризовать состояние и перспективы развития банковского факторинга в России.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач, а именно:
- рассмотреть теоретические аспекты факторинга;
- провести анализ банковского факторинга в России на современном этапе;
- осветить перспективы развития банковского факторинга в России.
Объектом для исследования послужил рынок факторинга в России. Предметом исследования выступают факторинговые услуги банков.
Введение …………………………………………………………………………..3
1.Теоретические аспекты факторинга …………………………………………..4
1.1. Характеристика видов факторинговых услуг………………………………4
1.2. Факторинг как банковская услуга или самостоятельный вид бизнеса….10
2. Анализ факторинга в России на современном этапе ……………………...15
2.1. Анализ рынка российского факторинга…………………………………...15
2.2. Проблемы рынка факторинговых услуг в России………………………...22
3. Перспективы развития банковского факторинга в России………………...27
Заключение ………………………………………………………………………32
Список использованных источников…………………………………………...33
На стоимость факторинга также очень сильно влияют следующие параметры: размер предоставляемого финансирования (колеблется в пределах 60-95 процентов от стоимости поставки), максимальный срок отсрочки платежа (от 14 до 180 дней) и количество дебиторов, которое банк может принять на обслуживание. В случае безрегрессного или частично регрессного финансирования рассчитывается также премия за риск, составляющая от 20 до 30 % годовых.
В настоящее время, правила оценки заемщиков, разработанные Банком России не учитывают особенности факторинга. Как правило, малые предприятия имеют следующие особенности: наличие отрицательных чистых активов, текущей убыточной деятельность, запрашиваемый лимит финансирования сопоставимый с валютой баланса и несопоставимо маленькая текущая выручка. По данным признакам малым предприятиям присваивается пятая категория качества, даже не смотря на тщательно разработанные бизнес-планы, заключение контрактов на поставку с ведущими фирмами региона, перспективы фирмы в освоении рынка.
Поэтому, оценивая факторинг, банк часто приходит к выводу, что риски по факторингу выше, чем по кредитам. Эта оценка определяет дальнейшую себестоимость факторингового продукта: более высокую, чем по кредиту. Потенциальный же клиент вплоть до настоящего времени, особенно на региональном рынке факторинга, анализируя те или иные способы осуществления финансирования деятельности компании, в первую очередь обращает внимание на стоимость услуг. Поскольку у факторинга она самая высокая — потенциальный клиент, как правило, уходит в сторону кредита.
3. ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО
Конец 2009 года ознаменовался двумя событиями, имеющими возможность оказать значительное влияние на отечественный рынок факторинга: Правительство приняло поправку к ст. 825 ГК РФ, а также закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Отмена обязательного лицензирования факторинговой деятельности преследовала цель укрепления и развития рынка факторинга. Однако по существу ни чего нового она на рынок не привнесла, поскольку из-за отсутствия лицензирующего органа факторинговые компании действовали и без лицензии, подтверждая свое право через суды. Например ФК «Лайф» и ФК «Санкт-Петербург», объем уступленных требований которых составил соответственно 6.045.976 тыс. руб. (7 место в ренкинге) и 676.730 тыс. руб. (13 место в ренкинге).
Тем не мене отмена лицензирования не повлекла за собой появления новых игроков. Хотя дала ряд положительных эффектов:
1. Банки получили возможность вывести факторинговые подразделения на самостоятельный баланс, тем самым сформировав дочерние предприятия, не нуждающиеся в постоянном резервировании сумм, а значит способных применять более рисковую политику.
2.Возможность привлечения иностранного капитала на рынок факторинга, что по мнению специалистов, может способствовать повышению уровня факторинговых услуг и развитию здоровой конкуренции на рынке. Так как иностранные компании имеют более отлаженные технологии финансирования, в том числе систему риск-менеджмента и качественное IT-обеспечение. С другой стороны их появление создаст определенные сложности в развитии отечественных факторинговых компаний, в виду вышеуказанных причин. При этом все участники факторингового рынка отмечают, что появление иностранных факторов, возможно не ранее чем в 2011 — 2013 гг.
Вместе с
тем, ряд игроков относится к
данному постановлению
Положительное влияние должно оказать и принятие закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», закрепляющий максимально допустимые отсрочки, а также исключающий из договора поставки все обременения кроме скидок за объем. М. Логвинов так комментирует значение закона: «В результате договорные отношения поставщиков и ритейлеров становятся более прозрачными, что помогает факторам более точно рассчитать риски финансирования поставок.
Однако как будут работать новые нормы на практике, пока никто не знает. Например, закрепление отсрочек платежей в зависимости от срока годности продуктов питания может стать поводом для снижения факторинговой комиссии. Напомним, что сейчас средняя отсрочка платежа для сетей составляет 60 дней, вне зависимости от товарной группы и сроков годности продовольствия. Более 85% поставок в сети идут с отсрочкой свыше 30 дней, около 60% - более 60 дней. Закон ограничивает отсрочку по продовольственным товарам, которые включают в том числе алкоголь и консервы, 45 днями».
Если до недавнего времени основными потребителями услуг факторинга были средние и крупные предприятия, то в течении следующих пяти лет следует ожидать продолжение тенденции, начавшейся в конце 2008 года — факторы будут перестраивать свой бизнес, ориентируясь на потребности малого и среднего бизнеса.
Маловероятно, что Факторы в 2011 году выйдут на рынок с совершенно новыми продуктами и предложениями. Поскольку прошедшие 10 лет позволили сформировать факторинговые продукты, способные удовлетворить практически любые потребности Клиента: управление дебиторской задолженностью, выплата финансирования без сопутствующих услуг, комплексное факторинговое обслуживание и даже выдача поручительств и гарантий за дебитора – фактически аналог страхования финансовых рисков.
Заметим, что большинство факторов, имеющих достаточно продолжительную историю на рынке, не испытывают желания сотрудничать с мелкими потребителями. В частности, это относится к таким факторам, как банк «Петрокоммерц», «Альфа-банк» и «Промсвязьбанк», традиционно позиционирующие себя как банки, ориентированные на работу с крупными клиентами. В то же время остальные компании также не намерены снижать требования к своим клиентам. Поэтому, вероятно, оказание услуг малому бизнесу выпадет на долю новых компаний либо мелких факторов.
К наиболее перспективным региональным рынкам факторы относят: Санкт-Петербург и Ленинградскую область, имеющих достаточно развитый рынок факторинга, Дальневосточный федеральный округ и Сибирь, особенно Новисбирская область и Краснорский край.
Небольшие изменения произойдут в структуре факторинговых продуктов. По оценкам «Эксперт РА» рост рынка факторинга в 2011 году будет основан на 20-30% приросте регрессного факторинга и 2-3х кратном росте безрегрессного факторинга. Если ЦБ РФ не примет поправки в отношении резервирования по факторингу, банки будут преимущественно заниматься низкорискованным факторингом, а специализированные факторы – предоставлять безрегрессный факторинг.
Такая разница
в объемах роста факторинговых
продуктов объясняется тем
Таким образом, в начале 2011 года стоит ожидать увеличение доли безрегрессного факторинга не только по рынку в целом, но и в структуре факторингового портфеля отдельных банков. Не стоит ожидать и быстрого развития международного факторинга, по крайней мере, до тех пор, пока не будет решена проблема с валютным законодательством нашей страны.
В прошлом году на российском рынке наиболее распространены были экспортный факторинг с регрессом и импортный факторинг. Сделки импортного факторинга осуществлялись по схемам с регрессом и без регресса. При этом 90% всех операций приходились на сделки без регресса, то есть с покрытием риска российского импортера, подтверждает Вячеслав Иванов (НФК). Что касается экспортного факторинга, то более 70% этого рынка в России составляли операции c регрессом. По нашему мнению стоит ожидать повторения такого соотношения: даже если произойдут коренные изменения в экономике — цифры вряд ли отклонятся больше чем на 2-4 процента в ту или иную сторону.
При этом операции как по импортному, так и по экспортному факторингу будут преимущественно осуществляться со странами СНГ и Европы, что объясняется географией российской международной торговли в целом. При этом основными потребителями международного факторинга в России станут экспортеры сырья и импортеры потребительских товаров.
Ожидается в 2011 году и увеличение роста инвестиций в факторинговый бизнес. Согласно «Российской Бизнес-газеты»: 74% опрошенных факторов планируют инвестировать «больше, чем в 2010 году 19% сохранят расходы на уровне 2009 года, 7% планируют сократить бюджет.
Однако не стоит ожидать от рынка достаточно большого роста. Таких темпов развития российского факторинга, какие мы наблюдали до кризиса, однозначно не будет – отмечают аналитики. В лучшем случае, факторинговый рынок повторит результаты 2008 года.
По оптимистичным прогнозам, в 2011 году рынок факторинга вырастет на 15-20% относительно уровня 2010 года. Постепенно сформируется позитивный тренд в экономике, восстановится доверие потребителей, улучшится благосостояние населения.
Стабилизация потребительского спроса неизбежно вызовет рост производства товаров и вспомогательного сырья, что приведет к увеличению долговой нагрузки на предприятия. Все эти изменения самым позитивным образом скажутся на развитии факторинга в России, и к концу 2011 года можно будет увидеть прирост рынка не менее чем на 15%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью курсовой работы было исследование состояния и перспективы развития банковского факторинга в России. После проведенного исследования автор пришел к следующим выводам.
Факторинг - это комплекс услуг, который банк (или факторинговая компания), выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа.
Услуги факторинга включают не только предоставление поставщику и получение от покупателя денежных средств, но и контроль состояния задолженности покупателя по поставкам, осуществление напоминания дебиторам о наступлении сроков оплаты, проведение сверок с дебиторами, предоставление поставщику информации о текущем состоянии дебиторской задолженности, а также ведение аналитики по истории и текущим операциям.
По мнению автора, факторинг большей степенью банковский вид бизнеса. Это подтверждается итогами 2010 года. Произошло значительное перераспределение рынка в пользу банков. Доля банков-факторов на рынке в зависимости от объемов уступленных требований увеличилась с 65 % в 2009 году до 88 % в 2010 году. Банковские специалисты по факторингу считают, что в условиях дефицита денег рынок стал преимущественно банковским, что, в свою очередь, потребовало увеличения резервов банков-факторов для обеспечения роста портфелей.
Если говорить о динамике рынка факторинга, то в 2010 году он сократился в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Основными участниками рынка становятся банковские компании, на долю которых приходится более 70 % финансирования. Продолжается наращивание концентрации рынка: если в первой половине 2009 года на долю пяти крупнейших факторов приходилось 66% от общего числа уступленных требования, то в конце 2010г. данный показатель достиг 85 %.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Банковский факторинг: реальность и перспективы развития