Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 21:33, курсовая работа
Актуальность темы связана с тем, что в настоящее время обозначилась острая потребность в изучении и внедрении всеми участниками рыночных отношений механизмов функционирования новых форм безналичных расчетов. Безналичные расчеты приобретают особую актуальность в условиях перехода к рыночной экономике, поскольку позволяют заметно увеличить эффективность банковской деятельности и снизить до минимума затраты на банковские операции.
Введение
1. Безналичные расчеты как средство обеспечения денежных обязательств
1.1 Сущность, правовая природа и принципы организации безналичных расчетов
1.2 Структура расчетных правоотношений
1.3 Основы организации безналичных расчетов
2. Анализ рынка безналичных средств в РФ
2.1 Доля безналичных средств в общей денежной массе
2.2 Анализ рынка платежных карт
3. Развитие и совершенствование системы безналичных расчетов в современных условиях
3.1 Пластиковые карты, как одна из основ системы электронных расчетов
3.2 Управление банковскими счетами через Интернет (Интернет-банкинг)
3.3 Электронные платежные системы в банковском бизнесе
3.4 Проблемы совершенствования безналичных платежей
Заключение
Список литературы
Они позволяют увеличивать
объемы привлеченных ресурсов, имеются
в виду, во-первых, те суммы, которые
владельцы карточек должны положить
на свои спецсчета в банке. Во-вторых,
это могут быть страховые депозиты,
к которым банки (российские) прибегают
для обеспечения большей
За все операции с карточками (покупка, обналичивание, конвертирование) банк, как правило, взимает комиссионные. Кроме того, клиент платит за получение самой карточки.
Повышается конкурентный потенциал банка с учетом общемировой тенденции вытеснения из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков, растет авторитет банка как участника инновационных процессов.
Что касается менее приятной стороны «карточного» бизнеса, для банка она связана с весьма высокими затратами, особенно в начале работы с карточками (вступление в уже существующую систему или организация собственного процессингового центра, затраты на техническое и программное обеспечение, налаживание связей с магазинами и т.д.)
Высокие затраты, а также
слабое развитие современных средств
связи, без которых нельзя вести
обслуживание карточек, и некоторые
другие обстоятельства делают крупные
инвестиции в карточный бизнес в
условиях России весьма рискованными.
[4 – 604 с.]. Использование новейших платежных
средств, в частности кредитных
карточек, позволяет банкам существенным
образом снизить свои издержки на
изготовление, обработку, учет бумажноденежной
массы, других бумажных платежных средств,
сэкономить время и затраты живого
труда. Огромная работа по осуществлению
электронных расчетов выполняется
быстро, надежно, при минимальной
потребности в обслуживании. Кроме
того, пользование кредитной
3.2 Управление банковскими счетами через Интернет (Интернет-банкинг)
Следующий этап развития банковских технологий в сфере безналичных расчетов – так называемый электронный банкинг – был пройден очень быстро. На его место пришел интернет-банкинг. Его внедрение в банковскую практику предопределило использование новых средств связи. В первую очередь это Интернет и мобильные телефонные сети, которые существенно расширили возможности клиентов, ведь для реализации их взаимодействия с банком требуются обычные html и wap-браузеры, которые установлены практически в каждом современном ноутбуке или мобильном телефоне.
Управление банковскими счетами через Интернет, или по-другому интернет-банкинг, является наиболее динамичным и представительным направлением финансовых интернет-решений, в силу наиболее широкого спектра финансовых (в данном случае банковских) услуг, представленных в системах интернет-банкинга. Кроме того, подобные системы могут быть основой систем дистанционной работы на рынке ценных бумаг и удаленного страхования, т.к. они обеспечивают проведение расчетов и контроль над ними со стороны всех участников финансовых отношений. [12]
Классический вариант
системы интернет-банкинга включает
в себя полный набор банковских услуг,
предоставляемых клиентам – физическим
лицам в офисах банка, естественно,
за исключением операций с наличными
деньгами. Как правило, с помощью
систем интернет-банкинга, можно покупать
и продавать безналичную
Использование систем интернет-банкинга
дает ряд преимуществ: во-первых, существенно
экономится время за счет исключения
необходимости посещать банк лично,
во-вторых, клиент имеет возможность
24 часа в сутки контролировать собственные
счета и, в соответствии с изменившейся
ситуацией на финансовых рынках, мгновенно
отреагировать на эти изменения
(например, закрыв вклады в банке, купив
или продав валюту, и т.п.). Кроме
того системы интернет-банкинга незаменимы
для отслеживания операций с пластиковыми
картами – любое списание средств
с карточного счета оперативно отражается
в выписках по счетам, подготавливаемых
системами, что так же способствует
повышению контроля со стороны клиента
за своими операциями. Возможность
работать со счетами пластиковых
карт позволяет пользоваться услугами
интернет-магазинов на абсолютно
безопасном уровне – достаточно перевести
с помощью системы интернет-
3.3 Электронные платежные системы в банковском бизнесе
Существует четыре вида традиционных платежных систем, которые уже давно успешно используются в банковской практике: наличные, безналичные, системы с использованием чеков, банковских пластиковых карточек.
Основные требования к платежным системам:
Традиционные платежные системы для проведения расчетов между сторонами через сеть Интернет нельзя использовать по следующим причинам:
1. Неприемлемая рискованность
– широко распространены
Как показали исследования Национального
Совета Потребителей (Великобритания),
большинство англичан не решаются покупать
товары через Интернет из боязни стать
жертвой мошенничества (~ 40% взрослых
англичан и половина Интернет-пользователей).
Из 26% англичан, которые имеют доступ
к сети, только 3% активно занимаются
электронной коммерцией. Таким образом,
повышение безопасности платежных
систем является ключевым моментом для
привлечения клиентов и повышения
доверия покупателей к
2. Отсутствие анонимности
– опасение того, что информация
об осуществляемых платежах
3. Низкая скорость транзакции
в сравнении со средней
4. Сложность. Исследования компании Master Card показали, что 63% пользователей примерно 1 раз в три месяца отказываются от покупки в сети из-за того, что им лень заполнять форму для заказа в Интернет-магазине, 38% опрошенных считают, что заполнение формы в процессе покупки занимает слишком много времени. [11].
5. Высокая себестоимость транзакции.
6. Существенные ограничения.
Традиционные платежные
Все вышеперечисленные проблемы, возникающие при использовании традиционных систем в Интернете, обуславливают необходимость создания совершенно нового вида систем – систем электронных (цифровых) платежей. Отличие таких систем от традиционных состоит в том, что весь процесс от начала до конца проходит в цифровой форме; без шелеста банкнот, звона мелочи и подписи ручкой на чеке.
Система электронных платежей
– в широком смысле – это
система расчетов, заключения контрактов
и перевода денег с помощью
средств электронной
Существует 3 типа электронных платежных средств:
1. Комбинация технологии
обычных и электронных
2. Расширение традиционного
способа передачи денежных
3. Различные виды цифровой
наличности и электронных
В зависимости от условий расчета владельца карт-счета с банком-эмитентом различают: кредитные, дебитные и предоплаченные платежные карточки.
Кредитные карточки функционируют по принципу «покупать сегодня – оплачивать потом» («buy now – pay later»). Кредитная карточка предполагает нулевой исходный остаток на карточном счете клиента. Все операции с карточкой оплачивает банк, а держатель карточки обязан впоследствии погасить свой долг банку.
Дебитные функционируют по принципу «покупать сегодня – оплачивать сегодня» («buy now – pay now»). Они отличаются от кредитных тем, что на счете клиента обязательно должна находиться сумма, достаточная для совершения покупки, получения наличных денег и т.д.
Предоплаченные карточки функционируют по принципу «покупать сегодня – оплачивать заранее» («buy now – pay before»). Это так называемые «электронные кошельки». Для расчета по карточке требуется наличие необходимых средств на самой карточке (чип-карты).
3.4 Проблемы совершенствования безналичных платежей
Проблемы совершенствования можно сгруппировать по определенным признакам: психологические, кадровые, юридические, финансовые. Рассмотрим каждую из них более детально.
Психологические проблемы: Рядовому
потребителю чисто
Сложнее обстоит дело с обществом в целом. Активная аудитория Сети пока невелика: порядка 800 тыс. – 1 млн. человек (по данным агентства Monitoring.Ru), и почти все представляют несколько крупных городов. Большинство либо пребывает пока в стадии первого заблуждения, либо вообще не думает об Интернете. Конечно, ситуация постепенно меняется (тут и освещение в СМИ, и опыт друзей и знакомых), но все-таки слишком медленно, на что есть множество причин, в том числе и экономических. Тем не менее тот факт, что пользуются банковской системой и работают в Интернете люди наиболее социально активные, вселяет надежду, что их количества будет достаточно хотя бы поначалу, на первых этапах развертывания систем Интернет-банкинга. Что касается психологических трудностей, то к ним следует причислить страх потерять в Сети свои деньги. Интернет-банкингу совсем не идут на пользу многочисленные публикации о массовых взломах и кражах из компьютерных систем.