Безналичный денежный оборот, его организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 12:32, реферат

Описание работы

Современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных отношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов между собой, а также с внешними агентами из других стран. Основой этих взаимосвязей выступают расчеты и платежи, в процессе которых удовлетворяются взаимные требования и обязательства.
С помощью потока денег в наличной и безналичной формах - денежного оборота как совокупности всех платежей, опосредующих движение стоимости в денежной форме между финансовыми и нефинансовыми агентами во внутреннем и внешнем экономических оборотах страны за определенный период, - обеспечиваются реализация валового продукта, использование национального дохода и все последующие перераспределительные процессы в экономике.

Файлы: 1 файл

безналичне расчеты.docx

— 65.70 Кб (Скачать файл)

Третий принцип - поддержание  ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа - залог  четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки  и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно  изыскивать недостающие ресурсы (путем  получения кредита или продажи  активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип - наличие  акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем  применения:

• либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;

• либо специального акцепта  документов, выписанных получателями средств (платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей).

Вместе с тем законодательством  предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам - на основании  исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

Пятый принцип - срочность  платежа - вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой  является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его  начала и окончания (включая нерабочий  день), определенного периодом времени, порядок совершения действий в последний  день срока даны в первой части  Гражданского кодекса РФ, введенной  в действие с 1 января 1995 г. (ст. 190-195). Значение этого принципа заключается  в том, что непрерывно расходуемые  средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные  заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению  кругооборота средств и, в конечном счете, к платежному кризису.

Согласно Положению о  порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций (письмо ЦБ РФ от 1 марта 1996 г. №244) обязательными реквизитами представляемых в банк платежных поручений служат срок и очередность платежа. Принцип срочности относится не только ко времени (периоду) оплаты счетов за товары и услуги, но и к составной части этого периода - времени выполнения банками услуг по проведению расчетных операций. В форме бухгалтерского баланса предприятия дебиторская задолженность в активах и кредиты банков, займы в пассивах показываются с подразделением на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года).

В современных условиях платежного кризиса этот принцип фактически не выдерживается. Проблема соблюдения рассматриваемого принципа может быть решена путем преодоления платежного кризиса и развития всех остальных  принципов, особенно излагаемых далее.

Шестой принцип - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных  положений о порядке их проведения - подразделяется на предварительный, текущий, последующий, внутренний и  внешний контроль. Большую роль в  соблюдении данного принципа играет установление согласно ст. 16 Федерального закона РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете» публичности бухгалтерской  отчетности. Так, акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые  организации, биржи, инвестиционные и  иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных  средств (взносов), обязаны публиковать  годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Имеются определенные особенности  в проведении контроля со стороны  предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между  продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными  фондами, контролируют соблюдение ими  установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами, обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания  устойчивой кредитоспособности фирм, банки нередко, особенно на Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. В частности, они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный контроль за движением средств и размещение на рынке свободных ресурсов.

В международной практике именно обслуживание счетов клиентов и комиссии за дополнительные услуги приносят банку львиную долю доходов. Многие российские банки переходят к подобной системе работы, усиливая свой капитал с клиентами. Все больше получает развитие финансовый менеджмент клиента как система управления денежными потоками клиентов, позволяющая обеспечивать оптимальные финансовые решения как для банков - сбалансирование ликвидности и диверсификацию вложений, так и для клиента - финансовое обеспечение коммерческой деятельности и инвестирование высвобождающихся средств.

Специфический характер носит  контроль банков за проведением расчетов между ними самими.

Однако, как показывает практика, контроль участников рыночных отношений  за выполнением договорных обязательств в силу неразвитости финансового  менеджмента на предприятиях должным  образом не налажен. Не отрегулирован  механизм и правового контроля со стороны государства за соблюдением  правил игры предприятиями различной  формы собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одними из главных в образовании платежного кризиса. Отсюда ослаблено применение всех остальных принципов расчетов.

С принципом взаимного  контроля участников расчетов тесно  связан седьмой принцип - их имущественной  ответственности за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается  в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности  в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также  иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить  неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они  не выполнены последними, - практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого значительно расширились благодаря совершенствованию законодательства, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств.

В связи с внедрением рыночных основ в экономику России, пожалуй, ни в одной сфере экономических  отношений, за исключением налоговой, не было принято столько законов  и подзаконных актов, как в  области расчетных взаимоотношений. Основное место среди них занимают акты по усилению имущественной ответственности  за нарушение обязательств при осуществлении расчетов. В Гражданском кодексе (части первой, ст. 295) значительно усилена ответственность за неисполнение денежного обязательства.

Дальнейшее развитие получило правовое регулирование процесса взыскания  недоимок по налогам: отнесение к  числу первоочередных платежей; установление пени за просрочку платежа 0,7%  суммы  за каждый день просрочки; принятие порядка  бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения  на суммы, причитающиеся от его дебиторов, а также на имущество недоимщиков  и др.

Взаимные претензии между  плательщиком и получателем средств  рассматриваются обеими сторонами  без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже. Претензии  к банку, связанные с выполнением  расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме  в обслуживающий их банк. Последний  ведет переписку по этим претензиям с другими банками, и, при необходимости, с участием РКЦ.

Несмотря на предпринимаемые  меры, проблема укрепления принципа имущественной  ответственности в процессе организации  расчетов осталась одной из трудноразрешимых. Как свидетельствует практика работы арбитражных судов, функционирующих  в России с 1993 г., самые болезненные  дела связаны с расчетами. Из поступивших  в 1997 г. на разрешение арбитражных судов исковых заявлений, относящихся к гражданским правоотношениям, более 70% всех дел связано с расчетами за продукцию, товары и услуги. Резко увеличивается и количество споров, вытекающих из кредитных договоров и договоров на расчетно-кассовое обслуживание.

Самое большое количество претензий и исков, предъявляемых  в связи с неисполнением обязательств по договорам, объясняется ненадлежащим исполнением или неисполнением  условий расчетов за товар. Недостаточная  ответственность недобросовестных получателей продукции стала  одной из причин несвоевременных  платежей. Множество нарушений и  экономических преступлений связано  с расчетами, а также с использованием счетов в банках.

Подытоживая изложение двух последних взаимосвязанных между  собой принципов организации  безналичных расчетов, следует отметить, что пока еще не налажена целостная  система контроля за сферой расчетов со стороны коммерческих и центрального банков, Министерства финансов РФ, Министерство налогов и сборов РФ, Прокуратуры РФ и других органов. Во многом это связано со становлением новых условий деятельности самих этих органов применительно к рыночной экономике, а также недостатками в создании соответствующей законодательной базы. Отсюда своевременной является задача подготовки и издания Федерального закона «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации», поставленная в Указе Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095.

6.3. Формы безналичных расчетов

Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы и с соблюдением  соответствующего документооборота. В  зависимости от вида расчетных документов, cпособа платежа и организации документооборота в банке, v плательщиков и получателей средств различают следующие основные формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, аккредитивную форму расчетов, расчеты чеками, расчеты платежными требованиями-поручениями. зачет взаимных требований.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашением, отдельными договоренностями).

Развитие форм безналичных  расчетов в историческом аспекте  представлено в табл. 6.1. После Октябрьского переворота 1917 г. в нашей стране происходили  глубокие преобразования в экономической  жизни общества. Была реформирована  банковская система; серьезные изменения  затронули денежно-кредитную систему  в связи с гражданской войной, военной интервенцией и, позднее, переводом  экономики на мирные рельсы. В этот период, несмотря на сужение сферы  товарно-денежных отношений, все же применялись безналичные расчеты  с использованием векселей, чеков, выполнялись  банковские переводы. Однако единой унифицированной  системы безналичных расчетов в  стране не существовало.

В ходе проведения кредитной  реформы 1930-1932 гг. коммерческий кредит и косвенный банковский кредит были заменены прямым банковским кредитом, и, соответственно, использование векселей на территории страны было запрещено. Вместе с тем впервые были введены  такие формы безналичных расчетов, как акцептная, аккредитивная и  расчеты по особым счетам. Последняя являлась своеобразной разновидностью аккредитивной формы расчетов и предполагала возможность для покупателя: а) рассчитываться с несколькими поставщиками с одного особого счета, на котором предварительно бронировались средства для расчетов; б) получать наличные денежные средства с особого счета на оплату канцелярских расходов и на выплату командировочных уполномоченному покупателя, осуществлявшему приемку товара по качеству в пункте нахождения поставщика.

Кредитная реформа 30-х гг. подвела определенные итоги в  экономическом развитии страны и  была нацелена на создание экономических  предпосылок для перехода от рыночной экономики к плановой (административно-командной). Изучение кредитной реформы 30-х гг. имеет особое значение сегодня, поскольку в настоящее время в России осуществляется обратное движение от административно-командной к рыночной экономике, но на новом витке исторического развития. В частности, в сфере расчетов с 1989 г. в стране вновь стали использовать вексель для расчетных операций.

 

 

 

 

В период существования плановой социалистической экономики система  безналичных расчетов претерпела серьезные  изменения, но главным ее преимуществом  были строгая унификация форм безналичных  расчетов на территории всей страны и  жесткий контроль за соблюдением платежной дисциплины со стороны государственных банков.

Современное экономическое  развитие страны имеет ряд особенностей, важнейшей из которых выступает  переход к рынку. Переходная экономика  не может быть стабильной. В денежно-кредитной  сфере это проявляется в обострении противоречий. Проявлениями экономического кризиса в России (как и в большинстве стран бывшего социалистического лагеря) были: разрыв хозяйственных связей между субъектами экономики, резкое падение объемов производства, инфляция, платежный кризис, обострение напряженности в денежно-кредитной сфере (бюджетный дефицит, рост внутреннего и внешнего долгов, валютный кризис, кризис банковской ликвидности), неплатежеспособность и банкротство предприятий и финансовых структур, нарастание политической и социальной напряженности и др.

В этих условиях очевидным  было стремление преодолеть платежный  кризис, в том числе путем совершенствования  системы безналичных расчетов. В  результате Банк России принял меры к  ограничению сферы применения форм расчетов, не дающих гарантии платежа (например, была отменена акцептная  форма расчетов, позднее ЦБ РФ предусмотрел возможность использования платежных требований для безакцептного списания средств со счета в уплату налогов в бюджет, штрафов, пени, неустоек и по соглашению между поставщиками и покупателями продукции). Одновременно была расширена практика использования расчетов платежными поручениями с предварительной оплатой.

Необходимо отметить, что  в настоящее время предприятия  и организации нередко прибегают  к использованию векселей для  «расшивки» неплатежей, однако самостоятельной  вексельной формы расчетов в нашей  стране не существует. Вексель в  качестве расчетного документа может  использоваться при аккредитивной  форме расчетов, а также при  расчетах в порядке зачета взаимных требований. Кроме того, банки и  их клиенты разрабатывают специальные  схемы расчетов с использованием векселей. Широко известен опыт Инкомбанка, Тверьуниверсалбанка, Сибирского торгового банка в этой области. Каждая форма безналичных расчетов, несмотря на особенности ее использования в различных странах или на разных исторических этапах развития каждой страны, имеет общие присущие ей черты (порядок документооборота, вид расчетного документа, способ платежа).

Информация о работе Безналичный денежный оборот, его организация