- Формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления ¾ экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.
- С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами Российской Федерации и иными сферами.
- Отличительной чертой государственного бюджета является его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями народного хозяйства. Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, роста накоплений.
Государственный бюджет как
экономическая категория выражает
систему экономических отношений
между государством, с одной стороны,
предприятиями, организациями и
населением ¾ с другой, по поводу
распределения и перераспределения
совокупного общественного продукта
и национального дохода и формирования
централизованного общегосударственного
фонда денежных средств.
Формирование государственного
бюджета происходит как на стадии
первичного распределения национального
дохода, так и в ходе его перераспределения.
В процессе первичного распределения
национального дохода государство
получает в свое распоряжение часть
чистого дохода в форме налогов
(налога на добавленную стоимость, акцизов
и др.). В результате перераспределения
в бюджет поступает часть прибыли
предприятий и хозяйственных
организаций различных форм собственности.
Существует 2 вида классификации
функций государственного бюджета.
Согласно 1-ой функции делятся
на:
- Распределительная (перераспределительная). Государство, концентрируя в своих руках, денежные средства выполняет присущие ему функции. В отношении с бюджетом вступают все участники общественного производства, поэтому сфера действия данной функции очень велика.
- Контрольная функция, бюджет объективно отражает экономические процессы, происходящие в экономики. Основой данной функции является движение бюджетных ресурсов5.
Согласно 2-ой классификации
функции подразделяются на:
Сущность бюджета как
экономической категории реализуется
через функцию экономического регулирования,
перераспределительную, контрольную и
фискальную функции.
Содержание функции экономического
регулирования бюджета характеризуется
процессами распределения и перераспределения
финансовых ресурсов не только между
различными уровнями государственной
власти, но и между разными подразделениями
общественного производства. Сфера
действия функции экономического регулирования
определяется тем, что в отношения
с бюджетом вступают почти все
участники общественного производства.
Содержание этой функции реализуется
в процессе формирования доходных источников
бюджета и их использования для проведения
экономической политики государства.
Аккумулированные в бюджетной системе
финансовые ресурсы, имея приоритетное
значение для экономики страны, посредством
налоговых и других обязательных платежей
хозяйствующих субъектов и граждан перераспределяются
как в сферу материального производства,
так и в сферу нематериального производства,
находящуюся на содержании бюджета.
Перераспределительная функция
бюджета связана с выравниванием доходов
между группами и слоями общества (уменьшение
социального неравенства, поддержка попавших
в зону социального риска, обеспечение
нетрудоспособных и т.д.), а также перераспределением
ресурсов между регионами страны.
Контрольная функция бюджета
заключается в том, что бюджет
объективно через количественные характеристики
формирования и использования фонда
денежных средств государства отражает
экономические процессы, происходящие
в структурных звеньях экономики. Благодаря
этому свойству бюджет может “сигнализировать”
о том, как поступают в распоряжение государства
финансовые ресурсы от разных субъектов
хозяйствования, соответствует ли размер
централизуемых ресурсов государства
объему его потребностей, достаточно ли
эффективно “работают” в экономике прямые
государственные инвестиции и т.д. В бюджетном
процессе “высвечиваются” слабые места,
“болевые точки” в экономике страны.
Поэтому правительство имеет возможность
посредством корректировки направления
движения централизованных финансовых
ресурсов воздействовать на активизацию
деятельности тех или иных производств
и сфер экономики6.
Следовательно, контрольная
функция бюджета не носит ни запретительного,
ни ограничительного характера, она
позволяет лишь контролировать степень
и формы разумного косвенного
воздействия государства на воспроизводственный
процесс.
Фискальная функция бюджета
предполагает, обеспечение финансовыми
ресурсами выполнения государством
своих прямых управленческих, оборонных,
внешнеполитических и социальных задач
перед населением, т. е. реализацию тех
государственных услуг, которые
на него возложены обществом.
Фискальная функция бюджета
не ограничивается только предоставлением
государственных услуг. Для того
чтобы повышалась эффективность
государственных услуг недостаточно
только наращивать их объемы, необходимо
также создать условия для
эффективного размещения и использования
всех имеющихся в государстве
ресурсов и поддерживать определенный
уровень экономической активности.
Поэтому фискальная функция непосредственно
связана с функцией экономического
регулирования бюджета. Однако она
имеет свои специфические формы
реализации, поскольку фискальная политика
государства – это политика сокращения
бюджетного дефицита до уровня, соответствующего
таким макроэкономическим целям, как
контроль за инфляцией, повышение инвестиционной
активности всех финансовых ресурсов,
рост общего экономического потенциала
общества. Это в свою очередь обеспечивает
прирост доходной базы бюджета и соответственно
увеличение объема предоставляемых государством
услуг.
Центральный бюджет и бюджеты
всех других уровней оказывают воздействие
на основные экономические показатели
в силу того, что сектор государственного
управления является сектором экономики,
участвующим в общем кругообороте
доходов, расходов и выпуска продукции.
Его расходы наряду с инвестиционным
и потребительским спросом являются
составной частью совокупного спроса,
а чистые налоги (суммы, взимаемые
государством, за вычетом социальных
трансфертов) характеризуют реальное
уменьшение сумм частного сектора, которые
могут быть использованы для расходов.
Изменение этих величин оказывает
существенное влияние на экономическую
ситуацию в стране.
1.2 Доходы и расходы
бюджета.
Доходы
Доходы
бюджета — денежные средства,
поступающие в безвозмездном и безвозвратном
порядке в соответствии с законодательством
РФ в распоряжении органов государственной
власти (федеральный, региональный, местный).
Состав доходов
бюджета:
- Налоговые доходы, предусмотренные налоговым законодательством (федеральным, законодательным, местным). Налоги и сборы. Сумма предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других платежей. Также учитываются в документах в пределах лимитов.
- Неналоговые доходы: доходы от использования государственного и муниципального имущества; финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней; штрафы, компенсации, конфискация и т.п.; платные услуги (нотариат).
Расходы
Расходы
бюджета — денежные средства,
направляемые на финансовое обеспечение
задач и функций государства и органов
местного самоуправления. В зависимости
от характера определений, формируются
системы бюджетных расходов.
Расходы:
- Государственное и муниципальное управление;
- Национальная оборона;
- Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
- Поддержка отраслей материального производства;
- Научно-технический прогресс (НТП);
- Социальная защита населения;
- Охрана окружающей среды и природных ресурсов;
- Обслуживание и погашение государственных долгов.
В зависимости от
экономического содержания, расходы
делятся на:
- Текущие — обеспечивают текущее финансирование органов власти, МСУ, оказание государственной поддержки бюджетным учреждениям и отдельным отраслям экономики в виде дотаций, субвенций, субсидий на текущее функционирование, являющееся преобладающей частью;
- Капитальные — обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность для действующих или вновь создаваемых предприятий в соответствии с утвержденной инвестиции программой (в виде бюджетных кредитов).
Расходы бюджета
носят в основном безвозвратный
характер. Их структура меняется ежегодно
в зависимости от экономической
ситуации в стране.
Доходы территориальных
бюджетов
Делятся на два вида:
- Собственные — виды доходов, закрепленных на постоянной основе полного или частичного за соответствующими бюджетами законодательства РФ. Составляют меньшую часть доходов;
- Регулирующие — федеральные и региональные налоги, пошлины по которым установлены нормативы отчислений (в %-ах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.
К регулирующим доходам
относятся:
- Трансферты — средства, поступающие из федеральных и региональных бюджетов, финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по специальной методике и формуле;
- Дотации — средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездных и безвозвратных основах для покрытия текущих расходов;
- Субвенция — средства, бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездных и безвозвратных основах для осуществления целевых расходов;
- Субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому или физическому лицу на условиях дальнейшего финансирования целевых расходов.
1.3 Межбюджетное взаимоотношение.
Межбюджетные отношения в России
основаны на следующих принципах:
- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
- разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;
- равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
- равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.
В соответствии с этими принципами
отдельные виды бюджетных расходов
могут передаваться из федерального
бюджета в бюджеты субъектов
РФ, а из бюджетов субъектов РФ —
в местные бюджеты. Используется единая
методика расчета нормативов финансовых
затрат на предоставление государственных
и муниципальных услуг, нормативов расчета
финансовой помощи территориальным бюджетам,
а также единый порядок уплаты федеральных
и региональных налогов.
Целями организации системы
межбюджетных отношений могут быть:
- выравнивание бюджетной обеспеченности,
- стимулирование роста налогового потенциала,
- финансовое управление территориальным развитием,
- снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.
[править]Реформы
межбюджетных отношений в России в 2000-х
гг.
В 2001 году правительством утверждена
концепция реформы межбюджетных
отношений — Программа развития бюджетного
федерализма в РФ на период до 2005 года.
Согласно концепции,и муниципалитеты должны
стать более самостоятельными: получить
ограниченную самостоятельность в налоговой
политике, в управлении расходами своих
бюджетов, реализовывать закрепленные
за ними расходные полномочия за счет
собственных доходов.
В основу реформы положен принцип разграничения полномочий между разными уровнями власти. За регионами
и муниципалитетами закреплялся ограниченный
круг обязательств (мандатов), исключены
обязательства, не подкрепленные источниками
финансирования. Также расширялись налоговые
полномочия органов власти субъектов
и местного самоуправления. Таким образом,
сделана попытка поставить их доходы в
прямую зависимость от успешности развития
«налогооблагаемой базы» территории (местной
экономики): успешности привлечения инвесторов,
стимулирования предпринимательской
активности и роста малого бизнеса.