Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:32, курсовая работа
цель курсовой работы – определить место и роль банковской системы в экономике страны на примере Республики Беларусь.
Выполнение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
- рассмотреть виды и функции банков;
- раскрыть понятие, структуру и принципы построения современной банковской системы;
- показать существующие виды банковских систем;
- определить основные цели и функции Национального банка Республики Беларусь
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Банки и банковская система ..………………………..………………………….5
1.1 сущность и функции банков....………………………………………………..5
1.2 Виды банков……………………………………………………………………7
1.3 Банковская система……….…………………………………………………..10
2 Центральный банк – первая ступень двухуровневой банковской
системы ……………………………………………………………………………12
2.1 Особенности правового положения Национального банка Республики
Беларусь……………………………………………………………………………..12
2.2 Денежно-кредитная политика Национального банка ..……………………...14
3 Коммерческий банк – вторая ступень двухуровневой банковской
системы …………………………………………………..…………………………16
3.1 Организационная структура коммерческих банков……………………….....16
3.2 Принципы деятельности коммерческих банков……………………………...17
3.3 Взаимоотношения Национального банка Республики Беларусь с коммерческими банками……………………......................................................................19
4 Развитие банковской системы Республики Беларусь………………………….21
4.1 Этапы создания банковской системы Республики Беларусь……………….21
4.2 Функционирование банковской системы Республики Беларусь на современном этапе………………………………………………………………………23
4.3 Перспективы развития банковской системы Республики Беларусь……….27
Заключение………………………………………………………………..............31
Список использованных источников……………………………………………33
Как правило, во главе Центрального банка стоит директорат со штатными и/или нештатными его членами, которые назначаются соответствующим правительством или президентом государства на определенный период времени.
Если говорить конкретно про Республику Беларусь, то в качестве Центрального банка выступает Национальный банк Республики Беларусь (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).
В декабре 1990 года Верховным
Советом Белорусской ССР
Руководящим органом Национального Банка Республики Беларусь является Правление Национального банка. Количественный состав Правления устанавливается Президентом Республики Беларусь сроком на 5 лет.
Исполнительным коллегиальным
органом является Совет
Члены совета директоров назначаются Правлением Национального банка в соответствии с Уставом Национального банка.
Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, Уставом и независим в своей деятельности.
Основными целями деятельности Национального банка являются:
1) защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
2) развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
3) обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы [8].
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь. Ежегодно до 15 мая представляет Национальному собранию отчет о своей работе, баланс и сводный баланс банковской системы Республики Беларусь.
Национальный банк выполняет следующие важнейшие функции:
1) разрабатывает и реализует основные направления денежно-кредитной политики Республики;
2) осуществляет эмиссию денег;
3)регулирует денежное обращение, регулирует кредитные отношения;
4) организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;
5) является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;
6) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством;
7) осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;
8) осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
9) осуществляет лицензирование банковской деятельности;
10) регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;
11) устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;
12) разрабатывает национальные стандарты финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и осуществляет методологическое руководство ведением в них бухгалтерского учета и отчетности;
13) организует составление платежного баланса Республики Беларусь, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, и принимает участие в его разработке;
14) создает золотовалютные резервы и управляет ими;
15) заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств [8].
Нацбанк выполняет и другие функции в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.
Денежно-кредитная политика
центрального банка может быть определена
как управление денежным предложением
или создание условий для доступа
экономических субъектов к
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2012 году направлена на формирование условий для сбалансированного развития экономики. Это основано на снижении уровня инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых правительством государства.
Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.
С учетом погашения Республикой Беларусь обязательств (внутренних и внешних) в иностранной валюте и привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (3,7 млрд. долларов США на чистой основе) международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда на конец 2012 года составят 6,1 – 7 млрд. долларов США (ПРИЛОЖЕНИЕ Д).
Инструменты денежно-кредитной политики направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.
Национальный банк продолжит
использование гибкого
Обменный курс белорусского рубля формируется при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов.
Процентная политика в 2012 году направлена на достижение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия сохранности сбережений вкладчиков.
С учетом снижения инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2012 года должна составить 20 – 23 % годовых (в настоящий момент 30 % годовых).
Основными направлениями
денежно-кредитной политики предусмотрено,
что кредитная эмиссия
Коммерческие банки – это основное звено кредитной системы страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие различные банковские операции для своих клиентов на принципах коммерческого расчета. Для этой цели они используют не только свой собственный, но и привлеченный финансовый капитал в виде вкладов, депозитов, межбанковских кредитов и других источников. Причем привлеченные средства, в основном, значительно превышают объем собственного капитала коммерческих банков Прирост требований банков к экономике, в процентах [11, с. 36].
Основная цель коммерческих банков – это оперативное получение их учредителями и клиентами широкого спектра банковских услуг (включая получение кредитов), решение учредителями с помощью собственного банка своих групповых или индивидуальных проблем.
Характерная особенность коммерческих банков, отличающая их от государственных банков и кредитных кооперативов, заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли.
Организационную структуру коммерческих банков обусловливают по его организационно-правовой форме собственности. С учетом того факта, что у большинства коммерческих банков – акционерная форма собственности, рассмотрим организационную структуру в акционерном коммерческом банке.
Общее собрание акционеров является наивысшим органом управления акционерного коммерческого банка. Оно созывается по мере необходимости, в общеустановленном порядке, но не реже, чем один раз в год.
Исключительно в компетенции общего собрания акционеров находятся следующие вопросы, связанные с его деятельностью:
• утверждение аудиторов банка;
• изменение и утверждение Устава банка;
• избрание Совета директоров коммерческого банка;
• утверждение ежегодного отчета;
• создание либо ликвидация его филиалов;
• распределение доходной части и решение о формировании банковских фондов [13, с. 45].
В интервалах между общими собраниями акционеров, руководством деятельности банка занимается Совет директоров, у которого в компетенции находится решение любых наиважнейших вопросов по банковской деятельности, кроме вопросов, отнесенных исключительно к компетенции собрания акционеров.
Руководством деятельности Совета директоров занимается Председатель Совета директоров, избранный из состава Совета директоров.
Организационная структура коммерческого банка включает в себя функциональные службы и подразделения, в количестве, определяемом экономическим содержанием и объемностью операций, выполняемых банком, которые отражаются лицензией на осуществление банковской деятельности данным банковским учреждением.
Обычно в состав организационной структуры коммерческого банка входят следующие службы и подразделения:
Безусловно, что по мере расширения спектра оказываемых банками услуг, перечень банковских подразделений будет существенно расширен.
Все коммерческие банки осуществляют свою деятельность на основании определенных принципов:
Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего, это относится к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов.
Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая самостоятельность, что предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка. Действующее законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами.
Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.
Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.
Информация о работе Центральный банк – первая ступень двухуровневой банковской системы