Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение банковской системы Франции.
В соответствии с поставленной целью, в курсовой работе будут решены следующие задачи:
1) рассмотрена история формирования банковской системы Франции;
2) рассмотрена структура банковской системы Франции;
3) проведен сравнительный анализ банковских систем Франции и России.
В курсовой работе рассмотрены банковская система Франции, история её становления, а также коммерческие банки Франции.
Введение 5
1 Денежная система Франции 6
1.1 Развитие и состояние денежной системы Франции 6
2 Банковская система Франции 11
2.1 История становления банковской системы Франции 11
2.2 Банк Франции 16
2.3 Коммерческие банки Франции 21
3 Практическая часть 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Прошения, представленными областными банками в Палату Депутатов, направленные на устранение части содержавшихся там ограничений, также ничего не дали. Главными пунктами их прошений были следующие требования: разрешить учитывать ценные бумаги, выписанные к оплате не только в том же самом городе, где располагался банк, но вообще в любом городе, имеющем банк; разрешить, эмиссию банкнот с номиналом в 100 франков.
Политический кризис 1848 г. стал для многих предзнаменованием нового ассигнационного режима, и в этой ситуации наиболее естественным инстинктом для людей стала тезаврация денег, с неизбежностью повлекшая за собой набег на банки. Естественно, что правительство, получавшее от Банка Франции финансовую поддержку в борьбе с восставшими, было заинтересовано в сохранении финансовой мощи Банка. Именно поэтому оно вменило банкнотам Банка принудительный курс и разрешило Банку эмиссию 100-франковых купюр. События, последовавшие сразу после 1848 г., также бросают свет на подчинение Банка воле казначейства. Трудности, с которыми столкнулся Банк при выполнении своих обязательств по выплате денег, служившие всеми признанной причиной легализации его банкротства, все же длились, с точки зрения его частных коммерческих обязательств, весьма недолго, и Банк вскоре проявил готовность вскоре возобновить выплату наличных. Из политического кризиса 1848 г. Франция вышла с полностью централизованной, монопольной банковской системой и одним эмиссионным банком.
Развитие промышленной революции во Франции после 1850 года весьма отчетливо обнаружило острую нехватку кредитных учреждений, причем не только в провинции, но и в самом Париже. Кроме того, правительство наложило ограничения на изменения учетной ставки. Поддержание стабильности ставки являлось политикой Банка: она очень редко изменялась и в одну, и в другую сторону, а в тех ситуациях, когда Банк находил нужным сократить либо, наоборот, расширить кредит, для этого использовались любые приемлемые способы, за исключением регулирования цены, взимаемой Банком за кредит. В периоды дефицита Банк удерживал учетную ставку на фиксированном уровне, прибегая к ограничению выдачи кредита либо к покупке драгоценных металлов по более высокой цене с тем, чтобы укрепить собственные резервы. Однако, начиная с 50-х годов ставка процента во Франции, была подвержена более интенсивным колебаниям. Готовность изменять уровень ставки, вероятно, диктовалась увеличением потребности в этом за счет растущей мобильности денег вследствие совершенствования транспортной сети и системы связи, что, в свою очередь, значительно облегчало осуществление арбитражных операций. Еще больший практический резонанс получили события, последовавшие за аннексированием Савоя (Savoy) в 1864 г., когда разногласия по поводу Банка Савой приковали внимание общественности к более общему вопросу. Не самыми безразличными к исходу дискуссии и, вероятно, наиболее знаменитыми из ее участников оказались братья Перейр (Pereire), основатели нового типа кредитного института, известного под названием Креди Мобилье. Эти был банк, занимавшейся страховкой, продажей акций и облигаций и даже прямой подпиской на новые эмиссии промышленных компаний, а также на государственные займы.
В начале 70-х Франция консолидировала свою централизованную систему. До Первой мировой войны Франция, сильно отстав от других крупных капиталистических стран по развитию промышленности интенсивно осуществляла накопление ссудных капиталов. С 1890 по 1912 г. сумма депозитов крупнейших депозитных банков страны возросла в 4 раза. Франция экспортировала за границу (в значительной мере в Россию) преимущественно не промышленный а ссудный капитал.
Характер французского капитализма
как ростовщического определил
ту особенность французской
С 20-х гг. Франция стала интенсивно развиваться в промышленном отношении и отошла от прежних «ростовщических» традиций.
После Второй мировой войны по закону от 2 декабря 1945 г. Банк Франции был национализирован, причем его бывшие собственники получили крупную компенсацию: акции, оцененные по высокому курсу, были обменены на 3%-ные государственные облигации. Акционерный капитал банка в сумме 250 млн фр. целиком находится в руках государства. Управляющий банком и два его заместителя назначаются советом министров. Генеральный совет банка состоит из управляющего, его заместителей и 12 членов (советников), из которых 7 назначаются министром финансов; 4 директорских поста занимают генеральные директора или президенты государственных кредитных институтов.
По темпам промышленного развития она была впереди ряда других капиталистических стран. Французские банки, не прекращая своих заграничных операций, стали широко внедряться в промышленность собственной страны, а некоторые из них вошли в число 50 крупнейших банков капиталистического мира.
Реорганизация французской банковской системы в 80-е гг. Центральным положением избирательной программы, которая позволила М. Франсуа Миттерану стать французским президентом 10 мая 1981 г., было обещание того, что социалистическое правительство будет стремиться к национализации отдельных дополнительных отраслей национальной экономики и финансовых учреждений. Стремление Франции сохранить свое место среди лидеров промышленно развитых стран опиралось на расширение государственного сектора.
11 февраля 1982г. был
Закон о национализации обеспечил передачу правительству материнских компаний указанных промышленных групп и фин. учреждений путем перехода их акций из частных рук правительству. Это в значительной степени отличалось от предыдущих национализаций шахт, электрических и газовых коммунальных предприятий и «Рено», когда правительство взяло под свой контроль, кроме акций, также и имущество.
2.2 Банк Франции
Роль центрального эмиссионного банка страны играет Банк Франции («Банк де Франс»). Он был учрежден в 1800 г. в качестве частной акционерной компании с капиталом в 30 млн фр., в 1803 г. получил монопольное право банкнотной эмиссии в Париже, а в 1848 г. — во всей Франции, поглотив и превратив в свои филиалы 9 провинциальных эмиссионных банков.
Первоначально Банк Франции управлялся «регентским советом» в составе 15 «регентов» (директоров), избиравшихся общим собранием из числа крупнейших акционеров. По закону 1936 г. регентский совет был заменен Генеральным советом в составе 20 директоров, из которых два избирались акционерами, а остальные назначались правительством и должны были представлять как государственные органы (министерство финансов), так и объединения промышленников, профессиональные союзы и другие организации.
При банке имеется учетный комитет, который включает представителей крупного парижского бизнеса. В своей денежно-кредитной политике Банк Франции руководствуется установками министерства финансов и Национального кредитного совета — специального государственного органа для регулирования кредита в стране.
В качестве единственного
эмиссионного банка страны Банк Франции
выпускает в обращение
Банк Франции является местом хранения золотовалютных резервов страны. Он выполняет также функцию банка государства. Прямое кредитование банком государства осуществляется в размерах, определяемых договоренностью между управляющим банка и министром экономики и финансов. Косвенное кредитование банком государства скрывается под рубрикой «учетного портфеля», в составе которого видное место занимают казначейские векселя. Банк Франции также покупает государственные ценные бумаги и предоставляет под них ссуды. Свободные денежные средства казначейства находятся на его текущем счете в этом банке. Важной стороной деятельности банка являются осуществление валютного контроля и регулирование кредита путем маневрирования процентными ставками и нормами обязательных резервов.
Банк Франции, имеющий 258 контор, служит «банком банков», что выражается в сосредоточении у него банковских резервов и в предоставлении им кредитов банкам. Согласно декрету от 9 января 1967 г. введена система обязательных банковских резервов: банки должны были держать на своем счете в Банке Франции 4-2% общей суммы своих текущих счетов и 2% суммы срочных депозитов.
В дальнейшем эти нормы неоднократно изменялись в зависимости от того, проводилась ли экспансионистская или рестрикционная кредитная политика. С 21 июля 1972 г. норма обязательных резервов составляет: по текущим счетам резидентов — 10%, иностранцев — 12, по сберегательным вкладам резидентов — 5, иностранцев — 6%.
Новое и специфическое явление в банковской системе Франции (в других странах этого не существует) — введение с апреля 1971 г. норм обязательных резервов для коммерческих банков и финансовых обществ, которые они должны держать в Банке Франции против предоставленных ими кредитов. Первоначально эта норма была установлена очень незначительной — 0,25%, но затем неоднократно повышалась и в апреле 1972 г. достигла 4% для ранее выданных кредитов и 15% для прироста кредитов с апреля 1972 г. Согласно постановлению Национального совета по кредиту от 16 октября 1972 г. управляющему Банком Франции предоставлено право повысить с 15 до 50% норму обязательных резервов для суммы кредитов, выданных коммерческими банками и финансовыми обществами после 15 апреля 1972 г.
По степени развития государственного регулирования в банковской сфере Франция занимает первое место.
Это выразилось, во-первых, в превращении после Второй мировой войны ряда банков в государственную собственность: подверглись национализации не только Банк Франции, но и четыре крупнейших депозитных банка, слившиеся впоследствии в три. К государственным кредитным учреждениям относятся также Депозитно-сохранная касса, сберегательные кассы, Французский банк внешней торговли и др.
Во-вторых, государство участвует в капитале ряда банков. Такого рода кредитные учреждения можно считать «полугосударственными». Удельный вес государственного и полугосударственного сектора в сводном балансе кредитных учреждений Франции составляет около 80%.
В-третьих, государственное регулирование банковского дела осуществляется как через Банк Франции, так и через Национальный кредитный совет, президентом которого является министр финансов, а вице-президентом — управляющий Банком Франции. В совет, состоящий из 46 членов, входят 8 представителей различных министерств, а большинство других членов, представляющих различные отрасли хозяйства, утверждаются министром финансов. Национальный кредитный совет наделен правом контроля над кредитом и банками (определение условий кредита, минимальных обязательных банковских резервов и т.д.). Кроме того, существует банковская контрольная комиссия в составе 6 членов, являющихся главным образом представителями правительственных органов.
Государство проводит кредитную политику, регулируя учетные ставки, нормы банковских резервов и т. д. Государственный контроль и регулирование распределения кредитных ресурсов играют важную роль в осуществлении во Франции государственного программирования экономики.
В-четвертых, банки принимают активное участие в финансировании государства через учет казначейских векселей и покупку государственных ценных бумаг. Здесь банковский кредит срастается с государственным бюджетом и активно содействует мобилизации средств, которые тратятся государством на оплату заказов и своих расходов.
Банк Франции обладает
наиболее низкой степенью независимости
от вмешательства государственных
органов в денежно-кредитную
Денежная политика Банка Франции обладает обычными правами центрального банка, но их применение имеет специфику с учетом французской институциональной системы.
Операции на открытом рынке имеют относительно небольшое значение как средство денежного контроля, за исключением последнего времени, когда они стали применяться для выравнивания спроса и предложения и оказания помощи банкам, имеющим соглашения об обратной покупке ценных бумаг по краткосрочным сделкам. Кэсс де Депо, государственные и полугосударственные кредитные институты обеспечивают спрос и поддержку долгосрочных государственных ценных бумаг.
Учетная операция всегда являлась преобладающей функцией Банка Франции, однако она обычно осуществлялась в сочетании с качественными показателями, такими, как лимит переучета и селективное предоставление кредита, а также система множественных учетных ставок. Кроме того, произошли изменения в стандартах приемлемых к учету бумаг, а переучетные ставки остались номинально постоянными.
Банк Франции предоставляет ссуды правительству, является "банком банков", переучитывая кратко- и среднесрочные векселя коммерческих банков и выплачивая им краткосрочные кредиты, а также кредитует непосредственно промышленные и торговые предприятия. Совместно с государственным Национальным кредитным советом банк регулирует объём кредита. В 1968 банк имел 258 отделений по стране, поддерживал корреспондентские связи с центральными эмиссионными банками большинства стран мира.
Государственный банк "Банк де Франс" - единственный банк, обменивающий деньги бесплатно. Филиалы этого банка имеются в каждом крупном городе страны. В пунктах обмена денег с табличкой "no commission" всегда придерживается более высокий курс. Французский банк, один из крупнейших в Европе. Третий по величине банк в мире. Отделения в 85 странах, в которых работают более 88 тысяч человек. Головной офис банка расположен в Париже.