Денежная система и денежное обращение в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:30, статья

Описание работы

Расчеты на территории России производятся в валюте РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Платежи осуществляются в виде наличных или безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов определяются правилами, устанавливаемыми Банком России в соответствии с законодательством РФ.
Денежное обращение регулируется в соответствии с действующим банковским законодательством и Основными направлениями денежно-кредитной политики РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1. Понятие и правовые основы денежной системы в РФ ……………………...5
2. Понятие и правовой режим денежного обращения в РФ ………………….13
3. Ответственность за нарушение действующего законодательства ………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………25
ЗАДАЧА …………………………………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Финансовое право.doc

— 658.00 Кб (Скачать файл)

Выделение финансовой ответственности  как самостоятельного вида ответственности  обусловлено особенностью правовой природы правонарушения, отличной от природы административного, уголовного или гражданско-правового нарушения. Это означает, что финансовому правонарушению присущи признаки13, которые позволяют утверждать, что совершение такого правонарушения влечет за собой не административную, уголовную и гражданско-правовую, а именно финансовую ответственность как разновидность юридической ответственности.

Ответственность за нарушения  бюджетного законодательства - вид  финансово-правовой ответственности.

Ответственности за нарушения  бюджетного законодательства присущи все признаки юридической ответственности. Во-первых, она является разновидностью мер государственного принуждения, т.е. внешнего воздействия государства на поведение участников правоотношений, не зависящего от их воли. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства - это реакция государства на противоправное поведение субъектов бюджетного процесса14.

 

Во-вторых, ответственность  за нарушения бюджетного законодательства заключается в определенных лишениях личного, имущественного или организационного характера, которые претерпевает нарушитель. С точки зрения государства ответственность представляет собой применение к нарушителю установленных в законодательстве санкций, мер ответственности.

В-третьих, ответственность  за нарушения бюджетного законодательства, реализуется в строго определенном порядке, в процессуальной форме. Процессуальная форма позволяет не только упорядочить процесс применения мер ответственности к нарушителям, но и полностью и объективно установить обстоятельства совершения того или иного правонарушения.

Кроме того, в процессе привлечения к ответственности  выясняются обстоятельства, которые  могут иметь значение для выбора мер юридической ответственности  и их размера.

В-четвертых, ответственность  за нарушение бюджетного законодательства применяется только при наличии оснований. В качестве фактического основания ответственности выступает совершение лицом правонарушения. Такими основаниями может быть:

а) бюджетное правонарушение;

б) нарушение бюджетного законодательства, содержащее признаки административного правонарушения;

в) нарушение бюджетного законодательства, содержащее признаки преступления15.

Юридическим основанием для привлечения к ответственности  за нарушение бюджетного законодательства выступает наличие в деянии всех признаков состава правонарушения.

 

 

Под составом правонарушения понимается совокупность внешних (объективных) и внутренних (субъективных) признаков  правонарушения, необходимых и достаточных  для признания деяния тем или  иным правонарушением и применения мер юридической ответственности.

Еще одним основанием ответственности за нарушение бюджетного законодательства является правоприменительный  акт уполномоченного государственного органа или должностного лица, который  и возлагает на нарушителя определенные санкции (процессуальное основание). Без такого акта (решения, предписания, приговора и т.д.) ответственность наступить не может.

В-пятых, ответственность  за нарушения бюджетного законодательства осуществляется специально уполномоченными  государственными органами и должностными лицами.

Итак, ответственность  за нарушение бюджетного законодательства можно определить как обязанность  лица, нарушившего бюджетное законодательство, претерпевать лишения государственно-властного  характера, выражающиеся в применении к нему санкций.

Под нарушением бюджетного законодательства в соответствии со ст. 281 БК РФ16 понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля над исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которое влечет за собой применение к нарушителю мер принуждения.

За совершение нарушений  бюджетного законодательства, в зависимости  от их характера и степени общественной вредности, могут быть применены меры финансовой, административной или уголовной ответственности.

Финансовая ответственность  наступает за совершение бюджетных  правонарушений. В отличие от административной и уголовной ответственности, которая установлена соответственно Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации, меры финансовой ответственности предусмотрены Бюджетным кодексом РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Денежная система – форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Ее составной частью является национальная валютная система, которая в то же время относительно самостоятельна.

Современная денежная система основана на следующих принципах функционирования:

  • Центральное управление денежной системой осуществляется экономическими методами через аппарат центрального банка;
  • Прогнозное планирование денежного оборота означает разработку централизованных и децентрализованных планов, планов-прогнозов;
  • Устойчивость и эластичность денежного оборота исключает, с одной стороны, инфляцию, а с другой – расширяет или сужает денежный оборот в связи с потребностями хозяйства в денежных средствах;
  • Кредитный характер денежной эмиссии – выпуск новых денежных знаков в хозяйственный оборот – осуществляется только в результате проведения банками кредитных операций;
  • Обеспеченность – выпускаемые в оборот денежные знаки должны быть реально застрахованы активами банка (товарно-материальными ценностями, золотом, иностранной валютой, драгоценными металлами, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами);
  • Правительству предоставляются средства только в порядке кредитования на возвратной и возмездной основе;
  • Комплексное денежно-кредитное регулирование осуществляется центральным банком различными методами;
  • Надзор и контроль за денежным обращением осуществляется со стороны государства через банковскую, финансовую и налоговую систему;
  • На территории страны функционирует исключительно национальная денежная единица.

Денежная система Российской Федерации относится сегодня  к денежной системе рыночного  типа. В Российской Федерации официальной  денежной единицей (национальной валютой) является рубль. Официальное соотношение  между рублем и золотом или другими ценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организации и изъятия их из обращения на территории нашей страны принадлежит Центральному банку Российской Федерации.

Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА

Барановская городская  администрация в целях создания благоприятных условий развития предпринимательства обязала АКБ  «Лавал» предоставлять кредиты  ряду категорий предпринимателей, исходя из пониженных ставок. Совет директоров банка отказался выполнить указание администрации. Через 10 дней в АКБ «Лавал» была отключена электроэнергия.

Какие нарушения законодательства были допущены и кем? В какой последовательности должна быть восстановлена законность в данной ситуации? Как строятся отношения между кредитными организациями и органами власти?

 

Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Правовой статус кредитных  организаций регулируется Конституцией РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.

В ст. 9 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» сказано, что:

Органы  законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Кредитная организация  не может быть обязана к осуществлению  деятельности, не предусмотренной ее учредительными документами, за исключением  случаев, когда кредитная организация  приняла на себя соответствующие обязательства, или случаев, предусмотренных федеральными законами.

В данном случае идёт речь о деянии предусмотренном ч. 2 ст. 286 УК РФ17 -  превышение должностных полномочий, т. е. совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Часть вторая данной статьи предусматривает, что деяние совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Переход к рыночной экономике  в России кардинально изменил  характер отношений в области  банковского кредитования.

В условиях административно-командной  системы существовала государственная  монополия на банковское дело. Складывающиеся отношения в банковской системе  регулировались нормами административного  и финансового права. Формирование рынка, отказ от государственной монополии в банковской сфере повлекли принципиальные изменения в правовом регулировании названных отношений, большинство из которых складываются между негосударственными, коммерческими кредитными организациями, банками и их клиентами (организациями, физическими лицами) и регламентируются в основном нормами гражданского права.

В связи с этим существенно  изменились объем и границы регулирования  банковской системы. Отказавшись от государственной монополии на банковское дело, наше государство, так же как и иные государства с рыночной экономикой, воздействует на банковскую систему в том числе с помощью права и реализует функцию контроля.

Данные полномочия возложены  на Центральный банк РФ, который  реализует их с помощью норм административного  и финансового права. Банковская система по сути является объектом финансово-правового регулирования, что обусловлено наличием специфических общественных отношений, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований в целях обеспечения публичных интересов, а также задач и функций государства.

Схема 1. Предмет и метод регулирования  банковских отношений

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.
  2. Федеральный закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ (с изм. и доп.).
  3. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 29.06.2012).
  4. Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 18.07.2011).
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.07.2012).
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011).
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.07.2012).
  8. Бюджетное право. Учебник / под ред. Н.А. Саттаровой. - М.: Деловой двор, 2009. 
  9. Долан Э. Дж., Кемпбелл К.Д., Кемпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: Пер. с англ. / Под общей редакцией В.В. Лукашевича. М.: Профико, 1991. 
  10. Жарковская Е.П. Банковское дело – М.: Омега-Л, 2006.
  11. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник. М., 2004.
  12. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008.
  13. Кучеров И.И., О.Ю. Судаков, Орешкин И.А. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. М., 2001.
  14. Сердюкова Н.В. Финансово-правовая ответственность по российскому законодательству: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003.
  15. Литовских А. М., Шевченко И. К. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
  16. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Колл. авторов под общ. ред. А.Г. Грязновой, 2004.
  17. Шелопаев Ф.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2007.

Информация о работе Денежная система и денежное обращение в Российской Федерации