Денежная система и ее структурные элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать денежную систему и ее элементы и развитие денежного рынка в России.
Задачи исследования – рассмотрев в теоретическом аспекте понятие, сущность и принципы денежной системы, показать механизм становления и развития денежной системы РФ.

Файлы: 1 файл

Текст, СГА.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Институциональная структура денежного рынка включает банки, брокерские и дилерские компании, другие финансово-кредитные учреждения. Источниками ресурсов на денежном рынке являются главным образом средства, привлеченные банковской системой у компаний, частных лиц. Основными же заемщиками на этом рынке являются промышленные и торговые компании, кредитно-финансовые институты, государство, которые используют ресурсы денежного рынка для регулирования ликвидности.

Денежный рынок подразделяется на учетный, межбанковский и валютный.

Модель денежного рынка - это модель рынка, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, «цену» денег; это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.

 

2.2 Развитие денежного рынка в России

Важную роль в развитии институциональной среды выполняет государство. Это уникальный субъект, участвующий в создании и развитии банковского сектора, инфраструктуры денежного рынка, формирующий законодательные «правила игры» между участниками рынка, регулирующий институты и организации, действующие на рынке, в первую очередь банковскую систему, проводящий надлежащий контроль и надзор за деятельностью субъектов и посредников рынка. Государство выступает как агент на финансовых рынках, участвует в рыночных операциях, принимает решения, влияющие на конъюнктуру денежного рынка, регулирует денежный спрос и предложение. Государство регулирует денежную массу и банковскую ликвидность через разработку и реализацию денежно-кредитной политики. Денежно-кредитное регулирование воздействует на функционирование денежного рынка через достижение намеченных целей, включая разнообразные инструменты воздействия.

В начале 90-х годов XX века денежные рынки в России развивались в целом достаточно динамично, что не соответствовало состоянию реального сектора экономики. С другой стороны, развитие регулирования финансовой сферы отставало от развития собственно финансовых институтов, что создавало предпосылки для конфликтов и кризисных явлений. Финансовый кризис, принявший открытую форму во второй половине 1998 года, в целом привел в соответствие уровень развития финансового сектора с состоянием дел в реальном секторе экономики.

В первые годы XXI века послекризисное восстановление финансовой системы по многим параметрам было завершено - как в отношении положения самих финансовых институтов, так и в отношении их регулирования.
Вместе с тем в некоторых аспектах денежные рынки начинали отставать от потребностей национальной экономики. Они сталкивались с серьезными проблемами, которые оказывали и будут оказывать негативное влияние не только на состояние конкуренции и развитие финансового сектора, но и экономики в целом,   если    не   будут   приниматься   адекватные   и   комплексные   меры по их

преодолению.

В эти годы (до августа 2008г.) ЦБ РФ выбрал в качестве конечной цели снижение темпов инфляции для создания благоприятных условий долгосрочного экономического развития России при стабильной национальной валюте. Однако в условиях несбалансированности, нестабильности экономики возникает проблема прогнозирования динамики инфляционных процессов. Вот почему реальные показатели инфляции в посткризисный период не соответствуют целевому диапазону, установленному правительством (за исключением 2003 г.). Например, в 2004 году инфляция достигла 11,7%, тогда как при пессимистическом прогнозе она должна составлять 10%[8].

Впервые с 2003 года была разработана и включена в денежно-кредитную политику денежная программа, в задачу которой входит увязка денежного предложения со спросом на уровне, соответствующем плановой цифре темпов инфляции и расчетным темпам роста реального ВВП. Денежная программа включает промежуточные цели денежно-кредитной политики, через которые Банк России мог бы осуществлять достижение конечных целей. К ним относятся: денежная база, денежная масса, валютный курс, система процентных ставок. Через достижение промежуточных целей денежной программы ЦБ РФ непосредственно участвует в организации процессов функционирования денежного рынка.

В качестве промежуточного ориентира Банк России в последние годы использует денежный агрегат М2, а не процентную ставку. Это связано с тем, что теория денежно-кредитного регулирования доказывает невозможность одновременного выполнения двух целей: денежная масса и процентная ставка. Поэтому Банк России в денежной программе определяет количественные критерии целевой функции через определение спроса на деньги, через предложение денег. Данный выбор объясняется несовершенством банковской статистики при подсчете других денежных агрегатов, агрегат М2 наиболее тесно связан с инфляцией (по методологии МВФ), его можно построить по любой стране без учета национальных особенностей. Однако динамика спроса на деньги в посткризисный период неустойчива, ее трудно спрогнозировать, поэтому прогнозные показатели спроса на деньги и фактические данные не совпадают. Например, по прогнозу Банка России, увеличение спроса на деньги в 2004 году было запланировано на уровне 19-25%. Фактически прирост спроса на деньги в 2004 году составил 35-40%[9] .

Политика Центрального банка в период фиансового кризиса (2008г.) должна быть направлена на решение возникших проблем и создание условий формирования сбережений субъектами экономики и последующей их трансформации в реальный сектор экономики. Поэтому стратегия денежно-кредитной политики должна обеспечивать экономический рост на базе структурной перестройки экономики, модернизации производственной базы и развития инфраструктуры. Несомненно, необходимо поддерживать контроль над темпом роста цен и курсом национальной валюты, чтобы обеспечить условия для развития национального производства. Для этого промежуточные цели денежно-кредитной политики должны находиться в теснейшей связи с конечными ориентирами экономической политики государства:

-курсовое таргетирование (с элементами управляемого плавания);

-процентная политика, воздействующая на денежный спрос, а также на основные компоненты совокупного спроса (потребление и инвестиции), на уровень сбережений;

-структурная перестройка экономики на базе модернизации производственного потенциала и развития инфраструктуры;

-долгосрочный экономический рост.

Таким образом, данная система построения целей позволяет обеспечить тесную связь между денежно-кредитной политикой и развитием реального сектора экономики через динамику денежного рынка.

В условиях финансового кризиса рыночные регуляторы в условиях российского      денежного     рынка    полноценно    работать     не     смогут,      им

необходима поддержка административных регуляторов.

Заключение

Денежные системы прошли длительных путь развития, видоизменяясь вместе с эволюционными процессами, происходившими в экономике стран и регионов.

   Рассмотрев в теоретическом аспекте понятие, сущность и принципы денежной системы, показав механизм действия денежной системы, можно сделать следующие выводы:

1. Денежная система – это исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная государством форма организации денежного обращения. Она сформировалась в XVI — XVII вв. с возникновением и утверждением капиталистического производства, а также централизованного государства и нацио­нального рынка. По мере развития товарно-денежных отноше­ний и капиталистического производства денежная система пре­терпела существенные изменения.

2. Элементами денежной системы являются: денежные единицы; масштаб цен; виды и формы денег, являющихся законным платежным средством; валютный паритет; эмиссионная система; государственный аппарат регулирования денежного обращения.

3. Структура денежной массы достаточно сложна. На практике денежные агрегаты играют позитивную роль, являясь ориентирами денежной политики государства. С помощью денежной политики, как признает большинство экономистов, можно успешно бороться с инфляцией и преодолевать небольшие спады.

4. Любая денежная система основывается на нескольких основных принципах: централизованное регулирование; прогнозирование и планирование денежного оборота; контроль за денежным оборотом и его элементами; исполнение кассовой дисциплины.

5. В последние десятилетия в мировой экономике прослеживается ряд тенден­ций в развитии современных  денежных  систем.

6. Денежный рынок — это рынок, на котором обращаются надежные краткосрочные инструменты, а движение денег вызвано различиями в уровнях прибыли и риска. Посредством кредитного механизма денежного рынка совершаются крупные операции в максимально короткие сроки.

Институциональная структура денежного рынка включает банки, брокерские и дилерские компании, другие финансово-кредитные учреждения. Источниками ресурсов на денежном рынке являются главным образом средства, привлеченные банковской системой у компаний, частных лиц. Основными же заемщиками на этом рынке являются промышленные и торговые компании, кредитно-финансовые институты, государство, которые используют ресурсы денежного рынка для регулирования ликвидности.

Денежный рынок подразделяется на учетный, межбанковский и валютный.

Модель денежного рынка - это модель рынка, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, «цену» денег; это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.

7. В начале 90-х годов XX века денежные рынки в России развивались в целом достаточно динамично, что не соответствовало состоянию реального сектора экономики.

Финансовый кризис, принявший открытую форму во второй половине 1998 года, в целом привел в соответствие уровень развития финансового сектора с состоянием дел в реальном секторе экономики.

В первые годы XXI века послекризисное восстановление финансовой системы по многим параметрам было завершено - как в отношении положения самих финансовых институтов, так и в отношении их регулирования.
Вместе с тем в некоторых аспектах денежные рынки начинали отставать от потребностей национальной экономики. В эти годы ЦБ РФ выбрал в качестве конечной цели снижение темпов инфляции для создания благоприятных условий долгосрочного экономического развития России при стабильной национальной валюте.

Впервые с 2003 года была разработана и включена в денежно-кредитную политику денежная программа, в задачу которой входит увязка денежного предложения   со    спросом   на уровне, соответствующем плановой цифре темпов

инфляции и расчетным темпам роста реального ВВП.

Политика Центрального банка в период фиансового кризиса  (2008г.) должна быть направлена на решение возникших проблем и создание условий формирования сбережений субъектами экономики и последующей их трансформации в реальный сектор экономики.

Система сформулированных целей позволит обеспечить тесную связь между денежно-кредитной политикой и развитием реального сектора экономики через динамику денежного рынка.

В условиях финансового кризиса рыночные регуляторы в условиях российского денежного рынка полноценно работать не смогут, им необходима поддержка административных регуляторов.

 

23

 



[1] Лунтовский, Г.И. Проблемы денежно-кредитной системы.// Деньги и кредит. -  2007. - №3. - С.5.

[2] Курс экономической теории.  / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. Киров, 2004. – С.659.

[3] Экономическая теория  / Под ред. В.Д. Камаева, Е.И. Лобачевой/ М., 2004. – С.71.

 

[4] Долан, Э.Д.  Деньги, банки и денежно-кредитная политика. М., 1994. – С.59.

[5] http: // www.tfi/uz/et

[6] http: // www.tfi/uz/et

[7] http: // www. tfi/uz/et

[8] Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 // Деньги и кредит. – 2004. – № 11. – С. 3.

[9] Годовой отчет ЦБ РФ2004. – М.: ЗАО «АЭИ «Прайм-ТАСС», 2005. – 237 с.огресс, 1982. – С.56 – 57.


Информация о работе Денежная система и ее структурные элементы