Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 08:12, контрольная работа
Целью данной работы было изучить теоретические аспекты денежно-кредитной политики и осуществление ее Банком России.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать денежно-кредитную политику России;
- рассмотреть инструменты денежно-кредитной политики Банка России.
Введение………………………………………………………………………....3
1.Теоретические аспекты денежно-кредитной политики
1.1Основные концепции, сущность и цели денежно-кредитной
политики……………………………………………………………………...…..5
1.2Инструменты и типы денежно-кредитной политики……………...….........10
2.Показатели, инструменты денежно-кредитной политики России
на современном этапе
2.1Показатели денежно-кредитной политики России в 2011 году…………….19
2.2Инструменты денежно-кредитной политики Банка России…………...........27
3.Проект основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики …………….………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………………40
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
Уральский государственный экономический университет
Институт непрерывного
Факультет сокращённой
Контрольная работа
По дисциплине: Деньги, Кредит, Банки
На тему: Денежно кредитная политика: сущность, направления и инструменты
Г. Екатеринбург 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические аспекты денежно-кредитной
политики
1.1Основные концепции, сущность и цели
денежно-кредитной
политики…………………………………………………………
1.2Инструменты и типы денежно-кредитной
политики……………...….........10
2.Показатели, инструменты денежно-кредитной
политики России
на современном этапе
2.1Показатели денежно-кредитной политики
России в 2011 году…………….19
2.2Инструменты денежно-кредитной политики
Банка России…………...........27
3.Проект основных направлений единой
государственной
денежно-кредитной политики …………….………………………………………33
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Одним из необходимых условий эффективного
развития экономики является формирование
четкого механизма денежно-кредитного
регулирования, позволяющего Центральному
банку воздействовать на деловую активность,
контролировать деятельность коммерческих
банков, добиваться стабилизации денежного
обращения.
В идеале денежно-кредитная политика призвана
обеспечить стабильность цен, полную занятость
и экономический рост - таковы ее высшие
и конечные цели. Однако на практике с
ее помощью приходится решать и более
узкие, отвечающие насущным потребностям
экономики страны задачи.
Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная
политика - чрезвычайно мощный, а потому
необыкновенно опасный инструмент. С ее
помощью можно выйти из кризиса, но и не
исключена и печальная альтернатива -
усугубление сложившихся в экономике
негативных тенденций. Лишь очень взвешенные
решения, принимаемые на высшем уровне
после серьезного анализа ситуации, рассмотрения
альтернативных путей воздействия денежно-кредитной
политики на экономику государства, дадут
положительные результаты. В качестве
проводника денежно-кредитной политики
выступает Центральный эмиссионный банк
государства. Без верной денежно-кредитной
политики, проводимой Центральным банком,
экономика не может эффективно функционировать.
В первой главе работы рассматриваются
основные вопросы денежно-кредитной политики:
цели, методы. Денежно-кредитная политика
традиционно рассматривается как важнейшее
направление экономической политики государства.
Если цель развития национальной экономики
заключается в обеспечении достаточного
экономического роста, то такова и стратегическая
цель денежно-кредитной политики. Здесь
же рассматриваются первичные и промежуточные
цели. Промежуточные цели непосредственно
относятся к деятельности Центрального
Банка и осуществляются с помощью в основном
косвенных инструментов. Поэтому особое
внимание уделено инструментам денежно-кредитной
политики.
Во второй главе рассматриваются особенности
денежно-кредитной политики, проводимой
Банком России, основные направления единой
государственной денежно-кредитной политики
России.
Целью данной работы было изучить теоретические
аспекты денежно-кредитной политики и
осуществление ее Банком России.
Для выполнения цели были поставлены следующие
задачи:
- проанализировать денежно-кредитную
политику России;
- рассмотреть инструменты денежно-кредитной
политики Банка России.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
1.1 Основные концепции,
сущность и цели денежно-кредитной политики
В основе денежно-кредитной политики лежит
теория денег, изучающая процесс воздействия
денег и денежно-кредитной политики на
состояние экономики в целом. Среди экономистов
ведутся дискуссии по вопросам значимости
и роли денежно-кредитной политики, обусловленные
двумя подходами: кейнсианской теорией
и монетаризмом.
Сторонники кейнсианства утверждают,
что рыночная экономика - неустойчивая
система, считают, что государство должно
активно использовать различные инструменты
регулирования экономики, в том числе
денежно-кредитные, с целью достижения
высокого уровня занятости и максимальных
темпов роста производства.
С точки зрения данного подхода механизм
денежно кредитного регулирования выглядит
так: изменение денежного предложения
является причиной изменения уровня процентной
ставки, что приводит к изменению в инвестиционном
спросе и к изменению уровня национального
производства.
Кейнсианцы считают, что Центральный банк
для проведения денежно-кредитной политики
должен обладать значительным объемом
экономической информации, поэтому, по
их мнению, денежно-кредитная политика
не столь эффективное средство стабилизации
экономики, как фискальная или бюджетная
политика. В кейнсианской модели денежно-кредитная
политика оказывает влияние на реальный
сектор экономики через механизм изменения
ставки процента1.
Можно сказать, что монетаризм — это наука
о деньгах и их роли в процессе воспроизводства.
Это целостная, "общая" теория, представляющая
специфический подход к регулированию
экономики с помощью кредитно-денежных
инструментов.
Внимание к монетаристской теории возросло
со второй половины 70-х — начала 80-х гг.
В тот период обнаружилось, что кейнсианские
методы дают сбои; начался поиск новых
подходов к восстановлению экономического
равновесия. Если у Кейнса наиболее острой
проблемой, поставленной в центр анализа,
была безработица, обеспечение занятости
и экономического роста, то примерно с
середины 70-х гг. ситуация изменилась.
Теперь на первый план выдвинулась задача
регулирования инфляции.
Сторонники монетаризма утверждают, что
рыночная экономика – внутренне устойчивая
система, и предлагают свести к минимуму
государственное регулирование экономики,
ограничив его денежно-кредитным регулированием.
Считают, что государство должно вмешиваться
в экономику только для борьбы с негативными
последствиями в стимулировании эффективного
спроса (с инфляцией).
Монетаристы предложили методы борьбы
с инфляцией, которые вытекают из количественной
теории денег. Количественная теории денег,
подчеркивает Фридмен, это теория спроса
на деньги. При увеличении денежного предложения
привычное соотношение меняется, и люди
начинают предъявлять спрос на реальные
и финансовые активы. Совокупный спрос
возрастает, и это приводит к росту национального
производства и валового национального
продукта.
Исходя из этого, Фридмен выдвинул «денежное
правило» - «золотое правило монетаризма»,
которое предполагает строго контролируемое
увеличение денежной массы в обращении
– 3-5% в год. Такой прирост денежной массы
вызывает деловую активность в экономике.
В случае увеличения денежного предложения
свыше 3-5% в год, будет происходить раскручивание
инфляции, а если меньше 3-5% в год, то темп
прироста валового национального продукта
станет падать2.
Если Кейнс оценивал бюджетную политику
как инструмент достаточно точный, быстрый
и предсказуемый по результатам, то в отличие
от него, Фридмен характеризует подобным
образом денежно-кредитную политику.
И современные кейнсианцы, и монетаристы
признают, что состояние денежной сферы
и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной
политики влияют на состояние национальной
экономики в целом, но оценивают по-разному
значение этого влияния и его механизм.
Итак, денежно-кредитная политика получила
развитие еще в прошлом веке. Вместе с
бюджетной политикой она составляет основу
современного государственного регулирования
экономики.
Денежно-кредитная политика представляет
собой совокупность мер, направленных
на изменение количества денег в обращении,
объема банковских кредитов, процентных
ставок, на валютный курс, платежный баланс
и, следовательно, на состояние экономики
страны3.
Любые денежные власти существуют для
решения определенной задачи – конечной
(первичной) цели денежно-кредитной политики.
Конечная цель - ценовая стабильность
(табл.1). Под ней подразумевается такой
незначительный прирост цен, который не
берется экономическими агентами в расчет
при принятии решений. В идеале ценовая
стабильность означает нулевую инфляцию,
но на практике стабильность цен означает
небольшое положительное значение прироста
индекса цен в течение длительного периода
времени.
Таблица1.Законодательно
закрепленные первичные цели
денежно-кредитной политики некоторых стран4.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для сохранения ценовой стабильности
страны используется промежуточная
цель политики Центрального банка. Центральный
банк в ходе реализации денежно-кредитной
политики проводит таргетирование промежуточных
целей. Под таргетированием следует понимать
применение инструментов экономической
политики для достижения количественных
ориентиров целевой переменной, входящих
в сферу ответственности органа регулирования5. Центральный банк
не в состоянии достичь конечной цели
напрямую, поэтому он действует опосредованно,
через таргетирование промежуточной цели.
Некоторые страны прибегают к таргетированию
нескольких целей денежно-кредитной политики.
Выбор промежуточных целей определяется
степенью либерализации экономики и независимости
Центрального банка, стоящими перед ним
задачами и его функциями. Выбор промежуточных
целей денежно-кредитной политики может
повлиять на состояние денежного рынка
посредством формирования, как предложения,
так и спроса на деньги.
В соответствии с поставленной целью Центральный
Банк выполняет несколько функций:
-проводит денежно-кредитную политику,
ориентированную на долгосрочные цели
экономического роста и низкой устойчивой
инфляции;
-содействует развитию конкурентоспособной
банковской системы и финансовых рынков;
-способствует эффективному функционированию
платежной системы;
-действует в качестве финансового агента
правительства.
Объектами денежно-кредитной политики
являются спрос и предложение на денежном
рынке, субъектами денежно-кредитной политики
выступают, прежде всего, Центральный
Банк в соответствии с присущими ему функциями
проводника денежно-кредитной политики
государства и коммерческие банки.
1.2Инструменты
и типы денежно-кредитной
Выбор конкретных методов денежно-кредитной
политики сводится к маневрированию между
задачей стимулирования экономического
роста и борьбы с инфляцией. Методы денежно-кредитной
политики – это совокупность способов,
инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной
политики на объекты денежно-кредитной
политики для достижения поставленных
задач6. Методы денежно-кредитной
политики могут быть прямыми и косвенными.
Прямые методы носят характер административных
мер в форме различных директив Центрального
Банка, касающихся объема денежного предложения
и цен на финансовом рынке.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной
сферой воздействуют на поведение хозяйствующих
субъектов при помощи рыночных механизмов.
Выделяют также общие и селективные методы
осуществления денежно-кредитной политики
Центральных Банков. Общие являются преимущественно
косвенными и оказывают влияние на денежный
рынок в целом. Селективные регулируют
конкретные виды кредита и носят в основном
директивный характер.
Эффективность денежно-кредитной политики
в значительной мере зависит от выбора
инструментов денежно-кредитного регулирования.
Под инструментом денежно-кредитной политики
понимают средство, способ воздействия
Центрального Банка как органа денежно-кредитного
регулирования на объекты денежно-кредитной
политики7.
Все инструменты оказывают косвенное
и прямое воздействие на экономику. Общие
инструменты воздействуют практически
на все параметры денежно-кредитной сферы,
влияют на рынок ссудного капитала в целом.
Прямые инструменты направлены на регламентацию
отдельных форм кредита, условий кредитования.
Основными общими (косвенными)
инструментами денежно-
Политика
процентной ставки или ставки рефинансирования
. Термин «рефинансирование» означает
получение денежных средств кредитными
учреждениями от Центрального Банка. Обычно
ставка рефинансирования ниже рыночных
ставок и служит ориентиром для коммерческих
банков. Изменение официальной процентной
ставки оказывает влияние на кредитную
сферу. Во-первых, затруднение или облегчение
возможности коммерческих банков получить
кредит в Центральном Банке влияет на
ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых,
изменение официальной ставки означает
удорожание или удешевление кредита коммерческих
банков для клиентов.
Также изменение официальной ставки Центрального
Банка означает переход к новой денежно-кредитной
политике, что заставляет другие банки
вносить необходимые коррективы в свою
деятельность.
Политика
обязательных резервов
. Мощным инструментом денежно-кредитной
политики, особенно в условиях высокой
инфляции, является изменение резервной
нормы отчисления в Фонд обязательного
резервирования. Норма резервирования
– установленное Центральным Банком соотношение
обязательных резервов к базе резервирования.
Резервная база – объем обязательств
кредитной организации, служащий основой
для расчета резервных требований8. Обязательные резервы – установленная
часть ресурсов коммерческих банков, внесенных
по требованию властей на беспроцентный
счет в Центральный Банк9.
Другими словами, резервная норма – это
своеобразный неприкосновенный запас
денежных средств, который коммерческие
банки не имеют права использовать для
осуществления своих операций.
В современной экономике Фонд обязательного
резервирования как инструмент денежно-кредитной
политики выполняет следующие функции:
-создание структурного недостатка ликвидности
в банковской системе;
-повышение предсказуемости спроса на
денежные ресурсы со стороны банков;
-определение верхнего предела роста денежной
массы;
-ограничение волатильности10 ставок денежного рынка.
В мировой практике изменение норм обязательных
резервов не относится к гибким и оперативным
инструментам денежно-кредитного регулирования.
Даже незначительные колебания этой нормы
ведут к существенным изменениям в размерах
предложения денег. Поэтому ее, как правило,
не меняют, а используют лишь в крайних
случаях.
Следует обратить внимание на зависимость
между нормами обязательного резервирования
и инфляционным потенциалом экономики,
которая носит характер обратной пропорциональности:
чем выше нормы резервов, тем меньше средств
находится в обороте, тем соответственно
ниже темпы роста цен.
Операции
на открытом рынке ценных бумаг. В отличие
от резервных требований операции на открытом
рынке являются весьма гибким инструментом
денежно-кредитной политики, они используются
на добровольной, а не на принудительной
основе, могут проводиться с любой регулярностью
и объемом активов, в силу чего они выступают
эффективным средством управления денежным
предложением и ликвидностью банковского
сектора. Поэтому операции Центрального
Банка на открытом рынке ценных бумаг
в настоящее время являются основным инструментом
денежно-кредитной политики.
Операции на открытом рынке ценных бумаг
включают приобретение и продажу ценных
бумаг с целью увеличения или сокращения
объемов средств, находящихся в распоряжении
финансовых институтов. В первую очередь,
операции на открытом рынке влияют на
банковские резервы, а также воздействуют
на предложение кредита и экономическую
деятельность в целом. Объектом операций
на открытом рынке выступают рыночные
ценные бумаги, такие как долговые обязательства
государственного казначейства, государственных
корпораций, крупнейших национальных
корпораций и банков.
В операциях на открытом рынке используются
различные технические процедуры, что
позволяет составить их разнообразную
классификацию (табл.2).
Таблица2 .Классификация
операций на
открытом рынке.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В ходе проведения операций на открытом
рынке Центральный Банк предпочитает
ценные бумаги, обладающие максимальной
ликвидностью и минимальным кредитным
риском. Для эффективной реализации
денежно-кредитной политики, управления
активами и пассивами, а также
полноценного выполнения функций кредитора
последней инстанции
Операции на открытом рынке воздействуют
на предложение денег и кредита через
влияние на резервную базу банковской
системы. В качестве тактики денежно-кредитной
политики при управлении банковскими
резервами операции на открытом рынке
могут проводиться одним из двух способов:
1)активный (фиксация объема резервов и
свободное определение цены ресурсов,
т.е. процентной ставки);
2)пассивный (фиксация процентной ставки
при варьировании объемов резервов)11.
Страны с хорошо развитыми денежными рынками
обычно используют пассивный подход, который
в настоящее время становится нормой для
возникающих рынков, достигших некоторого
уровня развития. В развивающихся странах
отсутствие эффективного вторичного или
межбанковского денежных рынков, предназначенных
для трансмиссии эффектов денежно-кредитной
политики, может быть одной из причин использования
активного подхода. Другой причиной является
то, что активный подход позволяет Центральному
Банку определять свою политику в русле
транспарентности и открытости.
Валютная политика, проводимая Центральным
Банком, оказывает непосредственное влияние
на величину денежного предложения в стране.
Продавая валюту, Центральный Банк сокращает
количество денег высокой эффективности,
покупая – увеличивает. Характер влияния
валютной политики на предложение денег
в значительной степени определяется
институциональными факторами. Целью
валютной политики является не регулирование
денежного предложения, а поддержка курса
национальной валюты.
Инструменты прямого
регулирования:
Информация о работе Денежно кредитная политика: сущность, направления и инструменты