Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 08:12, контрольная работа
Целью данной работы было изучить теоретические аспекты денежно-кредитной политики и осуществление ее Банком России.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать денежно-кредитную политику России;
- рассмотреть инструменты денежно-кредитной политики Банка России.
Введение………………………………………………………………………....3
1.Теоретические аспекты денежно-кредитной политики
1.1Основные концепции, сущность и цели денежно-кредитной
политики……………………………………………………………………...…..5
1.2Инструменты и типы денежно-кредитной политики……………...….........10
2.Показатели, инструменты денежно-кредитной политики России
на современном этапе
2.1Показатели денежно-кредитной политики России в 2011 году…………….19
2.2Инструменты денежно-кредитной политики Банка России…………...........27
3.Проект основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики …………….………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………………40
Развитие косвенных
В зависимости от причин, вызвавших изменение
спроса на деньги, могут меняться и цели
денежно-кредитной политики. С помощью
вышеназванных инструментов Центральный
Банк реализует цели денежно-кредитной
политики: поддержание на определенном
уровне денежной массы (жесткая монетарная
политика) или ставки процента (гибкая
монетарная политика).
Рассмотрим две разновидности денежно-кредитной
политики. Во-первых, мягкую денежно-кредитную
политику (ее называют политикой «дешевых денег»),
когда Центральный Банк:
- покупает государственные ценные бумаги
на открытом рынке, переводя деньги в оплату
за них на счета населения и в резервы
банков. Это обеспечивает расширение возможностей
кредитования коммерческими банками и
увеличивает денежную массу;
- снижает учетную ставку процента, что
позволяет коммерческим банкам увеличить
объем заимствований и расширить объем
кредитования своих клиентов по пониженным
процентным ставкам. Это увеличивает денежную
массу;
- снижает обязательную норму банковского
резервирования, что ведет к росту денежного
мультипликатора и расширению возможностей
кредитования экономики.
Во-вторых, жесткую денежно-кредитную
политику (ее называют политикой «дорогих денег»),
когда Центральный Банк:
- продает государственные ценные бумаги
на открытом рынке, что вызывает сокращение
резервов коммерческих банков и текущих
счетов населения, уплачивающих за эти
ценные бумаги. Это ведет к сокращению
возможностей кредитования коммерческими
банками и сокращает денежную массу;
- повышает учетную ставку процента, что
вынуждает коммерческие банки прекращать
объем заимствований у Центрального Банка
и повысить процентные ставки по своим
кредитам. Это сдерживает рост денежной
массы;
- повышает обязательную норму банковского
резервирования, что снижает денежный
мультипликатор и ограничивает рост денежной
массы.
Варианты денежной политики рассмотрим
на графике денежного рынка.(рис.1) Жесткая
политика поддержания денежной массы
соответствует вертикальной кривой предложения
денег на уровне целевого показателя денежной
массы. Гибкая монетарная политика может
быть представлена горизонтальной кривой
предложения денег на уровне целевого
значения процентной ставки. Выбор вариантов
денежно-кредитной политики зависит во
многом от причин изменения спроса на
деньги.
Если рост, спроса на деньги связан с инфляционными
процессами, уместной будет жесткая политика
поддержания денежной массы, что соответствует
вертикальной или крутой кривой предложения
денег. Если необходимо изолировать динамику
реальных переменных от неожиданных изменений
скорости обращения денег, то вероятно,
предпочтительной окажется политика поддержания
ставки процента, связанной непосредственно
с инвестиционной активностью (горизонтальная
или пологая кривая предложения денег LS).
В зависимости от угла наклона кривой LS изменение спроса на деньги
будет в большей степени сказываться на
денежной массе, либо на ставке процента.
LS
LS
∆R ∆R
LD2 LD2
LD1 LD1
∆M ∆M
R – ставка процента,
М – денежная масса
Центральный Банк не в состоянии одновременно
фиксировать денежную массу и ставку процента.
Для поддержания относительно устойчивой
ставки при увеличении спроса на деньги
Банк вынужден расширить предложение
денег, чтобы сбить давление вверх на ставку
процента со стороны возросшего спроса
на деньги (это отразится сдвигом вправо
кривой LD и перемещением точки равновесия
вправо вдоль кривой LS)12.
Таким образом, мягкая денежно-кредитная
политика, направленная на стимулирование
экономики через рост денежной массы и
снижение процентных ставок, проводится
в фазе спада. Жесткая денежно-кредитная
политика носит ограниченный характер,
сдерживает рост денежной массы и может
использоваться для противодействия инфляции
в фазе бума13.
2.ПОКАЗАТЕЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1Показатели денежно-кредитной
политики России в 2011 году
Проводимая в России денежно-кредитная
политика направлена на обеспечение внутренней
и внешней стабильности национальной
валюты. Денежно-кредитная политика формируется
Правительством РФ и Центральным Банком
РФ и определяет на ближайшие годы основные
приоритетные задачи.
Определяя целевые параметры денежно-кредитной
политики на предстоящий год, Банк России
принимает во внимание различные возможные
условия дальнейшего социально-экономического
развития страны. Но реальное развитие
событий может отличаться от предусмотренных
сценариев. В силу этих причин и итоги
экономического развития складываются
иначе.
Рост производства по основным видам экономической
деятельности и увеличение внутреннего
потребительского спроса при сохранении
определенных рисков для устойчивости
макроэкономических процессов, а также
нестабильная ситуация на глобальных
финансовых и товарных рынках в значительной
степени повлияли на динамику денежно-кредитных
показателей в I квартале 2011 года. Основными
источниками денежного предложения в
рассматриваемый период явились чистые
иностранные активы банковской системы
и внутренние требования банковской системы
к нефинансовым и другим финансовым организациям,
а также к населению.
В январе—марте 2011 г. на фоне сложившейся
внешнеэкономической конъюнктуры и положительного
сальдо по счету текущих операций платежного
баланса наблюдался приток иностранной
валюты в страну, что обусловило укрепление
рубля к доллару США и евро. В результате
чистые иностранные активы банковской
системы в долларовом выражении14 возросли на 7,1%, хотя в рублевом
выражении они незначительно сократились.
Внутренние требования банковской системы
за январь—март 2011 г. уменьшились на 2,7%.
С одной стороны, в условиях сложившегося
бюджетного профицита чистые требования
банковской системы к органам государственного
управления сократились на 29,6%, прежде
всего в результате накопления остатков
средств на их счетах в Банке России. С
другой стороны, на фоне снижения процентных
ставок по банковским операциям продолжился
рост кредитной активности. За январь—март
2011 г. прирост общей задолженности по кредитам
был равен 2,3% (в том числе нефинансовым
организациям — 2,2%, физическим лицам —
2,6%). В результате годовые темпы ее прироста
на 1.04.2011 составили 16,3%, в том числе по кредитам
в рублях — 20,2%, по кредитам в иностранной
валюте — 3,3%. Доля кредитов в иностранной
валюте в общей задолженности по кредитам
сократилась до минимальных значений
с 2000 г. (примерно до 20%). При сохранении
текущих тенденций можно предположить,
что годовые темпы прироста кредитных
агрегатов в ближайшее время могут стабилизироваться
на уровне 15—20%. Это представляется достаточным
для обеспечения спроса на кредиты со
стороны реального сектора экономики.
Широкая денежная масса за I квартал 2011
г. уменьшилась на 0,6% и на 1.04.2011 составила
23,6 трлн. руб. (за январь—март 2010 г. ее прирост
был равен 1,1%). Годовые темпы прироста
широкой денежной массы снизились с 24,6%
на 1.01.2011 до 22,4% на 1.04.2011, хотя они были несколько
выше, чем на аналогичные даты 2010 года.
Денежный агрегат М2 за I квартал 2011 г. сократился
на 1,0% и на 1.04.2011 составил 19,8 трлн. руб.
(за I квартал 2010 г. его прирост был равен
2,4%). Годовые темпы прироста рублевой денежной
массы в рассматриваемый период постепенно
снижались — с 31,1% на 1.01.2011 до 26,7% на 1.04.2011
(на 1.04.2010 они были равны 35,0%). Соотношение
темпов прироста потребительских цен
и денежного агрегата М2 в I квартале 2011
г. обусловило уменьшение последнего в
реальном выражении на 4,6% (в I квартале
2010 г. — на 0,7%).
Скорость обращения денег, рассчитанная
по денежному агрегату М2 в среднегодовом
выражении, снизилась за I квартал 2011 г.
на 2,4% (за январь—март 2010 г. — на 2,6%). Уровень
монетизации экономики (по денежному агрегату
М2) за рассматриваемый период возрос с
37,5 до 38,4%.
Денежный агрегат М0 за январь—март 2011
г. уменьшился на 2,9% (за I квартал 2010 г. —
на 1,3%). При этом в течение квартала динамика
наличных денег носила выраженный сезонный
характер: в январе наблюдалось их абсолютное
сокращение (на 4,7%), а в остальные месяцы
— увеличение (в феврале — на 1,4%, в марте
— на 0,5%). В годовом выражении прирост
наличных денег в обращении на 1.04.2011 был
равен 23,3%.
Безналичная составляющая денежного агрегата
М2 за I квартал 2011 г. сократилась на 0,3%
(за аналогичный период 2010 г. ее прирост
составил 3,8%). Объем депозитов в национальной
валюте уменьшился в январе на 3,2%, но вырос
в феврале и марте на 1,1 и 1,8% соответственно.
Годовые темпы прироста безналичных рублевых
денежных средств на 1.04.2011 составили 27,9%.
В I квартале 2011 г. на фоне сезонного снижения
деловой активности и формирования рисков
для устойчивого экономического роста
произошло сокращение объема рублевых
депозитов "до востребования" на
3,8% (в аналогичный период 2010 г. отмечался
их прирост на 1,5%). Вместе с тем срочные
депозиты возросли только на 1,9% (в январе—марте
2010 г. — на 5,2%). По состоянию на 1.04.2011 годовые
темпы прироста рублевых депозитов "до
востребования" были равны 28,0%, срочных
рублевых депозитов — 27,8%.
За январь—март 2011 г. общий объем средств
юридических лиц на рублевых счетах уменьшился
на 3,7% (за I квартал 2010 г. — на 0,4%), при этом
сократились не только их депозиты "до
востребования" (на 2,5%), но и срочные
вклады (на 5,5%). За этот же период средства
физических лиц на рублевых счетах увеличились
на 2,6% (за I квартал 2010 г. — на 7,9%), причем
на фоне уменьшения депозитов "до востребования"
на 7,2% прирост срочных вкладов физических
лиц составил 5,1%.
В структуре рублевой денежной массы доля
наличных денег в обращении на 1.04.2011 уменьшилась
относительно 1.01.2011 на 0,5 процентного пункта
(до 24,8%). Удельный вес депозитов "до
востребования" уменьшился на 0,8 процентного
пункта, срочных депозитов — увеличился
на 1,3 процентного пункта (до 28,2% и 47,0% соответственно).
В I квартале 2011 г. на фоне ускорения инфляции
и снижения привлекательности вложений
в рублевые активы депозиты в иностранной
валюте в долларовом выражении возросли
на 8,4% (в рублевом эквиваленте — на 1,1%).
При этом средства юридических лиц на
инвалютных счетах увеличились на 10,3%,
а средства физических лиц — на 6,5% (за
I квартал 2010 г. — рост на 1,5% и снижение
на 3,9% соответственно). Годовые темпы прироста
безналичной иностранной валюты в долларовом
выражении на 1.04.2011 составили 7,6%.
За январь—март 2011 г. объем наличной иностранной
валюты у населения и организаций, по предварительной
оценке платежного баланса, сократился
на 0,4 млрд. долл. США (за аналогичный период
2010 г. — на 3,6 млрд. долл. США). Вместе с тем
объемы нетто-продажи наличной иностранной
валюты уполномоченными банками физическим
лицам за I квартал 2011 г. составили 3,4 млрд.
долл. США (за I квартал 2010 г. покупка уполномоченными
банками наличной иностранной валюты
у физических лиц превысила ее продажи
на 0,9 млрд. долл. США).
Денежная база в широком определении за
I квартал 2011 г. сократилась на 8,3% и на 1.04.2011
составила 7,5 трлн. рублей. В ее структуре
доля наличных денег в обращении (с учетом
наличных денег в кассах кредитных организаций)
возросла с 70,6 до 73,0%, а совокупных безналичных
банковских резервов — сократилась соответственно
до 27,0%.
Совокупные безналичные банковские резервы
сократились с начала года на 15,5% (до 2,0
трлн. руб. на 1.04.2011), а их средний дневной
объем в I квартале 2011 г. был равен 2,2 трлн.
рублей.
В составе совокупных безналичных банковских
резервов обязательства Банка России
перед кредитными организациями по средствам,
находящимся в инструментах абсорбирования
ликвидности15, на 1.04.2011 были равны 1,4 трлн.
руб. (прирост к 1.01.2011 на 1,7%), а их средний
дневной объем в I квартале 2011 г. составил
1,6 трлн. рублей. Вместе с тем средства
кредитных организаций на корреспондентских
счетах в Банке России сократились на
1.04.2011 до 597,2 млрд. руб. (или на 40,0% к 1.01.2011)
при среднем дневном объеме 554,7 млрд. руб.
в I квартале 2011 года.
В I квартале 2011 г. ситуация на рынке межбанковских
кредитов (МБК) оставалась сравнительно
стабильной. В январе—марте 2011 г. средняя
ставка по размещенным российскими банками
однодневным МБК в рублях составила 2,8%
годовых.
Ставка MIACR по однодневным рублевым МБК
в течение I квартала 2011 г. колебалась в
сравнительно узком диапазоне — от 2,6
до 3,3% годовых. Динамика ставки MIACR по однодневным
рублевым МБК в I квартале 2011 г. характеризовалась
внутримесячной цикличностью: в январе
и феврале в периоды проведения обязательных
платежей банками и их клиентами отмечались
локальные пики ставок. Среднемесячное
значение ставки MIACR по однодневным рублевым
МБК в январе составило 2,7% годовых, в феврале
— 2,8% годовых, в марте — 3,1% годовых.
Спред между средними ставками MIACR и MIACR-IG
(фактическая ставка по кредитам, предоставленным
российским банкам, имеющим инвестиционный
кредитный рейтинг) в I квартале 2011 г. составил
19 базисных пунктов.
И так, в связи с сохранением высокого
уровня инфляционных ожиданий, превышающих
ориентиры по инфляции на текущий год,
а также принимая во внимание неоднозначное
воздействие, которое может оказать на
российскую экономику развитие ситуации
на глобальных финансовых и товарных рынках,
Банк России в конце апреля принял решение
повысить с 3 мая 2011 года ставку рефинансирования
и процентные ставки по отдельным операциям
Банка России на 0,25 процентного пункта.
При этом сужение интервала процентных
ставок Банка России по отдельным операциям
предоставления и абсорбирования ликвидности
направлено на сдерживание инфляционных
ожиданий и повышение действенности процентной
политики.
2.2 Инструменты денежно-кредитной
политики Банка России
В I квартале 2011 г. состоялись три заседания
Совета директоров Банка России по вопросам
денежно-кредитной политики. Сложившийся
в этот период баланс макроэкономических
рисков предопределил необходимость постепенного
ужесточения денежно-кредитной политики.
В результате Банком России были приняты
решения о повышении нормативов обязательных
резервов и об увеличении на 0,25 процентного
пункта процентных ставок по отдельным
своим операциям. При этом для усиления
действенности процентной политики был
сужен интервал процентных ставок Банка
России по операциям предоставления и
абсорбирования ликвидности и выравнены
ставки по депозитным операциям на стандартных
условиях со сроками "1 день" и "1
неделя". Принятые решения способствовали
увеличению в I квартале 2011 г. уровня средневзвешенной
ставки MIACR по однодневным рублевым кредитам.
В рамках проводимой работы по повышению
гибкости курсообразования с 1 марта 2011
г. Банком России было проведено симметричное
расширение (с 4 до 5 руб.) операционного
интервала допустимых значений рублевой
стоимости бивалютной корзины, используемого
для сдерживания резких колебаний валютного
курса, а также была снижена величина накопленных
интервенций (с 650 до 600 млн. долл. США), что
привело к сдвигу границ операционного
интервала на 5 копеек.
Факторы, определяющие динамику показателей
платежного баланса, в I квартале 2011 г.
обусловили увеличение международных
резервов Российской Федерации на 11,1 млрд.
долл. США (исходя из расчета по курсам
иностранных валют, действующим на 1.01.2011).
Общий объем предоставления рублевой
ликвидности в результате операций Банка
России по покупке иностранной валюты
на внутреннем рынке составил 306,5 млрд.
рублей.
В I квартале 2011 г. в условиях высокого
уровня свободных денежных средств у кредитных
организаций Банк России активизировал
проведение операций по абсорбированию
ликвидности.
Общий объем заключенных Банком России
депозитных сделок в I квартале 2011 г. увеличился
в 3,7 раза по сравнению с соответствующим
периодом 2010 г. и составил 22,6 трлн. рублей.
В целях совершенствования системы используемых
инструментов денежно-кредитной политики
Банк России с 1 января 2011 г. приостановил
проведение депозитных аукционов со сроком
привлечения средств "3 месяца". Для
стерилизации свободной банковской ликвидности
на указанный срок Банк России использовал
операции с собственными облигациями.
В целях снижения волатильности процентных
ставок денежного рынка, а также предоставления
кредитным организациям возможности оперативного
размещения денежных средств в Банке России
и повышения эффективности управления
собственной ликвидностью с 1 марта 2011
г. был скорректирован временной режим
заключения депозитных сделок:
— время заключения депозитных сделок
на условии "овернайт" с использованием
системы "Рейтерс-Дилинг" продлено
до 17.00 по московскому времени;
— процедура заключения депозитных сделок
на условии "овернайт" с использованием
Системы электронных торгов ЗАО ММВБ распространена
на вторую торговую сессию.
Объем средств, привлеченных на аукционах
по размещению облигаций Банка России
(ОБР) на первичном рынке, в январе—марте
2011 г. составил 426,8 млрд. руб. (в I квартале
2010 г. — 534,3 млрд. руб.). При этом 13 января
и 14 марта были проведены аукционы по размещению
новых выпусков, объем привлеченных средств
на которых составил 3,7 и 350,4 млрд. руб.
соответственно. Погашение выпусков ОБР
в отчетном квартале было произведено
18 февраля на сумму 9,1 млрд. руб. и 15 марта
на сумму 584,1 млрд. рублей.
Объем операций Банка России по продаже
ОФЗ из собственного портфеля, которые
используются в качестве дополнительного
инструмента абсорбирования свободной
банковской ликвидности, в I квартале 2011
г. составил 4,3 млрд. рублей.
В рассматриваемый период Банком России
были приняты решения о повышении нормативов
обязательных резервов по всем категориям
резервируемых обязательств с 1 февраля,
1 марта и 1 апреля 2011 года:
— на 1 процентный пункт — с 2,5 до 3,5%, с
3,5 до 4,5% и с 4,5 до 5,5% соответственно по
обязательствам кредитных организаций
перед юридическими лицами — нерезидентами
в валюте Российской Федерации и в иностранной
валюте:
— на 0,5 процентного пункта — с 2,5 до 3,0%,
с 3,0 до 3,5% и с 3,5 до 4,0% соответственно по
обязательствам кредитных организаций
перед физическими лицами в валюте Российской
Федерации и в иностранной валюте и по
иным обязательствам в валюте Российской
Федерации и в иностранной валюте.
Коэффициент усреднения для расчета усредненной
величины обязательных резервов в I квартале
2011 г. не изменялся и составлял 0,6 для кредитных
организаций (кроме РНКО, РЦ ОРЦБ), для
РНКО и РЦ ОРЦБ — 1,0. Корректировочный
коэффициент, применяемый для определения
суммы обязательств кредитной организации
по выпущенным ею долговым ценным бумагам
перед кредитными организациями — резидентами
Российской Федерации, в указанный период
оставался на уровне 0,2.
Сумма обязательных резервов, депонированных
кредитными организациями на счетах обязательных
резервов в Банке России, на 1.04.2011 составила
244,1 млрд. руб., увеличившись за рассматриваемый
период на 55,7 млрд. рублей. При этом обязательные
резервы по обязательствам в валюте Российской
Федерации на указанную дату были равны
164,2 млрд. руб., по обязательствам в иностранной
валюте — 79,9 млрд. рублей. Их приросты
за январь—март составили 36,6 и 19,1 млрд.
руб. соответственно.
В 2011 г. кредитные организации продолжали
активно использовать усреднение обязательных
резервов, то есть выполняли часть обязательных
резервов путем поддержания соответствующего
среднемесячного остатка денежных средств
на корреспондентских счетах (корреспондентских
субсчетах) в Банке России. В течение периода
усреднения с 10 марта по 10 апреля 2011 г.
правом на усреднение обязательных резервов
воспользовалась 701 кредитная организация
(или 69,3% от общего числа действующих кредитных
организаций).
Сохраняющийся в I квартале 2011 г. высокий
объем рублевой ликвидности в банковском
секторе привел к снижению спроса кредитных
организаций на инструменты рефинансирования.
Валовой кредит Банка России кредитным
организациям в январе—марте 2011 г. сократился
на 13,4 млрд. руб. (или на 2,3%).
В целях обеспечения бесперебойного проведения
платежей Банк России предоставил в I квартале
2011 г. внутридневные кредиты в объеме 7,3
трлн. руб., что на 1,9 трлн. руб. (или на 35,2%)
больше, чем в соответствующий период
2010 года. Объем предоставленных для завершения
операционного дня кредитов овернайт
в I квартале 2011 г. составил 57,8 млрд. руб.,
увеличившись на 10,5% по сравнению с соответствующим
периодом 2010 года.
Совокупный объем сделок прямого РЕПО
Банка России в I квартале 2011 г. сократился
до 0,03 млрд. руб. — с 1,3 трлн. руб. за соответствующий
период 2010 года. Средний объем требований
Банка России к кредитным организациям
по данному инструменту рефинансирования
в I квартале 2011 г. составил 2,0 млрд. руб.
против 69,9 млрд. руб. в январе—марте 2010
года.
В I квартале 2011 г. общий объем предоставленных
ломбардных кредитов составил 7,6 млрд.
руб., что на 16,2 млрд. руб., или в 3,1 раза,
меньше, чем в соответствующий период
2010 года.
Кроме того, кредитные организации использовали
механизм получения кредитов по фиксированной
процентной ставке, обеспеченных активами
или поручительствами, а также кредитов,
обеспеченных залогом прав требования
по межбанковским кредитным договорам.
Общий объем таких кредитов в I квартале
2011 г. составил 4,1 млрд. руб., сократившись
по сравнению с соответствующим периодом
2010 г. на 154,3 млрд. рублей.
Операции "валютный своп" в анализируемый
период не проводились.
В 2011 г. в рамках продолжения работы по
постепенному свертыванию антикризисных
мер Банк России с 10 февраля приостановил
проведение операций по предоставлению
кредитов под залог нерыночных активов
на срок от 91 до 180 дней, а также ломбардных
кредитов по фиксированной процентной
ставке на срок 30 дней. С 1 марта было приостановлено
предоставление кредитов, обеспеченных
поручительствами кредитных организаций,
путем снижения до нуля лимитов по ним.
Кроме того, в феврале было принято решение
об установлении следующих подходов к
формированию Перечня Банка России (используемого
при кредитовании банков под обеспечение
кредитными требованиями) в части критерия
наличия у организации рейтинга долгосрочной
кредитоспособности по обязательствам
в иностранной валюте как минимум одного
из иностранных рейтинговых агентств:
— с 1 апреля 2011 г. — на уровне не ниже "В"
по классификации рейтинговых агентств
"Standard & Poor’s", "Fitch Ratings" либо
"В2" по классификации рейтингового
агентства "Moody’s Investors Service";
— с 1 июля 2011 г. — на уровне не ниже "В+"
по классификации рейтинговых агентств
"Standard & Poor’s", "Fitch Ratings" либо
"В1" по классификации рейтингового
агентства "Moody’s Investors Service".
Приостанавливается включение в Перечень
Банка России:
— с 1 марта 2011 г. — организаций, которым
присвоены рейтинги на уровне "В–"
либо "ВЗ" по классификации рейтинговых
агентств "Standard & Poor’s", "Fitch Ratings"
либо "Moody’s Investors Service";
— с 1 апреля 2011 г. — организаций, которым
присвоены рейтинги на уровне "В"
либо "В2" по классификации рейтинговых
агентств "Standard & Poor’s", "Fitch Ratings"
либо "Moody’s Investors Service".
Обязательства организаций, которым присвоены
рейтинги на уровне "В–" либо "ВЗ"
и "В" либо "В2" по классификации
указанных рейтинговых агентств, являющиеся
обеспечением кредитов Банка России по
состоянию на 1 апреля и 1 июля 2011 г. соответственно,
остаются в залоге по указанным кредитам
Банка России до их погашения.
Банком России в марте было также принято
решение о приостановлении с 1 июля 2011
г. заключения сделок прямого РЕПО с кредитными
организациями, обеспечением по которым
являются акции российских компаний.
Принимая решения о выборе инструментов
денежно-кредитной политики, Банк России
будет исходить как из текущих задач, так
и задач, поставленных на среднесрочную
перспективу, которыми, в частности, являются
создание условий для последовательного
снижения темпов инфляции и восстановление
устойчивого экономического роста, включая
формирование предпосылок для перераспределения
активов кредитных организаций в пользу
реального сектора экономикки.
3.ПРОЕКТ ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ ЕДИНОЙ
В соответствии со сценарными условиями
функционирования экономики Российской
Федерации и основными параметрами прогноза
социально-экономического развития Российской
Федерации на 2011 год и плановый период
2012 и 2013 годов Правительство Российской
Федерации и Банк России определили задачу
снизить инфляцию в 2011 году до 6 7%, в 2012 году
– до 5 6%, в 2013 году – до 4,5 5,5% (из расчета
декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной
цели по инфляции на потребительском рынке
соответствует базовая инфляция на уровне
5,5 6,5% в 2011 году, 4,5 5,5% в 2012 году и 4 5% в 2013 году.
Расчеты по денежной программе на 2011 2013
годы осуществлены исходя из показателей
спроса на деньги, соответствующих целевым
ориентирам по инфляции, прогнозной динамике
ВВП и валютных курсов, а также прогнозных
показателей платежного баланса и параметров
проекта федерального закона «О федеральном
бюджете на 2011 год и на плановый период
2012 и 2013 годов».
В соответствии с прогнозом социально-экономического
развития Российской Федерации ожидается,
что в 2011 году экономический рост будет
обеспечиваться за счет как внешних факторов,
связанных с благоприятной конъюнктурой
мировых рынков сырья и капитала, так и
внутренних, включая рост внутреннего
спроса и постепенное восстановление
кредитования банками реального сектора
российской экономики. Тем не менее, в
соответствии с прогнозными оценками
в 2011 2013 годах не ожидается существенного
увеличения темпов экономического роста
по сравнению с 2010 годом. При снижающейся
инфляции это обусловит замедление роста
транзакционной составляющей спроса на
деньги. В то же время стабильный курс
рубля будет способствовать росту спроса
на национальную валюту как средство сбережения.
В зависимости от вариантов прогноза прирост
денежного агрегата М2 в 2011 году может
составить 11 23%, в 2012 году – 14 20% и в 2013 году
– 13 17%.
Банк России разработал три варианта денежной
программы в зависимости от основных параметров
прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации на период 2011 2013 годов.
При этом второй вариант базируется на
макроэкономических показателях, использованных
при формировании проекта федерального
бюджета на 2011 год и плановый период 2012 2013
годов. Темпы прироста денежной базы в
узком определении, рассчитанные исходя
из необходимости достижения целевых
показателей по инфляции и соответствующие
оценкам динамики экономического роста
и валютного курса, в зависимости от варианта
программы могут составить в 2011 году 8 19%,
в 2012 году – 11 16%, в 2013 году – 9 13%.
При предполагаемом в прогнозный период
ослаблении платежного баланса и повышении
гибкости курсовой политики ожидается,
что денежное предложение все в большей
степени будет формироваться за счет увеличения
чистых внутренних активов (ЧВА) органов
денежно-кредитного регулирования при
уменьшении роли чистых международных
резервов (ЧМР). При этом важное значение
для реализации денежно-кредитной политики
будет иметь предполагаемое изменение
чистого кредита банкам, которое, согласно
прогнозу, в 2011 году будет происходить
за счет увеличения объема свободной ликвидности
банковского сектора, а в 2012-2013 годах –
за счет ее сокращения. При этом по первому
варианту программы предполагается также
значительный рост валового кредита банкам
к концу прогнозного периода.
Планируемое в 2011 2013 годах сокращение дефицита
федерального бюджета, в том числе монетарных
источников его финансирования, будет
способствовать ограничению воздействия
бюджетного канала на рост денежного предложения,
формируемого органами денежно-кредитного
регулирования. Однако, как показывают
расчеты по денежной программе в соответствии
с первым сценарием социально-экономического
развития, в прогнозный период вероятно
сохранение существенной роли бюджета
в формировании денежного предложения.
В рамках первого варианта денежной
программы, рассчитанного исходя из значительного
снижения цен на нефть – до 60 долларов
США за баррель, снижение ЧМР может составить
0,2 трлн. рублей в 2011 году, 0,7 трлн. рублей
в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году.
Для обеспечения роста денежной базы на
уровне, соответствующем параметрам данного
варианта программы, увеличение ЧВА должно
составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012
и 2013 годах – 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.
Как предусмотрено «Основными направлениями
бюджетной и налоговой политики на 2011
год и плановый период 2012 2013 годов», в случае
снижения цен на нефть ниже 75 долларов
США за баррель для финансирования бюджетного
дефицита возможно использование средств
Фонда национального благосостояния в
объемах, превышающих показатели, предусмотренные
проектом федерального бюджета. Данный
сценарий может быть реализован в рамках
первого варианта программы. При этом
объем чистого кредита расширенному правительству
может увеличиться на 0,9 трлн. рублей как
в 2011 году, так и в 2012 году и на 1,2 трлн. рублей
– в 2013 году. Согласно расчетам по программе,
в 2011 году такое увеличение чистого кредита
расширенному правительству с учетом
динамики ЧМР может вызвать необходимость
уменьшения чистого кредита банкам на
0,2 трлн. рублей и осуществления Банком
России операций по дополнительной стерилизации
свободной банковской ликвидности. Однако
в 2012 и 2013 годах в рамках первого варианта
будет необходима активизация других
источников роста денежного предложения:
прогнозируется увеличение чистого кредита
банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно
за счет сокращения объемов свободных
денежных средств в банковском секторе,
а в 2013 году – также за счет увеличения
валового кредита банкам на 1,0 трлн. рублей.
Во втором варианте денежной
программы, предполагающем умеренный
рост цен на нефть в рамках прогнозного
периода, соответствующий показателям
прогноза платежного баланса прирост
ЧМР составит в 2011 году 1,4 трлн. рублей,
в 2012 году – 1,0 трлн. рублей, а в 2013 году
он будет близок к нулевому.
В 2011 и 2012 годах указанный прирост ЧМР
будет частично компенсирован сокращением
ЧВА, которое с учетом динамики денежной
базы, определенной в соответствии с ориентирами
по инфляции, в указанный период оценивается
в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно.
Вместе с тем в 2013 году прогнозируется,
что для обеспечения роста денежной базы
на уровне, соответствующем параметрам
данного варианта программы, потребуется
увеличение ЧВА на 0,9 трлн. рублей.
В условиях предполагаемого по данному
варианту сокращения дефицита федерального
бюджета и изменения источников его финансирования
ожидается, что динамика чистого кредита
расширенному правительству не окажет
существенного влияния на ЧВА: в 2011 году
объем чистого кредита расширенному правительству
возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013
годах он будет снижаться примерно на
0,1 трлн. рублей в год.
При прогнозируемой динамике кредита
расширенному правительству в 2011 году
сокращение ЧВА будет обеспечено за счет
изменения чистого кредита банкам, объем
которого снизится на 0,8 трлн. рублей. В
2012 и 2013 годах требуемый для увеличения
денежного предложения прирост ЧВА будет
обеспечен за счет повышения чистого кредита
банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно.
В соответствии с третьим вариантом денежной
программы, основанным на предположении
о существенном росте цен на нефть, в 2011
году прогнозируется увеличение ЧМР на
2,7 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах – на 2,2
и 1,0 трлн. рублей соответственно. При этом
с учетом оцениваемой динамики денежной
базы ожидается, что сокращение ЧВА по
данному варианту должно составить в 2011
году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году – 1,1 трлн.
рублей. В 2013 году прирост ЧВА может составить
0,1 трлн. рублей.
С учетом предполагаемой благоприятной
внешнеэкономической конъюнктуры и более
значительного роста ВВП по данному варианту
можно ожидать более существенного, чем
по второму варианту, увеличения остатков
средств на бюджетных счетах в Банке России,
что соответствует снижению чистого кредита
расширенному правительству на 0,5 трлн.
рублей в 2011 году, на 0,9 трлн. рублей в 2012
году и на 0,8 трлн. рублей в 2013 году. При
этом согласно прогнозу в 2011 году уменьшение
чистого кредита банкам может составить
около 1,0 трлн. рублей, а в 2012 году ожидается
его незначительный прирост (на 0,1 трлн.
рублей). В 2013 году требуемый для увеличения
денежного предложения прирост ЧВА будет
обеспечен путем повышения чистого кредита
банкам на 1,3 трлн. рублей за счет уменьшения
объема свободной ликвидности банковского
сектора.
Параметры денежной программы не являются
жестко заданными и могут быть уточнены
при изменении экономической конъюнктуры
и отклонении фактических значений от
исходных условий формирования вариантов
развития экономики. В целях адекватного
реагирования на изменение состояния
денежно-кредитной сферы и учета возможных
рисков при реализации денежно-кредитной
политики Банк России будет использовать
весь спектр инструментов, имеющихся в
его распоряжении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кредитно-денежная политика призвана
способствовать установлению в экономике
общего уровня производства, характеризующегося
полной занятостью и отсутствием инфляции.
Главными задачами, стоящими перед всеми
центральными банками, является поддержание
покупательной способности национальной
денежной единицы и стабильности кредитно-банковской
системы страны.
Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое
центральным банком Р.Ф., являясь одной
из составляющих экономической политики
государства, одновременно позволяет
сочетать макроэкономическое воздействие
с возможностями быстрой корректировки
регулирующих мер.
Главным направлением деятельности центральных
банков является регулирование денежного
обращения.
На сегодняшний день направления денежно-кредитной
политики России зависят от цен на нефть,
а при высоких ценах на нефть (которые
мы и имеем на сегодняшний день) Россия
не только не выиграет, а столкнется с
весьма трудно разрешимыми проблемами.
Центральный банк не сможет скупить всю
дополнительную валюту, которая поступит
в страну, не превысив при этом допустимый
уровень увеличения денежной массы. Изымать
средства путем увеличения предложения
облигаций чревато ростом процентной
ставки, что в свою очередь приведет к
еще большему притоку средств в страну.
А рассчитывать на стерилизационные возможности
бюджета не приходится, поскольку власти
при поступлении дополнительных средств,
как правило, увеличивают госрасходы.
А значит - либо высокая инфляция, либо
существенное укрепления рубля.
Однако явных свидетельств того, что банковская
система справляется или готова ответить
на эти мощные вызовы реальной экономики,
пока нет.
Что нужно, для того чтобы лучше вписаться
в международную систему расчетов, в международные
финансовые потоки? Банковская система
России должна совершенствоваться. Совершенствование
в первую очередь необходимо по линии
банковского надзора, по повышению достоверности
банковской отчетности через применение
жестких штрафных и иных санкций к кредитным
организациям, прибегающим к намеренному
искажению своей отчетности.
Когда речь идет о выделении надзорных
функций из круга полномочий Центрального
банка Российской Федерации, то, возможно,
это окажется целесообразным в будущем,
но на сегодня это только ослабляет, а
не усиливает возможности, которые имеются
у государства по контролю над банковской
системой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика:
Учебник/Под ред. проф.А.В.Сидоровича. –
М.:Изд-во «Дело и Сервис», 1999. С.160.
2.Алексашенко С. Причины падения рубля
– чисто психологические. // Эксперт. –
2005. – 14 сент. – С. 24.
3. Банковское дело/ Под ред. Е.Ф. Жукова,
Н.Д. Эриашвили. – Учебник.
– М.: ЮНИТИ-Дана: Единство, 2006. – 575с.
4. Большая книга по экономике / Пер. с нем.
В. Годфрида, - М.:ТЕРРА, 1997г.
5.Государственное регулирование рыночной
экономики. / Под ред. проф. Кушлина В.И.
и проф. Волгина Н.А. – М.: ОАО «НПО» Экономика»,
2005. – 735 с.
6.Государственное регулирование экономики:
Учебное пособие. – М.: Дело, 2005. – 300 с.
7.Государственное регулирование экономики
в современных условиях. – М.: ИЭ РАН, 2004.
– 132 с.
8.Денежно – кредитная политика/ Российская
экономика. Прогнозы и тенденции. – 2004,
- №12.
9.Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/А.Ю.Казак,
М.С.Марамыгин, Е.Н.Прокофьева, Е.Г.Шатовская,
О.А.Солодова, Т.Д.Сиколенко.-М.: Экономистъ,
2007.-656с.
10.Кузнецова Е.И./ Деньги. Кредит. Банки:
учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2007. – 527с.
11.Конституция Российской Федерации от
12 декабря 1993 года. – М.: Айрис – пресс,
2003.-61 с.
12.Лаврушин О.И. /Деньги. Кредит. Банки.
- М.: Финансы и статистика, 2003. – 554 стр.
13. Луссе А.В. Макроэкономика. – Спб.: Питер,
2002. С.220.
14.Мировая экономика. / Под ред. А.С. Булатова.
М.: Юрист, 2005. – 537 с.
15.Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика:
теория и практика: Учебное пособие. –
М.: Экономист, 2005.
16.Никишин А. Проблемы регулирования деятельности
небанковских кредитных организаций. //
Финансовый бизнес. – 2004. – №10. – С. 31–33.
17.Общая теория денег и кредита: Учебник
/ Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. - М.: Банки и
биржи, ЮНИТИ, 2003.- 628с.
18.Рогова О., Где экономика в государственной
денежно – кредитной политике / Экономист.
– 2004г. №5.
19.Синельников С. и др. Денежно-кредитная
политика в пост кризисный период // http://www.iet.ru/usaid/
20.Федеральный закон «О банках и банковской
деятельности». – М.: Омега-Л, 2005. – 48 с.
21.Фетисов Г. Г. Банк России: цели, задачи,
проблемы./ Деньги и кредит. – 2005г. №2.
22. Финансы, деньги, кредит: Учебник/ Под
ред. О.В.Соколовой. – М.: Юристъ, 2000. С.119.
23. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической
теории. –Киров: АСА,2001. С.432.
24.Интернет-ресурсы официального сайта
ЦБ РФ www.cbr.ru
1 Деньги, кредит, банки: Учебное пособие/
Под ред. д-ра экон.наук, проф. О.И.Лаврушина.
– М.: КНОРУС, 2005.
2 Луссе А.В. Макроэкономика. – Спб.: Питер,
2002. С.220.
3 Финансы, деньги, кредит: Учебник/ Под
ред. О.В.Соколовой. – М.: Юристъ, 2000. С.119.
4 Моисеев С.Р. Денежно-
5 Моисеев С.Р. Денежно-
6 Деньги, кредит, банки: Учебное пособие/Под
ред. проф. О.И.Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2005.
С 286.
7 Там же. С. 287.
8 Моисеев С.Р. Денежно-
9 Финансы, деньги, кредит: Учебник/ Под
ред. О.В.Соколовой. – М.: Юристъ,2000. С.123.
10 Статистический показатель, характеризующий
тенденцию рыночной цены или
дохода изменяться во времени.
11 Моисеев С.Р. Денежно-
12 Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика:
Учебник/Под ред. проф.А.В.Сидоровича. –
М.:Изд-во «Дело и Сервис», 1999. С.160.
13 Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической
теории. –Киров: АСА,2001. С.432.
14 Рассчитано по курсу на конец
месяца.
15 Состояние денежной сферы и
реализация денежно-кредитной
16 Материал подготовлен Сводным
экономическим департаментом.
17 http://www.cbr.ru
Информация о работе Денежно кредитная политика: сущность, направления и инструменты