Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 17:23, контрольная работа
Целью данной работы было изучить теоретические аспекты денежно-кредитной политики и осуществление ее Банком России.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
-проанализировать денежно-кредитную политику России;
-рассмотреть инструменты денежно-кредитной политики Банка России
Введение………………………………………………………………………....3
1.Теоретические аспекты денежно-кредитной политики
1.1Основные концепции, сущность и цели денежно-кредитной
политики……………………………………………………………………...…5
1.2Инструменты и типы денежно-кредитной политики……………...…....10
2.Показатели, инструменты денежно-кредитной политики России
на современном этапе
2.1Показатели денежно-кредитной политики России в 2011 году………..19
2.2Инструменты денежно-кредитной политики Банка России…………....27
3.Проект основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики …………….………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы…………………………………………………………….40
Федеральной агентство по образованию
ГОУ ВПО
Уральский государственный экономический университет
Институт непрерывного образования
Факультет сокращенной подготовки
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Деньги, банки, кредит
Тема: Денежно кредитная политика: сущность, направления и инструменты.
Студентки 2 курса
Преподаватель:
Прокофьева Е.Н.
Екатеринбург
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические аспекты денежно-кредитной политики
1.1Основные концепции, сущность и цели денежно-кредитной
политики………………………………………………………
1.2Инструменты и типы денежно-кредитной политики……………...…....10
2.Показатели, инструменты денежно-кредитной политики России
на современном этапе
2.1Показатели денежно-кредитной политики России в 2011 году………..19
2.2Инструменты денежно-
3.Проект основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики …………….………………………………….33
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.
В первой главе работы рассматриваются основные вопросы денежно-кредитной политики: цели, методы. Денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства. Если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Здесь же рассматриваются первичные и промежуточные цели. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального Банка и осуществляются с помощью в основном косвенных инструментов. Поэтому особое внимание уделено инструментам денежно-кредитной политики.
Во второй главе рассматриваются особенности денежно-кредитной политики, проводимой Банком России, основные направления единой государственной денежно-кредитной политики России.
Целью данной работы было изучить теоретические аспекты денежно-кредитной политики и осуществление ее Банком России.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
-проанализировать денежно-кредитную политику России;
-рассмотреть инструменты денежно-кредитной политики Банка России.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
1.1Основные концепции, сущность и цели денежно-кредитной политики
В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Среди экономистов ведутся дискуссии по вопросам значимости и роли денежно-кредитной политики, обусловленные двумя подходами: кейнсианской теорией и монетаризмом.
Сторонники кейнсианства утверждают, что рыночная экономика - неустойчивая система, считают, что государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные, с целью достижения высокого уровня занятости и максимальных темпов роста производства.
С точки зрения данного подхода механизм денежно кредитного регулирования выглядит так: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что приводит к изменению в инвестиционном спросе и к изменению уровня национального производства.
Кейнсианцы считают, что Центральный банк для проведения денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации, поэтому, по их мнению, денежно-кредитная политика не столь эффективное средство стабилизации экономики, как фискальная или бюджетная политика. В кейнсианской модели денежно-кредитная политика оказывает влияние на реальный сектор экономики через механизм изменения ставки процента1.
Можно сказать, что монетаризм — это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства. Это целостная, "общая" теория, представляющая специфический подход к регулированию экономики с помощью кредитно-денежных инструментов.
Внимание к монетаристской теории возросло со второй половины 70-х — начала 80-х гг. В тот период обнаружилось, что кейнсианские методы дают сбои; начался поиск новых подходов к восстановлению экономического равновесия. Если у Кейнса наиболее острой проблемой, поставленной в центр анализа, была безработица, обеспечение занятости и экономического роста, то примерно с середины 70-х гг. ситуация изменилась. Теперь на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции.
Сторонники монетаризма утверждают, что рыночная экономика – внутренне устойчивая система, и предлагают свести к минимуму государственное регулирование экономики, ограничив его денежно-кредитным регулированием. Считают, что государство должно вмешиваться в экономику только для борьбы с негативными последствиями в стимулировании эффективного спроса (с инфляцией).
Монетаристы предложили методы борьбы с инфляцией, которые вытекают из количественной теории денег. Количественная теории денег, подчеркивает Фридмен, это теория спроса на деньги. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется, и люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и это приводит к росту национального производства и валового национального продукта.
Исходя из этого, Фридмен выдвинул «денежное правило» - «золотое правило монетаризма», которое предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении – 3-5% в год. Такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год, будет происходить раскручивание инфляции, а если меньше 3-5% в год, то темп прироста валового национального продукта станет падать2.
Если Кейнс оценивал бюджетную политику как инструмент достаточно точный, быстрый и предсказуемый по результатам, то в отличие от него, Фридмен характеризует подобным образом денежно-кредитную политику.
И современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом, но оценивают по-разному значение этого влияния и его механизм.
Итак, денежно-кредитная политика получила развитие еще в прошлом веке. Вместе с бюджетной политикой она составляет основу современного государственного регулирования экономики.
Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, на валютный курс, платежный баланс и, следовательно, на состояние экономики страны3.
Любые денежные власти существуют для решения определенной задачи – конечной (первичной) цели денежно-кредитной политики. Конечная цель - ценовая стабильность (табл.1). Под ней подразумевается такой незначительный прирост цен, который не берется экономическими агентами в расчет при принятии решений. В идеале ценовая стабильность означает нулевую инфляцию, но на практике стабильность цен означает небольшое положительное значение прироста индекса цен в течение длительного периода времени.
Таблица1.Законодательно закрепленные первичные цели
денежно-кредитной политики некоторых стран4.
Национальные денежные власти |
Конечная цель денежно-кредитной политики |
ФРС США |
Максимальный устойчивый долгосрочный экономический рост и стабильность цен |
Европейский Центральный Банк |
Ценовая стабильность |
Банк Англии |
Ценовая стабильность |
Банк Франции |
Ценовая стабильность |
Банк Италии |
Стабильность национальной валюты |
Национальный банк Бельгии |
Стабильность национальной валюты |
Национальный банк Дании |
Стабильность и защита валютной системы |
Китайский народный банк |
Экономический рост и стабильность валютного курса |
Банк России |
Обеспечение защиты и устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к другим иностранным валютам |
Национальный банк Венгрии |
Защита внутренней и
внешней покупательной способно |
Банк Латвии |
Управление денежным обращением для ценовой стабильности |
Для сохранения ценовой стабильности страны используется промежуточная цель политики Центрального банка. Центральный банк в ходе реализации денежно-кредитной политики проводит таргетирование промежуточных целей. Под таргетированием следует понимать применение инструментов экономической политики для достижения количественных ориентиров целевой переменной, входящих в сферу ответственности органа регулирования5. Центральный банк не в состоянии достичь конечной цели напрямую, поэтому он действует опосредованно, через таргетирование промежуточной цели. Некоторые страны прибегают к таргетированию нескольких целей денежно-кредитной политики.
Выбор промежуточных целей определяется степенью либерализации экономики и независимости Центрального банка, стоящими перед ним задачами и его функциями. Выбор промежуточных целей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного рынка посредством формирования, как предложения, так и спроса на деньги.
В соответствии с поставленной целью Центральный Банк выполняет несколько функций:
-проводит денежно-кредитную политику, ориентированную на долгосрочные цели экономического роста и низкой устойчивой инфляции;
-содействует развитию
конкурентоспособной
-способствует эффективному
функционированию платежной
-действует в качестве
финансового агента
Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке, субъектами денежно-кредитной политики выступают, прежде всего, Центральный Банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.
1.2Инструменты
и типы денежно-кредитной
Выбор конкретных методов денежно-кредитной политики сводится к маневрированию между задачей стимулирования экономического роста и борьбы с инфляцией. Методы денежно-кредитной политики – это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных задач6. Методы денежно-кредитной политики могут быть прямыми и косвенными.
Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферой воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов.
Выделяют также общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики Центральных Банков. Общие являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом. Селективные регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер.
Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального Банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики7.
Информация о работе Денежно кредитная политика: сущность, направления и инструменты