Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 17:23, контрольная работа
Целью данной работы было изучить теоретические аспекты денежно-кредитной политики и осуществление ее Банком России.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
-проанализировать денежно-кредитную политику России;
-рассмотреть инструменты денежно-кредитной политики Банка России
Введение………………………………………………………………………....3
1.Теоретические аспекты денежно-кредитной политики
1.1Основные концепции, сущность и цели денежно-кредитной
политики……………………………………………………………………...…5
1.2Инструменты и типы денежно-кредитной политики……………...…....10
2.Показатели, инструменты денежно-кредитной политики России
на современном этапе
2.1Показатели денежно-кредитной политики России в 2011 году………..19
2.2Инструменты денежно-кредитной политики Банка России…………....27
3.Проект основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики …………….………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы…………………………………………………………….40
В рассматриваемый
период Банком России были
приняты решения о повышении
нормативов обязательных
— на 1 процентный
пункт — с 2,5 до 3,5%, с 3,5 до 4,5%
и с 4,5 до 5,5% соответственно по
обязательствам кредитных
— на 0,5 процентного
пункта — с 2,5 до 3,0%, с 3,0 до 3,5%
и с 3,5 до 4,0% соответственно по
обязательствам кредитных
Коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов в I квартале 2011 г. не изменялся и составлял 0,6 для кредитных организаций (кроме РНКО, РЦ ОРЦБ), для РНКО и РЦ ОРЦБ — 1,0. Корректировочный коэффициент, применяемый для определения суммы обязательств кредитной организации по выпущенным ею долговым ценным бумагам перед кредитными организациями — резидентами Российской Федерации, в указанный период оставался на уровне 0,2.
Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, на 1.04.2011 составила 244,1 млрд. руб., увеличившись за рассматриваемый период на 55,7 млрд. рублей. При этом обязательные резервы по обязательствам в валюте Российской Федерации на указанную дату были равны 164,2 млрд. руб., по обязательствам в иностранной валюте — 79,9 млрд. рублей. Их приросты за январь—март составили 36,6 и 19,1 млрд. руб. соответственно.
В 2011 г. кредитные организации продолжали активно использовать усреднение обязательных резервов, то есть выполняли часть обязательных резервов путем поддержания соответствующего среднемесячного остатка денежных средств на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) в Банке России. В течение периода усреднения с 10 марта по 10 апреля 2011 г. правом на усреднение обязательных резервов воспользовалась 701 кредитная организация (или 69,3% от общего числа действующих кредитных организаций).
Сохраняющийся в I квартале 2011 г. высокий объем рублевой ликвидности в банковском секторе привел к снижению спроса кредитных организаций на инструменты рефинансирования. Валовой кредит Банка России кредитным организациям в январе—марте 2011 г. сократился на 13,4 млрд. руб. (или на 2,3%).
В целях обеспечения бесперебойного проведения платежей Банк России предоставил в I квартале 2011 г. внутридневные кредиты в объеме 7,3 трлн. руб., что на 1,9 трлн. руб. (или на 35,2%) больше, чем в соответствующий период 2010 года. Объем предоставленных для завершения операционного дня кредитов овернайт в I квартале 2011 г. составил 57,8 млрд. руб., увеличившись на 10,5% по сравнению с соответствующим периодом 2010 года.
Совокупный объем сделок прямого РЕПО Банка России в I квартале 2011 г. сократился до 0,03 млрд. руб. — с 1,3 трлн. руб. за соответствующий период 2010 года. Средний объем требований Банка России к кредитным организациям по данному инструменту рефинансирования в I квартале 2011 г. составил 2,0 млрд. руб. против 69,9 млрд. руб. в январе—марте 2010 года.
В I квартале 2011 г. общий объем предоставленных ломбардных кредитов составил 7,6 млрд. руб., что на 16,2 млрд. руб., или в 3,1 раза, меньше, чем в соответствующий период 2010 года.
Кроме того, кредитные организации использовали механизм получения кредитов по фиксированной процентной ставке, обеспеченных активами или поручительствами, а также кредитов, обеспеченных залогом прав требования по межбанковским кредитным договорам. Общий объем таких кредитов в I квартале 2011 г. составил 4,1 млрд. руб., сократившись по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. на 154,3 млрд. рублей.
Операции "валютный своп" в анализируемый период не проводились.
В 2011 г. в рамках продолжения работы по постепенному свертыванию антикризисных мер Банк России с 10 февраля приостановил проведение операций по предоставлению кредитов под залог нерыночных активов на срок от 91 до 180 дней, а также ломбардных кредитов по фиксированной процентной ставке на срок 30 дней. С 1 марта было приостановлено предоставление кредитов, обеспеченных поручительствами кредитных организаций, путем снижения до нуля лимитов по ним.
Кроме того, в феврале было принято решение об установлении следующих подходов к формированию Перечня Банка России (используемого при кредитовании банков под обеспечение кредитными требованиями) в части критерия наличия у организации рейтинга долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте как минимум одного из иностранных рейтинговых агентств:
— с 1 апреля
2011 г. — на уровне не ниже
"В" по классификации
— с 1 июля 2011 г. — на уровне не ниже "В+" по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor’s", "Fitch Ratings" либо "В1" по классификации рейтингового агентства "Moody’s Investors Service".
Приостанавливается включение в Перечень Банка России:
— с 1 марта 2011 г. — организаций, которым присвоены рейтинги на уровне "В–" либо "ВЗ" по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor’s", "Fitch Ratings" либо "Moody’s Investors Service";
— с 1 апреля 2011 г. — организаций, которым присвоены рейтинги на уровне "В" либо "В2" по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor’s", "Fitch Ratings" либо "Moody’s Investors Service".
Обязательства организаций, которым присвоены рейтинги на уровне "В–" либо "ВЗ" и "В" либо "В2" по классификации указанных рейтинговых агентств, являющиеся обеспечением кредитов Банка России по состоянию на 1 апреля и 1 июля 2011 г. соответственно, остаются в залоге по указанным кредитам Банка России до их погашения.
Банком России в марте было также принято решение о приостановлении с 1 июля 2011 г. заключения сделок прямого РЕПО с кредитными организациями, обеспечением по которым являются акции российских компаний.
Принимая решения о выборе инструментов денежно-кредитной политики, Банк России будет исходить как из текущих задач, так и задач, поставленных на среднесрочную перспективу, которыми, в частности, являются создание условий для последовательного снижения темпов инфляции и восстановление устойчивого экономического роста, включая формирование предпосылок для перераспределения активов кредитных организаций в пользу реального сектора экономикки.
3.ПРОЕКТ ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ ЕДИНОЙ
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2011 году до 6-7%, в 2012 году – до 5-6%, в 2013 году – до 4,5-5,5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 5,5-6,5% в 2011 году, 4,5-5,5% в 2012 году и 4-5% в 2013 году.
Расчеты по денежной программе на 2011-2013 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и валютных курсов, а также прогнозных показателей платежного баланса и параметров проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
В соответствии
с прогнозом социально-
Банк России разработал три варианта денежной программы в зависимости от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2011-2013 годов. При этом второй вариант базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов. Темпы прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующие оценкам динамики экономического роста и валютного курса, в зависимости от варианта программы могут составить в 2011 году 8-19%, в 2012 году – 11-16%, в 2013 году – 9-13%.
При предполагаемом в прогнозный период ослаблении платежного баланса и повышении гибкости курсовой политики ожидается, что денежное предложение все в большей степени будет формироваться за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при уменьшении роли чистых международных резервов (ЧМР). При этом важное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь предполагаемое изменение чистого кредита банкам, которое, согласно прогнозу, в 2011 году будет происходить за счет увеличения объема свободной ликвидности банковского сектора, а в 2012-2013 годах – за счет ее сокращения. При этом по первому варианту программы предполагается также значительный рост валового кредита банкам к концу прогнозного периода.
Планируемое в 2011-2013 годах сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе монетарных источников его финансирования, будет способствовать ограничению воздействия бюджетного канала на рост денежного предложения, формируемого органами денежно-кредитного регулирования. Однако, как показывают расчеты по денежной программе в соответствии с первым сценарием социально-экономического развития, в прогнозный период вероятно сохранение существенной роли бюджета в формировании денежного предложения.
В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного исходя из значительного снижения цен на нефть – до 60 долларов США за баррель, снижение ЧМР может составить 0,2 трлн. рублей в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году.
Для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, увеличение ЧВА должно составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах – 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.
Как предусмотрено «Основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов», в случае снижения цен на нефть ниже 75 долларов США за баррель для финансирования бюджетного дефицита возможно использование средств Фонда национального благосостояния в объемах, превышающих показатели, предусмотренные проектом федерального бюджета. Данный сценарий может быть реализован в рамках первого варианта программы. При этом объем чистого кредита расширенному правительству может увеличиться на 0,9 трлн. рублей как в 2011 году, так и в 2012 году и на 1,2 трлн. рублей – в 2013 году. Согласно расчетам по программе, в 2011 году такое увеличение чистого кредита расширенному правительству с учетом динамики ЧМР может вызвать необходимость уменьшения чистого кредита банкам на 0,2 трлн. рублей и осуществления Банком России операций по дополнительной стерилизации свободной банковской ликвидности. Однако в 2012 и 2013 годах в рамках первого варианта будет необходима активизация других источников роста денежного предложения: прогнозируется увеличение чистого кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно за счет сокращения объемов свободных денежных средств в банковском секторе, а в 2013 году – также за счет увеличения валового кредита банкам на 1,0 трлн. рублей.
Во втором варианте денежной программы, предполагающем умеренный рост цен на нефть в рамках прогнозного периода, соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2011 году 1,4 трлн. рублей, в 2012 году – 1,0 трлн. рублей, а в 2013 году он будет близок к нулевому.
В 2011 и 2012 годах указанный прирост ЧМР будет частично компенсирован сокращением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период оценивается в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно. Вместе с тем в 2013 году прогнозируется, что для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, потребуется увеличение ЧВА на 0,9 трлн. рублей.
В условиях предполагаемого по данному варианту сокращения дефицита федерального бюджета и изменения источников его финансирования ожидается, что динамика чистого кредита расширенному правительству не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого кредита расширенному правительству возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей в год.
При прогнозируемой динамике кредита расширенному правительству в 2011 году сокращение ЧВА будет обеспечено за счет изменения чистого кредита банкам, объем которого снизится на 0,8 трлн. рублей. В 2012 и 2013 годах требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен за счет повышения чистого кредита банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно.
В соответствии с третьим вариантом денежной программы, основанным на предположении о существенном росте цен на нефть, в 2011 году прогнозируется увеличение ЧМР на 2,7 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах – на 2,2 и 1,0 трлн. рублей соответственно. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что сокращение ЧВА по данному варианту должно составить в 2011 году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году – 1,1 трлн. рублей. В 2013 году прирост ЧВА может составить 0,1 трлн. рублей.
С учетом предполагаемой
благоприятной
Информация о работе Денежно кредитная политика: сущность, направления и инструменты