Денежно-кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка и анализ их практического применения.
Поставленная цель определяет следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной политики, определить цели и формы;
- показать основные инструменты и методы денежно-кредитной политики;
- изучить основные мероприятия и направления денежно-кредитной политики в современных условиях и рассмотреть количественные ориентиры на среднесрочную перспективу.

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ 1.docx

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Государство и центральный банк может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.

Сделаем вывод, что проводя денежно-кредитную политику Центральные банки сами определяют инструмент регулирующий наилучшим образом денежную массу в обращении.

Главными  инструментами проведения денежно-кредитной  политики являются:

- дисконтная  политика (изменение ставки рефинансирования);

- регулирование  банковских резервов (изменение норм обязательных резервов);

- операции  на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые иные меры, носящие жесткий административный характер.

В рамках денежно-кредитной политики могут также устанавливаться ориентиры роста денежной массы и осуществляться валютное регулирование.

 

3 Денежно-кредитная политика ЦБ в современных условиях

 

3.1 Основные  мероприятия ЦБ РФ в области  денежно-кредитной политики

 

Меры, принятые Банком России в целях обеспечения  стабильности финансовой системы, можно  условно разделить на две группы: процентная политика и прочие меры.

Если  говорить о процентной политике ЦБ РФ в 2010 г., то в первой половине года Банк России продолжил политику 2009 г. по смягчению денежно-кредитной политики. В частности, в январе – мае ЦБ РФ четыре раза снижал процентные ставки. За этот период ставка рефинансирования (одновременно со ставками по операциям Банка России) была уменьшена с 8,75 до 7,75% годовых21. Причиной таких действий ЦБ РФ стало то, что кредитование реального сектора экономики стало резко замедляться при одновременном снижении инфляции. Замедление инфляции позволило Банку России снизить стоимость ресурсов, предоставляемых коммерческим банкам, не сильно меняя при этом величину ставок в реальном выражении, так как номинальные ставки поддерживались примерно на уровне инфляции. Причины для снижения ставок, публикуемые в пресс-релизах ЦБ РФ, были во всех случаях приблизительно одни и те же. В частности, причинами снижения ставок назывались снижение инфляции, а также необходимость стимулирования неустойчивого восстановления экономического роста.

Однако, как мы уже отмечали ранее, летом  замедление инфляции прекратилось, а осенью она ускорилась. При этом Банк России уже 30 июня принял решение о прекращении снижения процентных ставок. Мы считаем, что прекращение снижения процентных ставок стало своевременным решением. Более того, в условиях ускорения инфляции в конце 2010 г. целесообразно ставить вопрос об ужесточении денежно-кредитной политики, так как текущий низкий уровень процентных ставок при избытке ликвидности в банковской системе поощряет кредитные организации к принятию дополнительных рисков, несмотря на то что экономическая ситуация в РФ еще далека от благоприятной. Кроме того, мягкая денежно-кредитная политика не способствует замедлению инфляции, ускорение которой обусловлено как немонетарными, так и монетарными факторами. Мы считаем, что именно низкая инфляция на уровне не более 4–5% в год должна стать важным фактором роста сбережений и инвестиций в российской экономике.

Отметим также, что в течение кризиса  процентные ставки ЦБ РФ впервые стали  работающим инструментом денежно-кредитной  политики. Это оказалось результатом  увеличения доли кредитов Банка России в пассивах коммерческих организаций, для которых в условиях кризиса ресурсы, предоставляемые им ЦБ РФ, были практически единственным источником сравнительно недорогих финансовых средств. Однако к середине 2010 г. коммерческие банки вернули Банку России практически все взятые у него в долг средства. Таким образом, возможность ЦБ РФ влиять на ситуацию на денежном рынке с помощью процентной политики вновь снизилась. В данной ситуации для снижения инфляции Банку России необходимо сокращать свое вмешательство в ситуацию на валютном рынке, сглаживая лишь волатильность обменного курса, но не наращивать (либо сокращать) объем международных резервов, влияя тем самым на денежное предложение.

Прочие  меры денежно-кредитной политики, реализованные  Банком России в 2010 г., включают следующие основные шаги.

1. 19 марта Банк России сообщил о том, что с 1 мая будут снижены лимиты по кредитному риску, устанавливаемые для кредитных организаций в целях предоставления кредитов без обеспечения. Иными словами, Банк России уменьшил максимальный размер таких кредитов, предоставляемых кредитным организациям. Данный шаг был направлен на постепенное сворачивание антикризисных мер поддержки банковского сектора.

2. 3 июня Банк России сообщил об утверждении Указания Банка России от 03.06.2010 г. № 2459-У «Об особенностях оценки кредитного риска по отдельным выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности». В соответствии с данным Указанием Банк России постепенно возвращается к докризисным требованиям в оценке кредитного риска. Смягченные нормативы резервирования по выданным кредитам, введенные во время кризиса, были направлены на поддержку российских банков и позволяли им формировать меньший объем резервов в кризисных условиях. В настоящее время состояние банковского сектора улучшилось, и это позволяет регулятору ужесточать требования к оценке кредитного риска, приводя его в соответствие с общепринятыми нормами.

3. 7 июня Банк России заявил о совершенствовании своей информационной политики: с этой даты ЦБ РФ стал раскрывать данные не только о совокупном объеме интервенций на валютном рынке, но и об объеме так называемых целевых интервенций. Повышение информационной открытости и прозрачности политики Банка России можно приветствовать. Подобные меры повышают доверие экономических агентов к денежно-кредитной политике Банка России и способствуют увеличению ее эффективности. Однако установление четкого правила курсовой политики Банка России является не совсем оправданным в условиях высокой зависимости российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, так как предсказуемость действий Банка России на валютном рынке может создавать предпосылки для повышения волатильности курса. Например, при увеличении притока валюты в РФ игроки на валютном рынке будут знать, что Банк России купит определенный объем валюты, а затем повысит курс рубля. При этом возможности заработать на укреплении рубля повысятся по сравнению с ситуацией, при которой действия Банка России менее предсказуемы. Целесообразным представляется переход к свободному плаванию рубля со сглаживанием лишь резких колебаний курса.

4. С 13 октября Банк России симметрично расширил операционный интервал допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины с 3 до 4 руб. и снизил величину накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ операционного интервала на 5 копеек, с 700 млн до 650 млн долл. Кроме того, ЦБ РФ отменил фиксированные границы коридора, определяющего допустимые колебания рублевой стоимости бивалютной корзины (26 и 41 руб.), которые были установлены 23 января 2009 г.

Данным шагом  ЦБ РФ продемонстрировал свою готовность к постепенному отказу от вмешательства  в ситуацию на валютном рынке и  к переходу к режиму свободного плавания рубля. В то же время Банк России намерен продолжать сглаживать значительные колебания курса. Отметим, что данный шаг можно в целоприветствовать, так как поддержание курса рубля при одновременном переходе к инфляционному таргетированию, а также в условиях свободного движения капитала является трудновыполнимой задачей.

5. 18 октября ЦБ РФ сообщил о восстановлении с 1 января 2011 г. подходов к формированию Перечня Банка России, действовавших до февраля 2009 г. Напомним, что под залог долговых обязательств компаний, входящих в данный Перечень, предоставляется большая часть кредитов ЦБ РФ коммерческим банкам. Таким образом, Банк России сделал еще один шаг по «выходу» из антикризисных мер поддержки банковской системы, повысив требования к качеству обеспечения по выдаваемым им кредитам, что можно признать правильной и своевременной мерой. В то же время в силу небольшого числа системообразующих организаций, входящих в Перечень и одновременно имеющих в обращении значительный объем долговых обязательств, серьезное влияние данный шаг на экономику РФ вряд ли окажет22.

6. В начале ноября ЦБ РФ внес на рассмотрение ГД РФ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов». В документе Банк России явно обозначил свою главную задачу на 2011–2013 гг., которой должно стать удержание инфляции в границах 5–7% в год. При этом   ЦБ РФ не устанавливает количественных ориентиров по динамике курса рубля и заявляет о продолжении движения в сторону свободного курсообразования при одновременном сглаживании волатильности курса. Такая формулировка целей Банка России позволяет ему более эффективно проводить денежно-кредитную политику, не пытаясь одновременно достичь двух во многом противоречащих друг другу целей: снижения инфляции и поддержания курса рубля. В то же время очевидно, что в среднесрочном периоде Банк России не сможет полностью отказаться от вмешательства в процесс курсообразования (помимо сглаживания волатильности) в силу высокой зависимости экономики РФ от внешнеэкономической конъюнктуры. Причем вмешательство ЦБ РФ, по всей видимости, будет увеличиваться в периоды резких изменений спроса и предложения на валютном рынке.

Среди других ориентиров ДКП в среднесрочном  периоде можно выделить следующие:

- повышение роли процентной политики ЦБ РФ в снижении инфляции и инфляционных ожиданий (сужение коридора процентных ставок); в рамках данной цели Банк России постепенно планирует уменьшать разницу в процентных ставках по предоставляемым банкам ресурсам и по привлекаемым от них; в случае существенных объемов операций между ЦБ РФ и банками сужение коридора позволит точнее влиять на рыночные процентные ставки в РФ;

- сворачивание антикризисных мер;

- консолидация и капитализация в банковском секторе;

- учет ситуации на финансовых рынках при проведении ДКП; речь идет, в частности, о принятии решения по изменению денежно-кредитной политики с учетом динамики не только инфляции, но и цен на финансовых рынках;

- повышение прозрачности ДКП и совершенствование аналитической работы.

 

3.2 Основные направления денежно-кредитной политики на 2012 и период 2013 и 2014 годов

 

Рассмотрим  сценарии макроэкономического развития на 2012 год и период 2013 и 2014 годов и прогноз платежного баланса.

Международные финансовые институты и экономические  организации прогнозируют продолжение  роста мировой экономики в 2012 году и в перспективе до 2014 года. Темпы роста производства товаров  и услуг в мире в 2012 году, по прогнозу МВФ, как и в 2011 году, составят 4,0%23. Тем не менее неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран создают риски менее благоприятного развития экономических тенденций в мире в среднесрочной перспективе. Не исключается возможность существенного снижения деловой активности в странах – торговых партнерах России и нарастания рисков для зарубежных финансовых систем. Прогнозируется замедление в 2012 году инфляции в большинстве стран – торговых партнеров России, что объясняется ожидаемым уменьшением вклада изменения цен на товары энергетической и продовольственной групп. В результате снизятся внешние риски ускорения роста цен в России. В 2012 году не прогнозируется существенного изменения уровня процентных ставок за рубежом по сравнению с 2011 годом. Ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках может повлиять на отток капитала из страны, однако продолжение восстановительных процессов в российской экономике, улучшение инвестиционного климата будут способствовать улучшению ситуации с притоком капитала.

Банк  России рассмотрел три варианта условий  проведения денежно-кредитной политики в 2012 – 2014 годах, один из которых соответствует  прогнозу Правительства Российской Федерации. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть.

В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2012 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта «Юралс» на мировом рынке до 75 долларов США за баррель.

В этих условиях в 2012 году реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться  на 3,9%, инвестиции в основной капитал  – на 4,2%. Прирост ВВП ожидается  на уровне 3,3%.

В основе второго варианта рассматривается прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу для разработки параметров федерального бюджета на 2012 – 2014 годы. Предполагается, что в 2012 году цена на российскую нефть может составить 100 долларов США за баррель.

Данный  вариант отражает развитие экономики  в условиях реализации активной государственной  политики, направленной на улучшение  инвестиционного климата, повышение  конкурентоспособности, стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности  расходов бюджета. Согласно этому варианту в 2012 году увеличение реальных располагаемых  денежных доходов населения прогнозируется на уровне 5,0%. Темп прироста инвестиций в основной капитал может ускориться до 7,8%. В этих условиях объем ВВП  может возрасти на 3,7%.

В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2012 году цены на нефть сорта «Юралс» до 125 долларов США за баррель.

В условиях увеличения доходов от экспорта российских товаров в 2012 году ожидается повышение  инвестиционной активности. Прирост  инвестиций в основной капитал может  составить 8,7%, прирост реальных располагаемых  денежных доходов населения – 5,2%. Увеличение объема ВВП предполагается на уровне 4,7%.

В 2013 – 2014 годах увеличение объема ВВП в  зависимости от варианта прогноза ожидается  в диапазоне 3,5 – 4,8%.

Базовый прогноз платежного баланса на 2012 – 2014 годы составлен исходя из предположения, что цена на нефть сорта «Юралс»  будет оставаться относительно стабильной и находиться в пределах 97 – 101 доллара  США. В первом и третьем вариантах  учитывается вероятность отклонения цен от указанного диапазона на 25% в большую и меньшую сторону.

Согласно  первому варианту прогноза при уменьшении средней цены на российскую нефть  до 75 долларов США за баррель в 2012 году ожидается существенное снижение профицита счета текущих операций платежного баланса – до 11,3 млрд. долларов США. Вследствие опережающего сокращения экспорта по сравнению с  импортом положительное сальдо баланса  торговли товарами и услугами уменьшится до 69,7 млрд. долларов США. В соответствии со вторым вариантом прогноза умеренное  ухудшение ценовой конъюнктуры  топливно-энергетического рынка  обусловит менее масштабное сокращение профицита счета текущих операций и активного сальдо баланса товаров  и услуг – до 36,5 и 101,9 млрд. долларов США соответственно. В условиях благоприятной  ценовой конъюнктуры внешней  торговли, соответствующей третьему варианту, положительные сальдо счета  текущих операций (72,5 млрд. долларов США) и баланса товаров и услуг (141,8 млрд. долларов США), тем не менее, не превысят значений 2011 года.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации в современных условиях