Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:10, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка и анализ их практического применения.
Поставленная цель определяет следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной политики, определить цели и формы;
- показать основные инструменты и методы денежно-кредитной политики;
- изучить основные мероприятия и направления денежно-кредитной политики в современных условиях и рассмотреть количественные ориентиры на среднесрочную перспективу.
Дефицит баланса доходов и текущих трансфертов, согласно первому варианту, незначительно уменьшится – до 58,4 млрд. долларов США. Во втором и третьем вариантах его отрицательное сальдо ожидается в размере 65,4 и 69,3 млрд. долларов США соответственно24.
Сальдо
счета операций с капиталом и
финансовыми инструментами в
первом и втором вариантах прогнозируется
с сокращением дефицита до 26,3 и 10,5
млрд. долларов США соответственно,
в третьем – до сбалансированного
уровня. В 2012 году в первом и втором
вариантах интенсивность
Таблица 1
Прогноз платежного баланса Российской Федерации на 2012 - 2014 годы (млрд. долларов США) 25
2011 (оценка) |
2012 |
2013 |
2014 | |||||||
108 долларов США за барель |
I вариант (75 долларов США за баррель) |
II вариант (100 долларов США за баррель) |
III вариант (125 долларов США за баррель) |
I вариант (73 доллара США за баррель) |
II вариант (97 долларов США за баррель) |
III вариант (121 доллар США за баррель) |
I вариант (76 долларов США за баррель) |
II вариант (101 доллар США за баррель) |
III вариант (126 долларов США за баррель) | |
Счет текущих операций |
96,3 |
11,3 |
36,5 |
72,5 |
-15,7 |
5,9 |
49,8 |
-34,4 |
-6,0 |
37,1 |
Баланс товаров и услуг |
155,6 |
69,7 |
101,9 |
141,8 |
45,3 |
73,4 |
121,8 |
29,0 |
63,5 |
110,7 |
Экспорт товаров и услуг |
576,3 |
490,1 |
584,3 |
666,7 |
491,5 |
594,9 |
697,6 |
508,7 |
633,7 |
754,4 |
Импорт товаров и услуг |
-420,7 |
-420,4 |
-482,5 |
-524,9 |
-446,2 |
-521,5 |
-575,9 |
-479,7 |
-570,2 |
-643,8 |
Баланс доходов и текущих |
-59,3 |
-58,4 |
-65,4 |
-69,3 |
-61,0 |
-67,5 |
-71,9 |
-63,4 |
-69,6 |
-73,6 |
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами |
-73,6 |
-26,3 |
-10,5 |
0,0 |
-2,8 |
18,0 |
23,5 |
12,2 |
33,0 |
38,5 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) |
-73,6 |
-26,3 |
-10,5 |
0,0 |
-2,8 |
18,0 |
23,5 |
12,2 |
33,0 |
38,5 |
Сектор государственного управления и органы денежно-кредитного регулирования |
-3,6 |
-1,3 |
-0,5 |
0,0 |
2,2 |
3,0 |
3,5 |
2,2 |
3,0 |
3,5 |
Частный сектор (включая чистые ошибки и пропуски) |
-70,0 |
-25,0 |
-10,0 |
0,0 |
-5,0 |
15,0 |
20,0 |
10,0 |
30,0 |
35,0 |
Изменение валютных резервов («+» - снижение, «-» - рост) |
-22,7 |
14,9 |
-26,0 |
-72,5 |
18,4 |
-23,8 |
-73,3 |
22,2 |
-26,9 |
-75,6 |
Профицит текущего счета в первом варианте лишь частично компенсирует отрицательное сальдо по финансовому счету, во втором - полностью, а в третьем - компенсации не потребуется. В результате в первом варианте валютные резервы уменьшатся на 14,9 млрд. долларов США, а во втором и третьем - увеличатся на 26,0 и 72,5 млрд. долларов США соответственно.
В рамках
первого варианта прогноза платежного
баланса в среднесрочной
Сальдо
счета операций с капиталом и
финансовыми инструментами
В первом варианте снижение резервных активов составит 18,4 млрд. долларов США в 2013 году и 22,2 млрд. долларов США в 2014 году. В остальных вариантах в 2013 и 2014 годах ожидается пополнение валютных резервов соответственно на 23,8 и 26,9 млрд. долларов США во втором варианте и на 73,3 и 75,6 млрд. долларов США - в третьем.
Рассмотрим цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов. В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году до 5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 - 5,5%, в 2014 году - до 4 - 5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,5 - 5,5% в 2012 году, 4 - 5% в 2013 году и 3,5 - 4,5% в 2014 году.
Расчеты по денежной программе на 2012 - 2014 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции и прогнозной динамике ВВП, а также прогнозным показателям платежного баланса и параметрам проекта федерального бюджета.
Ожидается, что в рассматриваемый период экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних факторов, включая увеличение кредитования банками реального сектора российской экономики.
В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2012 году может составить 12 - 20%, в 2013 году - 16 - 19%, в 2014 году - 17 - 20%.
Банк
России разработал три варианта денежной
программы, соответствующие основным
сценариям прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на период
2012 - 2014 годов и другим параметрам,
указанным выше. При этом второй
вариант программы базируется на
макроэкономических показателях, использованных
при формировании проекта федерального
бюджета на 2012 год и плановый период
2013 - 2014 годов. Темп прироста денежной базы
в узком определении, рассчитанный
исходя из необходимости достижения
целевых показателей по инфляции
и соответствующий оценкам
С учетом
прогнозируемой в течение рассматриваемого
периода динамики показателей платежного
баланса ожидается, что в условиях
первого варианта формирование денежного
предложения будет происходить
в основном за счет увеличения чистых
внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного
регулирования при сокращении объема
чистых международных резервов (ЧМР),
второго и третьего вариантов - в
большей степени за счет увеличения
ЧМР. При этом большое значение для
реализации денежно-кредитной политики
будут иметь параметры
В соответствии
с бюджетными проектировками в предстоящий
трехлетний период ожидается формирование
дефицита федерального бюджета в 2012
- 2014 годах. Планируется, что в среднесрочной
перспективе финансирование дефицита
федерального бюджета будет осуществляться
преимущественно за счет расширения
объема внутренних заимствований и
поступлений от приватизации. При
этом предполагается увеличить остатки
средств Резервного фонда в 2012 - 2014
годах. Однако учитывая сохранение относительно
высокой доли нефтегазовых доходов
в общем объеме государственных
доходов и объективные пределы
осуществления государственных
заимствований в
В рамках второго и третьего вариантов денежной программы предполагается снижение чистого кредита федеральному правительству, обусловленное в основном накоплением средств на счетах суверенных фондов, в первом варианте - его рост.
Указанные условия будут определять влияние бюджетного канала на формирование денежного предложения в 2012 - 2014 годах. С учетом прогнозируемой динамики чистого кредита расширенному правительству по всем вариантам прогноза в указанный период ожидается последовательный рост объемов рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России.
Таблица 2
Прогноз показателей денежной программы на 2012 - 2014 годы (млрд. рублей)27
1.01.2012 (оценка) |
1.01.2013 |
1.01.2014 |
1.01.2015 | |||||||
I вариант |
II вариант |
III вариант |
I вариант |
II вариант |
III вариант |
I вариант |
II вариант |
III вариант | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Денежная база (узкое определение) |
7099 |
7713 |
8058 |
8264 |
8672 |
9137 |
9452 |
9825 |
10440 |
10891 |
- наличные деньги в обращении (вне Банка России) |
6840 |
7420 |
7752 |
7950 |
8330 |
8777 |
9079 |
9421 |
10012 |
10444 |
- обязательные резервы28 |
259 |
293 |
306 |
314 |
342 |
361 |
373 |
403 |
429 |
447 |
Чистые международные резервы |
15090 |
14635 |
15882 |
17301 |
14073 |
16608 |
19534 |
13396 |
17429 |
21837 |
- в млрд. долларов США |
495 |
480 |
521 |
568 |
462 |
545 |
641 |
440 |
572 |
717 |
Чистые внутренние активы |
-7991 |
-6922 |
-7824 |
-9036 |
-5401 |
-7471 |
-10082 |
-3571 |
-6989 |
-10946 |
Чистый кредит расширенному |
-5529 |
-5202 |
-5698 |
-6589 |
-4801 |
-6159 |
-7864 |
-4290 |
-6706 |
-9283 |
- чистый кредит федеральному |
-4229 |
-4038 |
-4534 |
-5425 |
-3537 |
-4895 |
-6600 |
-2926 |
-5342 |
-7919 |
- остатки средств |
-1300 |
-1164 |
-1164 |
-1164 |
-1264 |
-1264 |
-1264 |
-1364 |
-1364 |
-1364 |
Чистый кредит банкам |
-90 |
679 |
250 |
116 |
1865 |
1092 |
565 |
3187 |
2072 |
1281 |
- валовой кредит банкам |
950 |
1687 |
1302 |
1196 |
2876 |
2157 |
1667 |
4211 |
3160 |
2385 |
|
||||||||||
|
||||||||||
Продолжение таблицы 2 | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
- корреспондентские счета |
-1040 |
-1008 |
-1053 |
-1080 |
-1012 |
-1066 |
-1103 |
-1024 |
-1089 |
-1105 |
Прочие чистые |
-2372 |
-2399 |
-2376 |
-2563 |
-2465 |
-2404 |
-2783 |
-2468 |
-2354 |
-2944 |
В рамках первого варианта денежной программы, предусматривающего значительное снижение мировых цен на нефть, в 2012 - 2014 годах прогнозируется абсолютное уменьшение ЧМР: в 2012 году - на 0,5 трлн. рублей, в 2013 году - на 0,6 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,7 трлн. рублей.
Для обеспечения роста денежной базы до уровня, соответствующего параметрам данного варианта программы, необходимо увеличение ЧВА на 1,1 трлн. рублей в 2012 году, на 1,5 трлн. рублей в 2013 году и на 1,8 трлн. рублей в 2014 году.
Формирование
цен на нефть ниже уровня, заложенного
в проекте бюджета на 2012 - 2014 годы,
повышает уязвимость бюджета к различным
шокам. При условии сохранения расходов
федерального бюджета в объеме, предусмотренном
в бюджетных проектировках, дефицит
федерального бюджета в рамках указанного
варианта в 2012 - 2014 годах может составить
около 4% ВВП. Необходимость его
В первом варианте денежной программы предполагается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству на 0,3 трлн. рублей в 2012 году, на 0,4 трлн. рублей в 2013 году, а также на 0,5 трлн. рублей в 2014 году. Согласно расчетам, при реализации данного сценария в 2012 - 2014 годах прирост чистого кредита банкам может составить 0,8 - 1,3 трлн. рублей в год при активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности банковскому сектору. В 2014 году валовой кредит банкам может достигнуть 40% от объема денежной базы.
Во втором варианте денежной программы предполагается умеренная динамика мировых цен на нефть в рамках прогнозного периода. Соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2012 году 0,8 трлн. рублей, в 2013 году - 0,7 трлн. рублей, в 2014 году - 0,8 трлн. рублей.
Согласно расчетам, в 2012 - 2014 годах указанный прирост ЧМР необходимо будет дополнить увеличением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период должно составить 0,2 - 0,5 трлн. рублей в год.
Исходя
из предусматриваемого в соответствии
с основными параметрами