Денежно-кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка и анализ их практического применения.
Поставленная цель определяет следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной политики, определить цели и формы;
- показать основные инструменты и методы денежно-кредитной политики;
- изучить основные мероприятия и направления денежно-кредитной политики в современных условиях и рассмотреть количественные ориентиры на среднесрочную перспективу.

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ 1.docx

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Дефицит баланса доходов и текущих  трансфертов, согласно первому варианту, незначительно уменьшится – до 58,4 млрд. долларов США. Во втором и третьем  вариантах его отрицательное  сальдо ожидается в размере 65,4 и 69,3 млрд. долларов США соответственно24.

Сальдо  счета операций с капиталом и  финансовыми инструментами в  первом и втором вариантах прогнозируется с сокращением дефицита до 26,3 и 10,5 млрд. долларов США соответственно, в третьем – до сбалансированного  уровня. В 2012 году в первом и втором вариантах интенсивность прироста внешних обязательств экономики  позволит в большей степени, чем  в 2011 году, компенсировать инвестиции за рубеж, что будет способствовать уменьшению нетто-оттока частного капитала до 25,0 и 10,0 млрд. долларов США соответственно, третий вариант предусматривает  уравновешенные трансграничные потоки частного капитала. Сальдо операций сектора  государственного управления и органов  денежно-кредитного регулирования  будет незначительным. Замедлению вывоза частного капитала будут способствовать рост интереса иностранных инвесторов к российским активам, а также  частичная переориентация резидентов на вложения во внутреннюю экономику. 

Таблица 1

Прогноз платежного баланса Российской Федерации  на 2012 - 2014 годы (млрд. долларов США) 25

 

2011 (оценка)

2012

2013

2014

108 долларов США за барель 

I вариант (75 долларов США за  баррель) 

II вариант (100 долларов США за  баррель) 

III вариант (125 долларов США за  баррель) 

I вариант (73 доллара США за баррель) 

II вариант (97 долларов США за  баррель) 

III вариант (121 доллар США за баррель) 

I вариант (76 долларов США за  баррель) 

II вариант (101 доллар США за баррель) 

III вариант (126 долларов США за  баррель)

Счет текущих операций

96,3

11,3

36,5

72,5

-15,7

5,9

49,8

-34,4

-6,0

37,1

Баланс товаров и услуг 

155,6

69,7

101,9

141,8

45,3

73,4

121,8

29,0

63,5

110,7

Экспорт товаров и услуг 

576,3

490,1

584,3

666,7

491,5

594,9

697,6

508,7

633,7

754,4

Импорт товаров и услуг 

-420,7

-420,4

-482,5

-524,9

-446,2

-521,5

-575,9

-479,7

-570,2

-643,8

Баланс доходов и текущих трансфертов 

-59,3

-58,4

-65,4

-69,3

-61,0

-67,5

-71,9

-63,4

-69,6

-73,6

Счет операций с капиталом и  финансовыми инструментами 

-73,6

-26,3

-10,5

0,0

-2,8

18,0

23,5

12,2

33,0

38,5

Финансовый счет (кроме резервных  активов)

-73,6

-26,3

-10,5

0,0

-2,8

18,0

23,5

12,2

33,0

38,5

Сектор государственного управления и органы денежно-кредитного регулирования 

-3,6

-1,3

-0,5

0,0

2,2

3,0

3,5

2,2

3,0

3,5

Частный сектор (включая чистые ошибки и пропуски)

-70,0

-25,0

-10,0

0,0

-5,0

15,0

20,0

10,0

30,0

35,0

Изменение валютных резервов («+» - снижение, «-» - рост)

-22,7

14,9

-26,0

-72,5

18,4

-23,8

-73,3

22,2

-26,9

-75,6


 

Профицит  текущего счета в первом варианте лишь частично компенсирует отрицательное  сальдо по финансовому счету, во втором - полностью, а в третьем - компенсации  не потребуется. В результате в первом варианте валютные резервы уменьшатся на 14,9 млрд. долларов США, а во втором и третьем - увеличатся на 26,0 и 72,5 млрд. долларов США соответственно.

В рамках первого варианта прогноза платежного баланса в среднесрочной перспективе  в условиях невысоких цен на российскую нефть ожидается существенное уменьшение профицита баланса товаров и  услуг - до 45,3 млрд. долларов США в 2013 году и до 29,0 млрд. долларов США в 2014 году. При этом дефицит баланса  доходов и текущих трансфертов  увеличится. В результате сальдо счета  текущих операций перейдет в область  отрицательных значений и составит 15,7 млрд. долларов США в 2013 году и 34,4 млрд. долларов США в 2014 году. Во втором варианте на фоне увеличения импорта  сальдо счета текущих операций в 2013 году хотя и сохранится положительным, но уменьшится до 5,9 млрд. долларов США, в 2014 году его дефицит составит 6,0 млрд. долларов США. В третьем варианте прогноза профицит счета текущих  операций в 2013 году оценен в 49,8 млрд. долларов США, в 2014 году - в 37,1 млрд. долларов США. Во всех вариантах прогноза платежного баланса в 2014 году учтен положительный  эффект от проведения ХХII зимних Олимпийских  игр, оцениваемый в 4 - 5 млрд. долларов США. Прогнозируемое во всех вариантах  уменьшение сальдо счета текущих  операций основано на предположении  о более сбалансированном участии  Российской Федерации в системе  международного разделения труда.

Сальдо  счета операций с капиталом и  финансовыми инструментами будет  складываться под влиянием увеличения притока частного капитала в российскую экономику. Тем не менее в 2013 году, согласно первому варианту, финансовый счет останется отрицательным в  размере 2,8 млрд. долларов США. В других вариантах прогноза на 2013 год на фоне высоких цен на основные товары российского экспорта ожидается расширение привлечения иностранного капитала частным сектором и профицит финансового счета в размере 18,0 - 23,5 млрд. долларов США. Дальнейший рост иностранных инвестиций в 2014 году обусловит положительное сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами во всех вариантах: от 12,2 млрд. долларов США в первом варианте до 38,5 млрд. долларов США - в третьем.

В первом варианте снижение резервных активов  составит 18,4 млрд. долларов США в 2013 году и 22,2 млрд. долларов США в 2014 году. В остальных вариантах в 2013 и 2014 годах ожидается пополнение валютных резервов соответственно на 23,8 и 26,9 млрд. долларов США во втором варианте и  на 73,3 и 75,6 млрд. долларов США - в третьем.

Рассмотрим  цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов. В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году до 5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 - 5,5%, в 2014 году - до 4 - 5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,5 - 5,5% в 2012 году, 4 - 5% в 2013 году и 3,5 - 4,5% в 2014 году.

Расчеты по денежной программе на 2012 - 2014 годы осуществлены исходя из показателей  спроса на деньги, соответствующих  целевым ориентирам по инфляции и  прогнозной динамике ВВП, а также  прогнозным показателям платежного баланса и параметрам проекта  федерального бюджета.

Ожидается, что в рассматриваемый период экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных  с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних факторов, включая увеличение кредитования банками реального сектора российской экономики.

В зависимости  от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2012 году может  составить 12 - 20%, в 2013 году - 16 - 19%, в 2014 году - 17 - 20%.

Банк  России разработал три варианта денежной программы, соответствующие основным сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2012 - 2014 годов и другим параметрам, указанным выше. При этом второй вариант программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов. Темп прироста денежной базы в узком определении, рассчитанный исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующий оценкам динамики экономического роста, в зависимости  от сценарных вариантов может  составить в 2012 году 9 - 16%, в 2013 году - 12 - 14%, в 2014 году - 13 - 15%.26

С учетом прогнозируемой в течение рассматриваемого периода динамики показателей платежного баланса ожидается, что в условиях первого варианта формирование денежного  предложения будет происходить  в основном за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при сокращении объема чистых международных резервов (ЧМР), второго и третьего вариантов - в  большей степени за счет увеличения ЧМР. При этом большое значение для  реализации денежно-кредитной политики будут иметь параметры исполнения федерального бюджета, оказывающие  влияние на изменение чистого  кредита банкам со стороны Банка  России.

В соответствии с бюджетными проектировками в предстоящий  трехлетний период ожидается формирование дефицита федерального бюджета в 2012 - 2014 годах. Планируется, что в среднесрочной  перспективе финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет расширения объема внутренних заимствований и  поступлений от приватизации. При  этом предполагается увеличить остатки  средств Резервного фонда в 2012 - 2014 годах. Однако учитывая сохранение относительно высокой доли нефтегазовых доходов  в общем объеме государственных  доходов и объективные пределы  осуществления государственных  заимствований в рассматриваемый  период, изменение ситуации на глобальных товарных и финансовых рынках по сравнению  с исходными условиями для  формирования проекта федерального бюджета может привести к соответствующей  корректировке объемов монетарного  финансирования дефицита федерального бюджета.

В рамках второго и третьего вариантов  денежной программы предполагается снижение чистого кредита федеральному правительству, обусловленное в  основном накоплением средств на счетах суверенных фондов, в первом варианте - его рост.

Указанные условия будут определять влияние  бюджетного канала на формирование денежного  предложения в 2012 - 2014 годах. С учетом прогнозируемой динамики чистого кредита  расширенному правительству по всем вариантам прогноза в указанный  период ожидается последовательный рост объемов рефинансирования кредитных  организаций со стороны Банка  России.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Прогноз показателей  денежной программы на 2012 - 2014 годы (млрд. рублей)27

 

1.01.2012 (оценка)

1.01.2013

1.01.2014

1.01.2015

I вариант 

II вариант 

III вариант 

I вариант 

II вариант 

III вариант 

I вариант 

II вариант 

III вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Денежная база (узкое определение)

7099

7713

8058

8264

8672

9137

9452

9825

10440

10891

- наличные деньги в обращении  (вне Банка России)

6840

7420

7752

7950

8330

8777

9079

9421

10012

10444

- обязательные резервы28

259

293

306

314

342

361

373

403

429

447

 Чистые международные резервы 

15090

14635

15882

17301

14073

16608

19534

13396

17429

21837

- в млрд. долларов США 

495

480

521

568

462

545

641

440

572

717

 Чистые внутренние активы 

-7991

-6922

-7824

-9036

-5401

-7471

-10082

-3571

-6989

-10946

 Чистый кредит расширенному правительству 

-5529

-5202

-5698

-6589

-4801

-6159

-7864

-4290

-6706

-9283

- чистый кредит федеральному правительству 

-4229

-4038

-4534

-5425

-3537

-4895

-6600

-2926

-5342

-7919

- остатки средств консолидированных  бюджетов субъектов Российской  Федерации и государственных  внебюджетных фондов на счетах  в Банке России 

-1300

-1164

-1164

-1164

-1264

-1264

-1264

-1364

-1364

-1364

 Чистый кредит банкам 

-90

679

250

116

1865

1092

565

3187

2072

1281

- валовой кредит банкам 

950

1687

1302

1196

2876

2157

1667

4211

3160

2385

 

                   
                     

 

                   

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

- корреспондентские счета кредитных  организаций, депозиты банков  в Банке России и другие  инструменты абсорбирования свободной  банковской ликвидности 

-1040

-1008

-1053

-1080

-1012

-1066

-1103

-1024

-1089

-1105

 Прочие чистые неклассифицированные  активы 

-2372

-2399

-2376

-2563

-2465

-2404

-2783

-2468

-2354

-2944


 

В рамках первого  варианта денежной программы, предусматривающего значительное снижение мировых цен  на нефть, в 2012 - 2014 годах прогнозируется абсолютное уменьшение ЧМР: в 2012 году - на 0,5 трлн. рублей, в 2013 году - на 0,6 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,7 трлн. рублей.

Для обеспечения  роста денежной базы до уровня, соответствующего параметрам данного варианта программы, необходимо увеличение ЧВА на 1,1 трлн. рублей в 2012 году, на 1,5 трлн. рублей в 2013 году и на 1,8 трлн. рублей в 2014 году.

Формирование  цен на нефть ниже уровня, заложенного  в проекте бюджета на 2012 - 2014 годы, повышает уязвимость бюджета к различным  шокам. При условии сохранения расходов федерального бюджета в объеме, предусмотренном  в бюджетных проектировках, дефицит  федерального бюджета в рамках указанного варианта в 2012 - 2014 годах может составить  около 4% ВВП. Необходимость его финансирования может привести к существенному  расходованию средств суверенных фондов, а также масштабному наращиванию  объема государственных заимствований, что будет сопровождаться ростом цены последних и увеличением  расходов на обслуживание государственного долга. При этом значительный рост заимствований  на внутреннем рынке может привести к вытеснению кредита реальному  сектору экономики, а увеличение внешних заимствований - к притоку краткосрочного капитала29.

В первом варианте денежной программы предполагается увеличение объема чистого кредита  расширенному правительству на 0,3 трлн. рублей в 2012 году, на 0,4 трлн. рублей в 2013 году, а также на 0,5 трлн. рублей в 2014 году. Согласно расчетам, при реализации данного сценария в 2012 - 2014 годах  прирост чистого кредита банкам может составить 0,8 - 1,3 трлн. рублей в год при активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности  банковскому сектору. В 2014 году валовой  кредит банкам может достигнуть 40% от объема денежной базы.

Во втором варианте денежной программы предполагается умеренная динамика мировых цен  на нефть в рамках прогнозного  периода. Соответствующий показателям  прогноза платежного баланса прирост  ЧМР составит в 2012 году 0,8 трлн. рублей, в 2013 году - 0,7 трлн. рублей, в 2014 году - 0,8 трлн. рублей.

Согласно  расчетам, в 2012 - 2014 годах указанный  прирост ЧМР необходимо будет  дополнить увеличением ЧВА, которое  с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами  по инфляции, в указанный период должно составить 0,2 - 0,5 трлн. рублей в  год.

Исходя  из предусматриваемого в соответствии с основными параметрами бюджетной  политики сокращения дефицита федерального бюджета и его финансирования в основном за счет немонетарных источников, можно ожидать, что объем чистого  кредита расширенному правительству  в 2012 году сократится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 и 2014 годах - на 0,5 трлн. рублей ежегодно.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации в современных условиях