Денежно-кредитная политика и ее сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика на макро-уровне - это совокупность мер,
проводимых Центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.
Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро- и микро-уровне.
Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом.

Файлы: 1 файл

denezhno-kreditnaya-politika-go_.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

Если величина V постоянна, ее можно заменить определенным коэффициентом k, тогда уравнение количественной теории денег примет вид:

K*M=P*Y

в такой записи это  уравнение выражает зависимость  номинального объема ВНП от денежного  предложения, т.е. изменение количества денег в обращении должно вызывать пропорциональное изменение объема номинального ВНП, или, иначе, объем производства в денежном выражении определяется количеством денег в обращении при допущении постоянной скорости их обращения.

Вспомним, что такое  реальный объем производства. Реальный объем производства определяется имеющимися на данный момент в экономике факторами производства (заданная величина).

Следовательно, изменение  номинального объема ВНП обусловлено  только изменением цен. Таким образом, в соответствии с количественной теорией денег уровень цен  пропорционален количеству денег в  обращении. Но если это так, то изменение уровня цен будет находиться также в определенной зависимости от изменения денежного предложения.

 В свою очередь,  изменение уровня цен - это  показатель темпа инфляции. Следовательно,  прирост денежной массы будет  определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции.

 Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым известны как бы «входные и выходные данные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт. М. Фридмен попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию - «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум.

М. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВНП.

Исходя из этого, М.Фридмен  выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а  именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмена:

DM=DP+DY,

где DM - среднегодовой  темп приращения денег, % за длительный период; DY - среднегодовой темп прироста BНП, % за длительный период;

DP - среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % (при подсчете среднегодового темпа ожидаемой инфляции- и общего уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т.п.).

Монетарное правило  М. Фридмена предполагает строгое контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3- 5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливании в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста BНП будет падать.

Денежное правило М. Фридмена легло в основу денежно-кредитной  политики в США и Великобритании (рейганомика и тетчеризм) с конца 70-х годов 20 века. Так называемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода определенных ограничений на увеличение денежной массы в обращении, привела к зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год был, достигнут темп роста BНП на уровне 3- 5% в год.

Таким образом, современные теоретические модели денежно- кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство "не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.

 

  1. Инструменты денежно-кредитной политики.

 

Рассмотрим теперь основные инструменты денежно-кредитной политики. К ним относятся операции на открытом рынке, изменение учетной ставки (дисконтная политика), изменение норм обязательных резервов, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

 

    1. Операции на открытом рынке

 

Этот метод - наиболее значимый для денежно-кредитного регулирования - заключается в том, что центральный  банк осуществляет операции купли-продажи  ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная (сделка РЕПО) заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Например, если Центральный  Банк будет продавать государственные  ценные бумаги на открытом рынке,  часть  денег будет ликвидировано  из обращения, а кредитные ресурсы банков сузятся. Произойдет мультипликативное сокращение объема кредитных денег, а значит, и циркулирующей денежной массы. Процентная ставка возрастет, а деловая инвестиционная активность снизится. Указанный механизм работает и в обратном направлении.

 

    1. Политика учетной ставки (дисконтная политика)

 

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств  кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также  переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов  денежно-кредитной политики центральных  банков Западной Европы. Центральные  банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются  по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения центральным  банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Мы видим, что изменение  официальной процентной ставки оказывает  влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности  коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной  ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной  политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования  рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками".

Центральный банк проводит политику учетной ставки (которую еще иногда называют дисконтной политикой) выступая в роли «займодателя в последней инвестиции». Он предоставляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах.  Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса.

Когда банк берет ссуду, он переводит  ФРС  выписанное на себя долговое обязательство, обычно обеспеченное государственными ценными бумагами. При возвращении  ссуды ФРС взыскивает процентные платежи, размер которых определяется процентной ставкой.

Давая ссуду, ФРС увеличивает  резервы коммерческого банка, причем для ее поддержания не нужны обязательные резервы, то есть вся ссуда увеличивает  избыточные резервы банка, его способность  к кредитованию.

Если ФПС уменьшает учетную  ставку, то это поощряет банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у ФРС. В этом случае можно ожидать увеличения денежной массы. Напротив повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение денег.

Таблица изменения ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за период с 1 января 1992 года  по 21 июня 2003 г.

 

Период действия

%

Нормативный документ

21 июня 2003 г. – по наст. время

16

Телеграмма ЦБ РФ от 20.06.2003 № 1296-У

17 февраля 2003 г. – 20 июня 2003 г.

18

Телеграмма ЦБ РФ от 14.02.2003 № 1250-У

7 августа 2002 г. – 16 февраля  2003 г. 

21

Телеграмма ЦБ РФ от 06.08.2002 № 1185-У

9 апреля 2002 г. – 6 августа 2002 г. 

23

Телеграмма ЦБ РФ от 08.04.2002 № 1133-У

4 ноября 2000 г. – 8 апреля 2002 г. 

25

Телеграмма ЦБР от 03.11.2000 № 855-У

10 июля 2000 г. – 3 ноября 2000 г. 

28

Телеграмма ЦБР от 07.07.2000 № 818-У

21 марта 2000 г. – 9 июля 2000 г. 

33

Телеграмма  ЦБР от 20.03.2000 № 757-У

7 марта 2000 г. – 20 марта 2000 г. 

38

Телеграмма ЦБР от 06.03.2000 № 753-У

24 января 2000 г. – 6 марта 2000 г. 

45

Телеграмма ЦБР от 21.01.2000 № 734-У

10 июня 1999 г. – 23 января 2000 г. 

55

Телеграмма ЦБР от 09.06.99 № 574-У

24 июля 1998 г. – 9 июня 1999 г.

60

Телеграмма ЦБР от 24.07.98 № 298-У

29 июня 1998 г. – 23 июля 1998 г. 

80

Телеграмма ЦБР от 26.06.98 № 268-У

5 июня 1998 г. – 28 июня 1998 г. 

60

Телеграмма ЦБР от 04.06.98 № 252-У

27 мая 1998 г. – 4 июня 1998 г. 

150

Телеграмма ЦБР от 27.05.98 № 241-У

19 мая 1998 г. – 26 мая 1998 г. 

50

Телеграмма ЦБР от 18.05.98 № 234-У

16 марта 1998 г. – 18 мая 1998 г. 

30

Телеграмма ЦБР от 13.03.98 № 185-У

2 марта 1998 г. – 15 марта 1998 г. 

36

Телеграмма ЦБР от 27.02.98 № 181-У

17 февраля 1998 г. – 1 марта 1998 г.

39

Телеграмма ЦБР от 16.02.98 № 170-У

2 февраля 1998 г. – 16 февраля  1998 г. 

42

Телеграмма ЦБР от 30.01.98 № 154-У

11 ноября 1997 г. – 1 февраля 1998 г. 

28

Телеграмма ЦБР от 10.11.97 № 13-У

6 октября 1997 г. – 10 ноября 1997 г.

21

Телеграмма ЦБР от 01.10.97 № 83-97

16 июня 1997 г. – 5 октября 1997 г. 

24

Телеграмма ЦБР от 13.06.97 № 55-97

28 апреля 1997 г. – 15 июня 1997 г. 

36

Телеграмма ЦБР от 24.04.97 № 38-97

10 февраля 1997 г. – 27 апреля 1997 г. 

42

Телеграмма ЦБР от 07.02.97 № 9-97

2 декабря 1996 г. – 9 февраля  1997 г. 

48

Телеграмма ЦБР от 29.11.96 № 142-96

21 октября 1996 г. – 1 декабря  1996 г. 

60

Телеграмма ЦБР от 18.10.96 № 129-96

19 августа 1996 г. – 20 октября  1996 г. 

80

Телеграмма ЦБР от 16.08.96 № 109-96

24 июля 1996 г. – 18 августа 1996 г. 

110

Телеграмма ЦБР от 23.07.96 № 107-96

10 февраля 1996 г. – 23 июля 1996 г. 

120

Телеграмма ЦБР от 09.02.96 № 18-96

1 декабря 1995 г. – 9 февраля  1996 г. 

160

Телеграмма ЦБР от 29.11.95 № 131-95

24 октября 1995 г. – 30 ноября 1995 г. 

170

Телеграмма ЦБР от 23.10.95 № 111-95

19 июня 1995 г. – 23 октября 1995 г. 

180

Телеграмма ЦБР от 16.06.95 № 75-95

16 мая 1995 г. – 18 июня 1995 г. 

195

Телеграмма  ЦБР от 15.05.95 № 64-95

6 января 1995 г. – 15 мая 1995 г. 

200

Телеграмма ЦБР от 05.01.95 № 3-95

17 ноября 1994 г. – 5 января 1995 г. 

180

Телеграмма ЦБР от 16.11.94 № 199-94

12 октября 1994 г. – 16 ноября 1994 г. 

170

Телеграмма ЦБР от 11.10.94 № 192-94

23 августа 1994 г. – 11 октября 1994 г.

130

Телеграмма ЦБР от 22.08.94 № 165-94

1 августа 1994 г. – 22 августа  1994 г. 

150

Телеграмма ЦБР от 29.07.94 № 156-94

30 июня 1994 г. – 31 июля 1994 г. 

155

Телеграмма ЦБР от 29.06.94 № 144-94

22 июня 1994 г. – 29 июня 1994 г.

170

Телеграмма ЦБР от 21.06.94 № 137-94

2 июня 1994 г. – 21 июня 1994 г. 

185

Телеграмма ЦБР от 01.06.94 № 128-94

17 мая 1994 г. – 1 июня 1994 г. 

200

Телеграмма ЦБР от 16.05.94 № 121-94

29 апреля 1994 г. – 16 мая 1994 г. 

205

Телеграмма ЦБР от 28.04.94 № 115-94

15 октября 1993 г. – 28 апреля 1994 г. 

210

Телеграмма ЦБР от 14.10.93 № 213-93

23 сентября 1993 г. – 14 октября  1993 г. 

180

Телеграмма ЦБР от 22.09.93 № 200-93

15 июля 1993 г. – 22 сентября 1993 г. 

170

Телеграмма ЦБР от 14.07.93 № 123-93

29 июня 1993 г. – 14 июля 1993 г. 

140

Телеграмма ЦБР от 28.06.93 № 111-93

22 июня 1993 г. – 28 июня 1993 г. 

120

Телеграмма ЦБР от 21.06.93 № 106-93

2 июня 1993 г. – 21 июня 1993 г. 

110

Телеграмма ЦБР от 01.06.93 № 91-93

30 марта 1993 г. – 1 июня 1993 г.

100

Телеграмма ЦБР от 29.03.93 № 52-93

23 мая 1992 г. – 29 марта 1993 г. 

80

Телеграмма ЦБР от 22.05.92 № 01-156

10 апреля 1992 г. – 22 мая 1992 г. 

50

Телеграмма ЦБР от 10.04.92 № 84-92

1 января 1992 г. – 9 апреля 1992 г.

20

Телеграмма ЦБР от 29.12.91 № 216-91

Информация о работе Денежно-кредитная политика и ее сущность