Денежно-кредитная политика РБ и особенности её реализации в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся денежно-кредитной политики;
- определить методы регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
- рассмотреть практическое осуществление денежно-кредитной политики Национальным банком Республики Беларусь, уточнить достигнутые результаты в денежно-кредитной сфере.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Денежно-кредитная политика РБ. Её основные цели, задачи и виды…………………………………………………………………..……………6
1.1 Денежно-кредитная политика РБ. Её основные цели, задачи, и виды………………………………………………………………………………..6
1.2 Виды денежно-кредитной политики и её применение……………………..9
1.3. Методы регулирования денежно-кредитной политики…………………10
Глава 2. Эффективность денежно-кредитной политики в РБ……………….. 17
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………. ..27

Файлы: 1 файл

денежно-кредитная политика РБ.docx

— 64.54 Кб (Скачать файл)

Центральный банк инициирует операции на открытом рынке, определяет их условия, сроки и инструменты. Применяются стандартные, ускоренные тендеры либо двухсторонне процедуры. При проведение операций на открытом рынке используются различные виды инструментов: сделки РЕПО, валютные СВОПы, выпуск долговых сертификатов, привлечение средств на депозиты с фиксированным сроком и др. Выбор механизма операции зависит от объекта и целей их проведения, которыми могут быть управление ликвидностью, сглаживание сезонных колебаний процентных ставок и др. Операции РЕПО и СВОП чаще применяются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок; прямые операции с государственными ценными бумагами могут влиять на изменение валютного курса, и потому используются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок и на валютный курс.

На открытом рынке различают  операции, осуществляемые на регулярной и нерегулярной основе. Регулярные операции проводятся для широкого круга участников на аукционной основе. Например, продажа краткосрочных казначейских векселей, долгосрочные операции РЕПО. Нерегулярные операции более многообразны, они могут быть и конфиденциальными на двухсторонней основе. Операции эмиссионного банка на валютном рынке, которые он проводит в целях реализации денежно-кредитной политики, в основном осуществляются на нерегулярной основе. Наиболее часто центральные банки используют операции валютного СВОПа.

В Республике Беларусь осуществляется процентная политика. Достижение конечной цели денежно-кредитной политики в  условиях ориентации на поддержание  стабильного обменного курса  предполагает необходимость усиления роли процентной ставки в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Принципиально это означает переход  от управления объемом денежного  предложения к управлению ценой  денег в экономике. Данная задача решается путем повышения роли ставки рефинансирования как основной процентной ставки Национального банка.

Процентная политика направлена на поддержание положительных в  реальном выражении процентных ставок по операциям банков для привлечения  срочных депозитов и предоставления кредитов в белорусских рублях. Политика процентных ставок по инструментам Национального  банка проводится прежде всего для сглаживания колебаний ставок на краткосрочном денежном рынке.

Важными условиями эффективности  осуществления процентной политики в Республике Беларусь является недопущение  рефинансирования банков по льготным процентным ставкам (ниже ставки рефинансирования) и финансовая устойчивость банков. При этом банкам не устанавливаются  размеры процентных ставок и других параметров по операциям с денежными  средствами физических и юридических  лиц.

Значимым элементом повышения  прозрачности и эффективности реализации денежно-кредитной политики и формирования экономических ожиданий участников рынка в соответствии с целями денежно-кредитной политики является раскрытие информации о совершаемых  операциях, об обязательном резервировании, о динамике ликвидности банковской системы. По-прежнему операционной целью  останется ставка однодневного (овернайт) межбанковского рынка кредитов в национальной валюте, на котором осуществляется основной объем операций. В то же время обеспечивается реализация принципа, при которой величина процентной ставки на краткосрочном рынке приближается к уровню ставки рефинансирования.

Кроме того, Национальный банк Республики Беларусь проводит снижение уровня нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования. Это  метод направлен на постепенное  выравнивание нормы обязательного резервирования по различным категориям привлеченных средств без предоставления льгот и преференций банкам.

 

ГЛАВА 2. Эффективность денежно-кредитной политики в РБ.

 

2.1 Эффективность денежно-кредитной  политики в РБ

     Денежно-кредитная политика является одним из основных средств воздействия государства на экономические процессы. Совместно с Правительством Национальный банк ежегодно представляет Президенту основные направления денежно-кредитной политики. Они включают краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь, содержат важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году, мероприятия Национального банка на очередной год по совершенствованию банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь. Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

     Первоначально национальный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы. Далее изменения данных параметров передаются в сферу производства. Соответственно различают промежуточные и конечные цели денежно-кредитной политики. Конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости, относительно стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны. Известно, что достижение всех целей одновременно невозможно. Поэтому необходимо установить их иерархию. Приоритетной целью монетарной политики является стабилизация уровня цен в стране. Процесс формулирования целей денежно-кредитной политики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса. На втором этапе устанавливаются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей. К числу важнейших денежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относятся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.

     Правильная монетаристская политика играет важную роль в период не только инфляции, но и депрессии; взаимоотношения коммерческого банка с Национальным банком в Республике Беларусь обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала.      Основная задача Национального банка Республики Беларусь - проведение в жизнь денежно-кредитной политики государства на современном этапе, которая должна обеспечивать бесперебойное функционирование финансовой и банковской системы государства; в настоящее время происходит дальнейшее развитие кредитно-банковской системы в Республике Беларусь, и, прежде всего ее функций. Наряду с основной функцией - аккумуляцией свободных денежных средств и превращении их в ссудный капитал - развиваются другие функции. Кредитно-банковская система государства требует реконструкции, т.е. совокупность негативных факторов, представляющих собой серьезные проблемы для банковского сектора, требует его кардинального оздоровления в общем контексте экономических реформ. Таким образом, прежде всего, необходимо законодательно запретить использование денежно-кредитной эмиссии для финансирования бюджетного дефицита, а также любых государственных и иных проектов и установить зависимость эмиссии от роста ВВП и скорости оборота денежной единицы. Таким образом, можно сказать, что в стране наблюдается явный дефицит капитала, как у государства, так и у национального бизнеса, необходим поиск стратегических иностранных инвесторов, быстрая интернационализация кредитно-банковской системы Республики Беларусь, что соответствовало бы весьма высокой открытости нашей страны.

     Учитывая роль капитальных потоков в ускорении проявления кризисных явлений, необходимо обеспечить безусловное ограничение движения краткосрочного капитала. В неустойчивой экономической среде при слабости или отсутствии необходимых институтов финансового рынка краткосрочный капитал, как показывает практика, является скорее источником проблем, чем средством их решения. Вопрос обеспечения доверия к проводимой политике и определения степени ее возможной гибкости необходимо решать посредством создания системы контроля важнейших показателей, характеризующих состояние экономики. При этом в целях наложения твердых ограничений на действия правительства возможно законодательное утверждение ряда ключевых контрольных параметров.

     Президент Беларуси Александр Лукашенко 23 декабря подписал указ №591 "Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год". Согласно документу, ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь в конце следующего года ожидается на уровне 20-23% годовых.  
     Основной целью на будущий 2012 год станет достижение максимальной внутренней и внешней сбалансированности экономики при одновременном создании потенциала будущего роста и обеспечении социальных стандартов и уровня жизни населения. Реализация данной задачи ляжет в основу      Программы совместных действий Правительства и Национального банка, которую планируют разработать в ближайшие месяцы. В документе будут прописаны антиинфляционная и внешнеэкономическая стратегии, меры содействия социальной стабильности и развитие конкурентной среды.  
     Согласно параметрам прогноза, рост валового внутреннего продукта в 2012 году составит 101-101,5%. Инфляция в будущем году не должна превысить 19%. Сальдо внешней торговли определено на уровне 2,6-3% к ВВП. 
     В 2012 году планируется исполнение бездефицитного республиканского бюджета. По итогам января-сентября 2011 года профицит республиканского бюджета составил 1,1% к ВВП.  
    Объем эмиссионного финансирования государственных программ в условиях жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики составит не более 7 трлн белорусских рублей. Финансирование государственных программ будет производиться главным образом через создаваемый ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Привлечение банков к кредитованию программ планируется осуществлять на конкурсной основе при наличии у них реальных, адекватных по срокам ресурсных источников. 
     В будущем году в белорусскую экономику планируется привлечь 3,7 млрд долларов прямых иностранных инвестиций, в том числе 2,5 млрд долларов за счет продажи государственного имущества. В рамках комплексного поэтапного подхода к приватизации с учетом интересов экономической безопасности предполагается передача низкоэффективных предприятий в частную собственность при сохранении государственного участия в предприятиях, формируемых 50% ВВП. 
     Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2012 году должны составить 100-100,5% к уровню текущего года. Их повышение будет производиться за счет роста реальной заработной платы - 101,4%, производительности труда - 103,5% и социальных трансфертов населению пропорционально росту заработной платы. 
 
     Единственным путем подъема всеобщего благосостояния видится последовательное развитие производительных сил, основанное на конкуренции. Поэтому существенной особенностью прогнозного периода станет внедрение механизмов мотивации высокопроизводительного труда, новых форм стимулирования руководителей и работников организаций. Достижение качественных показателей деятельности, предприимчивый и творческий подход в решении социально-экономических задач станут главными критериями оценки труда. 
 
     В целях выстраивания единой промышленной политики в стране прогнозом предусмотрено определить единый орган государственного управления по промышленной политике. 
 
     Монетарная политика будет направлена на снижение инфляции и наращивание золотовалютных резервов. В 2012 г. Национальный банк планирует перейти к использованию режима обменного курса «управляемое плавание». В основных направлениях денежно-кредитной политики на 2012 год отсутствуют ориентиры курсовой политики. Обменный курс белорусского рубля будет формироваться при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. 
 
    Важной особенностью государственной политики 2012 г. станет переход от директивной к индикативной системе планирования

     Прошедший 2011 год был сложным как для всей экономики, так и для банковского сектора. На протяжении ряда лет в республике активно стимулировался рост производства для решения первоочередных социально-экономических задач, но при этом не было принято достаточных мер для своевременной адаптации экономики к быстро изменяющейся ситуации на мировых рынках. Не в полной мере была решена задача повышения внешней конкурентоспособности белорусской экономики, в том числе за счет снижения ее зависимости от импорта энергоресурсов и других товаров. Следствием стало нарастание макроэкономической несбалансированности. Рост отрицательного сальдо внешней торговли и ухудшение состояния платежного баланса, возникновении дефицита валюты на рынке в конечном итоге привели к значительному обесценению курса национальной валюты и развитию инфляционных процессов.

    Во втором полугодии 2011 года были приняты меры для исправления сложившихся макроэкономических дисбалансов: обеспечен выход на единый курс белорусского рубля, прекращено эмиссионное кредитование Национальным банком экономики, ужесточена денежно-кредитная политика. В результате удалось переломить негативные процессы и заложить основу для развития позитивных тенденций.

    Во втором полугодии прошлого года обеспечен выход на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами: за июль — ноябрь 2011 г. оно составило 746,5 млн. долларов США. Поступления валютной выручки от экспорта за июль — декабрь 2011 г. превысили объемы списания валютных средств в оплату импорта более чем на 2,2 млрд. долларов США.

    В декабре 2011 года, впервые за несколько лет, субъекты хозяйствования стали чистыми продавцами иностранной валюты, тогда как ранее наблюдалась устойчивая тенденция чистой покупки. Население, в отличие от начала 2011 года, каждый месяц, начиная с мая, продает валюты больше, чем покупает.

    В целом на валютном рынке предложение иностранной валюты превышает спрос на нее. В этой ситуации для недопущения резкого укрепления белорусского рубля Национальный банк вынужден приобретать иностранную валюту.

    Международные резервные активы Республики Беларусь на 1 января 2012 года достигли 7,9 млрд. долларов США, что соответствует почти двум месяцам импорта товаров и услуг. Во втором полугодии 2011 года возобновился приток срочных рублевых депозитов населения в банки. С сентября начал восстанавливаться объем срочных вкладов в иностранной валюте. Вместе с тем, возобновление нормального функционирования внутреннего валютного рынка и выход на единый курс не являются поводом для самоуспокоения. Важно не просто выйти на единый курс. Важно обеспечить его относительную устойчивость в долгосрочной перспективе, причем не за счет расходования золотовалютных резервов государства. Для этого необходимо, чтобы работа всей экономики приносила в страну больше валюты, чем она тратит. Соответственно, должны быть созданы все условия для того, чтобы белорусская продукция была конкурентоспособна по цене и по качеству, пользовалась спросом как на внутреннем, так и на внешних рынках.

     Важнейшей задачей на ближайшую перспективу остается сокращение внешней дебиторской задолженности реального сектора экономики. От успешности решения этой проблемы во многом зависит устойчивость функционирования банковской системы, поддержание равновесия на внутреннем валютном рынке, накопление необходимых стране валютных резервов. Должны быть изменены подходы и к эффективности кредитной политики. Главой государства выдвинуто справедливое требование — «жить по средствам», и оно касается всех без исключения. Кредитная поддержка крайне важна для функционирования и модернизации белорусских предприятий и остается главной задачей банков. Но банки обязаны помнить, что они распоряжаются и рискуют в первую очередь деньгами вкладчиков. Поэтому важнейшим принципом работы любого банка должно являться обеспечение устойчивости своего функционирования, в том числе путем проведения своих активных операций только при наличии соответствующих ресурсов. И это должно быть решающим условием при принятии решения о выделении кредита.

    Важнейшими условиями стабильного экономического развития страны в средне- и долгосрочном периоде являются низкий уровень инфляции и устойчивость курса национальной валюты. Национальный банк совместно с       Правительством должны в первую очередь сосредоточиться на решении данной задачи. Цель — снизить прирост потребительских цен в 2012 году до 19 — 22 процентов. Успешность достижения заявленной цели будет во многом зависеть как от эффективности работы экономики, так и от степени жесткости монетарной и бюджетно-налоговой политики.

     Процентная политика Национального банка будет направлена на достижение положительного уровня реальных процентных ставок в экономике. Она должна быть взвешенной, обеспечивать в первую очередь поддержание монетарной стабильности и сбалансированное развитие экономики. Должны учитываться интересы, как заемщиков, так и вкладчиков. Только в этом случае будут созданы условия, необходимые для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.

     Национальный банк намерен проводить жесткую эмиссионную политику. Рефинансирование банков будет осуществляться исключительно на рыночных условиях, на короткие сроки и только в рамках стандартных инструментов регулирования ликвидности. При необходимости будут производиться и стерилизационные мероприятия, направленные на недопущение избыточного роста денег в экономике.

     В 2012 году Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на постепенное доведение золотовалютных резервов государства до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность страны.

Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ и особенности её реализации в РБ