Денежно-кредитная политика РБ и особенности её реализации в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся денежно-кредитной политики;
- определить методы регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
- рассмотреть практическое осуществление денежно-кредитной политики Национальным банком Республики Беларусь, уточнить достигнутые результаты в денежно-кредитной сфере.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Денежно-кредитная политика РБ. Её основные цели, задачи и виды…………………………………………………………………..……………6
1.1 Денежно-кредитная политика РБ. Её основные цели, задачи, и виды………………………………………………………………………………..6
1.2 Виды денежно-кредитной политики и её применение……………………..9
1.3. Методы регулирования денежно-кредитной политики…………………10
Глава 2. Эффективность денежно-кредитной политики в РБ……………….. 17
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………. ..27

Файлы: 1 файл

денежно-кредитная политика РБ.docx

— 64.54 Кб (Скачать файл)

Особое внимание в 2012 году Национальный банк также будет уделять:

  • устойчивости отдельных банков и банковского сектора в целом, том числе сбалансированности их активных и пассивных операций;
  • уровню ликвидности и принимаемым банками мерам по устранению имеющихся проблем в данной области, особенно при управлении кредитным портфелем;
  • эффективности выдаваемых банками кредитов реальному сектору экономики, в том числе в направлении их в первую очередь на экспортоориентированые и валютоокупаемые, а также импортозамещающие проекты;
  • участию банковского сектора в государственных программах и наличию соответствующих ресурсов для этого;
  • работе банков с собственными клиентами — юридическими лицами, в первую очередь с малым и средним бизнесом, в том числе в оказании предприятиям содействия по сокращению дебиторской задолженности,
  • работе банков с собственными клиентами — физическими лицами, повышению финансовой грамотности населения.

     Кроме того, как отмечалось в ходе заседания, в 2012 году в республике должна получить дальнейшее развитие платежная система. При этом особое внимание должно уделяться развитию безналичных расчетов и увеличению их доли в розничном товарообороте.

     В этой связи на расширенном заседании Правления Национального банка рассмотрен вопрос о развитии внутренней платежной системы «БелКарт» в 2012–2016 годах. Отмечено, что система «БелКарт» по количеству карточек в обращении вышла на первое место в стране, опередив не только международную платежную систему MasterСard, но и VISA. На начало нынешнего года эмиссия карточек «БелКарт» составила 4,4 миллиона единиц, или 44 процента от общего количества выпущенных в обращение карточек.

    Таким образом, денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики, а также на обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам. Основная задача денежно-кредитной политики Республики Беларусь заключается в обеспечении стабильности обменного курса и формировании тем самым положительных эффектов в виде снижения инфляционных и девальвационных ожиданий, ограничения издержек, связанных с рисками изменения обменного курса. При осуществлении денежно-кредитной политики в Республике Беларусь особое внимание уделяется развитию банковской системы. Основные задачи развития банковской системы Республики Беларусь: повышение устойчивости банков, увеличение их капитала и ресурсной базы; оптимизация структуры активов и пассивов банков для увеличения объемов долгосрочного кредитования реального сектора экономики и населения; расширение состава и улучшения качества банковских услуг, развитие информационных и новых банковских технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     В курсовой работе были рассмотрены основные цели государства в области экономики, которые обеспечивают устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной частью этой политики является денежно-кредитная политика. Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк. Рассмотрена денежно-кредитная политика Республики Беларусь, как одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса. В работе представлена деятельность Национального банка в области национальной денежно-кредитной политики, которая сводится к двум основным направлениям. Первое - разработка денежно-кредитной политики в виде формулирования целей политики и набора инструментов, обеспечивающих достижение указанных целей. Второе - реализация политики в условиях поступательного экономического развития Республики Беларусь к устойчивому развитию.

     Рассматривая ситуацию, которая сложилась в нашей стране в 2011 году можно сделать следующие выводы: денежно-кредитные плановые показатели на 2011 год не выполнены.  Не было принято достаточных мер для своевременной адаптации экономики к быстро изменяющейся ситуации на мировых рынках. Не в полной мере была решена задача повышения внешней конкурентоспособности белорусской экономики, в том числе за счет снижения ее зависимости от импорта энергоресурсов и других товаров. Следствием стало нарастание макроэкономической несбалансированности. Рост отрицательного сальдо внешней торговли и ухудшение состояния платежного баланса, возникновении дефицита валюты на рынке в конечном итоге привели к значительному обесценению курса национальной валюты и развитию инфляционных процессов.

     Вместе с тем, возобновление нормального функционирования внутреннего валютного рынка и выход на единый курс не являются поводом для самоуспокоения. Важно не просто выйти на единый курс. Важно обеспечить его относительную устойчивость в долгосрочной перспективе, причем не за счет расходования золотовалютных резервов государства. Для этого необходимо, чтобы работа всей экономики приносила в страну больше валюты, чем она тратит. Соответственно, должны быть созданы все условия для того, чтобы белорусская продукция была конкурентоспособна по цене и по качеству, пользовалась спросом как на внутреннем, так и на внешних рынках.

     Важнейшей задачей на ближайшую перспективу остается сокращение внешней дебиторской задолженности реального сектора экономики. От успешности решения этой проблемы во многом зависит устойчивость функционирования банковской системы, поддержание равновесия на внутреннем валютном рынке, накопление необходимых стране валютных резервов.

     Должны быть изменены подходы и к эффективности кредитной политики. Главой государства выдвинуто справедливое требование — «жить по средствам», и оно касается всех без исключения. Кредитная поддержка крайне важна для функционирования и модернизации белорусских предприятий и остается главной задачей банков. Но банки обязаны помнить, что они распоряжаются и рискуют в первую очередь деньгами вкладчиков. Поэтому важнейшим принципом работы любого банка должно являться обеспечение устойчивости своего функционирования, в том числе путем проведения своих активных операций только при наличии соответствующих ресурсов. И это должно быть решающим условием при принятии решения о выделении кредита.

    Важнейшими условиями стабильного экономического развития страны в средне- и долгосрочном периоде являются низкий уровень инфляции и устойчивость курса национальной валюты. Национальный банк совместно с Правительством должны в первую очередь сосредоточиться на решении данной задачи. Цель — снизить прирост потребительских цен в 2012 году до 19 — 22 процентов. Успешность достижения заявленной цели будет во многом зависеть как от эффективности работы экономики, так и от степени жесткости монетарной и бюджетно-налоговой политики.

     Процентная политика Национального банка будет направлена на достижение положительного уровня реальных процентных ставок в экономике. Она должна быть взвешенной, обеспечивать в первую очередь поддержание монетарной стабильности и сбалансированное развитие экономики. Должны учитываться интересы, как заемщиков, так и вкладчиков. Только в этом случае будут созданы условия, необходимые для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.

     Национальный банк намерен проводить жесткую эмиссионную политику. Рефинансирование банков будет осуществляться исключительно на рыночных условиях, на короткие сроки и только в рамках стандартных инструментов регулирования ликвидности. При необходимости будут производиться и стерилизационные мероприятия, направленные на недопущение избыточного роста денег в экономике. Процентная политика Национального банка будет направлена на достижение положительного уровня реальных процентных ставок в экономике. Она должна быть взвешенной, обеспечивать в первую очередь поддержание монетарной стабильности и сбалансированное развитие экономики. Должны учитываться интересы, как заемщиков, так и вкладчиков. Только в этом случае будут созданы условия, необходимые для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Указ Президента Республики Беларусь от 21.12.2011г.  «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год».
  2. http://www.nbrb.by
  1. Указ Президента Республики Беларусь от 23.12.2011 г. № 591 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год» (зарегистрирован в НРПА 26.12.2011 г. № 1/13161)

  1. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 г. № 112 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету государственной поддержки, Инструкции по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета» (зарегистрировано в НРПА 26.12.2011 г. № 8/24586)
  2. Указ Президента Республики Беларусь от 10.09.2012г. № 437 «Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического Развития Республики Беларусь на 2012г.
  3. Постановление Правления Национального банка от 28.06.2004г. № 92 «Об утверждении Инструкции об экономических нормативах для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций».
  4. Деньги. Кредит. Банки. Учебник. Под ред. Г.И.Кравцовой. – МН.: БГЭУ, 2003г. – 527 с.
  5. Деньги, кредит, банки: Учебник. Под ред. О. И.Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2007г. – 464с.
  6. Экономическая теория. Учебное электронное издание на СD-ROM. Система дистанционного обучения. Часть 1-4. Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. – Мн.: Издательский центр БГЭУ, 2005г.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ и особенности её реализации в РБ