Денежно-кредитная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 17:41, контрольная работа

Описание работы

Если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики. Мероприятия осуществляются довольно медленно и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Разработку денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Банк России.

Содержание работы

Введение 2
Разработка «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» 3
Таргетирование по инфляции 5
Базовая инфляция 7
Количественные показатели денежного обращения. 9
Денежная база. 10
Ликвидность банковского сектора 11
Политика валютного курса. 12
Режим управляемого плавания валютного курса 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14

Файлы: 1 файл

крз экономика.docx

— 50.60 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 2

Разработка «Основных  направлений единой государственной денежно-кредитной политики» 3

Таргетирование по инфляции 5

Базовая инфляция 7

Количественные показатели денежного обращения. 9

Денежная база. 10

Ликвидность банковского  сектора 11

Политика валютного  курса. 12

Режим управляемого плавания валютного курса 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14

 

 

Денежно-кредитная политика рф

                                              Введение.

Денежно-кредитная политика является одним из главных звеньев  экономической политики государства  и представляет собой систему  целей, методов и инструментов денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная политика разработана Центральным банком совместно c Правительством, для обеспечения необходимых условий в денежно-кредитной сфере в целях развития национальной экономики. Денежно-кредитная сфера оказывает серьезное воздействие на текущее состояние и перспективы развития экономики, воспроизводственный процесс на темпы экономического роста, инвестиционную активность, на эффективность производства, занятость и уровень жизни населения, внешнеэкономические связи.

Денежно-кредитная политика рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства. Денежно-кредитная политика, являясь частью общегосударственной экономической политики, должна быть «вписана» в общую цель развития национальной экономики и способствовать достижению макроэкономического равновесия.  Цель государственного регулирования экономики – достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста.

Если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении  достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной  политики. Высшая цель денежно-кредитной  политики государства заключается  в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения  и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий  в рамках денежно-кредитной политики. Мероприятия осуществляются довольно медленно и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Разработку денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Банк России.

В целях укрепления национальной валюты Банка России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Политику резервных требований Банк России использует как метод регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. Операции на открытом рынке - это операции по купле-продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Под рефинансированием коммерческих банков понимается кредитование Банком России кредитных организаций, в  том числе учет и переучет векселей. В настоящее время Банк России предоставляет банкам, заключившим  Генеральный кредитный договор, следующие виды обеспеченных кредитов: внутридневные кредиты; кредиты  «овернайт»; ломбардные кредиты. Составной  частью проводимой Банком России политики рефинансирования являются его депозитные операции с кредитными организациями. Валютное регулирование подразумевает  разработку и реализацию Банком России политики валютного курса. При реализации избранной валютной политики Банк России использует широкий арсенал методов, которые условно можно подразделить на рыночные и административные.

К рыночным методам можно  отнести проведение Банком России мероприятий  по покупке-продаже иностранной  валюты на биржевом и межбанковском  рынке (валютные интервенции) для воздействия  на курс рубля и на суммарный спрос  и предложение денег.

Административные методы основаны на принуждении участников рынка к действиям, направленным на изменение спроса и предложения  иностранной валюты на рынке. Прямые количественные ограничения могут применяться Банком России в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций Правительством РФ.

Разработка «Основных  направлений единой государственной                денежно-кредитной политики»

Проводником официальной  денежно-кредитной политики выступает  Центральный банк как ключевое звено  финансово-кредитной системы государства. В соответствии с законодательством Банк России ежегодно разрабатывает «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики», которые содержат анализ текущего состояния и сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития российской экономики на предстоящий год и последующие два года, целевые ориентиры, показатели денежной программы, а также варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры.

Проект основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики предварительно представляется Президенту РФ и Правительству РФ, а затем направляется Банком России (не позднее срока внесения в Государственную  Думу Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период) в Государственную  Думу.

Не позднее 1 декабря доработанный документ повторно представляется на рассмотрение в Государственную  Думу, которая выносит соответствующее  решение не позднее принятия ею федерального закона о федеральном бюджете  на предстоящий период. Тем самым  достигается увязка целей и инструментов проведения денежно-кредитной и  финансовой политики.

Государственная дума рассматривает  основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики.

  При формировании концепции и определении целевых ориентиров денежно-кредитной политики Банк России базируется на анализе развития экономики за предшествующий период и ее прогноза на предстоящий, программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу, текущих задач, содержащихся в проекте федерального бюджета. Поэтому документ основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включает следующие разделы:

  • концептуальные  принципы, лежащие в основе денежно-кредитной  политики. При разработке денежно-кредитной  политики Банк России исходит,  прежде всего, из законодательно  закрепленной за ним задачи  по защите и обеспечении устойчивости  национальной валюты. Основной целью  денежно- кредитной политики Центральный  банк считает постепенное снижение  инфляции и поддержание ее  на низком уровне;

  • краткая характеристика  состояния экономики;

  • прогноз достижения  текущих целей денежно-кредитной  политики;

  • сценарный (многовариантный)  прогноз развития экономики России  на предстоящий год;

  • прогноз основных  показателей платежного баланса  на предстоящий год;

  • целевые ориентиры  собственно денежно-кредитной политики на предстоящий год (с указанием интервальных ориентиров инфляции, денежной базы, денежной массы, изменения золотовалютных резервов);

  • показатели денежной  программы на предстоящий год.  В ней приводятся, прежде всего,  показатели по денежной базе  и источникам ее формирования:

  - за счет чистых  внутренних активов органов денежно-кредитного  регулирования, включая чистый  кредит правительству;

  - за счет чистого  кредита банкам;

  - за счет чистых  международных резервов органов  денежно-кредитного регулирования;

  • варианты применения  инструментов и методов денежно-кредитной  политики для достижения целевых  ориентиров.

  Варианты программы  базируются на вариантах социально-экономического  развития России и прогноза  платежного баланса. Основным  источником увеличения денежного  предложения в каждом из вариантов  является прирост чистых международных  резервов органов денежно-кредитного  регулирования.

  Во всех вариантах  денежно-кредитной программы снижение  инфляции до запланированного  уровня определяется как главная  промежуточная цель денежно-кредитной  политики. Если исходить из задач  Банка России, то это вполне  обоснованно, поскольку он отвечает  за стабильность рубля. Но этого  недостаточно для денежно-кредитной  политики всего государства. Одной  из ее главнейших задач должно  быть содействие росту экономики,  а снижение темпов инфляции  является одним из средств влияния на рост экономики и решения социальных проблем.

                              Таргетирование по инфляции

Главной целью денежно-кредитной  политики России сегодня остается последовательное снижение уровня инфляции, одним из важнейших показателей которого является Индекс потребительских цен. Эта мера способна улучшить ожидания экономических агентов, уменьшить  макроэкономические риски, расширить  внутренний кредит и увеличить концентрацию капиталов, необходимых для модернизации основных фондов страны.

В общем режим инфляционного таргетирования можно охарактеризовать как политику Центрального банка, который намечает целевые уровни инфляции, публично объявляет о них, а потом пытается привести реальную инфляцию к целевым показателям, используя для этого изменение процентных ставок и другие монетарные инструменты. Предпосылками введения инфляционного таргетирования являются нормально функционирующая экономика при низких темпах инфляции, режим плавающего курса национальной валюты, наличие надежной финансовой системы, доверие общественности к денежно-

кредитной политике и самому ЦБ, а также его независимый  статус, прежде всего, в реализации целей и задач монетарной политики.

Важным параметром таргетирования является наличие пределов колебания целевого ориентира инфляции. Целевой интервал - это диапазон, в рамках которого колебания переменной величины целевого ориентира обычно считаются допустимыми. В то же время не исключается возможность выхода инфляции за пределы этого интервала. Однако при этом ЦБ должен сразу выступить с объяснением причин такого отклонения и указать меры, с помощью которых инфляция может быть возвращена в рамки целевого ориентира. По мнению специалистов, оптимальны пределы целевого ориентира в 1 %, что предполагает большую гибкость в противодействии краткосрочным колебаниям. Слишком широкие пределы целевого ориентира негативно воспринимаются участниками рынка как проявление недостаточных мер в сдерживании инфляции. Очевидны преимущества этой политики, которые состоят в следующем: банк может сосредоточить свое внимание на ценовой стабильности, т. е. постепенном бесшоковом снижении и закреплении на приемлемом уровне инфляции; денежные власти могут сосредоточиться на внутренних проблемах экономики, так как таргетирование инфляции позволяет более гибко реагировать на изменение макроэкономической ситуации; применение этого режима понятно для общественности, повышается ответственность банка за свои действия; режим инфляционного таргетирования ведет к снижению инфляционных ожиданий,

что повышает доверие экономических  агентов к проводимой банком политике.

Инфляционное таргетирование не лишено собственных недостатков и проблем: динамика инфляции в странах с переходной экономикой находится в зависимости от множества факторов, которые недостаточно контролируются денежными властями. Например, если в динамике инфляции преобладают немонетарные факторы, то использование инструментов денежно-кредитной политики может оказаться малоэффективным; большая сосредоточенность денежно-кредитной политики на достижении целевого параметра инфляции может привести к игнорированию других макроэкономических показателей. В краткосрочном периоде таргетирование инфляции ведет к медленному и неустойчивому выпуску товаров, а в долгосрочной перспективе - к большим колебаниям занятости и ВВП; существует проблема выбора конкретного индекса цен в качестве целевого параметра.

Во многих странах вместо ИПЦ используются другие индексы «очищенные» от влияния факторов, не зависящих от колебаний мировых цен, административного регулирования, сезонных колебаний. В данном случае имеется опасность, что скорректированный показатель будет существенно отличаться от публикуемого ИПЦ или дефлятора ВВП. Модель инфляционного таргетирования основывается на двух компонентах. Первая компонента описывает, как экономика функционирует и как на нее влияет денежно-кредитная политика. Как правило, ценовая стабильность достигается путем корректировки процентных ставок Центрального банка. Обычно регулируются межбанковские процентные ставки, по которым банки предоставляют друг другу кредиты. Если инфляция оказывается выше намеченного целевого значения, то банк, скорее всего, поднимет процентные ставки. Через некоторое время эта мера может привести к снижению инфляции. И наоборот, если уровень инфляции ниже целевого значения, то банк, скорее всего, пойдет на понижение процентных ставок.

Учитывая опыт наиболее развитых стран, Банк России постепенно переходит  от политики денежного таргетирования к политике инфляционного таргетирования, т.е. от установления жестких показателей по темпам прироста денежной массы к целевым ориентирам роста цен, соответствующего проектируемому уровню увеличения ВВП. В настоящее время Банк России рассматривает темпы роста денежной массы в качестве расчетного ориентира, т.е. не ставит своей целью безусловное соблюдение прогнозного диапазона и предусматривает возможность его корректировки в течение года в зависимости от динамики спроса на деньги.

Вместе с тем в отдельные  периоды весьма активно продолжало использоваться и валютное таргетирование. Несмотря на переход в 1998 г. Банка России на плавающий валютный курс рубля по отношению к доллару США, валютные ориентиры все же могут использоваться, хотя и в более мягкой форме, например, определение среднего курса за год и установление курса на каждый день валютных торгов. Учитывая огромную роль, которую играет Банк России на валютном рынке страны, и степень влияния на него, использование валютного курса в качестве одного из ориентиров является оправданным и объективным решением. Однако при таргетировании сразу по двум показателям (инфляции и валютному курсу) Центральный банк может столкнуться с проблемой «конфликта целей», поэтому все же необходимо в любом случае выстраивать приоритетность целей.

Информация о работе Денежно-кредитная политика РФ