Денежно-кредитная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 17:41, контрольная работа

Описание работы

Если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики. Мероприятия осуществляются довольно медленно и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Разработку денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Банк России.

Содержание работы

Введение 2
Разработка «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» 3
Таргетирование по инфляции 5
Базовая инфляция 7
Количественные показатели денежного обращения. 9
Денежная база. 10
Ликвидность банковского сектора 11
Политика валютного курса. 12
Режим управляемого плавания валютного курса 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14

Файлы: 1 файл

крз экономика.docx

— 50.60 Кб (Скачать файл)

                                          Базовая инфляция

В качестве официальной меры инфляции обычно используется ИПЦ, который рассчитывается в соответствии с концепцией индекса стоимости жизни. ИПЦ ориентирован на оценку инфляции для населения и не обязательно может служить целью для монетарных властей в долгосрочном и среднесрочном периодах . В качестве краткосрочного индикатора инфляционных процессов ИПЦ слабо информативен, поскольку подвержен влиянию внешних краткосрочных шоков. В краткосрочном периоде ориентация монетарной политики на ИПЦ может приводить к ценовой дестабилизации из-за существования лагов между временным шоком, откликом монетарных властей и реакцией экономических агентов на данный отклик. Если результат отклика центрального банка на временный шок совпадет с моментом прекращения действия данного шока, то это приведет к двойному давлению на цены и макроэкономической дестабилизации. Наряду с подобной дестабилизацией реагирование монетарных властей на временные ценовые шоки может приводить к изменению относительных цен между секторами экономики с различающейся ценовой гибкостью. К примеру, краткосрочная монетарная экспансия в первую очередь оказывает влияние на секторы с гибкой ценовой политикой, в которых приспособление цен к новому уровню совокупного спроса происходит сравнительно быстрее, чем в секторах с жесткими или плавно меняющимися ценами. Это приводит к неоправданному перераспределению ресурсов в пользу секторов с гибкими ценами .

Таким образом, в целях  поддержания ценовой стабильности и предотвращения негативных эффектов перераспределения возникает необходимость в построении меры инфляции, которая является менее чувствительной к временным ценовым шокам. Такие меры инфляции носят название «индексы базовой инфляции». Заинтересованность монетарных властей в использовании подобных индексов в общем случае зависит как от целей монетарной политики, так и от выбранных инструментов. К примеру, если центральный банк принял решение в качестве правила монетарной политики следовать инфляционному таргетированию, то может потребоваться построение специального «индекса ценовой стабильности», в расчете которого используется информация о номинальных заработных платах в экономике. Вместе с тем потенциал использования более привычных, что очень важно, мер базовой инфляции далеко не исчерпан

В последние годы в документах Банка России основным приоритетом  провозглашено обеспечение контрольных  показателей по инфляции, при этом задача для Центрального банка осложняется  тем, что он в силу своих полномочий может контролировать лишь денежные (монетарные) факторы инфляции. Между  тем, как известно, инфляция представляет собой многофакторное явление, и среди этих факторов значительную роль играют немонетарные факторы: структурные (связанные со структурой экономики, степенью ее открытости и зависимости от внешних факторов), рыночные (соотношение спроса и предложения на отдельных товарных рынках), монополистическое ценообразование и др.

Центральный банк не контролирует повышения цен монополий и  не может препятствовать адаптации  цен к реальному изменению  предложения товаров в чрезвычайной ситуации, в частности к колебаниям внешней конъюнктуры. Поэтому его роль фактически сводится к сдерживанию остаточной, или базовой, инфляции. В наиболее обшем виде базовая инфляция определяет долгосрочный инфляционный тренд.

С 2002 г. Банк России при принятии решений в области денежно-кредитной  политики ориентируется не только на общий уровень инфляции, но также  на уровень базовой инфляции, которая  оценивается как инфляция с исключением  влияния структурных факторов (изменения  регулируемых цен и тарифов на платные услуги населению) и цен  на плодоовощную продукцию. Иначе говоря, при подсчете индекса потребительских цен исключаются потребительские товары и услуги, цены на которые регулируются в основном на федеральном и региональном уровнях, а также подвержены воздействию неустойчивых, в том числе и сезонных факторов. Базовая инфляция, таким образом, представляет собой ту часть инфляции, которая непосредственно зависит от денежно- кредитной политики и политики валютного курса.

Переход на реальное таргетирование по инфляции происходит постепенно. При этом важно взаимодействие с правительством, потому что инфляционный рост индекса потребительских цен во многом зависит, с одной стороны, от деятельности Министерства финансов в области бюджетирования, с другой -от работы Минэкономразвития по контролю за тарифами естественных монополий.

       Количественные показатели денежного обращения.

Важнейшим количественным показателем  денежного обращения является денежная масса, которая представляет собой совокупный объем купле-продажных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих юридическим, физическим лицам а также государству.

Использование показателя денежной массы для целей практического регулирования денежного обращения явилось результатом расширения масштабов использования денежных средств в хозяйственном обороте и, как следствие, распространения номиналистических концепций денег. В соответствии с этими концепциями деньгам вовсе необязательно иметь внутреннюю стоимость, поскольку они выступают в качестве условных денежных единиц, обладающих определенной ценностью, которая обеспечивается правовыми актами государства.

Контроль за влиянием монетарных факторов инфляции предполагает прежде всего измерение количества денег в обращении, что является важным аспектом деятельности Центрального банка. Используемые Банком России показатели (агрегаты, построенные по принципу убывающей ликвидности активов) в целом соответствуют общепринятым в мире, учитывая, однако, специфику денежного обращения в стране. В своих денежных обзорах Банк России использует понятия «Деньги», «Денежная масса». Существенной спецификой денежного обращения в России является широкое использование иностранной валюты не только для оплаты внешнеэкономических контрактов, но и в целях сохранности сбережений населения, сокращения потерь доходов от инфляции. В связи с этим к числу важнейших индикаторов состояния денежно-кредитной сферы относится также показатель -широких денег  «Широкая денежная масса», включающий в себя банковские депозиты в иностранной валюте.

Применяется также понятие  «Квазиденьги», обозначающее ликвидные депозиты банковской системы, которые непосредственно не используются как средство платежа, но могут легко и без риска серьезных финансовых потерь конвертироваться в наличность или чековые счета. Обычно они имеют скорость обращения меньшую, чем «деньги». В России к ним относятся срочные депозиты в валюте Российской Федерации и все депозиты в иностранной валюте.

В современной экономике используется такое понятие как «Денежные суррогаты»- заменители официальных денежных знаков, которые циркулируют в экономике тогда, когда спрос на деньги значительно превышает предложение -денежную массу. К суррогатам относят наличную иностранную валюту, расчеты бартером, карточки, купоны, дебиторскую задолженность, другие обязательства и инструменты денежного рынка. Обращение значительной массы денежных суррогатов наносит ощутимый вред экономике, так как плохо поддается регулированию и контролю, что снижает эффективность денежно-кредитной и налоговой политики государства.

Оценка количества денег, необходимых для нормального  функционирования экономики, представляет собой одну из наиболее сложных проблем. Рамки, в пределах которых должна удерживаться денежная масса, необходимая  для обслуживания экономики, определяются на основе функции спроса на деньги и зависят от некоторых факторов: уровня деловой активности хозяйствующих субъектов, динамики цен, скорости обращения денег, спроса на иностранную валюту, состояния платежей и расчетов и т.п.

При этом особенность регулирования  денежной массы в обращении состоит  в том, что из всех агрегатов Центральный банк имеет возможность непосредственно контролировать и определять лишь объем агрегата наличных денег путем эмиссии и прямых решений. Для воздействия на остальные агрегаты денежной массы Центральный банк использует один показатель - денежную базу - и применяет сложную систему инструментов денежно-кредитной политики.

                                                  Денежная база.

Денежная база - макроэкономический индикатор, показывающий количество денежных средств, находящихся в обращении. В разных странах этот термин имеет разное значение. Банк России выделяет два вида денежной базы: денежная база в узком и широком определении.

В узком смысле денежная база включает в себя наличные деньги, выпущенные Центральным банком в обращение (исключая остатки средств в кассах кредитных организаций) и обязательные резервы коммерческих банков, находящиеся на счетах в Центральном банке.

Денежная база в широком  определении состоит из наличных денег в обращении, туда же входит суммарная рыночная стоимость облигаций Банка России, находящихся в обращении в Центральном банке (на корреспондентских и депозитных счетах) и иные обязательства Центрального банка перед кредитными организациями в валюте Российской Федерации. Этот показатель характеризует денежно-кредитные обязательства Банка России в национальной валюте, которые обеспечивают рост денежной массы.

Денежная база не является денежным агрегатом, она представляет собой основу для формирования денежных агрегатов и поэтому называется также деньгами «повышенной эффективности». Регулируя количественный уровень  денежной базы. Центральный банк воздействует на всю денежную массу, на предложение  денег. Степень такого воздействия  измеряется с помощью денежного мультипликатора, который рассчитывается как отношение предложения денег к денежной базе. Денежный мультипликатор показывает, как изменится предложение денег при увеличении денежной базы на 1 единицу.

                                Ликвидность банковского сектора

С институциональной точки  зрения банковский сектор можно рассмотреть  как банковскую систему, которая  представляет собой совокупность различных  видов национальных банков и кредитных  учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных  центров.

В целях проведения денежно-кредитной  политики Центральный банк должен оценить  состояние ликвидности банковского  сектора, т.е. количество наиболее ликвидных  активов, которые имеются в распоряжении кредитных организаций. Избыток  ликвидности в банковском секторе  и в целом в экономике стимулирует  инфляционные процессы, а ее нехватка чревата появлением в обращении  значительного количества денежных суррогатов, а также может спровоцировать кризис ликвидности в банковской системе, при котором ряд банков окажется не в состоянии своевременно выполнить свои обязательства перед  вкладчиками.

Неотъемлемым элементом  экспансии банковского сектора  является внедрение новых и усовершенствование имеющихся продуктов.

В последние годы на ряду с традиционными депозитными, кредитными и инвестиционными продуктами в  России развивались такие новые  направления как приват-банкинг (индивидуальное обслуживание банком состоятельных частных лиц - обладателей  крупных капиталов, а также комплексное  управление личными средствами таких  клиентов), Дистанционное банковское обслуживание - общий термин для технологий предоставления банковских услуг на основании распоряжений, передаваемых клиентом удаленным образом (то есть без его визита в банк), чаще всего с использованием компьютерных и телефонных сетей. Для описания технологий ДБО используются различные в ряде случаев пересекающиеся по значению термины: Клиент-Банк, Банк-Клиент, Интернет-Банк, Система ДБО, Электронный банк, Интернет-Банкинг, он-лайн банкинг, remote банкинг, директ- банкинг,хоум- банкинг, Интернет- банкинг, мобильный банкинг, WAP- банкинг, SMS- банкинг. Данное направление развития весьма актуально, т.к. помогает сократить издержки связанные доставкой документации, затраты времени и др. Индексируемые депозиты - это срочные депозиты с переменной доходностью, номинированные в рублях или иностранной валюте.

Индексируемые депозиты подходят для клиентов, предпочитающих увязывать  доходность своего депозита с определенными  рыночными показателями.

Таким образом, мы видим, что  экспансия банковского сектора  может проходить как количественным способом (за счет открытия новых отделений, филиалов и т.д.), так и качественным (за счет банковских продуктов). Регулирование банковской ликвидности становится важной задачей Центрального банка. Для этого центральные банки осуществляют мониторинг ликвидности и на основе полученных данных делают выводы о необходимости влияния на уровень ликвидности, определяют операции, которые следует провести с этой целью.

Поскольку деньги в современной  экономике в большинстве своем  имеют характер кредитных денег, т.е. денежная масса создается в  основном в процессе кредитно-денежной деятельности банков, регулирование  объема и структуры денежного  оборота осуществляется Центральным  банком путем воздействия на условия кредитно-депозитной эмиссии с помощью соответствующих методов и инструментов.

                             Политика валютного курса.

Чрезмерные рыночные колебания  курса национальной валюты оказывают  негативное воздействие на денежную и финансовую систему страны, внешнеэкономическую  деятельность хозяйствующих субъектов, платежный баланс. В целях предотвращения этих негативных последствий для  экономики Центральный банк проводит валютную политику (политику регулирования  валютного курса, или курсовую политику), которая является важным звеном денежно-кредитной  политики.

В странах, экономика которых  в значительной степени зависит  от внешнеэкономических факторов, в  странах с переходной экономикой, характеризующейся высокими темпами инфляции и недостаточно развитыми финансовыми рынками, целевым ориентиром при проведении денежно-кредитной политики может являться номинальный обменный курс(количественное соотношение национальной валюты к иностранной, складывающееся на внутреннем валютном рынке), который служит ориентиром инфляции. В этом случае прогнозы темпов инфляции в значительной степени основываются на динамике обменного курса. Такой метод применим для стран, зависимых от страны-доминанты т.е. страны, к валюте которой привязан курс национальной валюты.

Рассматриваемый вариант  денежно-кредитной политики имеет  свои достоинства. Номинальный курс - показатель, понятный широким слоям населения. Недостатки такого способа выбора цели также очевидны. Страна, находящаяся в зависимости от страны-доминанты, имеет ограниченные возможности по регулированию национальной экономики. Длительная ориентация в валютной политике на номинальный обменный курс по отношению к доллару чревата для страны долларизацией экономики, т.е. ситуацией, когда доллар постепенно вытесняет национальную валюту из денежной системы и начинает выполнять все основные функции денег в экономике меры стоимости, средства обращения, платежа, накопления.

Информация о работе Денежно-кредитная политика РФ