Денежно-кредитная политика стран СНГ: общее и особенное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определение теоретических основ денежно-кредитной политики, выявлении проблем и особенностей ее реализации в современной экономике стран СНГ.
Объектом исследования являются страны СНГ, предметом исследования является денежно-кредитная политика стран СНГ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
1 Понятие и значение денежно-кредитной политики, ее цели и задачи……...5
1.1 Понятие и сущность денежно-кредитной политики………………………………………………………………………......5
1.2 Типы денежно-кредитной политики…………………………………...........7
2 Инструменты денежно-кредитной политики………………………………....9
2.1 Операции на открытом рынке…………………………………………….....9
2.2 Изменение учетной ставки ………………………………………………. ..10
2.3 Изменение норм обязательных резервов…………………………………..12
2.4 Ограничение кредитования………………………………………………. ..13
3 Состояние и тенденция развития денежно-кредитных систем стран СНГ…………………………………………………………………………….....16
3.1 Развитие рыночных принципов построения денежно-кредитных систем стран СНГ.…………………………………………………………….....16
3.2 Динамика внутренних валютных рынков и курсов национальных валют стран СНГ ……………………………………………………………………......18
3.3 Золотовалютные резервы стран СНГ…..……..…………………………....24
3.4 Платежные балансы стран СНГ..……………………………………….......24
Заключение……………………………………………………………………....26
Список использованных источников…………………………………………..27

Файлы: 1 файл

курсач 5.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Метод ограничения кредитования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Такие кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также Центральный Банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также Центральный Банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Кроме четырех основных вышеприведенных инструментов денежной  политики, государство  также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи,  потребительского кредита и увещеваний.

Чтобы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги,  который должен быть оплачен при покупке либо наличными либо,  ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

Если государство  хочет  не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать  потребительский  кредит:  повысит  ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при  покупке  кредитной карточки.

Государство в лице центрального  банка  может  влиять  на  банки путем словесного убеждения.  Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения  относительно  доступности  кредита  в   будущем. Иногда увещевания  оказывают  определенное  воздействие.

Таким образом, к инструментам денежно-кредитной политики относятся, в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Состояние и тенденция развития денежно-кредитных систем стран СНГ

 

3.1 Развитие рыночных  принципов построения денежно-кредитных систем

 

Денежные системы стран СНГ развиваются в тесном взаимодействии с их составными частями – валютными системами, все более выходящими за национальные границы, обслуживая международные отношения на экономическом пространстве Содружества и за его пределами. Действующие к настоящему времени в странах СНГ национальные денежные системы и их составные части – валютные системы – в целом можно считать «выстроенными» по рыночному принципу. Об этом свидетельствуют:

- отсутствие государственной валютной  монополии с ее командно-административными методами управления денежно-валютной сферой, предусматривающими монопольную собственность власти на валютные ресурсы, обязательную продажу всей иностранной валюты в единый государственный центр в обмен на национальные валюты по монопольной цене (жестко фиксированному валютному курсу), осуществление всех валютных платежей только с санкции власти;

- провозглашение плюрализма прав  и действий разных субъектов  валютных отношений, получивших  возможность самостоятельно вести  валютные дела сообразно своим  ресурсам и способностям;

- функционирование внутреннего  валютного рынка купли-продажи национальной и иностранной валют;

- формирование валютного курса  национальной денежной единицы  под влиянием спроса и предложения;

- отход от полной изоляции  валютного механизма от международного  денежного обращения, когда национальные  валюты могли функционировать исключительно во внутреннем платежном обороте;

- наличие инфраструктуры коммерческих  банков, обслуживающей внешнеэкономическую  деятельность, посредством которой  национальные валютные системы  связываются с мировой;

- приобщение норм национальных валютных законодательств к правилам и обычаям цивилизованного мира;

- ориентация валютной политики  на содействие интеграции национальных  экономик в мировую и региональную, какой является экономика Содружества.

В тенденции развития национальных денежных и валютных систем  многих стран СНГ просматривается ориентация на принципы, присущие экономически развитым государствам. Проявляется это в том, что:

- за базовую основу денежных  систем официально (юридически) положены  их национальные денежные единицы: в Азербайджане – азербайджанский манат, в Армении – драм, в Белоруссии – белорусский рубль, Грузии – лари, Казахстане – тенге, Киргизии – сом, Молдове – лей, России – российский рубль, Таджикистане – сомони, Туркменистане – туркменский манат, Узбекистане – сум, в Украине – гривна;

- подобно другим валютам государств  мирового сообщества денежные  единицы стран СНГ не имеют  фиксированного золотого содержания, что соответствует требованию  МВФ;

- валютные курсы во многих  странах СНГ – единые, формируемые главным образом под воздействием соотношения спроса и предложения на внутренних валютных рынках;

- регулирование рыночного валютного  курса и обеспечение международных  расчетов необходимыми платежными  средствами осуществляют центральные (национальные) банки посредством валютных интервенций, используя для этого накопленные золотовалютные резервы;

- преодолевая изоляцию национальных  валютных систем от внешнего  мира, во многих странах СНГ  вначале ввели внутреннюю конвертируемость  национальных валют, которая распространялась только на резидентов (юридических и физических лиц страны). Затем девять стран СНГ (Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина) присоединились к статье VIII Устава МВФ, распространив тем самым режим конвертируемости своих национальных валют по текущим операциям на нерезидентов. Валютный режим Азербайджанской Республики, по оценкам экспертов МВФ, также отвечает требованиям статьи VIII его Устава.

Создание внутренних валютных рынков, укрепление материальной и финансовой базы национальных валют создали предпосылки к их взаимной конвертируемости. Однако пока в ряде стран по финансово-экономическим, а иногда и техническим причинам механизм взаимной конвертируемости национальных валют работает с перебоями и ограничениями. Тем самым еще не удалось преодолеть несоответствие между формальной и реальной конвертируемостью национальных валют государств Содружества.

К преодолению такого несоответствия страны СНГ побуждают не только экономические, но и политические причины. Как члены МВФ (Россия с 1 июня 1992 г., остальные страны СНГ – в период с апреля по сентябрь 1992 г., Таджикистан – с апреля 1993 г.), они приняли на себя обязательства:

- поддерживать конвертируемость  национальных валют по текущим  международным операциям;

- не участвовать в дискриминационных  валютных соглашениях;

- не прибегать к множественности  валютных курсов своей денежной  единицы;

- противодействовать кратковременным и случайным колебаниям валютного курса;

- не использовать механизм курсообразования  для получения неоправданных  конкурентных преимуществ, чтобы  не сдерживать развитие рыночных  отношений;

- обеспечивать информационную  прозрачность, регулярно предоставляя в МВФ достоверные статистические данные о состоянии и развитии национальной экономики, величине золотовалютных резервов.

 

 

3.2 Динамика внутренних  валютных рынков и курсов национальных  валют 

 

В практической реализации названных выше общих рыночных принципов построения денежных и валютных систем стран СНГ к настоящему времени сохраняются некоторые особенности. Они обусловлены, в частности, разной длительностью переходного периода от плановых к рыночным методам управления экономикой, неодинаковой степенью ее развитости, различиями в достигнутых уровнях макроэкономической стабилизации. Это проявляется в особенностях формирования курсов национальных валют, ориентации их на разные сегменты внутреннего валютного рынка: биржевой (организованный) и межбанковский.

В Азербайджанской Республике курс маната регулируемо плавающий. Его официальный уровень определяется по итогам торгов на трех сегментах внутреннего валютного рынка: биржевом, межбанковском и розничном. Биржевой валютный рынок представлен Бакинской межбанковской валютной биржей (БМВБ). Учреждена 21 июня 1993 г. Центральным банком и четырьмя коммерческими банками с преобладающим государственным участием. Систематически торги проводятся преимущественно по доллару США и российскому рублю, что обусловлено структурой азербайджанского экспорта. Бакинская межбанковская валютная биржа универсальна: помимо торгов иностранной валютой  она организует торговлю ценными бумагами на фондовом рынке.

В Армении курс драма – единый плавающий. Официальный курс драма к доллару США определяется по итогам торгов на межбанковском и биржевом валютном рынках. Биржевой валютный рынок представлен Ереванской межбанковской валютной биржей. Торги проводятся с участием банков и финансовых дилеров, имеющих лицензию Национального банка. Последний осуществляет валютные интервенции с целью сглаживания резких колебаний курса драма.

В Республике Беларусь курс белорусского рубля – единый. Официальный курс формируется на основе биржевых торгов. В стране произошло слияние государственной Межбанковской валютной биржи и ОАО «Белорусская фондовая биржа». На их базе образовано ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (БВФБ). Основные валюты, выставляемые на торги: доллар США, евро, российский рубль. Национальный банк с помощью интервенций сглаживает колебания валютного курса белорусского рубля.

В Грузии курс лари – единый плавающий. Официальный курс определяется по итогам торгов на Тбилисской межбанковской валютной бирже. На бирже функционирует Электронный межбанковский валютный рынок (ELCM). Торги проводятся по доллару США, евро, российскому рублю. Национальный банк проводит интервенции на биржевых торгах.

В Казахстане курс тенге – единый регулируемо плавающий. Официальный курс тенге к доллару США, евро и российскому рублю определяется на основе итогов торгов на валютном рынке. Биржевой рынок  представлен Межбанковской валютной биржей. Создана 30 декабря 1993 г. Затем была преобразована в Казахстанскую межбанковскую валютно-фондовую биржу. 14 апреля 1997 г. ее разделили на Алма-Атинскую биржу финансовых инструментов (AFINEX) и Казахстанскую фондовую биржу  (KASE). В настоящее время после слияния в стране функционирует одна – Казахстанская фондовая биржа. Торги проводятся в режиме непрерывного встречного аукциона с использованием электронного  способа ввода и обработки заявок. Биржевой курс иностранной валюты  определяется как средневзвешенная цена всех сделок с этой валютой, заключенных в ходе биржевых торгов данного дня.

В Республике Кыргызстан курс сома – регулируемо плавающий. Официальный курс к доллару США определяется как средневзвешенный на межбанковском валютном рынке. Национальный банк участвует в торгах и в случае необходимости проводит интервенции на валютном рынке. С 1 июля 1998 г. вместо специальных валютных аукционов Национального банка введена система торгов, аналогичная системе электронных торгов (СЭЛТ). Электронный рынок позволяет Центральному банку проводить анонимно в течение дня валютные интервенции.

В Молдове курс лея единый регулируемо плавающий. До октября 1998 г. Национальный банк проводил регулярные интервенции на Молдавской межбанковской валютной бирже. В октябре 1998 г. по рекомендации МВФ Национальный банк отказался от интервенций, мотивировав это тем, что на бирже были широко распространены валютные спекуляции, повлиять на которые Национальный банк не может. Коммерческим банкам была предоставлена полная автономия в  формировании курса лея к доллару США. При этом косвенное регулирование операций на валютном рынке через биржу было заменено прямым регулированием сделок коммерческих банков непосредственно Национальным банком. Официальный курс лея к доллару США определяется на основе средневзвешенного курса по всем операциям на валютном рынке. К другим валютам курс лея устанавливается Национальным банком на основе кросс-курса через доллар.

Информация о работе Денежно-кредитная политика стран СНГ: общее и особенное