Денежно-кредитная политика стран СНГ: общее и особенное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определение теоретических основ денежно-кредитной политики, выявлении проблем и особенностей ее реализации в современной экономике стран СНГ.
Объектом исследования являются страны СНГ, предметом исследования является денежно-кредитная политика стран СНГ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
1 Понятие и значение денежно-кредитной политики, ее цели и задачи……...5
1.1 Понятие и сущность денежно-кредитной политики………………………………………………………………………......5
1.2 Типы денежно-кредитной политики…………………………………...........7
2 Инструменты денежно-кредитной политики………………………………....9
2.1 Операции на открытом рынке…………………………………………….....9
2.2 Изменение учетной ставки ………………………………………………. ..10
2.3 Изменение норм обязательных резервов…………………………………..12
2.4 Ограничение кредитования………………………………………………. ..13
3 Состояние и тенденция развития денежно-кредитных систем стран СНГ…………………………………………………………………………….....16
3.1 Развитие рыночных принципов построения денежно-кредитных систем стран СНГ.…………………………………………………………….....16
3.2 Динамика внутренних валютных рынков и курсов национальных валют стран СНГ ……………………………………………………………………......18
3.3 Золотовалютные резервы стран СНГ…..……..…………………………....24
3.4 Платежные балансы стран СНГ..……………………………………….......24
Заключение……………………………………………………………………....26
Список использованных источников…………………………………………..27

Файлы: 1 файл

курсач 5.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

В Российской Федерации курс российского рубля – управляемо плавающий. Валютный рынок представлен двумя сегментами: межбанковским и биржевым. К настоящему времени валютный рынок модернизирован. Создана полноценная рыночная инфраструктура. В 2004 г. торги на  единой торговой сессии (ЕТС) и дневной сессии были объединены. Обе сессии функционировали на технологической базе СЭЛТ – системе электронных торгов. Эта система создавалась как аналог внебиржевого межбанковского валютного рынка с ориентацией на привычные условия работы коммерческих банков в рамках установленных лимитов нетто-операций. В Таджикистане курс сомони – регулируемо-плавающий. Биржевой сегмент валютного рынка в лице Таджикской межбанковской валютной биржи (ТМВБ) существовал с 1995 года по июнь 2000 года. В июле 2000 года ТМВБ прекратила осуществление операций в связи с началом функционирования Межбанковского валютного рынка.

Официальный курс сомони к доллару США определяется на основании средневзвешенного курса по сделкам купли-продажи долларов США на Межбанковском валютном рынке. Курсы по остальным видам валют определяются косвенно через кросс-курсы доллара США к этим валютам. Валютный рынок включает в себя внебиржевой межбанковский валютный рынок, рынок внутрибанковских клиентских сделок и сеть обменных пунктов валют, принадлежащих уполномоченным банкам, проводящих обменные операции с наличной иностранной валютой.

В Туркмении функционирует Межбанковская валютная биржа как подразделение Центрального банка.  Единственными торгуемыми валютами на бирже являются доллар США и российский рубль. Доступ к валютным аукционам Центрального банка разрешен только уполномоченным банкам. Их заявки на продажу валюты проверяются Центральным банком и Комитетом по иностранной валюте. Банки участвуют в аукционах от имени своих клиентов. Совершаемые сделки должны получить одобрение Центрального банка и Комитета по иностранной валюте. Заявки на продажу выставляются по курсу, установленному в ходе предыдущего аукциона. При превышении объема валюты, предлагаемой Центральным банком к продаже, нереализованные заявки переносятся на следующую торговую сессию.

В Узбекистане курс сума – единый плавающий. С 1 мая 2000 г. в стране отменена множественность валютных курсов. Действует Узбекская межбанковская республиканская валютная биржа (УМРВБ). Официальный курс сума устанавливается по результатам торгов на биржевом и межбанковском валютном рынке. При этом Центральный банк жестко контролирует валютные операции коммерческих банков.

В Украине курс гривны – регулируемо плавающий. Национальный банк сглаживает его текущие колебания путем валютных интервенций. До 1999 г. валютный рынок был представлен двумя сегментами: биржевым и межбанковским. В ноябре 1997 г. операции коммерческих банков на межбанковском валютном рынке были ограничены. Открытую валютную позицию им Национальный банк устанавливал индивидуально. 19 марта 1999 г. Национальный банк до особого распоряжения приостановил проведение валютных операций на Украинской межбанковской валютной бирже. Одновременно был ужесточен контроль за операциями банков на межбанковском валютном рынке. Им разрешалось покупать валюту только за счет клиентов и при предоставлении необходимых документов Национальному банку.

С 21 февраля 2000 г. официальный курс гривны стал определяться как средневзвешенный по результатам торгов на межбанковском валютном рынке. Продолжает функционировать Крымская межбанковская валютная биржа (КМВБ). Ее члены могут проводить операции от своего имени и за счет клиентов по их поручениям. На бирже функционирует Электронная торговая система (ЭТС). Она позволяет одновременно проводить несколько торговых сессий по различным валютам и сделкам с разными датами расчетов. Для получения участниками торгов необходимой информации на бирже действует Биржевая информационная система (БИС).

Обобщая практику функционирования внутренних валютных рынков стран СНГ, порядок формирования курсов их национальных валют, можно выделить следующие тенденции:

1. Во многих странах СНГ внутренний  валютный рынок включает два  сегмента: биржевой и межбанковский. В большинстве стран биржевой рынок считается основным сегментом валютного рынка. По оценкам экспертов, доля биржевого рынка в общем обороте валютного рынка по всем странам СНГ в среднем составляет около 30%.

2. Возникнув первоначально как структура непосредственно валютного рынка, в дальнейшем биржи трансформировались в универсальные торговые площадки, где торгуются не только валюты, но и государственные и корпоративные ценные бумаги. Многие биржи торгуют инструментами хеджирования рисков, включая валютные и фондовые фьючерсы.

3. Использование электронных технологий, внедрение интернет-технологий в  торговле валютами приводит к  постепенному стиранию границ  между биржевым и межбанковским  сегментами валютного рынка. При  этом в большинстве стран СНГ биржевой сегмент валютного рынка активно содействует повышению стабильности, динамичности валютного рынка в целом, его взаимодействию с фондовым рынком. Это, в свою очередь, способствует укреплению  устойчивости национальных валют, развитию экономики.

4. Режим курсов национальных  валют в странах СНГ практически  двойной: один по отношению к  свободно конвертируемым валютам (СКВ), другой – для курсовых  соотношений между национальными  валютами стран Содружества. В  отдельные периоды в ряде этих  стран применялся фиксированный официальный курс к доллару США: в Армении – в 1995 г., в Белоруссии – в 1995 г. и феврале 1996 г.; Таджикистане – периодически в 1996 г.

5. К настоящему времени режимы  курсообразования национальных  валют стран СНГ к СКВ в  значительной мере  сблизились. С определенными модификациями сейчас применяются плавающие курсы. При этом в одних странах используется термин «свободное плавание», в других – «управляемое плавание».

В тех странах СНГ, где действует режим плавающего валютного курса, периодически в целях его регулирования центральные банки осуществляют валютные интервенции, что соответствует мировой практике. В современном мире преобладает не свободное, а регулируемое плавание валютных курсов.

6. Официальные и рыночные котировки  национальных валют в странах СНГ, как правило, близки по значению. Официальные курсы обычно устанавливаются на основе биржевых котировок и публикуются национальными банками. Рыночные курсы формируются на различных сегментах внутреннего валютного рынка: курсы безналичной валюты – на биржевом и межбанковском рынках; наличной валюты – в коммерческих банках и обменных пунктах.

7. В сравнении с курсами к  СКВ соотношения между национальными  валютами стран СНГ менее прозрачны  и, как правило, плавающие. Официальные  курсы национальных валют друг к другу основаны на котировках валютных бирж или определяются как кросс-курсы через доллар США.

8. Национальные банки почти всех  стран СНГ ежедневно публикуют  официальные курсы своих валют  по отношению к российскому  рублю, а также некоторым валютам других стран Содружества. В частности, публикуется курс узбекского сума к казахстанскому тенге.

9. В связи с тем, что валюты  ряда стран СНГ во взаиморасчетах  юридических и физических лиц  используются не значительно, их  котировки отличаются нерегулярностью. До сих пор ни одна из стран СНГ на своей бирже не котировала национальные валюты всех государств СНГ.

10. По мере формирования общности  в организации внутренних валютных  рынков стран СНГ, повышения их  ликвидности в перспективе могут  появиться условия к тому, когда возможной станет прямая котировка: национальная валюта одной страны – национальная валюта другой. Тогда реальной сможет быть постановка вопроса о создании заинтересованными странами СНГ на уровне многосторонних отношений интегрированного  валютного рынка. Цель его – обеспечить доступ  участникам к проведению  конверсионных операций между национальными валютами, расширение их применения во взаимных торгово-экономических связях (об этом ниже в разделе, посвященном сотрудничеству стран СНГ в валютной сфере).

 

 

3.3 Золотовалютные резервы

 

От состояния золотовалютных резервов страны зависит бесперебойность ее международных расчетов, своевременность погашения и обслуживания внешнего государственного долга при временных нарушениях равновесия платежного баланса. В мировой практике и статистике золотовалютные резервы иначе называют резервами международных ликвидных средств. Эти резервы способствуют повышению суверенного кредитного рейтинга страны.

Обычно (если следовать мировой практике) золотовалютные резервы государства имеют две составляющие: а) централизованный запас золота; б) фонд иностранной валюты, владельцами которого выступают государственные валютные органы: Центральный банк, Министерство финансов. Обе разновидности считаются официальным резервом международных ликвидных средств. В разных пропорциях этот резерв состоит из:

- монетарного золота (страхового  резервного фонда), ценности, которую  можно продать на рынке, поместить  в залог с целью приобретения  денежных средств, необходимых для международных платежей;

- запаса иностранных валют, включающего  валютные активы Центрального (Национального) банка и Министерства финансов  в форме наличных денег, обратных  РЕПО с нерезидентами, банковских  депозитов в банках-нерезидентах  с высоким рейтингом;

- резервной позиции в МВФ, в  пределах которой страна-владелец  имеет возможность автоматически  и по первому требованию получить  необходимые средства в свободно  конвертируемой валюте;

- специальных прав заимствования (СДР), эмитируемых и распределяемых МВФ среди его членов в качестве резервного актива, предназначенного для урегулирования сальдо платежного баланса путем обмена на нужную иностранную валюту.

Подобной структуры золотовалютных резервов придерживаются, например, в России. При этом каждое государство создает такой их объем, который диктуется конкретной ситуацией, задачами внутренней и внешней политики, учитывая, в частности, пики погашения внешнего долга. Рекомендация МВФ гласит: объем валютных резервов центрального (национального) банка должен составлять сумму трехмесячного импорта (наиболее простой критерий). В мировой практике используется и другой усложненный критерий достаточности золотовалютных резервов государства: трехмесячный импорт плюс годовые выплаты по внешним государственным и всем корпоративным долгам страны. Золотовалютные резервы России в настоящее время превышают обе пороговые величины. К июлю 2005 г. они достигли более 151 млрд. долл.

В разное время использовались разные источники пополнения золотовалютных резервов. Так, в Грузии совокупный объем международных валютных резервов к середине 2004 г. был пополнен поступлением транша МВФ. Он был выделен Грузии в рамках возобновленной программы финансовой поддержки «Стратегии по преодолению бедности и содействию экономическому росту».  Для пополнения международных валютных резервов Национальный банк Грузии за тот же период  приобрел часть свободно конвертируемой валюты  на Тбилисской межбанковской валютной бирже. На обслуживание внешнего долга в первом полугодии 2004 г. из международных валютных резервов Грузии было использовано 28,1 млн. долл. Из этой суммы 7,4 млн. долл. направлено непосредственно на обслуживание взятого правительством внешнего долга (на выплату процентов и покрытие основных сумм), 20,7 млн. долл. – на погашение выделенных МВФ кредитов.

В ряде стран СНГ весьма благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура по топливно-сырьевым ресурсам (особенно сырой нефти) способствует росту стоимостных объемов экспорта, увеличению поступлений свободно конвертируемой валюты, что является важным фактором равновесия платежных балансов, достижения их положительного сальдо.

 

 

3.4 Платежные балансы

 

С переходом стран СНГ на децентрализованный (рыночный) порядок регулирования международных денежных требований и обязательств труднее стало получать точные данные о состоянии внешнеэкономической позиции той или иной страны. В рыночной экономике платежный баланс формируется, по существу, в виде статистической сводки движения международных денежных требований и обязательств, возникающих в результате самостоятельных действий индивидуальных участников внешнеэкономического обмена. Тем самым показатели платежного баланса в значительной части формируются оценочным путем. Теперь они не планируются и вместе с государственным бюджетом не рассматриваются и не утверждаются парламентом как директивный документ.

Платежный баланс подводит итоги уже состоявшихся операций, фиксирующих их состояние нередко с большим опозданием (трех-четырехмесячной давности).

К тому же не все страны сообщают Статкомитету СНГ сведения по аналогичному кругу показателей: у одних стран перечень шире, у других – уже. В сводных таблицах показателей платежного баланса страны группируют их по следующим разделам: товары; услуги; доходы от инвестиций; оплата труда; текущие трансферты; капитальные трансферты; прямые инвестиции; портфельные инвестиции; прочие инвестиции; резервные активы.

В официальной классификации платежного баланса России и ряда других стран СНГ движение частных капиталов  учитывается в составе трех агрегатов: «Прямые инвестиции» (участие в капитале и деятельности различного рода предприятий); «Портфельные инвестиции» (приобретение ценных бумаг); «Прочие инвестиции» (все остальные операции капитального характера, не подпадающие в категорию прямых или портфельных инвестиций). В этот конгломерат входят также другие и при том разные по своему экономическому содержанию операции. Среди них: купля-продажа наличной валюты (иностранной и отечественной); движение средств по банковским счетам (текущим и депозитным); предоставление и погашение торговых кредитов, иных ссуд и займов; возникновение денежных требований и обязательств из-за неуплаты или просроченности этих ссуд и займов.

Проанализировать данные статьи платежного баланса непросто, ибо в упомянутых выше статистических агрегатах формально объединены: а) движение частных капиталов, перемещающихся через границы в результате сделок негосударственных хозяйствующих субъектов; б) движение капиталов, связанных с операциями государственных органов по привлечению и погашению внешних займов. Разные аналитики обычно по своему отделяют один агрегат от другого. Из-за неодинаковых подходов возможны и разные оценки.

Информация о работе Денежно-кредитная политика стран СНГ: общее и особенное