Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 22:37, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики и ее особенности в Республике Беларусь. Данная тема очень актуальна как на сегодняшнем этапе, так и если брать во внимание экономическое прошлое любой страны, так как кредитно-денежная политика является основополагающей и неотъемлемой частью политики любой страны.
Исходя из цели курсовой работы, мною для решения поставлены следующие задачи:
- изучить сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики;
- описать роль Национального банка Республики Беларусь и особенности реализации кредитно-денежной политики;
ВВЕДЕНИЕ………………………...……………………………………….3
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ……………………..………………….5
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики………………………5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики………...………………6
2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ..12
2.1 Национальный банк Республики Беларусь как основной субъект монетарного регулирования…………………………………………………….12
2.2 Особенности реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…………………………………………………………….14
3 ЦЕЛИ И МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА………………………………………………………………………….….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..…………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…….31
В рамках общей государственной экономической политики конечной целью денежно–кредитной политики будет являться обеспечение с помощью монетарных инструментов совместно с мерами экономической политики снижения и поддержания стабильно низких темпов инфляции. При этом уровень инфляции, измеряемый приростом индекса потребительских цен, в 2010 году должен составить не более 5 процентов, в 2015 году – не более 3 процентов.
Денежно–кредитная политика Республики Беларусь будет проводиться в целях эффективной реализации основных направлений и приоритетов социально–экономического развития на основе согласования и взаимной увязки со всеми другими мерами государственного регулирования экономики.
Национальным банком совместно с Правительством создаются условия по повышению эффективности воздействия монетарными инструментами на инфляционные процессы.
Темпы наращивания денежного предложения в национальной валютевыдерживаются в соответствии со спросом экономики на деньги. Основными каналами наращивания денежного предложения со стороны Национального банка являются покупка иностранной валюты, операции рефинансирования банков на рыночных принципах.
Роль обменного курса в качестве ориентира денежно–кредитной политики в области регулирования конкурентоспособности белорусских производителей будет постепенно уменьшаться в связи с перемещением в ней акцента на некурсовые факторы (повышение качественных характеристик продукции, снижение себестоимости, эффективная маркетинговая политика и т.д.). Долгосрочная стратегия на укрепление реального курса белорусского рубля будет способствовать повышению покупательной способности национальной валюты, стимулировать процесс трансформации валютных сбережений населения и хозяйствующих субъектов (включая наличную валюту, которая хранится вне банковской системы) в рублевые вклады и их вовлечение в хозяйственный оборот.
В 2011–2015 годах будут созданы необходимые макроэкономические и монетарные условия для обеспечения полной конвертируемости белорусского рубля.
Стратегическими направлениями развития банковской системы Республики Беларусь будут являться повышение устойчивости и эффективности функционирования банков, рост потенциала и совершенствование состава банковских инструментов адекватно растущим потребностям экономики и населения.
В укреплении и развитии банковской системы значительную роль будет играть обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования национальной платежной системы.
Продолжится процесс взаимовыгодного сближения денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках Союзного государства и других интеграционных образований, а также расширения и углубления взаимодействия с международными финансовыми организациями.
В 2011 году денежно–кредитная политика была направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития.
В 2011 году Национальный банк обеспечил эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов.
В области международного сотрудничества продолжилась реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств – участников СНГ, а также сотрудничество с международными финансовыми организациями.
В целом в 2011 году денежно–кредитная политика содействовала сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения.
3
ЦЕЛИ И МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ
ЦЕЛЕЙ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ
В настоящее время правовой основой функционирования Национального банка Республики Беларусь является Банковский кодекс Республики Беларусь, в котором определены функции и задачи Национального банка в финансово-кредитной системе Республики Беларусь и основные инструменты денежно-кредитного регулирования. В Республике Беларусь имеются такие инструменты денежно-кредитного регулирования, как процентная политика, минимальные обязательные требования, меры административного воздействия, операции на рынке валюты и ценных бумаг, и с позиции сегодняшнего дня механизм проведения процентной политики и формирования минимальных обязательных резервов достаточно четко отработан и практически не нуждается в совершенствовании.
Нормы обязательных резервов не менялись с 01.03.2009 и на протяжении последних лет их величина достаточно стабильна. Нормативы обязательных резервов за последние 9 лет представлены в приложении A. Всё чаще, как механизм денежно-кредитного регулирования, используют изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) (Приложение B). В свою очередь операции на рынке ценных бумаг не получают у нас широкого распространения, ввиду отсутствия конкурентоспособного банковского рынка и активных вторичных рынков ценных бумаг. Хотя во всех развитых странах существуют приоритеты денежной политики, практически все страны придают операциям на рынке ценных бумаг большую значимость по сравнению с другими механизмами повышения или снижения ликвидности денежного рынка. Исследование опыта использования инструментов денежно-кредитного регулирования развитых стран, позволило сделать следующие выводы: наибольшее распространение операции на рынке ценных бумаг получили в странах с максимально развитыми сегментами денежного рынка США, Канада, Великобритания, Германия, Япония, Франция и Италия; главное место в операциях на рынке ценных бумаг занимают операции РЕПО (Франция, Германия, Италия, Великобритания, США), что предполагает наличие высоко организованного (с точки зрения технологии) рынка ценных бумаг. Действительно международный опыт показывает, что с помощью эффективно действующего рынка ценных бумаг можно гибко перераспределять средства между отраслями, способствовать ускорению и оптимизации структурных сдвигов в экономике. Выпуская ценные бумаги, правительство вступает в конкуренцию за финансовые ресурсы, причем стоимость заимствования определяется рыночной конъюнктурой. Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в Центральном банке и привлечением денежных средств с помощью эмиссии денег [12].
Правовой основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь.
В качестве основных тенденций, характеризующих состояние денежно-кредитной сферы в сентябре 2012 г., можно выделить следующие:
- замедление темпа роста цен по сравнению с августом 2012 г. как за счет замедле-ния роста административно регулируемых цен, так и монетарных факторов;
- усиление
инфляционных и
- повышение спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке;
- формирование
дефицита ликвидности в
- нарастание кредитной активности в экономике.
При этом в августе 2012 г. сформировалось отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами при сохранении его положительного значения в целом по итогам января-августа 2012 г.
Валютный рынок. В сентябре 2012 г. ситуация на внутреннем валютном рынке характеризовалась, также как и в предыдущем месяце, превышением объема спроса на иностранную валюту над объемом ее предложения.
Объем покупки иностранной валюты населением в сентябре 2012г. увеличился по сравнению с августом 2012 г. на 23,3 процента, или на 166,7 млн. долларов США.
При этом предложение валюты со стороны населения уменьшилось на 16,8 процента, или на 103,8 млн. долларов США. В результате на данном сегменте валютного рынка спрос на валюту превысил ее предложение, вследствие чего чистая покупка валюты населением в сентябре 2012 г. составила 366,9 млн. долларов США, что в основном связано с изменением предпочтений в выборе валюты сбережений и ростом девальвационных ожиданий [11].
В сентябре 2012 г. по сравнению с августом 2012 г. спрос на иностранную валюту со стороны субъектов хозяйствования уменьшился на 14,5 процента, или на 317,8 млн.долларов США, при уменьшении предложения на 19,1 процента , или на 399,8 млн.долларов США. Уменьшение спроса на валюту было связано в основном с уменьшением расходов на погашение прочих кредитов ( на 150,9 млн. долларов США), закупку топливно-энергетических ресурсов ( на 67,1 млн.долларов США), сырья и материалов (на 52,6 млн. долларов США), а также других расходов . Спрос на валюту и на этом сегменте валютного рынка превысил ее предложение , вследствие чего сформировалась чистая покупка в размере 169,2 млн. долларов США.
В сентябре 2012 г. банками-резидентами было продано иностранной валюты на сумму 2 164,4 млн . долларов США, куплено - на сумму 2 145,4 млн.долларов США.
Объемы продажи и покупки валюты по отношению к предыдущему месяцу увеличились на 54,5 и 50,1 процента соответственно. Чистая продажа валюты банками -резидентами в сентябре 2012 г. составила 19,1 млн . долларов США.
Объем продажи иностранной валюты со стороны нерезидентов в сентябре 2012 г. составил 74,1 млн . долларов США, покупки - 150,6 млн . долларов США. Чистая покупка валюты нерезидентами в сентябре 2012 г. сформировалась в размере 76,6 млн . долларов США.
По предварительным данным, за сентябрь 2012 г. объем золотовалютных резервов Республики Беларусь в определении ССРД МВФ практически не изменился и на 1 октября 2012 г. составил 8126 млн . долларов США в эквиваленте.
На объем золотовалютных резервов в сентябре 2012 г. оказало влияние погашение внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте Национальным банком и Правительством Республики Беларусь, которое было компенсировано ростом цены на золото на международном рынке драгоценных металлов .
Обменный курс. В сентябре 2012 г. курс доллара США на мировых рынках снизился к евро ( с 1,26 до 1,29 доллара США за 1 евро ) и к российскому рублю ( с 31,8 до 31 российского рубля за 1 доллар США).
На этом фоне чистый спрос на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке обусловил следующую динамику курса белорусского рубля к основным валютам : белорусский рубль ослабился к евро на 3 процента, к российскому рублю - на 3,8 процента и к доллару США - на 0,4 процента .
В целом за январь-сентябрь 2012 г. обменный курс белорусского рубля снизился к евро на 0,6 процента ( до 10 870 рублей за 1 евро ), к российскому рублю - на 3,6 процента ( до 270,5 рубля за 1 российский рубль) и к доллару США - на 1,1 процента (до 8 440 рублей за 1 доллар США) ( рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 – Динамика обменного курса
Денежная эмиссия. Рублевая денежная база на 1 октября 2012 г. сложилась в объеме 26,2 трлн . рублей и увеличилась за сентябрь 2012 г. на 0,8 трлн . рублей . Увеличению рублевой денежной базы в сентябре 2012 г. способствовали операции Правительства Республики Беларусь в сумме 1,5 трлн . рублей ( прежде всего за счет расходования депозитов на 1,3 трлн . рублей ). Операции Национального банка привели к снижению денежной базы на 0,7 трлн . рублей.
Денежная масса в белорусских рублях ( агрегат М2*) в сентябре 2012 г. снизилась на 0,9 трлн . рублей , или на 1,5 процента . На 1 октября 2012 г. она составила 60,8 трлн . рублей .
Сокращение рублевой денежной массы в сентябре 2012 г. произошло за счет снижения срочных и условных депозитов юридических и физических лиц , в том числе и переводных рублевых депозитов юридических лиц при росте остальных ее составляющих ( рисунок 3.2).
Рисунок 3.2 – Изменение показателей денежной массы за сентябрь 2012г.
Несмотря на снижение срочных депозитов населения и предприятий в сентябре 2012 г. в целом за 9 месяцев 2012 г. прирост этих данных показателей остается на высоком уровне. При этом наибольший прирост с начала 2012 г. наблюдается по срочным депозитам физических лиц , которые увеличились за указанный период на 45,8 процента.
Широкая денежная масса в сентябре 2012 г. увеличилась на 1,1 процента против 6,6 процента в августе 2012 г. На 1 октября 2012 г. она составила 151 трлн . рублей .
Рост широкой денежной массы был обусловлен ростом ее валютной составляющей.За сентябрь 2012 г. валютная составляющая широкой денежной массы увеличилась на 2,6 процента , или на 272 млн.долларов США вследствие прироста депозитов в иностранной валюте на 245,8 млн . долларов США, ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота) на 23,5 млн . долларов США и депозитов в драгоценных металлах на 2,6 млн . долларов США.
Процентные ставки и ликвидность банковской системы. В сентябре 2012 г. Национальный банк осуществил последующее незначительное снижение ставки рефинансирования на 0,5 процентного пункта , до 30 процентов годовых , обеспечивая при этом сохранение процентных ставок на высоком положительном в реальном выражении уровне .
Процентные ставки по операциям Национального банка, связанным с изъятием и поддержкой ликвидности банков, в сентябре 2012 г. не изменялись и сохраняются на достаточно высоком уровне. Так, ставки по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности (кредит овернайт, сделки СВОП овернайт ), формирующие верхнюю границу колебаний процентных ставок на однодневном рублевом межбанковском рынке ( далее - ставка МБК), остались на уровне 50 процентов годовых, а процентные ставки, формирующие нижнюю границу ( депозит овернайт ) - на уровне 19 процентов годовых.
Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь