Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 22:37, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики и ее особенности в Республике Беларусь. Данная тема очень актуальна как на сегодняшнем этапе, так и если брать во внимание экономическое прошлое любой страны, так как кредитно-денежная политика является основополагающей и неотъемлемой частью политики любой страны.
Исходя из цели курсовой работы, мною для решения поставлены следующие задачи:
- изучить сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики;
- описать роль Национального банка Республики Беларусь и особенности реализации кредитно-денежной политики;
ВВЕДЕНИЕ………………………...……………………………………….3
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ……………………..………………….5
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики………………………5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики………...………………6
2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ..12
2.1 Национальный банк Республики Беларусь как основной субъект монетарного регулирования…………………………………………………….12
2.2 Особенности реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…………………………………………………………….14
3 ЦЕЛИ И МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА………………………………………………………………………….….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..…………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…….31
Вместе с тем с сентября 2012 г. наблюдается рост ставки МБК, которая к концу месяца достигла 33,6 процента годовых. Рост ставки МБК был связан с формированием дефицита ликвидности у банков .
Так, если по состоянию на 1 сентября 2012 г. избыток ликвидности банков составлял 4,2 трлн . рублей , то уже на 1 октября 2012 г. избыток сменился дефицитом в размере 2,01 трлн . рублей. Такое резкое изменение объема ликвидности было вызвано увеличением объема кредитования банками экономики и ростом спроса на иностранную валюту со стороны экономических агентов в условиях повышенного с 1 сентября 2012 г. размера норматива обязательных резервов для банков от привлеченных средств в иностранной валюте с 10 до 12 процентов.
Между тем средняя величина избытка ликвидности в сентябре 2012 г. составила 2,2 трлн . рублей .
Беларусь вступает во второе пятилетие нового, XXI века. В отличие от первого пятилетия, закрепившего положительные тенденции социально-экономического развития и выход Республики Беларусь по большинству макроэкономических показателей на уровень докризисного 1990 года, очередная пятилетка призвана обеспечить переход страны на инновационный путь социально-экономического развития. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами.
В 2013 году денежно-кредитная политика Республики Беларусь сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике [10].
Для поддержания внешней и внутренней сбалансированности экономики обменный курс белорусского рубля, как и в 2012 году, будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты при ограниченном участии Национального банка в курсообразовании (режим управляемого плавания).
Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2013 год приведены в приложении к настоящим Основным направлениям.
Цель денежно-кредитной политики в 2013 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.
Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.
С учетом погашения Республикой Беларусь внутренних и внешних обязательств в иностранной валюте, привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (4,5 млрд. долларов США на чистой основе), достижения положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда за 2013 год возрастут на 0,3 – 0,7 млрд. долларов США.
Инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.
Ключевая роль отводится процентной политике, приоритетом которой является поддержание положительного уровня (в реальном выражении ) процентных ставок в экономике как важного условия для обеспечения ценовой стабильности и сохранности сбережений вкладчиков.
С учетом замедления инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2013 года составит 13 – 15 процентов годовых .
Аукционные операции Национального банка направлены на недопущение значительных отклонений ставки однодневного рублевого межбанковского кредита от уровня ставки рефинансирования.
Национальный банк обеспечит сужение коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной процентной ставке).
Кредитная эмиссия Национального банка проводится исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков [10].
Национальный банк продолжит работу по развитию и укреплению банковской системы.
Банки нарастят нормативный капитал до уровня, необходимого для покрытия принятых ими рисков, в том числе за счет внесения средств инвесторами в уставные фонды банков.
Ресурсная база банков увеличится за счет привлечения средств резидентов и нерезидентов Республики Беларусь.
Требования банков к экономике возрастут на 17 – 20 процентов.
В 2013 году Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь предпримет меры, направленные на повышение устойчивости и конкурентоспособности финансового рынка.
В 2013 году будет обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы.
В 2013 году продолжится:
реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства, а также банковских систем стран Евразийского экономического сообщества и других государств – участников Содружества Независимых Государств;
работа по вопросам, связанным с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства , включая формирование и развитие договорно-правовой базы;
взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским банком реконструкции и развития, Антикризисным фондом Евразийского экономического сообщества, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.
Итогом реализации денежно-кредитной политики в 2013 году станет замедление инфляционных процессов, создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики страны [10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что денежно-кредитная политика является составным элементом экономической политики государства, поэтому она должна соответствовать требованиям и тенденциям экономического развития, и не должна иметь собственных, независящих от общественного выбора, целей.
Первоначальной направленностью монетарной политики является обеспечение нормального функционирования денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, устойчивости национальной валюты на внутреннем и внешнем рынке, стабильности ее покупательной способности. Для достижения поставленных задач денежно-кредитная политика использует такие инструменты, как политика рефинансирования, политика операций на открытом рынке, политика резервирования, политика обеспечения ликвидности. Все эти инструменты вместе взятые позволяют регулировать денежную массу в обращении и отдельные денежные агрегаты и тем самым оказывать косвенное влияние на динамику рыночных цен, уровни инфляции, товарно-денежные отношения между производителями и потребителями, рыночный обмен, доходы и расходы субъектов рынка.
В свою очередь соотношение и степень использования данных инструментов позволяет охарактеризовать монетарную политику как жесткую, гибкую или эластичную. В какой бы форме не проводилась денежно-кредитная политика она должна соответствовать инвестиционной направленности, росту ВВП, иметь тесную взаимосвязь с реальным сектором экономики, точный учет спроса и предложения денег.
В целом все современные теории и рекомендации по реализации денежно-кредитной политики располагаются между двумя концепциями, которые можно рассматривать как выражение крайних позиций. Это, с одной стороны, кейнсианство, выступающее за расширение государственного вмешательства в экономику, а с другой стороны, монетаризм, призывающие последовательно сокращать государственное регулирование. Все другие теории, по существу, представляют определенный синтез отмеченных крайних позиций и их возникновение, в значительной мере, является результатом критики двух вышеназванных противоположных подходов к масштабам, границам и методам государственного регулирования экономики.
Кредитно-денежная политика по аналогии с фискальной ставит цели стабилизации, повышения устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления кризисов, обеспечения занятости и экономического роста. Но только совместная реализации мероприятий фискальной, внешнеэкономической, социальной и монетарной политики позволит достичь конечных целей экономической политики государства, высоких темпов роста и качественной структуры экономики. В этой связи становится необходимым взаимосвязанное, комплексное исследование проводимой государством политики.
Возвращаясь к вопросу денежно-кредитной политики Республики Беларусь, необходимо заметить, что делать окончательные выводы об эффективности проводимой политики рано, так как проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика Беларуси, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений, макроэкономических рисков, повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и внутреннего рынка и закрепление позитивных тенденций развития страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Л.Н.Новикова [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
2. Макроэкономика: отв. на экзаменационные вопросы / Н.М.Зубко, И.М. Зборина, А.Н.Каллаур. – Минск, 2010. - 192 с.
3. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие / под ред. Г.Н.Белоглазовой. – Москва, 2006. – 619 с.
4. Операции коммерческих банков (российский и зарубежный опыт): учеб. Пособие / Е.Б.Ширинская. – Москва, 1995. – 158 с.
5. Реформирование экономики Республики Беларусь: учеб.пособие / В.А.Дадалко. – Минск, 1997. – 448 с.
6. Денежно-кредитная
политика и монетарная
7. Особенности
формирования и применения
8. Макроэкономика
[Электронный ресурс] / С.Н.Ивашковский.
- Москва, 2002. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/econ/
9. Макроэкономика
[Электронный ресурс] / Е.В.Галаева, А.А.Корсакова,
Е.А.Марыганова, Е.В.Назарова, Т.В.Юрьева.-
Моска, 2003.- Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/econ/
10. Об
утверждении Основных
11. Средний
официальный курс белорусского рубля
за 2012 год [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.nbrb.by/statistics/
12. Ставка рефинансирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.nbrb.by/statistics/
13. Экономическая теория. / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. -Мн.: Экоперспектива, 2002. -637с.
14. Нормативы
обязательных резервов [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/
15. Деньги,
кредит, банки / Г.И.Кравцова [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.finkredit.com/
ПРИЛОЖЕНИЕ A
Дата начала действия норм |
По привлеченным средствам в национальной валюте |
По привлеченным средствам в иностранной валюте | |
по средствам физических лиц |
по средствам юридических лиц | ||
01.03.2002 |
14 |
16 |
12 |
01.04.2002 |
13 |
16 |
12 |
01.05.2002 |
12 |
16 |
12 |
01.01.2003 |
10 |
10 |
10 |
01.04.2004 |
8 |
10 |
10 |
01.08.2004 |
7 |
10 |
10 |
01.11.2004 |
6 |
10 |
10 |
01.02.2005 |
5 |
10 |
10 |
01.04.2005 |
5 |
9 |
9 |
01.06.2006 |
5 |
8 |
8 |
01.11.2006 |
4.5 |
8 |
8 |
01.04.2007 |
4.5 |
8 |
8 |
01.12.2008 |
1.5 |
7 |
7 |
01.02.2009 |
1 |
6 |
6 |
01.03.2009 |
0 |
6 |
6 |
01.03.2011 |
0 |
9 |
9 |
01.11.2011 |
0 |
7.5 |
7.5 |
01.05.2012 |
0 |
10.0 |
10.0 |
01.09.2012* |
0 |
10.0 |
12.0 |
Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь