Денежно-кредитная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 21:25, реферат

Описание работы

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………..………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…...…..……………4
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ………………..………………………………………….………………..………5
3. ТИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………….……..8
4. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………….9
5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2014-2015г.г. …………………………...…….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..15

Файлы: 1 файл

реферат Саня(4).docx

— 35.60 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………..………………………………………………..3

1. СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…...…..……………4

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ………………..………………………………………….………………..………5

3. ТИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………….……..8

4. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ……………….9

5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ  РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ  В 2014-2015г.г. …………………………...…….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основными целями любого государства в области экономики являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики.

Главная задача денежно-кредитной политики - регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.

Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития.

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д. Все эти вопросы регулируются при разработке и реализации денежно-кредитной политики государства, без которой нормальное функционирование экономики невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Одним из наиболее распространенных определений денежно-кредитной политики является представление ее как совокупности  государственных мероприятий в области денежного обращения  и кредита.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики, которая также включает социальную, внешнеэкономическую, налоговую, бюджетную политику и должна предусматривать меры по решению проблем в каждом из блоков. Денежно-кредитная политика будет эффективной только в том случае, если согласованно будут работать все составные части единой государственной экономической политики.

 Систему денежно-кредитной политики можно рассматривать как совокупность составных элементов: объектов, субъектов, целей и инструментов. Объектом в системе денежно-кредитной политики выступают денежные средства (финансовые активы), обеспечивающие  воспроизводство товаров и неденежных услуг и характеризуемые комплексом количественных и качественных показателей: объем, форма, направления движения. Субъектами денежно-кредитной политики являются государственные структуры, которые уполномочены в соответствии с законодательством страны  осуществлять государственное регулирование денежных потоков и деятельности институтов денежно-кредитного сектора. Основным проводником денежно-кредитной политики является центральный банк страны, кроме него со стороны государства участвуют: Министерство финансов, основная задача которого – регулирование значительных денежных средств при формировании и использовании государственного бюджета, а также общеэкономические органы (например, Министерство экономики).

В зависимости  от выбора центральным банком промежуточной цели различают следующие виды денежно-кредитной политики: гибкая, жесткая и эластичная. В современных условиях центральные банки как органы, осуществляющие денежно-кредитное регулирование, имеют широкие возможности воздействовать  на экономические процессы.  Такое воздействие осуществляется путем проведения денежно-кредитной политики двух типов: рестрикционной и экспансионистской.

 

2 . ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. [8].

Осуществляют денежно-кредитную политику центральные банки.

          Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др. [7, с. 459].

Главной целью денежно-кредитной политики республики Беларусь является содействие устойчивому и сбалансированному развитию  экономики страны через поддержание ценовой стабильности. [1].

Механизм влияния денежно-кредитной политики на состояние экономики достаточно сложен, поэтому, центральные банки, в процессе принятия решений относительно денежно-кредитной политики рассматривают две группы показателей: конечные и промежуточные цели.  

Конечные цели денежно-кредитной политики – это глобальные макроэкономические цели, которые являются постоянными для экономики всех стран с рыночной экономикой. Современные экономисты сводят конечные цели к достижению ориентиров так называемого «магического четырехугольника»:

-  стабилизация уровня цен (процент инфляции); 

- достижение полной занятости (процент безработицы);

- равновесный и стабильный экономический рост (прирост ВВП);

- внешнеэкономическая стабильность (равновесный платежный баланс).

Невозможно одновременно достичь всех целей, потому что некоторые из них согласуются между собой, другие же находятся в состоянии противоречия. Например, обеспечение высоких, устойчивых темпов экономического роста обязательно приведет к повышению уровня занятости. Вместе с тем действия, направленные на стабилизацию уровня цен, могут сопровождаться увеличением безработицы. Поэтому необходимо установить иерархию целей монетарной политики, учитывая, что приоритет, как правило, отдается поддержанию стабильного уровня цен. Особенность денежно-кредитного регулирования состоит в том, что центральный банк не в состоянии напрямую влиять на объем выпуска, уровень занятости, но может способствовать достижению конечных целей, воздействуя на определенные параметры денежно-кредитной сферы, которые непосредственно связаны с реальным сектором экономики. Именно они являются промежуточными целями денежно-кредитной политики. Центральный банк определяет конкретные значения параметров, контролируя их в процессе реализации монетарной политики.

Промежуточные цели являются более конкретными и доступными. Основные из них – денежная масса (предложение денег) и процентная ставка. Также в качестве промежуточных целей могут выступать: обменный курс национальной валюты, разница между долгосрочными и краткосрочными ставками процента. Индексы товарных цен, объем кредита. И денежная масса, и процентная ставка при использовании их в качестве промежуточных целей имеют свои преимущества и недостатки.  Проблема заключается в выборе центральным банком одной их них, так как не в состоянии одновременно достичь двух автономно поставленных целей, потому что, согласно кривой функции спроса на деньги, каждой ставке процента соответствует  определенная величина денежной массы, и наоборот.

Главными задачами денежно-кредитной политики являются:

- содействие поддержанию финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики;

- поддержание низких темпов инфляции с помощью мер экономической политики Правительства Республики Беларусь и монетарных инструментов Национального банка;

- обеспечение устойчивости белорусского рубля [4].

Основной задачей денежно-кредитной политики в 2015 году остается снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 12 процентов (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года). Поддержание денежного предложения на адекватном уровне  будет способствовать снижению монетарных факторов инфляции. [1].

          Принципы денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь определяются следующими критериями [2]:

- четкое ее определение, раскрытие конечной цели или  промежуточных целевых ориентиров;

- обеспечение прозрачности  денежно-кредитной политики, что  предполагает ясность функций  и задач Национального банка, процедуры принятия и доведения  до сведения общественности решений  Национального банка о денежно-кредитной  политике, доступность для общественности  информации о результатах этой  политики;

- самостоятельное определение  Национальным банком механизма  применения инструментов денежно-кредитной  политики, направленных на достижении  ее целей, а также своевременное  разъяснение участникам экономических  отношений, широкой общественности  изменений параметров и структуры  инструментов денежно-кредитной  политики.

Юридическую базу денежно-кредитной политики в Республике Беларусь составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля [6, с.361].

 

 

 

 

 

 

3.ТИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. [7, с. 468].

В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег.

Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, Центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Регулирование количества денег в обороте (объема денежной массы, в узком смысле - денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.

Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны.

 

4. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Эффективность денежно-кредитной политики во многом зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования.

Методы регулирования денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков [7, с. 459]:

- в зависимости от объекта  воздействия (предложение либо спрос  на деньги);

- по срокам воздействия - кратко- и долгосрочные;

- по характеру параметров  регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих  банков) и качественные (цена кредита);

- по форме воздействия - прямы и косвенные;

- по числу объектов - общие  и селективные.

Прежде всего, важнейшими являются прямые (административные) и косвенные (экономические), а также общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д. [7, с. 460].

Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяются при регулировании банковских систем. В условиях слабо развитого государственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка на зарубежные рынки и в теневую экономику.

С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, - на денежно-кредитные отношения в государстве. Так, уровень процентных ставок центрального банка влияет на уровень рыночных процентных ставок; нормативы резервов и рефинансирование - на объем и структуру операций коммерческих банков. Косвенные инструменты являются частью функционирования денежных рынков и их использование не ведет к появлению диспропорций в денежно-кредитной сфере, что следует отнести к достоинствам данного механизма.

Информация о работе Денежно-кредитная система Республики Беларусь