Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 21:25, реферат
Описание работы
Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………..………………………………………………..3 1. СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…...…..……………4 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ………………..………………………………………….………………..………5 3. ТИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………….……..8 4. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………….9 5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2014-2015г.г. …………………………...…….11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..15
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ ………………..………………………………………….………………..………5
3. ТИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ…………………….……..8
4. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ……………….9
5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ
РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
В 2014-2015г.г. …………………………...…….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..15
ВВЕДЕНИЕ
Основными целями любого государства
в области экономики являются обеспечение
устойчивого экономического роста, высокий
уровень занятости, стабильности внутренних
цен, а также внешнеэкономическое равновесие.
Эти цели реализуются в процессе разработки
и проведения экономической политики.
Главная задача денежно-кредитной
политики - регулирование предложения
денег, поддержание покупательной способности
национальной валюты. В период производственного
спада, стагнации увеличение денежного
предложения стимулирует рост расходов;
в период инфляции центральные банки сокращают
предложение денег.
Разработкой денежно-кредитной
политики в Республике Беларусь занимается
Национальный банк Республики Беларусь
совместно с Правительством страны, реализация
осуществляется путем достижения определенных
показателей развития, которые утверждаются
специальной программой развития.
Денежно-кредитная политика
центрального банка является составной
частью единой государственной экономической
политики. При разработке прогноза экономического
развития страны в обязательном порядке
учитываются показатели, которые необходимо
достичь экономике в определенные этапы
времени, в частности, развитие рынка капиталов,
развитие банковской и платежной систем,
обеспечение устойчивости национальной
валюты, увеличение спроса экономики на
деньги и т.д. Все эти вопросы регулируются
при разработке и реализации денежно-кредитной
политики государства, без которой нормальное
функционирование экономики невозможно.
СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ
Одним из наиболее распространенных
определений денежно-кредитной политики
является представление ее как совокупности
государственных мероприятий в области
денежного обращения и кредита.
Денежно-кредитная политика
является составной частью единой государственной
экономической политики, которая также
включает социальную, внешнеэкономическую,
налоговую, бюджетную политику и должна
предусматривать меры по решению проблем
в каждом из блоков. Денежно-кредитная
политика будет эффективной только в том
случае, если согласованно будут работать
все составные части единой государственной
экономической политики.
Систему денежно-кредитной
политики можно рассматривать как совокупность
составных элементов: объектов, субъектов,
целей и инструментов. Объектом в системе
денежно-кредитной политики выступают
денежные средства (финансовые активы),
обеспечивающие воспроизводство товаров
и неденежных услуг и характеризуемые
комплексом количественных и качественных
показателей: объем, форма, направления
движения. Субъектами денежно-кредитной
политики являются государственные структуры,
которые уполномочены в соответствии
с законодательством страны осуществлять
государственное регулирование денежных
потоков и деятельности институтов денежно-кредитного
сектора. Основным проводником денежно-кредитной
политики является центральный банк страны,
кроме него со стороны государства участвуют:
Министерство финансов, основная задача
которого – регулирование значительных
денежных средств при формировании и использовании
государственного бюджета, а также общеэкономические
органы (например, Министерство экономики).
В зависимости от выбора
центральным банком промежуточной цели
различают следующие виды денежно-кредитной
политики: гибкая, жесткая и эластичная.
В современных условиях центральные банки
как органы, осуществляющие денежно-кредитное
регулирование, имеют широкие возможности
воздействовать на экономические процессы.
Такое воздействие осуществляется путем
проведения денежно-кредитной политики
двух типов: рестрикционной и экспансионистской.
2 . ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ
Денежно-кредитная (монетарная)
политика является одним из основных инструментов
регулирования экономики. Под денежно-кредитной
политикой понимают совокупность мероприятий,
предпринимаемых правительством в денежно-кредитной
сфере с целью регулирования экономики.
Она является частью общей макроэкономической
политики. [8].
Осуществляют денежно-кредитную
политику центральные банки.
Разработка денежно-кредитной политики
опирается на общие целевые ориентиры
экономического развития страны и включает
в себя определение стратегических целей
и основных задач денежно-кредитной политики
на планируемый период (год), разработку
мер регулирования направленности денежных
потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных
показателей, конкретизацию направлений
совершенствования банковской и платежной
систем, их нормативно-правовой базы, развитие
рынка ценных бумаг, политику валютного
регулирования, направления международного
сотрудничества и др. [7, с. 459].
Главной целью денежно-кредитной
политики республики Беларусь является
содействие устойчивому и сбалансированному
развитию экономики страны через поддержание
ценовой стабильности. [1].
Механизм влияния денежно-кредитной
политики на состояние экономики достаточно
сложен, поэтому, центральные банки, в
процессе принятия решений относительно
денежно-кредитной политики рассматривают
две группы показателей: конечные и промежуточные
цели.
Конечные цели денежно-кредитной
политики – это глобальные макроэкономические
цели, которые являются постоянными для
экономики всех стран с рыночной экономикой.
Современные экономисты сводят конечные
цели к достижению ориентиров так называемого
«магического четырехугольника»:
- стабилизация уровня цен
(процент инфляции);
- достижение полной занятости
(процент безработицы);
- равновесный и стабильный
экономический рост (прирост ВВП);
Невозможно одновременно достичь
всех целей, потому что некоторые из них
согласуются между собой, другие же находятся
в состоянии противоречия. Например, обеспечение
высоких, устойчивых темпов экономического
роста обязательно приведет к повышению
уровня занятости. Вместе с тем действия,
направленные на стабилизацию уровня
цен, могут сопровождаться увеличением
безработицы. Поэтому необходимо установить
иерархию целей монетарной политики, учитывая,
что приоритет, как правило, отдается поддержанию
стабильного уровня цен. Особенность денежно-кредитного
регулирования состоит в том, что центральный
банк не в состоянии напрямую влиять на
объем выпуска, уровень занятости, но может
способствовать достижению конечных целей,
воздействуя на определенные параметры
денежно-кредитной сферы, которые непосредственно
связаны с реальным сектором экономики.
Именно они являются промежуточными целями
денежно-кредитной политики. Центральный
банк определяет конкретные значения
параметров, контролируя их в процессе
реализации монетарной политики.
Промежуточные цели являются
более конкретными и доступными. Основные
из них – денежная масса (предложение
денег) и процентная ставка. Также в качестве
промежуточных целей могут выступать:
обменный курс национальной валюты, разница
между долгосрочными и краткосрочными
ставками процента. Индексы товарных цен,
объем кредита. И денежная масса, и процентная
ставка при использовании их в качестве
промежуточных целей имеют свои преимущества
и недостатки. Проблема заключается
в выборе центральным банком одной их
них, так как не в состоянии одновременно
достичь двух автономно поставленных
целей, потому что, согласно кривой функции
спроса на деньги, каждой ставке процента
соответствует определенная величина
денежной массы, и наоборот.
Главными задачами денежно-кредитной
политики являются:
- содействие поддержанию финансовой
стабильности путем проведения эффективной
монетарной политики;
- поддержание низких темпов
инфляции с помощью мер экономической
политики Правительства Республики Беларусь
и монетарных инструментов Национального
банка;
- обеспечение устойчивости
белорусского рубля [4].
Основной задачей денежно-кредитной
политики в 2015 году остается снижение
инфляции, измеряемой индексом потребительских
цен, до 12 процентов (декабрь 2015 года к
декабрю 2014 года). Поддержание денежного
предложения на адекватном уровне
будет способствовать снижению монетарных
факторов инфляции. [1].
Принципы денежно-кредитной политики,
проводимой Национальным банком Республики
Беларусь определяются следующими критериями
[2]:
- четкое ее определение,
раскрытие конечной цели или
промежуточных целевых ориентиров;
- обеспечение прозрачности
денежно-кредитной политики, что
предполагает ясность функций
и задач Национального банка,
процедуры принятия и доведения
до сведения общественности решений
Национального банка о денежно-кредитной
политике, доступность для общественности
информации о результатах этой
политики;
- самостоятельное определение
Национальным банком механизма
применения инструментов денежно-кредитной
политики, направленных на достижении
ее целей, а также своевременное
разъяснение участникам экономических
отношений, широкой общественности
изменений параметров и структуры
инструментов денежно-кредитной
политики.
Юридическую базу денежно-кредитной
политики в Республике Беларусь составляют
Основные направления денежно-кредитной
политики государства. Этим законодательным
документом определяются важнейшие параметры
развития денежно-кредитной сферы, цели,
задачи и приоритеты денежно-кредитной
политики государства. В данном документе
конкретизированы на планируемый период
мероприятия, обеспечивающие достижение
поставленных целей, и определены механизмы
регулирования и контроля [6, с.361].
3.ТИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ
Различают два основных типа
денежно-кредитной политики, каждый из
которых характеризуется определенными
целями и набором инструментов регулирования.
[7, с. 468].
В условиях инфляции проводится
политика «дорогих денег» (политика кредитной
рестрикции). Она направлена на ужесточение
условий и ограничение объема кредитных
операций коммерческих банков, т.е. на
сокращение предложения денег.
Центральный банк, проводя рестрикционную
политику, предпринимает следующие действия:
продает государственные ценные бумаги
на открытом рынке; увеличивает норму
обязательных резервов; повышает учетную
ставку. Если эти меры оказываются недостаточно
эффективными, Центральный банк использует
административные ограничения: понижает
потолок предоставляемых кредитов, лимитирует
депозиты, сокращает объем потребительского
кредита и т.д. Политика «дорогих денег»
является основным методом антиинфляционного
регулирования.
В периоды спада производства
для стимулирования деловой активности
проводится политика «дешевых денег»
(экспансионистская денежно-кредитная
политика). Она заключается в расширении
масштабов кредитования, ослаблении контроля
над приростом денежной массы, увеличении
предложения денег. Для этого Центральный
банк покупает государственные ценные
бумаги, снижает резервную норму и учетную
ставку. Создаются более льготные условия
для предоставления кредитов экономическим
субъектам.
Регулирование количества денег
в обороте (объема денежной массы, в узком
смысле - денежная политика) является составной
частью монетарной политики центрального
банка. Последняя включает в себя также
процентную политику (политику регулирования
общего уровня процентных ставок в экономике)
и политику валютного курса (валютная
политика в узком смысле), то есть политику
регулирования уровня и динамики курса
национальной валюты к иностранным.
Центральный банк выбирает
тот или иной тип денежно-кредитной политики
исходя из состояния экономики страны.
4. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ
Эффективность денежно-кредитной
политики во многом зависит от выбора
инструментов (методов) денежно-кредитного
регулирования.
Методы регулирования денежно-кредитной
политики классифицируются по ряду признаков
[7, с. 459]:
- в зависимости от объекта
воздействия (предложение либо спрос
на деньги);
- по срокам воздействия
- кратко- и долгосрочные;
- по характеру параметров
регулирования: количественные (например,
границы кредитования коммерческих
банков) и качественные (цена кредита);
- по форме воздействия
- прямы и косвенные;
- по числу объектов - общие
и селективные.
Прежде всего, важнейшими являются
прямые (административные) и косвенные
(экономические), а также общие, влияющие
на рынок ссудного капитала в целом, и
селективные, предназначенные для регулирования
определенных форм кредита, кредитования
отдельных отраслей и т.д. [7, с. 460].
Посредством прямых (административных)
инструментов в кредитных организациях
изменяют операционные показатели, к примеру,
лимиты процентных ставок, размер маржи,
объемы операций. Методы прямого контроля
применяются при регулировании банковских
систем. В условиях слабо развитого государственного
финансового рынка и при кризисе кредитной
системы инструменты прямого воздействия
эффективны. В то же время их использование
может вызвать определенный отток денежных
средств с контролируемого внутреннего
рынка на зарубежные рынки и в теневую
экономику.
С помощью косвенных инструментов
формируют условия для целенаправленного
изменения основных параметров финансового
рынка. При этом косвенные инструменты
вначале воздействуют на баланс центрального
банка, на процентные ставки по операциям
центрального банка и далее, посредством
этих изменений, - на денежно-кредитные
отношения в государстве. Так, уровень
процентных ставок центрального банка
влияет на уровень рыночных процентных
ставок; нормативы резервов и рефинансирование
- на объем и структуру операций коммерческих
банков. Косвенные инструменты являются
частью функционирования денежных рынков
и их использование не ведет к появлению
диспропорций в денежно-кредитной сфере,
что следует отнести к достоинствам данного
механизма.