Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 21:25, реферат
Описание работы
Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………..………………………………………………..3 1. СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…...…..……………4 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ………………..………………………………………….………………..………5 3. ТИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………….……..8 4. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………….9 5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2014-2015г.г. …………………………...…….11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..15
Общие методы влияют на весь
кредитный рынок и в основном являются
косвенными. Селективные методы регулируют
отдельные виды кредита либо применяются
к ограниченному перечню банков. [7, с. 462].
В разных странах на разных
стадиях развития финансового рынка применяются
различные комбинации инструментов денежно-кредитной
политики.
В совокупности инструментов
денежно-кредитного регулирования выделяют
следующие основные группы [7, с: 463]:
· рефинансирование банков;
· процентные ставки по операциям
центрального банка;
· обязательное резервирование;
· валютные операции;
· операции на открытом рынке;
· прямые количественные ограничения;
· установление ориентиров
роста денежной массы.
В Республике Беларусь
осуществляется процентная политика.
Достижение конечной цели денежно-кредитной
политики в условиях ориентации
на поддержание стабильного обменного
курса предполагает необходимость
усиления роли процентной ставки
в качестве инструмента денежно-кредитной
политики. Принципиально это означает
переход от управления объемом
денежного предложения к управлению
ценой денег в экономике. Данная
задача решается путем повышения
роли ставки рефинансирования
как основной процентной ставки
Национального банка. [1].
5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ
РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
В 2014-2015г.г.
Стратегические цели и задачи,
стоящие перед Национальным банком и-
Правительством Республики Беларусь на
2014 г., а также основные меры по их достижению
определены комплексом документов, в число
которых входят и Основные направления
денежно-кредитной политики страны. Для
решения поставленных задач Национальный
банк и Правительство разработали План
совместных действий. Кроме того, Национальный
банк подготовил План мероприятий по реализации
Основных направлений денежно-кредитной
политики Республики Беларусь на 2014 год.
Однако возможности по совершенствованию
практических механизмов и инструментов
реализации монетарной политики не ограничиваются
только указанными документами и всегда
остаются открытыми, что способствует
повышению эффективности денежно-кредитной
политики и работы Национального банка
в целом. Согласно Основным направлениям
денежно-кредитной политики в 2014 г. Национальный
банк продолжит проведение монетарной
политики, главной целью которой будет
снижение инфляции. Ценовая стабильность
(сохранение покупательной способности
национальной валюты) является важнейшим
условием обеспечения устойчивого экономического
развития страны и повышения благосостояния
людей. Для достижения этой цели Национальный
банк будет использовать все доступные
инструменты совместно с мерами экономической
политики Правительства.
До 2011 г. Национальный банк реализовывал
стратегию денежно-кредитной политики,
основанную на обеспечении стабильности
обменного курса. Для Республики Беларусь,
экономика которой открыта и имеет значительную
долю экспортно-импортных операций в ВВП,
такая монетарная политика была вполне
обоснованной и эффективной. На протяжении
достаточно длительного времени за счет
использования обменного курса в качестве
так называемого «якоря» удалось добиться
существенного снижения инфляции и девальвации,
повышения доверия субъектов экономики
к национальной валюте. Но в результате
влияния внутренних и внешних факторов,
таких как изменением условий и цен импорта
энергоносителей, падение спроса на белорусскую
продукцию в связи с развитием мирового
финансово-экономического кризиса ситуация
потребовала переосмысления проводимой
денежно-кредитной политики и выработки
новых стратегических подходов к ее реализации
в 2012 г. и в среднесрочной перспективе.
Проведенная в конце 2011 г. трансформация
заключалась не только в изменении цели
денежно-кредитной политики в сторону
ценовой стабильности. Реализация монетарной
политики, основанной на достижении цели
по инфляции, — это достаточно новый для
нас и существенно более сложный подход
к управлению денежно-кредитной сферой.
Он потребовал коренного пересмотра курсовой
политики в сторону перехода к режиму
«управляемое плавание». Процентная политика
приобрела большую значимость для достижения
конечной цели по инфляции, а подходы к
денежной эмиссии у Национального банка
сегодня, наверное, одни из самых жестких.
В 2014 г. Национальный банк продолжит
проводить курсовую политику в режиме
«управляемое плавание». При этом планируется,
что постепенно будет уменьшаться его
присутствие на валютном рынке, а интервенции
будут осуществляться лишь для сглаживания
резких конъюнктурных колебаний обменного
курса. Среднесрочная динамика курса должна
определяться фундаментальными факторами:
производительностью труда, издержками
производства и конкурентоспособностью
экономики в целом.
В числе других инструментов
денежно-кредитной политики можно выделить
процентные ставки, которые традиционно
являются основным инструментом воздействия
центрального банка на инфляцию, при этом
Национальный банк должен обладать операционной
независимостью в их применении.
Политика процентных ставок в
2015 году обеспечит их поддержание
на положительном в реальном
выражении уровне. Обеспечение привлекательности
и сохранности сбережений в
белорусских рублях будет осуществляться
путем превышения их доходности
над доходностью сбережений в
иностранной валюте. Сохранятся
рыночные условия рефинансирования
банков с использованием стандартных
инструментов регулирования ликвидности.
Еще одним важным
инструментом является эмиссионная
политика. С июня 2011 г. Национальный банк
проводит жесткую эмиссионную политику.
В 2014 г. эти подходы будут полностью сохранены.
Кредитная эмиссия будет производиться
исключительно в рамках использования
стандартных операций рефинансирования
банков по рыночной процентной ставке
и на короткие сроки. Излишки ликвидности
на рынке, в том числе сформированные за
счет покупки иностранной валюты в государственные
золотовалютные резервы, будут изыматься
с использованием рыночных инструментов
Национального банка в той мере, в которой
это необходимо для достижения конечной
цели денежно-кредитной политики по инфляции.
Политика формирования фонда обязательных
резервов также будет подчинена достижению
этой цели с учетом необходимости сохранения
финансовой стабильности на рынках. Важнейшей
задачей в 2014-2015г.г. остается сохранение
золотовалютных резервов в условиях
значительных выплат по внешним и внутренним
обязательствам Республики Беларусь.
Это необходимо для обеспечения экономической
безопасности страны, выполнения международных
обязательств, а также в качестве гаранта
доверия к проводимой политике. С учетом
предстоящих выплат внешнего долга решение
этой задачи в определяющей мере зависит
от возможности привлечения в страну запланированных
объемов прямых иностранных инвестиций,
процессов приватизации и проведения
сбалансированной макроэкономической
и бюджетной политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышесказанного можно
сделать следующий вывод, что денежно-кредитная
политика является важным инструментом
регулирования всех рыночных связей. Она
является особым видом деятельности государства
и заключается в разработке и осуществления
системы мероприятий, с помощью которой
регулируются денежно-кредитные процессы
в стране.
Приоритетная цель денежно-кредитной
политики - стабилизация общего уровня
цен. Промежуточные цели - объем денежной
массы и уровень процентных ставок.
Эффективность денежно-кредитной
политики в значительной мере зависит
от выбора инструментов денежно-кредитного
регулирования.
Реализация денежно-кредитной
политики в Республике Беларусь осуществляется
в целом успешно; результатом реализации
которой является рост ВВП, снижение ставки
рефинансирования, а также сдерживание
темпов инфляции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Указ Президента Республики
Беларусь от 01.12.2014г. № 551 «Об утверждении
Основных направлений денежно-кредитной
политики Республики Беларусь на 2015 год».
2. Указ Президента Республики
Беларусь от 31.12.2013. № 586 «Об утверждении
Основных направлений денежно-кредитной
политики Республики Беларусь на 2014 год».
3. Указ Президента Республики
Беларусь от 25.09.2012. № 419 «Об утверждении
Основных направлений денежно-кредитной
политики Республики Беларусь на 2013 год».
4. Указ Президента Республики
Беларусь от 11 апреля 2011 года № 136 (Программа
социально-экономического развития на
2011-2015 годы).
5. Банковский кодекс Республики
Беларусь от 25.10.2000г. № 441-3.
6. Деньги. Кредит. Банки. Учебник.
Под ред. Г.И.Кравцовой. – МН.: БГЭУ, 2003г.
– 527 с.
7. Деньги, кредит, банки: Учебник.
Под ред. О. И.Лаврушина. – 3-е изд., перераб.
и доп. -М.: Финансы и статистика, 2003г. –
464с.
8. Экономическая теория. Учебное
электронное издание на СD-ROM. Система дистанционного
обучения. Часть 1-4. Под ред. Н.И.Базылева,
С.П.Гурко. - Мн.: Издательский центр БГЭУ,
2005г