Денежно-кредитная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 21:25, реферат

Описание работы

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………..………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…...…..……………4
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ………………..………………………………………….………………..………5
3. ТИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………….……..8
4. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………….9
5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2014-2015г.г. …………………………...…….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..15

Файлы: 1 файл

реферат Саня(4).docx

— 35.60 Кб (Скачать файл)

Общие методы влияют на весь кредитный рынок и в основном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков. [7, с. 462].

В разных странах на разных стадиях развития финансового рынка применяются различные комбинации инструментов денежно-кредитной политики.

В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют следующие основные группы [7, с: 463]:

· рефинансирование банков;

· процентные ставки по операциям центрального банка;

· обязательное резервирование;

· валютные операции;

· операции на открытом рынке;

· прямые количественные ограничения;

· установление ориентиров роста денежной массы.

 В Республике Беларусь  осуществляется процентная политика. Достижение конечной цели денежно-кредитной  политики в условиях ориентации  на поддержание стабильного обменного  курса предполагает необходимость  усиления роли процентной ставки  в качестве инструмента денежно-кредитной  политики. Принципиально это означает  переход от управления объемом  денежного предложения к управлению  ценой денег в экономике. Данная  задача решается путем повышения  роли ставки рефинансирования  как основной процентной ставки  Национального банка. [1].

 

 

 

5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2014-2015г.г.

Стратегические цели и задачи, стоящие перед Национальным банком и- Правительством Республики Беларусь на 2014 г., а также основные меры по их достижению определены комплексом документов, в число которых входят и Основные направления денежно-кредитной политики страны. Для решения поставленных задач Национальный банк и Правительство разработали План совместных действий. Кроме того, Национальный банк подготовил План мероприятий по реализации Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2014 год. Однако возможности по совершенствованию практических механизмов и инструментов реализации монетарной политики не ограничиваются только указанными документами и всегда остаются открытыми, что способствует повышению эффективности денежно-кредитной политики и работы Национального банка в целом. Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики в 2014 г. Национальный банк продолжит проведение монетарной политики, главной целью которой будет снижение инфляции. Ценовая стабильность (сохранение покупательной способности национальной валюты) является важнейшим условием обеспечения устойчивого экономического развития страны и повышения благосостояния людей. Для достижения этой цели Национальный банк будет использовать все доступные инструменты совместно с мерами экономической политики Правительства.

До 2011 г. Национальный банк реализовывал стратегию денежно-кредитной политики, основанную на обеспечении стабильности обменного курса. Для Республики Беларусь, экономика которой открыта и имеет значительную долю экспортно-импортных операций в ВВП, такая монетарная политика была вполне обоснованной и эффективной. На протяжении достаточно длительного времени за счет использования обменного курса в качестве так называемого «якоря» удалось добиться существенного снижения инфляции и девальвации, повышения доверия субъектов экономики к национальной валюте. Но в результате влияния внутренних и внешних факторов, таких как изменением условий и цен импорта энергоносителей, падение спроса на белорусскую продукцию в связи с развитием мирового финансово-экономического кризиса ситуация потребовала переосмысления проводимой денежно-кредитной политики и выработки новых стратегических подходов к ее реализации в 2012 г. и в среднесрочной перспективе. Проведенная в конце 2011 г. трансформация заключалась не только в изменении цели денежно-кредитной политики в сторону ценовой стабильности. Реализация монетарной политики, основанной на достижении цели по инфляции, — это достаточно новый для нас и существенно более сложный подход к управлению денежно-кредитной сферой. Он потребовал коренного пересмотра курсовой политики в сторону перехода к режиму «управляемое плавание». Процентная политика приобрела большую значимость для достижения конечной цели по инфляции, а подходы к денежной эмиссии у Национального банка сегодня, наверное, одни из самых жестких.

В 2014 г. Национальный банк продолжит проводить курсовую политику в режиме «управляемое плавание». При этом планируется, что постепенно будет уменьшаться его присутствие на валютном рынке, а интервенции будут осуществляться лишь для сглаживания резких конъюнктурных колебаний обменного курса. Среднесрочная динамика курса должна определяться фундаментальными факторами: производительностью труда, издержками производства и конкурентоспособностью экономики в целом.

В числе других инструментов денежно-кредитной политики можно выделить процентные ставки, которые традиционно являются основным инструментом воздействия центрального банка на инфляцию, при этом Национальный банк должен обладать операционной независимостью в их применении.

         Политика процентных ставок в 2015 году обеспечит их поддержание  на положительном в реальном  выражении уровне. Обеспечение привлекательности  и сохранности сбережений в  белорусских рублях будет осуществляться  путем превышения их доходности  над доходностью сбережений в  иностранной валюте. Сохранятся  рыночные условия рефинансирования  банков с использованием стандартных  инструментов регулирования ликвидности.

 Еще одним важным  инструментом является эмиссионная политика. С июня 2011 г. Национальный банк проводит жесткую эмиссионную политику. В 2014 г. эти подходы будут полностью сохранены. Кредитная эмиссия будет производиться исключительно в рамках использования стандартных операций рефинансирования банков по рыночной процентной ставке и на короткие сроки. Излишки ликвидности на рынке, в том числе сформированные за счет покупки иностранной валюты в государственные золотовалютные резервы, будут изыматься с использованием рыночных инструментов Национального банка в той мере, в которой это необходимо для достижения конечной цели денежно-кредитной политики по инфляции. Политика формирования фонда обязательных резервов также будет подчинена достижению этой цели с учетом необходимости сохранения финансовой стабильности на рынках. Важнейшей задачей в 2014-2015г.г. остается сохранение золотовалютных  резервов в условиях значительных выплат по внешним и внутренним обязательствам Республики Беларусь. Это необходимо для обеспечения экономической безопасности страны, выполнения международных обязательств, а также в качестве гаранта доверия к проводимой политике. С учетом предстоящих выплат внешнего долга решение этой задачи в определяющей мере зависит от возможности привлечения в страну запланированных объемов прямых иностранных инвестиций, процессов приватизации и проведения сбалансированной макроэкономической и бюджетной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышесказанного можно сделать следующий вывод, что денежно-кредитная политика является важным инструментом регулирования всех рыночных связей. Она является особым видом деятельности государства и заключается в разработке и осуществления системы мероприятий, с помощью которой регулируются денежно-кредитные процессы в стране.

Приоритетная цель денежно-кредитной политики - стабилизация общего уровня цен. Промежуточные цели - объем денежной массы и уровень процентных ставок.

Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования.

Реализация денежно-кредитной политики в Республике Беларусь осуществляется в целом успешно; результатом реализации которой является рост ВВП, снижение ставки рефинансирования, а также сдерживание темпов инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Указ Президента Республики Беларусь от 01.12.2014г. № 551 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2015 год».

2. Указ Президента Республики  Беларусь от 31.12.2013. № 586 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2014 год».

3. Указ Президента Республики Беларусь от 25.09.2012. № 419 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год».

4. Указ  Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года  № 136 (Программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы).

5. Банковский кодекс Республики  Беларусь от 25.10.2000г. № 441-3.

6. Деньги. Кредит. Банки. Учебник. Под ред. Г.И.Кравцовой. – МН.: БГЭУ, 2003г. – 527 с.

7. Деньги, кредит, банки: Учебник. Под ред. О. И.Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2003г. – 464с.

8. Экономическая теория. Учебное электронное издание на СD-ROM. Система дистанционного обучения. Часть 1-4. Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. - Мн.: Издательский центр БГЭУ, 2005г

.

 


Информация о работе Денежно-кредитная система Республики Беларусь