Денежно-кредитное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

В условиях увеличения денежного предложения ужесточаются меры по регулированию денежного оборота в зависимости от состояния платежного баланса и государственного бюджета страны. Существенное значение имеет рост удельного веса «длинных» денег в структуре денежной массы, что оказывает понижательное воздействие на динамику скорости обращения. Постепенное усиление монетизации экономики выступает как фактор, способствующий снижению скорости обращения денег. Формирование способности адекватной реакции субъектов производственного сектора экономики во многом зависит от поведения центрального банка и его кредитной политики.

Файлы: 1 файл

дкр.docx

— 37.19 Кб (Скачать файл)

                                                  Введение.

На рубеже XXI века Россия как суверенное и независимое государство создало  основные институты рыночной экономики, в том числе центральный банк как субъект денежно-кредитного регулирования. С помощью активной, подчас жесткой денежно-кредитной  политики центрального банка государству  в начальные годы XXI века удалось  сформировать определенные тенденции  денежно-кредитного регулирования.

Тенденция повышения привлекательности  национальной валюты явилась следствием того, что под влиянием глубокой трансформации в российской экономике  задачи денежного оборота значительно  изменились и требовалось их кардинальное решение.

Обеспечение свободного перелива капитала и введение новых денег для  удовлетворения необходимых потребностей экономики (обслуживаемых преимущественно  рыночными отношениями), функционирование денежного оборота в рамках прогнозного  планирования и в условиях существования  различных форм собственности начало осуществляться при высокой степени  децентрализации и тесной связи  безналичного и наличного денежного  оборота.

Укрепление номинального курса  национальной денежной единицы стало  важным сигналом участникам денежного  рынка для пересмотра своих инвестиционных портфелей, а участникам денежного  оборота — для применения мер  оптимизации инвестиционных портфелей.

В условиях увеличения денежного предложения  ужесточаются меры по регулированию  денежного оборота в зависимости  от состояния платежного баланса  и государственного бюджета страны. Существенное значение имеет рост удельного  веса «длинных» денег в структуре  денежной массы, что оказывает понижательное  воздействие на динамику скорости обращения. Постепенное усиление монетизации экономики выступает как фактор, способствующий снижению скорости обращения денег. Формирование способности адекватной реакции субъектов производственного сектора экономики во многом зависит от поведения центрального банка и его кредитной политики. Повышение меры ответственности центрального банка за конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, т.е. выяснение положения дел в реальном секторе экономики и защита национального производителя, способствует закреплению данной тенденции.

Сохранение действующей динамики скорости обращения денег позволяет  более точно оценивать спрос  на деньги. Происходит четкое и регламентированное законодательством формирование ролевых  функций различных хозяйственных  структур, прежде всего центрального банка и коммерческих банков, по осуществлению эмиссии денег  и соответственно изменение их положения, более четкое регулирование денежного  оборота.

Формированию денежной массы в  объемах, необходимых для удовлетворения экономически обоснованного спроса на национальную валюту, способствует и тенденция к увеличению денежного  мультипликатора.

Развитие банковского сектора  в целом характеризуется дальнейшим закреплением позитивных тенденций  роста активов, собственных средств (капитала), а также привлеченных средств, в том числе вкладов  населения.

Изменение структуры совокупных активов  кредитных институтов в пользу кредитования нефинансового сектора представляет собой долговременную тенденцию.

 

1. Понятие денежно-кредитного  регулирования

Теории спроса и предложения  денег, равновесие на денежном рынке  являются научной основой для  проведения государством обоснованной, взвешенной кредитно-денежной политики, направленной на стабилизацию экономического развития.

Совокупность государственных  мероприятий в области денежного  обращения и кредита называется денежно-кредитной политикой.

Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий  в области денежного обращения  и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.

Современные экономические  словари и глоссарии дают следующее  определение понятия денежно-кредитной  политики:

Денежно-кредитная политика - это «проводимый государством курс и осуществляемые меры в области  денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии  денежной системы. Основными составляющими  такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие  обязательных минимальных резервов. К наиболее широко используемым методам  денежно-кредитной политики относятся: изменение ставки учетного процента, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов, а также выборочные методы регулирования отдельных видов кредита».

2. Цели денежного  – кредитного регулирования

Денежно-кредитная  политика – это система государственных мер по управлению денежной массой,  находящейся в обращении.    Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег".

Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие  цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя  регулирование на расширение или  сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного  развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки  национальных экспертов на внешнем  рынке. Таким образом, воздействие  на кредит позволяет достичь более  глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных  денежных средств затрудняет осуществление  коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения  в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а  во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег". Нужно отметить, что с помощью  кредитного регулирования государство  стремится смягчить экономические  кризисы, сдержать рост инфляции, в  целях поддержания коньюктуры государство  использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли  народного хозяйства. Нужно отметить, что кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в  том, что центральный банк либо оказывает  косвенное воздействие через  ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения  кредита).

С помощью кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

Кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в  том, что центральный банк либо оказывает  косвенное воздействие через  ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения  кредита).

В условиях высокоразвитой рыночной экономики в основе денежно-кредитной  политики лежит принцип "компенсационного регулирования". Принцип компенсационного регулирования включает сочетание  двух комплексов мероприятий:

  • политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении;
  • политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении. Политика денежно-кредитной рестрикции (политика "дорогих денег") применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика "дешевых денег") применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования в целях хозяйственного оживления.

Основные цели денежно - кредитной  политики государства меняются в  зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это  государство.

Приоритет целей денежно-кредитной  политики определяется состоянием государственных  финансов, стабильностью экономики  государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов  и расходов государственного бюджета  или его дисбалансом.

В связи с этим, представляется нецелесообразным пытаться описать  подробно цели денежно-кредитной политики без их привязки к характеристике социально-экономического уровня развития государства. В общем случае, основными целями денежно-кредитной политики государства являются:

  • регулирование экономической активности агентов экономических отношений;
  • достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;
  • создание безинфляционной экономики.

Денежно-кредитная политика в настоящее время — одна из форм косвенного воздействия государства  на экономику. Она основывается на теоретических  представлениях ученых-экономистов  о роли денег в экономике и  их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных  теориях деньги все чаще рассматриваются  как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала  важнейшей частью макроанализа.

Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована  на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста  страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию  растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело  к некоторому укреплению реального  валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

В результате взвешенной денежно-кредитной  политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились  золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний  обменного курса.

Деятельность Банка России в области развития платежной  системы была направлена на повышение  ее надежности и эффективности для  обеспечения стабильности финансового  сектора и экономики страны. С  целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной  системы Банком России была введена  отчетность кредитных организаций  и территориальных учреждений Банка  по платежам, которая учитывала международный  опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами. В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).

Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение  достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения  требований к содержанию, объему и  периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информация о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в  последнее время все более  важную роль начинают играть специфические  риски, связанные с динамикой  цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у  ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск - ориентированного) банковского надзора.

В начале 2011 года Банк России продолжил  ужесточение денежно-кредитной политики. В целях снижения инфляции в январе было принято решение о повышении  нормативов обязательных резервов. В  феврале Банк России объявил о  еще одном повышении нормативов обязательных резервов и о повышении  большинства процентных ставок Банка  России, включая ставку рефинансирования, на 0,25%. В марте 2011 г. вновь было принято  решение о повышении нормативов обязательных резервов.

1.2. Инструменты и методы денежно-кредитной  политики.

Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную  политику.

 

Основные цели денежно-кредитной политики:

  • достижение финансовой стабилизации;
  • снижение темпов инфляции;
  • укрепление курса национальной валюты;
  • обеспечение устойчивости платежного баланса страны;
  • создание условий для стимулирования экономического роста.

В I квартале 2011 г. состоялись три заседания Совета директоров    Банка России по вопросам денежно-кредитной политики. Сложившийся в этот период баланс макроэкономических рисков предопределил необходимость постепенного ужесточения денежно-кредитной политики. В результате Банком России были приняты решения о повышении нормативов обязательных резервов и об увеличении на 0,25 процентного пункта процентных ставок по отдельным своим операциям. При этом для усиления действенности процентной политики был сужен интервал процентных ставок Банка России по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности и выровнены ставки по депозитным операциям на стандартных условиях со сроками "1 день" и "1 неделя". Принятые решения способствовали увеличению в I квартале 2011 г. уровня средневзвешенной ставки MIACR по однодневным рублевым кредитам.

Информация о работе Денежно-кредитное регулирование