Денежно-кредитное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

В условиях увеличения денежного предложения ужесточаются меры по регулированию денежного оборота в зависимости от состояния платежного баланса и государственного бюджета страны. Существенное значение имеет рост удельного веса «длинных» денег в структуре денежной массы, что оказывает понижательное воздействие на динамику скорости обращения. Постепенное усиление монетизации экономики выступает как фактор, способствующий снижению скорости обращения денег. Формирование способности адекватной реакции субъектов производственного сектора экономики во многом зависит от поведения центрального банка и его кредитной политики.

Файлы: 1 файл

дкр.docx

— 37.19 Кб (Скачать файл)

 

Основополагающей целью  кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся  полной занятостью и отсутствием  инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного  предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости  и уровня цен. Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное  регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег".

Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие  цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя  регулирование на расширение или  сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного  развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки  национальных экспертов на внешнем  рынке. Таким образом, воздействие  на кредит позволяет достичь более  глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных  денежных средств затрудняет осуществление  коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег". Нужно отметить, что с помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания коньюктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства. Нужно отметить, что кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита).

С помощью кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного  хозяйства.

Кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в  том, что центральный банк либо оказывает  косвенное воздействие через  ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения  кредита).

В условиях высокоразвитой рыночной экономики в основе денежно-кредитной  политики лежит принцип "компенсационного регулирования". Принцип компенсационного регулирования включает сочетание  двух комплексов мероприятий:

  • политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении;
  • политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении. Политика денежно-кредитной рестрикции (политика "дорогих денег") применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика "дешевых денег") применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования в целях хозяйственного оживления.

Основные цели денежно - кредитной  политики государства меняются в  зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это  государство.

Приоритет целей денежно-кредитной  политики определяется состоянием государственных  финансов, стабильностью экономики  государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов  и расходов государственного бюджета  или его дисбалансом.

В связи с этим, представляется нецелесообразным пытаться описать  подробно цели денежно-кредитной политики без их привязки к характеристике социально-экономического уровня развития государства. В общем случае, основными целями денежно-кредитной политики государства являются:

  • регулирование экономической активности агентов экономических отношений;
  • достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;
  • создание безинфляционной экономики.

Денежно-кредитная политика в настоящее время — одна из форм косвенного воздействия государства  на экономику. Она основывается на теоретических  представлениях ученых-экономистов  о роли денег в экономике и  их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных  теориях деньги все чаще рассматриваются  как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала  важнейшей частью макроанализа.

Заключение

В современной капиталистической, основанной на промышленном развитии экономике денежно-кредитное регулирование  возможно лишь при наличии созданной  годами предшествующего промышленного  подъёма производственной и социальной инфраструктуры (необходимых для  производства рыночно ценных товаров) и за счёт них. Оно, это денежно-кредитное  регулирование, оказывается осуществляемым постольку, поскольку возможен постепенный  эксплуатационный износ производственной и социальной инфраструктуры, что  ведёт к их кризису, неуклонно  переводящему всю экономику в  депрессивное состояние, а депрессия  разрушает мировую торговлю, возможность  глобальных переливов капиталов, и  главным образом именно коммерческих капиталов. Это общая болезнь  мирового капитализма, связанная с  волновой (или волнообразной) цикличностью подъёмов и спадов конъюнктуры, и  как раз степень разрушения денежно-кредитным  регулированием промышленной и социальной инфраструктуры, то есть производительных сил и производственных отношений, в значительной мере определяет глубину  депрессивных экономических кризисов и степень упадка мировых торговых, производственных, политических отношений. Такой упадок становится причиной мировых  войн, когда каждая страна стремится  решить экономические проблемы и  проблемы удержания внутренней социально-политической стабильности за счёт других стран  с помощью военной силы.

Необходимо отметить сильные  и слабые стороны кредитно денежной политики. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению  с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с кредитно - денежной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления; кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы  коммерческих банков до точки, в которой  банки вынуждены ограничить объем  кредитов. А это означает ограничение  предложения денег. Политика дешевых  денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут  ссуду и предложение денег  увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной  ассиметрией, причем она может оказаться  серьезной помехой кредитно-денежного  регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды повышение  избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к увеличению денежного предложения.

Другой негативный фактор, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию  меняться в направленнии, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег. Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

Список использованной литературы

  1. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: ИМПЭ, 2006. – 458 с.
  2. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 2008. – 264 с.
  3. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. – М.: Информационно-внедренч. центр «Маркетинг», 2008. – 492 с.
  4. Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. проф. Кушлина В.И. и проф. Волгина Н.А. - М.: ОАО "НПО "Экономика", 2000. - 735 с.
  5. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. – М.: Дело, 2008. – 280 с.
  6. Государственное регулирование экономики в современных условиях. – М.: ИЭ РАН, 2007. – 132 с.
  7. Дробозина В.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 362 с.
  8. Егоров Е.В. Экономика общественного сектора: Курс лекций. – М.: ТЕИС, 2008. – 334 с.
  9. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 2008.
  10. Лифшиц А.Ю. Экономика реформ в России и ее цена. – М.: Экономика, 2007. – 198 с.
  11. Иришев Б.К. Денежно-кредитная политика: концепция и механизм / - Алма-Ата: Чылым, 2008.

 


Информация о работе Денежно-кредитное регулирование